Main » 2010»Муус устар»19 » Миллионы, которые потерял город... (Газета "Якутск Вечерний")
Миллионы, которые потерял город... (Газета "Якутск Вечерний")
12:55
Миллионы, которые потерял город... (Газета "Якутск Вечерний")
«В этом году на вас денег нет», - сколько раз слышали эту фразу из уст какого-нибудь чиновника многочисленные просители в администрации города? Денег нет на многое – на дороги, на благоустройство, на коммуникации, на строительство… И тем обиднее узнавать, что в конце года с пометкой «в виду отсутствия надобности» в бюджеты республики и России возвращались энные суммы денег. Или что часть средств мы утратили благодаря бездарному руководству каких-нибудь муниципальных предприятий. Например, в прошлом году в бюджете города были выявлены финансовые нарушения на сумму в 178 млн 734 тысячи рублей. Это доказали аудиторы контрольно-счетной палаты якутской городской Думы, которая в 2009 году провела 19 проверок среди получателей средств муниципального бюджета. Неясности, запутанности вплоть до откровенных нарушений и недостач нашли практически у всех. А мусор-то прибыльный
Одним из первых было проверено традиционно прибедняющееся городское предприятие – ОАО ЯГТК («Якутское городское транспортное предприятие»). Аудиторы с удивлением обнаружили, что мусорный бизнес, оказывается, довольно прибылен: так, за 9 месяцев 2007 года полигон «наработал» на более чем шесть миллионов рублей (а это на 40% больше плановой прибыльности предприятия), за те же 9 месяцев 2008 года – на почти 4 с половиной миллиона рублей (что составляло 37,2%) Проще говоря, эксплуатация полигона приносила прибыль в 3-4 раза больше, чем было заложено планово. Следовательно, и себестоимость захоронения мусора должна была быть сравнительно невысока. Однако и в 2007, и в 2008 годах тариф на один кубометр захоронения мусора завышался, при этом аудиторского заключения на расчет тарифа не было. За два года, пока действовали завышенные тарифы, местный бюджет недополучил 270 тысяч рублей. А городские окрестности, делает вывод контрольная палата, пополнялись несанкционированными свалками (объем которых, кстати, в несколько раз больше объема принимаемого мусора за год на Вилюйском и Хатынг-Юряхском полигонах), так как большинству частников было намного проще вывалить мусор в соседнем лесу, чем приобретать талоны за принятие мусора. Правда, недополучила ЯГТК намного больше: например, в 2008 году управляющие компании не заплатили предприятию почти 11 млн рублей, что в три раза больше, чем в 2007 году. А общая сумма долга возросла на 17 млн рублей. Кстати, на полигонах ЯГТК зарабатывала без лицензии - соответствующие документы предприятие получило лишь в ноябре 2008 года. Уголовное дело за «сосновый берег»
Более шести с половиной миллиона рублей потеряла мэрия на благоустройстве ПЖСК «Сосновый берег». Эту сумму заказчик МУ «Главстрой» и Департамент экономики выплатили подрядчикам за практически невыполненные работы. А объект «Инженерное обеспечение индивидуальной жилищной застройки ПЖСК «Сосновый берег» так и не был закончен. Материалы по этой проверке сейчас направлены в прокуратуру города. Невыгодная земля
Сразу несколько серьезных замечаний было сделано МУП «Земельная служба». Главное нарекание — тяжелое финансовое состояние предприятия, убытки которого по итогам 2008 года составили более 12 млн рублей. При этом выручка постоянно снижается (например, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. она упала в три раза), а кредиторская задолженность растет. В 2008 году МУП задолжало своим покупателям и заказчикам более 10 млн рублей, приняв деньги, но так и не оформив необходимые документы.
«Аптеки Якутска» лихорадит
Но серьезнее всего обстоят дела в МУП «Аптеки Якутска»: предприятие находится в глубоком финансовом кризисе, каждый год заканчивая с убытками в несколько миллионов рублей. В конце сентября 2009-го задолженность предприятия поставщикам составляла 61 млн 687 тысяч рублей, а по кредитам и займам – 14 млн рублей. «Аптеки Якутска» должны и налоговой службе (7 млн), и городу за аренду земли (778 тысяч). Причем, по замечаниям аудиторов, в такое положение МУП загнало себя само – во-первых, ввязавшись в строительство аптечного склада и аптеки на ул. Петровского, 8/1 (для чего были отвлечены собственные оборотные средства); во-вторых, не скупясь на премии, спонсорскую помощь и займы работникам (только за 9 месяцев прошлого года потратив на эти цели более одного млн рублей). Сегодня расчетные счета предприятия арестованы, а прилавки «Аптек Якутска» становятся беднее день ото дня: ведь из-за вывода оборотных средств уменьшились объемы оптовых закупок и розничных продаж. Покупатель все чаще делает выбор в пользу частных аптек, лишая и без того нищее предприятие торговой выручки. Материалы на деятельность бывшего директора МУПа переданы в прокуратуру города. Должны были дать, но не дали
В 2007—2008 годах средства, выделенные администрацией на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, были этой же администрацией использованы неэффективно: из 14 ветхих домов на момент проверки не были расселены семь. Общий объем проверенных средств составил 670 млн рублей. Нарушений было выявлено на сумму в 81 млн 579 тысяч рублей: – полтора миллиона списали на неэффективное расходование бюджетных средств; – 80 миллионов – на неправомерное использование бюджетных средств самой администрацией, которая вместо того, чтобы обязать застройщика расселить три дома на ул.Ф.Попова (№№ 17, 19, 19/1), великодушно сделала это за свой счет. Это странное благоустройство
Много нареканий и к МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», правда, носят они, скорее, организационный характер. Так, МУ СЭГХ приняло все выполненные подрядчиками работы без замечаний, тогда как внешний аудитор насчитал нарушений почти на полтора миллиона рублей. Не приняты к учету приобретенные и отстроенные основные средства – в результате в воздухе повисли почти 15 млн рублей, не продлены договоры, неэффективно ведется контроль за качеством и объемами вывозимого снега, откачки воды с заниженных мест, содержанию городских улиц и площадей.
Зачем вам эта единая сеть?
Серьезной критике со стороны контрольно-счетной палаты подверглась очередная затея создания единой информационной сети на базе ОАО «Финансово-расчетный центр». Первоначальная задумка – получить прогнозируемую систему предоставления жилищно-коммунальных услуг — критикуется прагматичными доводами КСП: - во-первых, потребуются два с половиной миллиона рублей для доведения пакета акций ОАО «ФРЦ», принадлежащих городу, до контрольного, а потом еще неизвестно сколько средств для того, чтобы поддержать предприятие; - во-вторых, эти мероприятия не были согласованы с правовым комитетом и комитетом экономики; - в-третьих, неясно, каким образом удастся загнать все управляющие компании города под одного агента, начисляющего и принимающего квартплату у населения, ведь официально понуждение к заключению подобных договоров запрещено Гражданским кодексом РФ; - в-четвертых, существует большой риск утраты всех данных по оплате за ЖКУ и жилому фонду в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств; - и вообще, похожая программа у города уже есть. Причем она не только создана (соответствующую работу проводит Департамент информационно-вычислительных технологий в рамках муниципальной целевой программы «Электронный Якутск»), но и функционирует. Ложка меда
Несмотря на кучу выявленных недостатков в работе некоторых муниципальных предприятий, контрольно-счетная палата все же находит, за что новую администрацию можно похвалить: Иосиф НИКОЛАЕВ, председатель контрольно-счетной палаты Якутской городской думы: - Нельзя говорить, что сегодня повторяется ситуация, сложившаяся с администрацией города прошлых лет. Да, финансовые нарушения есть, но руководство города напрямую заинтересовано в том, чтобы выявить всех нарушителей. Согласитесь, не хотели бы знать о реальном положении дел, препятствовали бы проведению проверок. А наши аудиторы встречают полное понимание всей своей работе. Более того, между городом и прокуратурой Якутска действует соглашение, по которому мы, как контрольный орган, обязаны ежемесячно предоставлять результаты всех своих проверок в городскую прокуратуру, вне зависимости от того, были нами найдены нарушения или нет. Первые акты мы должны передать уже к 20 апреля. С приходом Юрия Заболева начали проводиться совместные совещания между руководством города, руководителями муниципальных предприятий и представителями КСП, на которых оглашаются результаты аудита, выносятся решения устранить недостатки. Сменились многие руководители муниципальных предприятий – не последнюю роль в этом сыграла и наша деятельность.
Из общей суммы выявленных финансовых нарушений восстановлению подлежат 28 млн 827 тысяч рублей, в том числе путем: * восстановления в бюджет города – 7 млн, * внесения в реестр муниципального имущества – 18,5 млн, * восстановления в бухгалтерском учете – 2 млн 916 тысяч, * восстановление на расчетные счета проверенных субъектов – 205 тысяч.
На момент проверки в бюджет вернулись 19 млн 700 тысяч рублей.
Сколько потеряли в прошлые годы
(Аудиторы контрольно-счетной палаты до сих пор ведут подсчет финансовых нарушений, допущенных в период работы бывшего руководства города)
2004 год Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 77 млн 435 тысяч рублей. Из них 24 млн 516 тысяч – это средства муниципалитета, 52 млн 918 тысяч были выделены из бюджета республики в виде субвенций на выполнение столичных функций. После проверки были вынесены:
* три административных взыскания, * объявлены выговоры бухгалтерам, * уволены заведующая Домом культуры с. Капитоновка и главный бухгалтер МУ «Округ Строительный»
2005 год Общая сумма выявленных нарушений составила 16 млн 419 тысяч рублей, а это:
* нецелевое использование – 2 млн 94 тысячи, * недостача – 22 тысячи, * неэффективное использование – 211 тысяч, * потери бюджета – 8 млн 954 тысячи, * другие финансовые нарушения – 5 млн 209 тысяч.
После проверки в конце года были восстановлены 6 млн 867 тысяч рублей.
2006 год Общая сумма выявленных финансовых нарушений (в 2006 году перепроверялись данные за 2004—05 гг.) оценивалась в 72 млн 11 тысяч рублей:
* нецелевое использование – 12 млн 289 тысяч, * неэффективное и неэкономное расходование – 19 млн 678 тысяч, * нарушения по оплате труда – 25 млн 107 тысяч, * другие финансовые нарушения – 14 млн 936 тысяч.
2007 год Общая сумма выявленных нарушений составила 119 млн 432 тысячи рублей:
* нецелевое использование – 18 млн 134 тысячи, * неэффективное и неэкономное расходование – 28 млн 332 тысяч, * нарушения законодательства по проведению тендеров и котировок цен – 16 млн 160 тысяч, * другие финансовые нарушения – 56 млн 804 тысячи.
Восстановлению подлежали 56 млн 209 тысяч рублей, однако успели восстановить только 6 млн 32 тысячи.
2008 год Общая сумма финансовых нарушений оценивалась в 291 млн 63 тысячи рублей:
* нецелевое использование – 1 млн 516 тысяч, * недостача – 2 млн 311 тысяч, * неэффективное и неэкономное расходование – 12 млн 623 тысячи, * нарушения законодательства – 27 млн 779 тысяч, * просроченная задолженность выданных кредитов – 192 млн 118 тысяч, * другие финансовые нарушения – 54 млн 614 тысяч рублей.