Федеральный закон № 309 как угроза родным нерусским языкам и единству народов Российской Федерации
Текст доклада на Форуме представителей общественных организаций по вопросам сохранения и развития родных языков коренных народов Российской Федерации. (г. Чебоксары, 20 февраля 2010 года)
Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают умами людей. Такую закономерность подметил великий классик, имея ввиду светлое будущее светлых идей.
К сожалению, еще легче то же самое происходит и с дурными идеями. Овладев бездумными умами, они материализуются в безответственную разрушительную силу.
Девять лет тому назад, 15 февраля 2001 года, с трибуны Государственной Думы РФ одним из заместителей председателя парламента была озвучена созревающая в недрах власти идея: «Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда!».
Идея быстро, с первой подсказки, овладела нужными для черного дела умами. Спасителей, готовых избавить Россию от такой беды, как многонациональность, оказалось более чем достаточно.
Первым делом «спасли» страну от татарской латиницы, которая Госдумой была расценена как «угроза государственной безопасности и территориальной целостности Российской федерации». Это была первая проба сил. Год 2002-й.
Сегодня настала очередь до национальных школ. С 1 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 309 "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации" (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)".
Закон отменил трехкомпонентную структуру государственного стандарта образования. Национально-региональный и школьный компоненты из государственного стандарта образования были исключены.
Закреплено «единство образовательного пространства Российской Федерации». Так же, как в свое время – единое орфографическое пространство.
Изучение и преподавание родных нерусских языков, родной культуры, и истории своего народа, которые осуществлялись в рамках отмененных компонентов, оказались вне правовой защиты и конституционных гарантий.
Первым шагом по реализации закона № 309 и, фактически, смертным приговором национальным школам стал запрет государственной (итоговой) аттестации обучающихся (ЕГЭ) на родных нерусских языках. Запрет введен приказом Министерства образования и науки РФ № 362 от 28 ноября 2008 года.
Исключение национального компонента из государственного стандарта образования и запрет ЕГЭ на родных языках лишил законодательной защиты сохранение и развитие национальных языков и культур в сфере школьного образования.
Система образования лишается ее важнейшей функции – национально-культурного воспроизводства народов Российской Федерации и российского многонационального общества, в целом.
Закон № 309 принят с нарушением многих норм Конституции Российской Федерации, всех общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров о защите языковых прав нардов.
Нарушен принцип равноправия народов Российской Федерации, провозглашенный в Преамбуле Конституции.
Проигнорирована статья 55 Конституции, согласно которой «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
Не удостоено внимания статья 72 Конституции, которая относит «общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры…» в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это значит, что отвергнут принцип федерализма в области образования.
Нарушены языковые права народов РФ и каждого ее гражданина, закрепленные и гарантированные и в других статьях Конституцией РФ: - гарантия прав человека и гражданина независимо от языка (ст. 19 ч. 2); - право на свободный выбор языка воспитания и обучения (ст. 26 ч. 2); - запрещение пропаганды языкового превосходства (ст. 29 ч. 2); - признание и гарантия прав человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 15 и 17). Закон несовместим со статьей 68 Конституции РФ, которая гласит: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития»..
Нарушена ст. 69 Конституции, которая «гарантирует права коренных малочисленных народов».
Право на изучение родного языка и литературы, родной культуры и истории своего народа законодательно защищено отныне лишь для одного народа Российской Федерации.
Многонациональность Российской Федерации и равноправие ее народов – это конституционный фундамент российского государства. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», так гласит статья 3 Конституции.
Закон № 309 – это вызов, брошенный многонациональному народу страны, «единственному источнику власти в Российской Федерации».
Кстати, в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года, Президент РФ А. Д. Медведев, гарант Конституции, цитируя эту, 3-ю, статью Конституции, сократил ее на одно слово – упустил слово «многонациональный». Наверное, потому, что оно показалось уже излишним.
В том Послании Президента Медведева есть также одно весьма спорное утверждение. Призывая «всемерно развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку», (о других языках он умолчал) он назвал русский язык «основой единства нашей страны».
С таким утверждением трудно согласиться. Основой межнационального общения многонационального народа – ДА! Языком управления государством и страной – ДА! Основой единства? Сомнительно.
Как представить, например, единство армий генерала Власова и маршала Жукова, хотя и у того, и у другого они управлялись на русском языке. Язык этих армий был един, но Власова все же пришлось повесить, а Жуков был прославлен званием четырежды Героя Советского Союза.
Разве может укреплять «единство нашей страны» закон, разделяющий народы по их языковым правам – только потому, что он написан на русском языке?
Выводы из утверждения Президента могут последовать очень разные. Ведь, если основа единства страны – русский язык, то чем же являются наши нерусские родные языки? Верно, чем-то противоположным основам единства. Не от такого ли хода государственного мышления родился закон №309?
Основа единства страны, как я это понимаю, - это ОБЩАЯ ЦЕЛЬ, объединяющая весь многонациональный народ, это осознание и принятие этой цели всеми гражданами как свой собственный гражданский долг – перед страной, перед государством и обществом. Кто же правит Россией в последние годы? Такой вопрос возникает из несовместимого расхождения между реальной национальной политикой государства и четко заявленной позицией глав государства по национальному вопросу. Послушаем уважаемых президентов – предшествующего и действующего. Исключим сомнения в искренности их слов. Казань, 30 августа 2002 года. Президент РФ В. В. Путин выступает перед делегатами Всемирного Конгресса татар: «ПОЛНАЯ ДУРЬ И БРЕД, если кто-то где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык или препятствует этому. АБСОЛЮТНО НЕДОПУСТИМО, ВРЕДНО для страны в целом. Россия – это средоточие такого национального, культурного, языкового богатства, которого в мире нигде нет. В ЭТОМ КАК РАЗ СИЛА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА».
Д. А. Медведев в первом президентском Послании Федеральному Собранию РФ развивает ту же мысль: «Ещё один фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию – это ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ».
И во втором послании в прошлом году он утверждает то же самое: «Мы обязаны беречь единое культурное пространство страны во всём его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России …».
Как же тогда получилось так, что принятие федерального закона № 309 стало апофеозом явления, названного президентом Путиным «полной дурью и бредом». До принятия этого закона запрет изучения нерусских родных языков проявлял себя как самодеятельный административный произвол на местах. Теперь, названное Президентом страны «дурью и бредом» местное самодурство возведено до уровня федерального закона.
Как это понимать?
Нельзя же всерьез полагать, что законом № 309 хотят показать стране и миру, что в области национальной и школьной политики Россией правят не Президент с Правительством и не «партия власти» с Думой, а некая анонимная дружная пара – чья-то полная дурь, с чьим-то бредом.
Принятие закона № 309 и запрет ЕГЭ на родных нерусских языках, скорее всего, объясняются тем, что ускоренная насильственная русификация нерусских народов Российской Федерации стала целью нынешней национальной политики федерального Центра. А слова власти – это лишь слова.
Многих может сбить с толку сохранение в законе № 309 некоторых норм, соответствующих старой – трехкомпонентной структуре государственного стандарта образования. Например, в статье 2 закона № 309 сохранено положение о «защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Но ведь эти «защита и развитие» ушли вместе с национальным компонентом! В статье 6, подробно описывается право граждан РФ «на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Но право образования на родном языке, при исключении из закона права на его изучение, – это выглядит как насмешка над национальными школами. В той же статье 309-го закона сохранилась норма о том, что «вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик». Но закон, исключающий, без каких-либо остатков, национальный компонент из стандартов образования, не допускает никаких возможностей реализации этих норм. Об изучении родных языков за пределами республик нет в законе даже таких пустых упоминаний.
Согласно пункту 5 статьи 6 закона федеральными государственными образовательными стандартами регламентируется лишь «изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации». Но о регламентировании изучения других языков РФ нет в законе вообще ни слова!
Короче, из текста и смысла закона № 309 никак не просматривается возможность сохранения учебных курсов и предметов, реализуемых в настоящее время в рамках национально-регионального компонента.
В законе не установлены механизмы включения таких курсов в федеральный государственный образовательный стандарт, не определены чьи-либо полномочия и ответственность.
Таким образом, сохраненные в законе права на родной язык носят чисто декларативный, никого ничему не обязывающий характер. В статье 7 пункт 8 закона 309 говорится: «Федеральные государственные образовательные стандарты… являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования».
В переводе на общедоступный язык это означает, что те курсы и предметы, которые изучались в рамках выпавшего национального компонента, останутся вне оценки уровня образования. Они не будут удостоены места в аттестате зрелости. Их можно изучать во внеурочное время, а можно и не изучать, можно посещать уроки, можно и не ходить туда.
Откуда же идейные истоки этого закона и мотивы его принятия? Сам закон о них умалчивает. В самой откровенной форме они были изложены в ноябре 2008 года в докладе Министерства образования и науки РФ на выездном заседании в Казани, с участием официальных представителей всех национальных республик РФ. Доклад был подготовлен Центром национального образования министерства. Выделим оттуда особо интересные места. Докладчик ставит вопрос: «Может ли такая (то есть национальная) школа стать массовой в республике?» И тут же ответ: «Конечно нет! Потому что, во-первых, в настоящее время нет ни одного моноэтнического субъекта; во-вторых, школа всегда получала и получает от государства заказ на формирование ОБЩЕРОССИЙСКОГО СОЗНАНИЯ».
Выходит так, массовый охват детей учебой в национальных школах возможен лишь в мононациональных республиках! Другая часть ответа – это уже серьезное государственное подозрение. Оказывается, учить детей «на базе родной (нерусской) культуры» означает СРЫВ государственного заказа на формирование «ОБЩЕРОССИЙСКОГО СОЗНАНИЯ»!
Далее говорится: «Школа на родном языке обучения – это особая школа». И вот в чем видится эта особость. Оказывается, школа на родном языке обучения «в зависимости от реализации воспитательных задач и в зависимости выстраивания содержания» может выполнять «или функцию консолидации, или функцию конфронтации, … создания межэтнического напряжения». То есть, национальные школы рассматриваются как потенциальные очаги вражеской подрывной деятельности! Они обвиняются чуть ли не в подготовке государственного переворота: - «в ряде субъектов РФ компонентный принцип использовался для достижения самостоятельных политических целей»; - «в ряде субъектов выстраивается национальная этническая система образования, что противоречит Конституции РФ»; - «сделав школу фактором культурной автономизации этноса, школы используются как институт этнической мобилизации молодежи»; - «в 82 случаях из100 детей школьного возраста, проживающих в Республике Татарстан, отсутствует понятие «Я живу в России. Я гражданин России».
Пока нет никаких признаков, что государство наше родное готово пересмотреть и сурово осудить эти ничем не обоснованные оскорбительные обвинения и подозрения в адрес национальных школ нерусских народов России.
В докладе министерства предлагается «преподавание родного языка с опорой на русский язык», то есть, изучение национальных языков на основе русского языка. Ставится задача: «Необходимо рассматривать также двуязычную и бикультурную образовательную среду». То есть, дети с «нерусским родным языком» должны будут учиться в неродной языковой и этнокультурной среде, то есть, в русской школе.
Подобная задача однажды уже была поставлена. Вот как ее сформулировал министр народного просвещения Российской империи Шварц А. Н. ровно 100 лет тому назад, в годы черной реакции после поражения первой русской революции, в апреле 1908 года: «Необходимо неуклонно отстранять всякие притязания инородцев на какую бы то ни было обособленность и национализацию школы. Руководящим началом должна быть единая русская государственная школа, на всех её ступенях и для всех без исключения инородцев империи».
Как видим, идейной основой закона № 309 является реанимация и обострение имперского недоверия к нерусским народам Российской Федерации. Нас хотят убедить в безысходности навязанной нам судьбы, в неизбежности ускоренной ассимиляции. Языком закона нам говорят: «Вы – нерусские народы России – останетесь под постоянным подозрением в неблагонадежности, пока все вы не станете русскими». Очень похоже на то, что 309-й закон – это законодательное воплощение идеи: «Россия – для русских!»
Внедрение закона № 309 началось, «в порядке эксперимента», с 1 сентября 2009 года. А с 1 сентября 2010 года они будут введены уже в обязательном порядке. Суть «эксперимента» – создание видимости некоторого послабления дискриминационных норм закона. Министерство образования и науки РФ, якобы, пошло на «уступки» и разрешило преподавание родных нерусских языков в начальных классах школы. Но новшества с вариантами государственных стандартов образования не исправляют сложившуюся ситуацию в сфере национального образования.
Во-первых, ограничение изучения родного языка нерусских народов страны четырьмя классами начальной школы – это дискриминация народов и граждан по национальному и языковому отличию, это введение в российское общество категории «неполноценных народов».
Во-вторых, изучение родной культуры, литературы и истории своего народа в этих «новых стандартах» не предусмотрено вообще, ни в одном классе.
В-третьих, изучение родного языка даже в начальных классах может быть прекращено в любой день, как противоречащее закону № 309. Ибо, исключив национальный компонент из государственного стандарта образования полностью, закон № 309, повторяю, не предусматривает никаких вариантов и исключений. Установление норм национального образования или их полная отмена предоставлены на усмотрение центральных исполнительных ведомств.
В-четвертых, 4-х классная норма национальной школы принадлежит не России. Были и другие инициаторы, которые плохо кончили. Не стоило бы последовать их примеру.
Ограничение национального образования для народов захваченных восточных стран четырьмя классами народной школы предусматривалось нацистской Германией. Рейхсфюрер СС Гиммлер предложил эту норму 25 мая 1940 года в специальной записке для Гитлера об обращении с населением предполагаемых к захвату восточных территорий: «Что же касается отдельных народностей, то мы не намерены стремиться к их сплочению и численному росту, а тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры… ДЛЯ НЕНЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НЕ ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ ВЫСШИХ ШКОЛ, А ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО ЧЕТЫРЕХКЛАССНОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ». Предложение было одобрено и стало частью нацистских планов.
Создатели закона № 309 зашли слишком далеко и оказались на чужом, казалось бы, на запретном поле в поисках путей избавления России от лишних языков, следовательно, и от многонационального разнообразия России.
Короче, закон № 309 должен быть отменен не только ради правовых гарантий для сохранения полноценных национальных школ. Цена вопроса – не только для России, но и в общеевропейском измерении, чрезвычайно высока.
А в мире набирают силы иные, обнадеживающие, тенденции. 13 сентября 2007 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о правах коренных народов», которая готовилась 22 года. Проголосовали «против»: США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Одиннадцать стран воздержались. Воздержалась, к сожалению, и Россия.
По процедурным нормам ООН «против» и «воздержание» равны друг другу, как несогласие. «Декларация» не правовой документ, но её принятие, как подчеркивают многие наблюдатели мира, придает мировому сообществу огромную моральную силу. Генсек ООН Пан Ги Мун назвал принятие «Декларации» «историческим триумфом коренных народов». Приведу первые пункты двух статей «Декларации»: «Статья 14 1. Коренные народы имеют право создавать и контролировать свои системы образования и учебные заведения, обеспечивающие образование на их родных языках, таким образом, чтобы это соответствовало свойственным их культуре методам преподавания и обучения. «Статья 13. 1. Коренные народы имеют право возрождать, использовать, развивать и передавать будущим поколениям свою историю, языки, традиции устного творчества, философию, письменность и литературу, а также давать свои собственные названия и имена общинам, местам и лицам и сохранять их».
Тот факт, что мировое сообщество дозрело до признания и провозглашения столь высокогуманных ценностей человечества, вселяет надежду на национально- культурное выживание коренных народов и Российской Федерации.
Государства, которые не поддержали принятие «Декларации», уже не смогут сколько им угодно долго противопоставлять себя объективному процессу развития мировой цивилизации.
И нашему государству придет время понимания простой истины, что притягательный образ России в мире невозможно создавать, отталкивая от себя народы своей страны, унижая их недоверием, относясь к ним как к нежеланным пасынкам.
Кто же захочет пристать к России, видя, как там поступают со своими коренными народами?
Ведь законы, подобные 309-му, дают неотразимый аргумент в пользу антироссийских сил и настроений в ближнем и дальнем зарубежье, обрекают Россию на геополитическую изоляцию.
У нерусских коренных народов России нет другой Родины за пределами России. Но не по нашей воле и не по нашей вине нас насильно ставят сегодня перед чудовищным выбором: или, как и в прошлом, вместе со всеми народами – и русскими, и нерусскими – строить, защищать и укреплять единую страну, или безучастно наблюдать и тихо злорадствовать её неудачам?
Обостряющаяся проблема национально-культурного выживания коренных нерусских народов в условиях ужесточения национальной политики государства требует сегодня объединения усилий всей российской общественности.
Мы вправе требовать у государства сохранения нашего гарантированного Конституцией права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития без каких-либо форм дискриминации.
Мы вправе требовать вернуть нам наше право на сохранение и развитие родной культуры, на изучение истории и традиций своего народа.
Мы вправе требовать отмены запрета школьных экзаменов (ЕГЭ) на родных нерусских языках как недостойную для цивилизованного государства форму дискриминации граждан по национальной и языковой принадлежности.
Мы вправе требовать беспрепятственного предоставления нам нашего права учить наших детей и внуков на родном языке и родному языку – от первого школьного звонка до завершения проверки качества образования!
Каждый народ с его самобытной культурой – это достойная уважения и заботливой защиты составная часть мировой цивилизации.
Язык каждого народа – он не менее родной, чем язык тех, кто стремится установить в многонациональной стране свой языковой диктат.
Каждый язык древних коренных народов России – это бесценное достояние не только нашей страны, а всего человечества.
Родной язык – это душа и живая история народа, его многовековая культура, основа его исторической самобытности и будущего развития.
Народы исчезают с исчезновением их языков. Народ жив, пока живет его язык.
Язык жив, пока он неприкосновенен для любых форм насилия над ним.
Нет ничего нетерпимее, чем языковое высокомерие одних над другими. Нет ничего оскорбительнее для народа, чем языковое насилие и унижение.
Ни один народ России, ни по своей воле, ни насильно, не согласится с клеймом второсортности, не примет отношение к своему языку и к своей культуре как к лишнему балласту государства.
Содержание образования в российской школе должно определяться образовательным запросом каждого народа и взаимным согласием многонационального общества и государства, а не произволом или снисходительной «милостью» федеральных чиновников и ведомств.
Нельзя допустить, чтобы так называемые «реформы» школьного образования был использованы как вражеский таран для разрушения единства наших народов, как орудие противопоставления нерусских народов против русского народа, и, наоборот, под какими бы благовидными «доводами» это ни преподносилось.
Дело, начатое законом № 309, это попытка поджога нашего общего дома.
Дело всех и каждого, чтобы не запылал пожар.
Пора опомниться всем, и осознать, и увидеть, наконец, в какую страшную беду нас погружают.