Как же просто устроена жизнь! Проблему, которую долгие-долгие и долгие годы замалчивают ученые, (по разным причинам), взял и запросто поднял в гостиной «Якутии» Владилав Левочкин. Проблему – оленные якуты (в том числе ессейцы) якуты или не якуты?
К великому сожалению немалого количества населения Якутии причислявшего себя к народу саха, среднеленские скотоводческие якуты и на бытовом и в наукообразных кругах, отторгают оленных саха. А сегодня, все дружно отторгают русскоязычных якутов, метисов, которые, тем не менее, хотели бы причислять себя к этносу давшему название республике. Если бы мы, признавали якутами (или саха), всех кто хочет и придерживается общих культурных, языковых традиций, объединяющих этнос, нас было бы гораздо больше 800 тысяч. И прав Сомоготто, когда говорил что история повторяется – чтобы не платить ясак, многие народы крестились и стали называться Ивановыми, Петровыми, потеряв исконные имена, историческую память. Ныне, в погоне за малочисленными льготами, многие вдруг стали числиться эвенками, эвенами, юкагирами, долганами, не зная ни основ культуры, ни языка. Стыдно и грустно.
По воле судьбы, я родился в с. Харыйалаах. Оленекского района Якутской АССР, Отец учитель, оленекский, мать – медицинский работник – урожденная ф. Ессей. По приказам Министерства образования или Министерства здравоохранения, вместе с родителями сменил много мест жительства, в том числе и центральных районах Якутии. Но в детстве никак не мог понять, почему меня обзывают тунгус. Оказалось, ученые дяди уже давно определили и всем вдолбили, – якутом может быть только скотовод! Если от меня пахнет навозом – я якут, а если не пахнет – тунгус? А люди, которые говорят на якутском языке, осознают себя якутами, но содержат оленей – не якуты?! По этой же аналогии и городские, и вы, уже два века и не якуты и не тунгусы?
В советские времена, когда были живы очевидцы районирования СССР в 1939 г., по направлению министерств ЯАССР, в ф. Ессей Эвенкийского автономного округа Красноярского края, направлялись и учителя и медицинские работники, потому что, работники министерств помнили 1939 г. До районирования 1939 г. фактория Ессей, земли которого простирались до р. Енисей, была в составе Вилюйского округа ЯАССР, и была основана Вилюйскими купцами Соломоновыми, из н. Тылгыны. Возможно товары гнали от Аяна (Охотское море), через Якутск, Вилюйск, на ф. Ессей, оттуда на Хатангу, Оленек.
Границы Красноярского края резали по живому. В архиве п. Тура, административном центре Эвенкии, хранится копия слезного, по-другому не скажешь, письма общего собрания жителей ф. Ессея, в Президиум Компартии ЯАССР – не отдавайте нас Красноярскому краю! Не отделяйте от Родины! От родственников! Ответного письма там нет. Бросила их родина. Та же операция наверняка была проделана и с Аянскими и Бодойбинскими якутами.
Но большая Родина иногда вспоминала о своих «отрезанных детях». Учителя по специальным направлениям Министерства образования ЯАССР отрабатывали оговоренный срок. Первый Президент Якутии М. Николаев, зная историю фактории, старался облегчить жизнь ессейцев, и самое главное – открыл прямые рейсы на Оленек, Мирный. Все-таки в закрытом поселке здоровье населения постепенно ухудшается. Когда отказал единственный дизель, не оставалось солярки на долгую зиму – помощь оказал В. Штыров. После большого наводнения благодаря помощи «Алроса», поселок остался на старом месте. Быть якутом в Эвенкии тогда было престижно. Целая алмазная Республика помогала своим землякам!
Не знаю, по какой причине ученый люд из Якутии, который копался в архиве п. Тура, не знакомит общественность Республики и с другим документом – церковно – приходскими книгами. Общепризнано – первая православная церковь в Якутии была поставлена в ф. Ессей. На приходе, по-видимому там служил умный дьякон. В книгах у него записано: такого-то числа… крестился якут рода Ботулу, такого-то числа… крестился якут рода Маймага, такого-то числа… крестился якут рода Эспек, такого-то числа… крестился якут рода Осогосток, такого-то числа… крестился якут рода Бети, такого-то числа… крестился якут рода Чорду, такого-то числа… крестился якут рода Уодай, такого-то числа… крестился якут рода Дулган, и т.д. Поэтому ессейцы по праву гордятся тем, что в отличие от хитрецов, сменивших свои якутские имена ради отмены ясака, сохранили названия родов как фамилии. И при том, даже во время советской власти, когда все среднеленские саха по паспорту были якутами, вплоть до начала 70 годов прошлого столетия, в паспортах ессейцев в графе «национальность» было проставлено «саха», старики этого добивались любыми путями.
Конечно, обидно за земляков, когда ученые и с экрана телевизора, и со страниц своих книжек, с умным видом доказывают, что скотоводческие саха «сахатее» чем оленные саха. Есеейцы на протяжении трех столетий доказали и доказывают, что и оленные саха достойны называться «Ураангхай-сахалар». Тем более что если Л. Брежнев предлагал отменить национальность и всем называться «советскими», то, убрав в паспорте ненавистную любой номенклатуре графу, в современной России добились того, что наши дети потерялись в дебрях истории. Им сейчас по барабану абсолютно все, кроме золотого тельца, (в том числе и наши с вами споры кто сахатее).
Много тайн о завоевании Якутии, о ф. Ессей, хранит Туруханский архив, Красноярский краевой. И хочется надеяться, что ученые в них будут искать общие корни, и факты, объединяющие народ Һаха.
15.09.2006 г.
п. Графский Берег. А.Х. Христофоров Опубликовано в Тас сахалар туһунан ыстатыйалар. Метки: Ессей, оленные якуты, табалаах сахалар. Оставьте комментарий » Атыттары атарахсытымыаҕыҥ 13.01.2010 — halantul