Main » 2010»Ыам ыйа»6 » Александр Уаров второй раз пытается тормозить федеральный закон
Александр Уаров второй раз пытается тормозить федеральный закон
14:22
06.05.2010 13:25
Александр Уаров второй раз пытается тормозить федеральный закон
ИА SAKHALIFE.RU В конце апреля Совет Федерации ФС РФ одобрил принятый Государственной Думой федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который направлен на решение существующих проблем в сфере оказания бюджетными учреждениями государственных и муниципальных услуг населению.
В соответствии с данным законом всего придется изменить 28 различных нормативно-правовых актов, в том числе Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы. Грядет реструктуризация бюджетной системы, будут развиваться новые формы финансирования государственных (муниципальных) услуг. Изменения, вносимые законом, коснутся почти 330 тысяч бюджетных учреждений и потребуют разработки более чем 40 нормативно-правовых актов. Ныне существующие государственные и муниципальные учреждения должны трансформироваться в бюджетное, автономное или казенное.
Несмотря на то, что закон принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, дискуссии вокруг него не прекращаются. На последнем пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) при обсуждении данного федерального закона народными депутатами Якутии не раз возникали спорные моменты.
По мнению председателя постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Александра УАРОВА, этот документ напоминает другой, печально знаменитый, закон о монетизации – федеральный закон № 122.
«Я в свое время был свидетелем принятия закона о монетизации. Вместе с Виталием Николаевичем БАСЫГЫСОВЫМ, который тогда являлся депутатом Госдумы РФ от Якутии, в течение недели участвовали в заседаниях бюджетного комитета нижней палаты российского парламента. Законопроект «проходил» сложно, было много споров и дискуссий. Тогда из всех субъектов России были рассмотрены предложения только одного региона – нашей республики, и то только благодаря смелости нашего президента Вячеслава Анатольевича ШТЫРОВА. Все-таки мы тогда, внеся свои предложения, смогли сохранить многие северные льготы. Я даже помню один интересный момент. Проект закона вообще не предусматривал финансирование малокомплектных школ. Мы с Виталием Николаевичем в бюджетном комитете прямо поднимали вопрос о необходимости включения финансирования малокомплектных школ, голосование проходило трижды и, в конце концов, нашу правоту признали», - рассказал Александр Уаров.
А почему вызывает опасения этот, принятый недавно, федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"?
«Вы не забывайте, что речь, в первую очередь, идет об учреждениях бюджетной сферы – это образовательные, культурные и медицинские заведения. В соответствии с новым законом, они будут создаваться в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения. Казенных учреждений будет мало – будет установлен закрытый перечень федеральных государственных учреждений, подлежащих преобразованию в казенные учреждения. А что такое автономные учреждения? Это те учреждения, которые будут выполнять государственные или муниципальные задания на оказание услуг, финансироваться эти работы будут в виде бюджетных субсидий. Кроме этого, им дано право оказывать платные услуги. Но на сегодня порядок формирования госзаказа, нормативы его расчета и объемы финансового обеспечения только разрабатываются. Какими они будут – ни мы, ни российское правительство не знаем», - отметил Александр Уаров.
Что тревожит депутата? «Возьмем, например, учебные заведения. Школы станут автономными учреждениями. Вроде бы все обязательные предметы – математика, русский язык, информатика и другие – будут преподаваться бесплатно. А как насчет других предметов? А вдруг скажут: «Давайте все на факультативной, на платной основе»? Сразу возникает вопрос: где найти деньги? Это особенно актуально для сельских улусов, поселений, наслегов, где у людей маленькая зарплата. Родители никак не смогут оплачивать все эти дополнительные образовательные услуги. Меня как финансиста это особенно тревожит», - говорит Александр Уаров.
По его словам, в законе написано, что финансирование услуг должно быть на муниципальной основе, а муниципальные бюджеты на 90% состоят из трансфертов из республиканского бюджета.
«Если этот закон будет принят, я буду выделять субсидии и дотации на конкретные услуги, то тогда я нарушаю федеральный закон. Прокуратура поставит меня на место и скажет, почему вы деньги субсидируете, когда закон гласит, что деньги муниципалитет должен сам найти. А сегодня у них нет таких денег», - отмечает депутат.
«Вот такие опасные моменты. Согласно проекту, закон должен вступить в силу сразу 1 января 2011 года. Я предложил продлить этот срок и вообще сделать это поэтапно – сперва создаются федеральные бюджетные учреждения, потом – региональные бюджетные учреждения, а в конце – муниципалитеты. Хорошо, что во время второго чтения мое предложение бюджетным комитетом Государственной Думы РФ принято. Это меня успокаивает», - рассказал Александр Уаров.
Переходный период предлагается установить до 1 июля 2012 года, таким образом, он увеличен на 1,5 года для того, чтобы дать время правительству РФ, регионам и муниципалитетам принять необходимые подзаконные акты.
Существующие госучреждения будут отнесены к бюджетным или казенным на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления: до 1 ноября 2010 года на федеральном уровне, до 1 декабря 2010 года – на региональном и местном.
«И депутаты Госдумы РФ, и региональные депутаты будем дальше работать. Торопиться не надо. Когда был принят федеральный закон №122, было очень много поправок. Этот закон ждет такая же участь», - завершил Александр Уаров.