Независимая газета 15.04.2010 Анастасия Башкатова, Михаил Сергеев
Ни взлета, ни посадки Протесты авиадиспетчеров охватили около 40 аэропортов страны
Российских диспетчеров обвиняют в излишней солидарности. Региональная акция протеста авиадиспетчеров вчера стала общероссийской. Вчера к частичной голодовке диспетчеров Иркутска, Краснодара, Уфы, Ростова-на-Дону, Тюмени, Новосибирска и Екатеринбурга присоединились Мурманск и Санкт-Петербург. Глава Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) Сергей Ковалев заявил вчера «НГ», что переговоры с администрацией зашли в тупик и диспетчеры готовы полностью остановить работу в случае увольнения протестующих. В свою очередь, представители «Госкорпорации по организации воздушного движения» обвиняют профсоюз в экстремизме и корыстных мотивах.
Напомним, акция протеста вспыхнула 9 апреля 2010 года в Ростове-на-Дону. Так как по закону авиадиспетчерам запрещены какие-либо забастовки, они избрали «мягкую» форму протеста – ограничение приема пищи во внерабочее время. В рабочее же время авиадиспетчеры питаются, чтобы обеспечить безопасность авиаперевозок в полном объеме. 11 апреля акция охватила уже девять городов, к утру 14 апреля в акции стали участвовать около 30 городов, а к вечеру среды их стало около 40. Службы аэронавигации российских аэропортов подчинены «Госкорпорации по организации воздушного движения» (ГКОВД) в РФ, которой руководит Валерий Горбенко. Свой протест диспетчеры объясняют тем, что «вопросы безопасности полетов на предприятии, отвечающем за организацию воздушного движения и обороноспособность государства, не являются приоритетными». Кроме того, не проведена индексация зарплат с 1 апреля 2009 года. При этом руководство ГКОВД уклоняется от ведения переговоров по новому единому коллективному договору, а в филиалах заключены коллективные договоры, значительно ухудшающие положение работников. Не довольны диспетчеры и тем, что администрация применяет дисциплинарные взыскания к тем, кто защищает свои права. «На предприятии применяется тоталитарный метод управления с использованием обмана, запугивания и шантажа в отношении инакомыслящих работников», – говорит президент ФПАД Сергей Ковалев.
Как рассказывает Ковалев, в декабре 2009 года, когда оставалось несколько месяцев до окончания действующего коллективного договора, госкорпорация проигнорировала предложение представительного органа работников заключить новый коллективный договор. «Еще до декабря прошлого года во все органы власти были направлены обращения о том, что работодатель не выполняет собственных обязательств», – говорит профсоюзный лидер.
В результате Роструд поручил инспекции по труду провести проверку, в ходе которой был обнаружен ряд нарушений. Были также выданы предписания и предостережения генеральному директору. Но, сообщает Коваленко, «в настоящий момент ни Минтранс, ни «Росавиация» никак не реагируют на все перечисленные реалии».
В случае если до конца недели данный вопрос так и останется нерешенным, авиадиспетчеры могут перейти на более «жесткую» форму протеста – на полную голодовку. А это означает лишь одно: авиадиспетчеры каждый день перед началом работы проходят обязательный медосмотр, и через два дня голодовки диспетчера от его работы отстранят по состоянию здоровья. При этом в отношении голодающих будут применяться санкции – вплоть до увольнений. Тем самым логика конфликта делает остановку полетов практически неизбежной. «Авиадвижение может быть остановлено. Но это не является нашей задачей, мы к этому не стремимся. Мы предлагаем Минтрансу встретиться, решить вопросы. И главный наш вопрос – это целесообразность пребывания гендиректора Горбенко на его посту, так как вина за все происходящее возлагается только на него», – продолжил глава профсоюза.
Жалобы диспетчеров получает глава «Росавиации» Александр Нерадько. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
«НГ» попыталась связаться с представителями Минтранса для разъяснения этой ситуации. Однако в Минтрансе посоветовали обратиться к «Росавиации». А «Росавиация» переадресовала вопросы помощнику гендиректора ГКОВД Андрею Прянишникову. В ГКОВД протесты авиадиспетчеров объяснили личным конфликтом с руководством профсоюза и «стадным чувством солидарности». Как заявил «НГ» Прянишников, протестующие внятных требований не выдвигают и идут на поводу частных интересов профсоюзных лидеров. Тем не менее, по словам Прянишникова, госкорпорация будет «сражаться до конца». Требование отставки гендиректора ГКОВД, как считает помощник ее гендиректора, переводит конфликт в плоскость личного конфликта. Кроме того, как говорят представители администрации ГКОВД, профсоюз диспетчеров превратился в персональную кормушку для его руководства. Отказ от индексации зарплат диспетчеров в 2009 году Прянишников объясняет последствиями экономического кризиса, спадом авиаперевозок, сокращением услуг по аэронавигации, а также банкротством таких крупных авиакомпаний, как «ЭйрЮнион» и «КД-авиа». По словам помощника гендиректора ГКОВД, в июле этого года возможна индексация зарплат авиадиспетчеров. «Средняя зарплата авиадиспетчера в 2007 году составляла 43 461 рубль, в следующем кризисном 2008 году – 63 756 рублей и в 2009 году уровень ее достиг 71 556 рублей», – говорит Прянишников. (В свою очередь, сами авиадиспетчеры считают эти цифры явно завышенными.)
На это представитель авиадиспетчеров ответил, что «на самом деле по итогам 2008 года, несмотря на кризис, чистая прибыль корпорации составила около 3 млрд. руб., а ее доходы тогда составили 28 млрд. руб. В 2009 году чистая прибыль корпорации составила уже около 3,5 млрд. руб., а доходы – около 32 млрд. руб.». Объем авиаперевозок действительно снизился, утверждает Ковалев, но произошло увеличение тарифов, за счет которого корпорация и нарастила свои доходы. Зарплату в 71 тыс. руб. называть средней нельзя, считает представитель авиадиспетчеров. Потому что ее получают только в московском центре, и то – с учетом всех доплат за выслугу лет и за высокую квалификацию. Авиадиспетчер же первого класса, например, в Оренбурге, с учетом всех доплат за максимальную выслугу лет, за наивысший уровень владения английским языком, за работу в ночную смену получает от силы 43 тыс. руб.