Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2010 » Кулун тутар » 15 » Ессейцы – якуты или не якуты?
Ессейцы – якуты или не якуты?
06:42
Тас сахалар саайтара:      http://tassakhalar.wordpress.com/
Ессейцы – якуты или не якуты?
01.03.2010 — halantul

Как же просто устроена жизнь! Проблему, которую долгие-долгие и долгие годы замалчивают ученые, (по разным причинам), взял и запросто поднял в гостиной «Якутии» Владилав Левочкин. Проблему – оленные якуты (в том числе ессейцы) якуты или не якуты?

К великому сожалению немалого количества населения Якутии причислявшего себя к народу саха, среднеленские скотоводческие якуты и на бытовом и в наукообразных кругах, отторгают оленных саха. А сегодня, все дружно отторгают русскоязычных якутов, метисов, которые, тем не менее, хотели бы причислять себя к этносу давшему название республике. Если бы мы, признавали якутами (или саха), всех кто хочет и придерживается общих культурных, языковых традиций, объединяющих этнос, нас было бы гораздо больше 800 тысяч. И прав Сомоготто, когда говорил что история повторяется – чтобы не платить ясак, многие народы крестились и стали называться Ивановыми, Петровыми, потеряв исконные имена, историческую память. Ныне, в погоне за малочисленными льготами, многие вдруг стали числиться эвенками, эвенами, юкагирами, долганами, не зная ни основ культуры, ни языка. Стыдно и грустно.

По воле судьбы, я родился в с. Харыйалаах. Оленекского района Якутской АССР, Отец учитель, оленекский, мать – медицинский работник – урожденная ф. Ессей. По приказам Министерства образования или Министерства здравоохранения, вместе с родителями сменил много мест жительства, в том числе и центральных районах Якутии. Но в детстве никак не мог понять, почему меня обзывают тунгус. Оказалось, ученые дяди уже давно определили и всем вдолбили, – якутом может быть только скотовод! Если от меня пахнет навозом – я якут, а если не пахнет – тунгус? А люди, которые говорят на якутском языке, осознают себя якутами, но содержат оленей – не якуты?! По этой же аналогии и городские, и вы, уже два века и не якуты и не тунгусы?

В советские времена, когда были живы очевидцы районирования СССР в 1939 г., по направлению министерств ЯАССР, в ф. Ессей Эвенкийского автономного округа Красноярского края, направлялись и учителя и медицинские работники, потому что, работники министерств помнили 1939 г. До районирования 1939 г. фактория Ессей, земли которого простирались до р. Енисей, была в составе Вилюйского округа ЯАССР, и была основана Вилюйскими купцами Соломоновыми, из н. Тылгыны. Возможно товары гнали от Аяна (Охотское море), через Якутск, Вилюйск, на ф. Ессей, оттуда на Хатангу, Оленек.

Границы Красноярского края резали по живому. В архиве п. Тура, административном центре Эвенкии, хранится копия слезного, по-другому не скажешь, письма общего собрания жителей ф. Ессея, в Президиум Компартии ЯАССР – не отдавайте нас Красноярскому краю! Не отделяйте от Родины! От родственников! Ответного письма там нет. Бросила их родина. Та же операция наверняка была проделана и с Аянскими и Бодойбинскими якутами.

Но большая Родина иногда вспоминала о своих «отрезанных детях». Учителя по специальным направлениям Министерства образования ЯАССР отрабатывали оговоренный срок. Первый Президент Якутии М. Николаев, зная историю фактории, старался облегчить жизнь ессейцев, и самое главное – открыл прямые рейсы на Оленек, Мирный. Все-таки в закрытом поселке здоровье населения постепенно ухудшается. Когда отказал единственный дизель, не оставалось солярки на долгую зиму – помощь оказал В. Штыров. После большого наводнения благодаря помощи «Алроса», поселок остался на старом месте. Быть якутом в Эвенкии тогда было престижно. Целая алмазная Республика помогала своим землякам!

Не знаю, по какой причине ученый люд из Якутии, который копался в архиве п. Тура, не знакомит общественность Республики и с другим документом – церковно – приходскими книгами. Общепризнано – первая православная церковь в Якутии была поставлена в ф. Ессей. На приходе, по-видимому там служил умный дьякон. В книгах у него записано: такого-то числа… крестился якут рода Ботулу, такого-то числа… крестился якут рода Маймага, такого-то числа… крестился якут рода Эспек, такого-то числа… крестился якут рода Осогосток, такого-то числа… крестился якут рода Бети, такого-то числа… крестился якут рода Чорду, такого-то числа… крестился якут рода Уодай, такого-то числа… крестился якут рода Дулган, и т.д. Поэтому ессейцы по праву гордятся тем, что в отличие от хитрецов, сменивших свои якутские имена ради отмены ясака, сохранили названия родов как фамилии. И при том, даже во время советской власти, когда все среднеленские саха по паспорту были якутами, вплоть до начала 70 годов прошлого столетия, в паспортах ессейцев в графе «национальность» было проставлено «саха», старики этого добивались любыми путями.

Конечно, обидно за земляков, когда ученые и с экрана телевизора, и со страниц своих книжек, с умным видом доказывают, что скотоводческие саха «сахатее» чем оленные саха. Есеейцы на протяжении трех столетий доказали и доказывают, что и оленные саха достойны называться «Ураангхай-сахалар». Тем более что если Л. Брежнев предлагал отменить национальность и всем называться «советскими», то, убрав в паспорте ненавистную любой номенклатуре графу, в современной России добились того, что наши дети потерялись в дебрях истории. Им сейчас по барабану абсолютно все, кроме золотого тельца, (в том числе и наши с вами споры кто сахатее).

Много тайн о завоевании Якутии, о ф. Ессей, хранит Туруханский архив, Красноярский краевой. И хочется надеяться, что ученые в них будут искать общие корни, и факты, объединяющие народ Һаха.

15.09.2006 г.

п. Графский Берег. А.Х. Христофоров
Опубликовано в Тас сахалар туһунан ыстатыйалар. Метки: Ессей, оленные якуты, табалаах сахалар. Оставьте комментарий »
Атыттары атарахсытымыаҕыҥ
13.01.2010 — halantul

Мин 1986 с. Иркутскай уобалаһын Бодойбо оройуонугар олорор Баатаам сахаларын, 1987 уонна 1991 сс. Хабаровскай кыраай Тугур-Чумикан оройуонугар олохтоох Үт сахаларын тылларын-өстөрүн үөрэтэ, олохторун-дьаһахтарын билсэ бара сылдьыбытым (хас да буолан сылдьыбыппыт).
«Хабаровскай-Охотскай сахата» диэн ааттаммыт киһи, бэйэтэ суруйбутун курдук, Хабаровскай кыраай Охотскай оройуонугар олорор. Кини төрөөбүт норуотун, тылын, эдэр ыччатын туһунан ис дууһатыттан ыалдьар, ол туһунан толкуйдуур үтүө киһи эбит. Дьиҥнээх аата-суола ким диэнэ эбитэ буолла? Кини суруйуутун дууһа кыланыытын быһыытынан сыаналыахха сөптөөх. Эһиги, Саха сиригэр олорор, туспа өрөспүүбүлүкэлээх, бырабыыталыстыбалаах, сайдыылаах сахалар, Сахаҕыт сирин тас өттүгэр олорор биир төрүттээх-уустаах дьоҥҥутун болҕомтоҕо ылыҥ дуу, көмөлөһүҥ, күн-ый буолуҥ, симэлийэр суолга киллэримэҥ, тыыммытын уһатыҥ диэн көрдөһөн суруйбут.
Кырдьыга, сорох дьон Хабаровскай, Красноярскай кыраайдарга, Иркутскай, Магадан, Чита, Амур уобаластарыгар олорор сахалары ускул-тэскил барбыт, туора дьон курдук сыаналыахтарын сөп. Дьиҥинэн, оннук буолбатах.
Мин ордук Үт сахаларын үөрэппит, билэр, сүүрбэттэн тахса сыл устата билсэр киһи быһыытынан эттэхпинэ, тас сахалар (кинилэри итинник ааттыыбыт) олохторо-дьаһахтара олус уустук, төрөөбүт тыл, култуура, оҕону иитэр-үөрэтэр тэрилтэлэргэ төрөөбүт тылы үөрэтии боппуруостара олус ыарахаттар. Оннооҕор биһиги, Саха сиригэр, Дьокуускайга олорон ити боппуруостарга ыарахаттары көрсөбүт. Оттон тас сахалар балаһыанньалара оннооҕор уонунан төгүл уустугун өйдүөх тустаахпыт.
Бу туһунан Үт сахаларын бас-көс киһитэ Н.Н. Иванов-Утучур «Кыһалҕа» диэн хоһоонугар маннык суруйан турар:

Билигин олох уларыйда,
Ону кэйан оҥорбоппут,
Салайар, уйуур дьон малыйда,
Бэйабут кэйбат боллубут.
Манна биһи дьоннорбут
Улэта суох сылдьаллар,
Ону-маны атыланнар,
Арагыҕа иирэллэр.
Олохпут билигин эрахан
Ыраах олорор боламмут…
Бииргэ тутуһар болларбут,
Олоху син тутотыбыт…
Саха дьонун дойдутуттан
Биһи тэйитти да олордорбут,
Түрээн, саха төрдутуттан
Санааҕа тутан турабут…

Соторутааҕыта ыыппыт суругар Николай Тугур-Чумикан оройуонугар олохтоох саха¬лар, эбэҥкилэр олохторо күнтэн күн мөлтөөн иһэрин, кыра дэриэбинэлэри сабар куттал үөскээбитин, Тугур уонна Удской диэн икки эрэ дэриэбинэ хааларын туһунан курутуйан туран суруйбута.
Тас сахалар эдэр ыччаттара төрөөбүт тылларын билбэттэр, аҕа көлүөнэ эрэ дьон сахалыы билэллэр, кэпсэтэллэр. Онон «Хабаровскай-Охотскай сахатын» ыҥырыытын бүттүүн норуот, бырабыыталыстыба таһымынан быһаарыахха наада.
Өссө 1848 с. бэчээттэнэн тахсыбыт «Ахтыылар» литература сахалыы бастакы айымньытыгар А.Я. Уваровскай Үккэ айан, Үт сирин-дойдутун туһунан суруйбута. Өксөкүлээх Өлөксөй саха тылын түөлбэ тылларын, олор истэригэр Магадан, Охотскай уона Амур сахаларын тылларын үөрэппитэ. Хомойуох иһин, онтон ыла 80-ча сыл ааста. Амур сахаларын тыла күн бүгүнүгэр диэри үөрэтиллэ илик. Эбэтэр кинилэр имири эстэн бүтэллэрин күүтэбит дуу?
Саха саарыннара, улуу убайдарбыт П.Ойуунускай, М.Аммосов, И.Бара¬хов уо.д.а. 1920-с сыллардаахха Саха АССР састаабыгар киирэр, Охотскай муора кытылыгар олорор сахалар, эбэҥкилэр, эбээннэр интэриэстэрин көмүскэспиттэрэ, Саха сирин кыраныыссатын уларытыыны утарсыбыттара. Ол түмүгэр 1928, кэлин 1937-1939 сс. олоҕо суох буруйданан сырдык тыыннара быстыбыта.
Оттон биһиги билигин аан дойду араас аартыктарынан, Австралияҕа, Анголаҕа тиийэ айанныыбыт, саха суолун булаары Тибети, Индияны кытта тилийэ көтөбүт. Арай, хоннохпут анныгар сытар, биһиги көмөбүтүн, өйөбүлбүтүн күүтэр тас сахаларбыт эрэйдээхтэр сордоох-муҥнаах олохторун чэпчэтиһэр туһунан толкуй-санаа долоҕойбутугар тохтообото сатамньыта суох буолаарай.
Онон, саха дьоно, тас сахаларбытыгар иннибитинэн буолуоҕуҥ, көмө-тирэх буолар суоллары тобулуоҕуҥ, сүбэбитин холбуоҕуҥ, кинилэр биһиэхэ эрэллэрин эһимиэҕиҥ, кыахпыт баарынан толоруоҕуҥ. Этэргэ дылы, санаатын эрэ уурдар — саха кыайбата суох. Биһиэхэ оннооҕор биирдиилээн киһи ыарыйдаҕына бүтүн улууһунан, өрөс¬пүүбүлүкэнэн көмөлөһөр үтүө үгэстээх этибит. Оттон тыһыынчанан ахсааннаах хаан-уруу аймахтарбыт тыл-өс, олох-дьаһах өттүнэн кыһалҕаларыгар үтүө сүбэһит, күүс-көмө буолуу — ытык иэспит. «Атын сахалар» диэри гынар тас сахаларбытыгар атыннык, алгыстаахтык, аймахтыы сыһыаннаһыаҕыҥ, кинилэри атарахсытымыаҕыҥ!

Юрий ВАСИЛЬЕВ-ДЬАРГЫСТАЙ.

«Кыым» хаһыат, атырдьах ыйын 27, 2009, 33 № http://www.kyym.ru/?nid=154&id=1582
Опубликовано в Тас сахалар туһунан ыстатыйалар. Оставьте комментарий »
Views: 2225 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Кулун тутар 2010  »
БнОпСэЧпБтСбБс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 8
Ыалдьыттар (гостей): 8
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024