В апреле 2009 года в ходе совместной проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и департамента экономической безопасности МВД России Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) было признано нарушившим антимонопольное законодательство, что привело к ограничению конкуренции. А ещё в мае 2008 года Генеральная Прокуратура РФ сообщила, что в ходе проверки Роснедр были установлены факты введения не предусмотренных законом ограничений, процедур и платежей. По итогам проверки были внесены представления министру природных ресурсов, а также руководителю Роснедр, перед которыми был поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ряда руководителей.
Итогом этих, и всех других проверок всё время становились предписания, предупреждения и «привлечение к дисциплинарной ответственности ряда руководителей», тогда как следствием такой «работы» Роснедр становились бескрайне растянутые сроки освоения месторождений, появление административных барьеров в виде незаконных процедур и платежей и необоснованные дополнительные расходы хозяйствующих субъектов. Сегодня действия или (в зависимости от ситуации) бездействие Федерального агентства по недропользованию имеет несчастье в полной мере ощутить и Республика Саха (Якутия) – регион, имеющий стратегическую ценность для развития российского нефтегазового комплекса. Эта ценность обоснованна существованием Восточной газовой программы, утверждённой Минпромэнерго, и государственным интересом в наполнении нефтепровода ВСТО на Китай, ведь именно по территории Якутии пролегают 1485 км. проекта мирового масштаба.
Аналитики и специалисты наперебой рассуждают об объёмах работ, о перспективах разработки Чаянды и Ковыкты. Но надо ли напоминать, что основной задачей Роснедр является всё-таки не добыча, а плановое проведение аукционов по месторождениям и участкам, дабы определив законных недропользователей, иметь возможность наращивать государственный баланс по нефти и газу? И именно в данном вопросе работа ведётся очень вяло, точнее было бы сказать – никак.
Судите сами. В 2005 году Министерством природных ресурсов РФ была принята Государственная программа лицензирования недр на нефть и газ для районов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). В соответствие с этой программой с 2005 по 2010 годы на территории РС(Я) планировалось выставить на аукционы 55 перспективных участков, а фактически же приобрели недропользователя всего 22 из них.
В свете финансового кризиса такой простой можно объяснить, да и за количественными показателями в таком ответственном деле, как распределение недр российских, гнаться было бы не солидно. Но и в качественных показателях существуют очевидные проблемы. Потому что на лицензионных участках, распределённых за последние пять лет, работы в соответствии с лицензионными соглашениями не ведутся на доброй половине. И во всём этом вялотекущем безразличии иногда Роснедра всё же умудряются инициировать скандал, что называется «на ровном месте». Так, например, был подписан приказ Федерального агентства по недропользованию о прекращении права ЗАО «Сунтарнефтегаз» пользования недрами Южно-Березовского. Приказ подписан, «руководствуясь пунктами 2, 5 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах».
Вышеуказанные пункты Закона «О недрах» разъясняют причины, по которым можно досрочно отозвать лицензию: нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объёмах.
ЗАО «Сунтарнефтегаз» категорически не согласно как с самим фактом лишения лицензии, так и с тем, как это было сделано: не было ни соответствующих актов, ни созыва комиссии, ни протокола. Была грубо нарушена процедура отзыва лицензии. О том, что лицензию отозвали, руководство и работники компании узнали из средств массовой информации. Сразу же напрашивается вывод о том, что уведомление обладателя лицензии, как того требуют Закон и элементарные нормы деловой этики, было делом менее приоритетным, чем произведение фурора в СМИ. Надо отдать должное – вышло весьма эффектно!
Но всё-таки позвольте сообщить, что после получения лицензии «Сунтарнефтегазом» была проведена подготовка к началу геологоразведочных работ. Это и составление пятилетнего плана поисково-оценочных работ, и проектирование сейсморазведки, бурения скважин, получение лесобилетов, и заключение аренды земли. Подрядчик уже начал подготовительные работы по вырубке просек, мобилизовал необходимые технические и транспортные средства, до истечения же срока, указанного в лицензии оставалось еще два месяца. В нынешний век развития технологий, пройти 350 погонных км. является делом одного месяца. То есть, ничто не мешало компании уложиться в сроки, указанные в лицензионном соглашении. А главное, якутская компания смогла привлечь иностранных инвесторов в такой капиталоёмкий и рисковый проект, как геологоразведка.
Кроме того «Сунтарнефтегаз» – не единственная компания, которую можно уличить в несоблюдении сроков, указанных в лицензионном соглашении. Для сравнения: ЗАО «Иреляхнефть» в 2006 году получило лицензию на Мурбайский и Кэдэргинский участки, где никакие работы не начались по сей день. ЗАО «Евротек» (Надым) в марте 2007 года получил лицензию на работы на Нижне-Джербинском участке и также не выполняет основные пункты лицензионного соглашения.
То, что происходит на остальных участках, – тайна за семью печатями, но смеем предположить, что вряд ли найдётся хоть один недропользователь, работающий на территории Якутии, который бы чётко выполнял все лицензионные требования в соответствии с указанными сроками. Тем более, что Министерство природных ресурсов, учитывая финансовый кризис, относится к таким нарушениям, как несоблюдение сроков, вполне лояльно, сохраняя принципиальность лишь в вопросах экологии и корректного отношения к недрам. О чём сам министр Юрий Трутнев публично заявлял в начале 2009г.
Но в таком случае, как объяснить столь пристальное внимание карающего ока Роснедр именно к Южно-Березовскому? Вполне возможно, что он является стратегически важным, в отличие от других, и его необходимо освоить в кратчайшие сроки, но почему тогда его не внести в государственную программу? В принципе, это может быть тайной… военной… под грифом. Но как бы там не было, и что бы не служило причиной немилости, факт остаётся фактом – 28 декабря 2009 года, и.о. руководителя Федерального агентства по недропользованию П.В.Садовник единолично, без решения комиссии, без оформления надлежащих протоколов(!), издал Приказ № 1353 о досрочном прекращении права «Сунтарнефтегаза» пользования недрами участка.
Можно было бы долго недоумевать и удивляться, если бы не одно но! Все уже привыкли к тому, что с группой компаний, управляемой Афанасием Максимовым, за последние два года что-нибудь, да происходит. Просто полоса невезения какая-то! Может быть, опальному депутату впору к шаманам обращаться, ауру чистить? Только вот помогут ли шаманы, когда речь идёт о тайне… военной… под грифом? Тем более, что на имя генерального директора ЗАО «Сунтарнефтегаз» было получено письмо исх. № СН-01/003 от 18.05.09г. с просьбой оказать финансовую помощь некоему... «Фонду возрождения Мучкапа», поддерживаемому руководителем Федерального агентства по недропользованию Ледовских А.А. И в этот же день, 18.05.09г. на уведомлении Роснедра в адрес «Сунтарнефтегаз» исх. № ПС-06-31/2026 от 20.03.09г. самим Ледовских А.А., собственноручно ставится резолюция «продлить срок начала работ до 1 ноября».
Но следствием резолюции должен стать протокол, который «Сунтарнефтегаз» так и не получил. Замена протокола об изменении сроков на Приказ об отзыве лицензии более чем красноречиво свидетельствует о том, что помощь Мучкапу требовалась экстренная и эффективная. Где находится сей Мучкап и почему поддержка нужна именно ему, а не какому-нибудь другому населённому пункту нашей необъятной родины – вопросы риторические. Тут главное вот что: если Мучкап всё же возродится, сможет ли «Сунтарнефтегаз» продолжить работы на Южно-Березовском?