Main » 2010»Бэс ыйа»17 » О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» ПРРОДОЛЖЕНИЕ-2
О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» ПРРОДОЛЖЕНИЕ-2
15:29
О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» ПРРОДОЛЖЕНИЕ-2
Положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»
не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе,
для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать
необходимость получения запрашиваемой информации.
Запрос информации может касаться любых сторон деятельности
соответствующего органа, организации, общественного объединения,
должностного лица. Предметом запроса также могут являться сведения о
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
государственных и муниципальных служащих; особенности предоставления
таких сведений определяются нормативными правовыми актами Российской
Федерации (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О противодействии
коррупции»). Например, порядок предоставления редакциям общероссийских
средств массовой информации для опубликования сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации, федеральных
государственных служащих и членов их семей утвержден Указом Президента
Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 561 (с последующими
изменениями).
Если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие
государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом
тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным в
силу части 1 статьи 40 названного Закона.
На специальную охрану тайны указывается, например, в следующих
федеральных законах: «О государственной тайне», «О персональных данных»,
«О коммерческой тайне», «О противодействии терроризму» (пункт 10 статьи
2), «Об архивном деле в Российской Федерации» (статья 25), в Основах
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья
61), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании» (статья 9), «О предупреждении распространения туберкулеза в
Российской Федерации» (пункт 1 статьи 12), «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации» (статья 8), «О банках и банковской
деятельности» (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации
(статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102).
Иные основания, исключающие возможность предоставления информации о
деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных
лиц (в том числе, по запросам редакций средств массовой информации),
могут быть предусмотрены другими федеральными законами (например,
статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности судов в Российской Федерации», статьей 20 Федерального
закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления»).
В силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации «О средствах
массовой информации» запрашиваемая информация должна быть предоставлена в
семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть
предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации
направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена
запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен
предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам
следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности,
Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно
части 6 статьи 18 этого Закона отсрочка в предоставлении информации о
деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не
может превышать пятнадцать дней сверх установленного этим Законом срока
для ответа на запрос.
Сроки рассмотрения и разрешения дел о признании незаконным отказа или
отсрочки в предоставлении сведений, запрошенных средством массовой
информации, определяются исходя из положений статьи 154 и части 1 статьи
257 ГПК РФ. Вместе с тем, имея в виду то, что согласно статье 38 Закона
Российской Федерации «О средствах массовой информации» предоставление
сведений по запросам редакций средств массовой информации является одной
из форм реализации права граждан на оперативное получение через
средства массовой информации сведений о деятельности органов
государственной власти, органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных
лиц, а также то, что при длительном рассмотрении дела запрашиваемая
информация может утратить актуальность, судам необходимо принимать меры к
рассмотрению и разрешению таких дел в возможно короткие сроки.
16. Судам необходимо также иметь в виду, что частью 1 статьи 20
Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
судов в Российской Федерации» предусмотрены основания, при наличии
которых информация о деятельности судов по запросу пользователя (в том
числе и по запросу редакции средства массовой информации) не
предоставляется.
Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 20 данного Закона в
предоставлении информации о деятельности судов по запросу может быть
отказано, если эта информация опубликована в средствах массовой
информации или размещена на официальных сайтах судов, Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений
(отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Под информацией, в предоставлении которой может быть отказано на
основании пункта 5 части 1 статьи 20 названного Федерального закона
(запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление
правосудия), следует понимать такую информацию, распространение которой
может создать препятствия для осуществления справедливого судебного
разбирательства, гарантированного статьей 6 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод (например, может повлечь нарушение принципов
равенства сторон, состязательности сторон, презумпции невиновности,
разумных сроков рассмотрения дела).
17. Суд (судья) не может препятствовать представителям средств массовой
информации в доступе в судебное заседание (часть 1 статьи 12
Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
судов в Российской Федерации») и в освещении ими рассмотрения
конкретного дела, за исключением случаев, предусмотренных законом
(например, если дело рассматривается в закрытом судебном заседании, если
представители средств массовой информации удалены из зала судебного
заседания за нарушение ими порядка в судебном заседании (статья 159 ГПК
РФ, статья 258 УПК РФ).
При этом порядок доступа граждан (физических лиц), в том числе
представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений,
органов государственной власти и органов местного самоуправления в залы
судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается
регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы
внутренней деятельности судов (часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской
Федерации»).
Закрытое разбирательство дела (всего или соответствующей его части)
допускается лишь на основании мотивированного определения или
постановления суда (судьи) в предусмотренных федеральными законами
случаях (статьи 10, 182 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 24.3 КоАП РФ, статья
241 УПК РФ).
При этом при осуществлении правосудия судам следует исходить из того,
что рассмотрение дела в закрытом судебном заседании по основаниям,
которые не предусмотрены федеральными законами, противоречит
конституционному принципу гласности судопроизводства (часть 1 статьи 123
Конституции Российской Федерации), а также может быть признано
нарушением права на справедливое и публичное судебное разбирательство,
предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и
политических правах.
18. Исходя из положений части 7 статьи 10 ГПК РФ, части 3 статьи 24.3
КоАП РФ, части 5 статьи 241 УПК РФ представители средств массовой
информации, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в
письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход
судебного разбирательства. При этом указанные нормы не устанавливают
обязанность лица, ведущего аудиозапись, уведомлять суд об осуществлении
такой записи, а равно получать разрешение на ее ведение.
Вместе с тем, поскольку кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция
судебного заседания по радио и телевидению допускаются лишь с разрешения
суда (судьи) (часть 7 статьи 10 ГПК РФ, часть 3 статьи 24.3 КоАП РФ,
часть 5 статьи 241 УПК РФ), представитель средства массовой информации,
присутствующий в открытом судебном заседании, в целях получения
соответствующего разрешения обязан поставить в известность суд (судью) о
своем намерении произвести кино- и (или) фотосъемку, видеозапись,
трансляцию судебного заседания по радио или телевидению.
При решении вопроса о возможности и о порядке проведения кино- и (или)
фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и
телевидению суду (судье) следует исходить из соответствующих
процессуальных норм (часть 7 статьи 10, часть 5 статьи 158 ГПК РФ, часть
3 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ), а также из
необходимости обеспечения баланса права каждого на свободный поиск,
получение, передачу, производство и распространение информации любым
законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации,
статья 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации») и
права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья
23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения
(статья 1521 ГК РФ).
19. Учитывая, что гласность правосудия предполагает необходимость
широкого информирования общественности о деятельности судов, судам
следует стремиться к более полному использованию потенциала средств
массовой информации для объективного, достоверного и оперативного
информирования пользователей информации о деятельности судов.
Официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с
редакциями средств массовой информации, является председатель суда или
должностное лицо, уполномоченное председателем суда (часть 1 статьи 22
Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
судов в Российской Федерации»). Кроме того, в целях взаимодействия с
редакциями средств массовой информации суды (за исключением районных
судов, гарнизонных военных судов, мировых судей) могут определить в
своих аппаратах соответствующие структурные подразделения (часть 3
статьи 22 названного Федерального закона).
Судам при предоставлении информации об их деятельности необходимо
соблюдать требования действующего законодательства о порядке, форме и
сроках предоставления такой информации. При этом следует иметь в виду,
что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Российской Федерации «О
статусе судей в Российской Федерации» судья не обязан давать каких-либо
объяснений (в том числе и представителям средств массовой информации) по
существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также
представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях
и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
20. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» споры,
связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой
информации, разрешаются судом в установленном законом порядке. Споры,
связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой
информации, могут также разрешаться во внесудебном порядке органами или
организациями, к компетенции которых относится рассмотрение
информационных споров.
Учитывая это, в случае возникновения такого спора не исключается
возможность обращения за его разрешением в Общественную коллегию по
жалобам на прессу (далее – Коллегия), которая в силу пункта 4.1 ее
Устава, принятого 14 июля 2005 года, рассматривает информационные споры,
прежде всего, нравственно-этического характера, возникающие в сфере
массовой информации, в том числе дела о нарушении принципов и норм
профессиональной журналистской этики. К компетенции Коллегии относится
также рассмотрение информационных споров, затрагивающих права человека в
сфере массовой информации.
21. К законным способам поиска и получения информации в целях
дальнейшего производства и распространения ее для неограниченного круга
лиц относится институт аккредитации журналистов (корреспондентов),
предусмотренный статьей 48 Закона Российской Федерации «О средствах
массовой информации» и предоставляющий аккредитованным журналистам
дополнительные возможности для поиска и получения информации.
При разрешении требований о признании незаконными установленных органами
государственной власти, иными государственными органами, органами
местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями
правил аккредитации при них журналистов, о признании незаконными
решений об отказе в аккредитации журналистов, о лишении аккредитации или
о нарушении прав аккредитованного журналиста необходимо иметь в виду
следующее.
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации не
могут быть признаны законными ограничения прав и свобод человека и
гражданина (в том числе, свободы слова), установленные не федеральным
законом, а иными нормативными правовыми актами.
В правилах аккредитации, установленных органами государственной власти,
иными государственными органами, органами местного самоуправления,
государственными и муниципальными организациями, не могут быть
предусмотрены иные по сравнению с федеральными законами способы
ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов (например, в виде
приостановления аккредитации журналистов) и условия для их применения, а
также не могут быть установлены дополнительные, по отношению к статье
48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»,
основания для отказа в аккредитации журналистов или для лишения
журналистов аккредитации. При этом следует учитывать, что в случае
прекращения деятельности средства массовой информации аккредитация
журналиста также прекращается, поскольку в силу части 1 названной статьи
право на аккредитацию журналистов напрямую зависит от того,
осуществляет ли деятельность редакция средства массовой информации.
В целях исполнения предусмотренной частью 3 статьи 48 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации» обязанности по
предварительному извещению журналистов о заседаниях, совещаниях и других
мероприятиях аккредитующие органы, организации, общественные
объединения должны располагать определенными сведениями персонального
характера в отношении каждого из аккредитованных журналистов (в
частности, сведениями об адресе, о номерах телефонов). С учетом этого
положения правил аккредитации журналистов, которые обязывают
предоставить необходимые для извещения сведения, согласуются с
положениями Закона Российской Федерации «О средствах массовой
информации», в силу которых аккредитация журналиста возможна только на
основании его волеизъявления, в связи с чем предполагается и согласие
журналиста на передачу редакцией определенных сведений о нем.
22. Согласно положениям статьи 35 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации» к обязательным относятся сообщения,
которые редакция средства массовой информации обязана опубликовать в
силу закона или указания суда.
Исходя из части первой названной статьи редакция средства массовой
информации обязана опубликовать вступившее в законную силу судебное
решение, если в нем содержится требование об опубликовании именно в
данном средстве массовой информации.
К случаям, когда редакции средств массовой информации, указанных в части
2 статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой
информации», обязаны опубликовать материалы согласно законодательству
Российской Федерации, относятся, в частности, следующие. На обязательное
опубликование материалов в средствах массовой информации, учредителями
которых являются федеральные органы государственной власти, указывается в
федеральных законах «О политических партиях» (абзац второй пункта 1
статьи 14), «О техническом регулировании» (абзац второй пункта 9 статьи
9). Обязанность предоставлять эфирное время, печатную площадь для
проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
возлагается на государственные и (или) муниципальные организации
телерадиовещания, государственные и (или) муниципальные периодические
печатные издания, которые включены в перечень, названный в пункте 7
статьи 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на
негосударственные организации телерадиовещания, указанные в пункте 8
статьи 51 этого Федерального закона.
При применении части 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации» необходимо учитывать вступление в силу
Федерального закона «О гарантиях равенства парламентских партий при
освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и
радиоканалами», который регулирует отношения, связанные с освещением
деятельности парламентских партий государственными общедоступными
телеканалами и радиоканалами, то есть с размещением информации о
деятельности парламентских партий, их органов, структурных
подразделений, а также лиц и фракций политических партий, указанных в
пунктах 2-6 части 2 статьи 4 этого Закона.
В силу положений федеральных конституционных законов «О чрезвычайном
положении» (пункт «з» части 2 статьи 18, статья 23) и «О военном
положении» (подпункт 4 пункта 1 статьи 14, подпункт 4 пункта 1 статьи
15) через средства массовой информации передается информация о введении
чрезвычайного положения, о порядке выполнения отдельных мер, применяемых
в условиях чрезвычайного или военного положения. Поскольку в названных
законах отсутствует указание о том, на какие средства массовой
информации возлагается эта обязанность, информация подлежит
опубликованию в том средстве массовой информации, в которое адресовано
соответствующее требование со стороны Президента Российской Федерации,
коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение,
федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции в
области обеспечения режима военного положения.
23. Разрешая вопрос о наличии оснований для освобождения от
ответственности редакции, главного редактора, журналиста за
распространение сведений, ущемляющих права и законные интересы граждан
либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и
(или) правами журналиста, необходимо иметь в виду, что в статье 57
Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»
предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, которые освобождают
редакцию, главного редактора, журналиста от обязанности проверять
достоверность сообщаемой ими информации и, следовательно, от
ответственности за распространение сведений. К распространению сведений
средством массовой информации не относится случай ознакомления главного
редактора и иных работников редакции с этими материалами до выпуска в
свет (в эфир) продукции средства массовой информации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации» редакция, главный редактор, журналист
освобождаются от ответственности в случае, если сведения получены ими от
информационных агентств. Частью 3 статьи 23 указанного Закона
предусмотрено, что при распространении сообщений и материалов
информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на
информационное агентство обязательна. Редакция, главный редактор,
журналист могут быть освобождены от ответственности на основании пункта 2
части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой
информации» также в случае, если докажут, что ими распространены
сведения, полученные от информационных агентств.
При применении пункта 3 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации» судам необходимо учитывать, что
сведения, содержащиеся в интервью должностных лиц органов
государственной власти и местного самоуправления, государственных и
муниципальных организаций, учреждений, предприятий, органов общественных
объединений, официальных представителей их пресс-служб, представляют
собой ответ на запрос информации.
Применяя пункт 4 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации», следует выяснять, имеет ли должностное
лицо полномочия на выступление от имени представляемого им органа,
организации, общественного объединения, и можно ли данное выступление
признать официальным с учетом времени, места и темы выступления. К
официальным, например, следует относить выступления должностного лица на
заранее запланированном заседании, проведенном с участием журналистов в
специально выделенном помещении в здании соответствующего органа,
организации, общественного объединения и в соответствии с утвержденной
повесткой дня. Если судом будет установлено, что должностное лицо не
было уполномочено на официальное выступление и выражало лишь свою
собственную точку зрения (о чем было известно редакции средства массовой
информации, главному редактору, журналисту), то редакция средства
массовой информации, главный редактор, журналист не могут быть
освобождены от ответственности на основании пункта 4 части 1 статьи 57
Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» за
дословное воспроизведение такого выступления.
Дословное воспроизведение выступлений, сообщений, материалов и их
фрагментов (пункты 4 и 6 части 1, часть 2 статьи 57 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации») предполагает такое
цитирование, при котором не изменяется смысл высказываний, сообщений,
материалов, их фрагментов и слова автора передаются без искажения. При
этом необходимо иметь в виду, что в ряде случаев противоречащие
контексту, но совершенно точно процитированные фрагменты выступлений,
сообщений, материалов могут иметь смысл, прямо противоположный тому,
который придавался им в выступлении, сообщении, материале. Если при
воспроизведении выступлений, сообщений, материалов и их фрагментов в
средстве массовой информации в них были внесены какие-либо изменения и
комментарии, искажающие смысл высказываний, то редакция средства
массовой информации, главный редактор, журналист не могут быть
освобождены от ответственности на основании пунктов 4 и 6 части 1 статьи
57 названного Закона. Бремя доказывания факта дословности
воспроизведения выступления, сообщения, материала или их фрагментов в
силу части 1 статьи 56 ГПК РФ лежит на редакции средства массовой
информации, главном редакторе, журналисте, которые ссылаются на это
обстоятельство. Доказательствами точности воспроизведения в данном
случае могут служить аудиозапись, письменные доказательства (в том числе
факсимильное сообщение), свидетельские показания и другие средства
доказывания, которые подлежат оценке в соответствии со статьей 67 ГПК
РФ.
Если на сайте в сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства
массовой информации, комментарии читателей размещаются без
предварительного редактирования (например, на форуме читателей
материалов такого сайта), то в отношении содержания этих комментариев
следует применять правила, установленные в части 2 статьи 24 и пункте 5
части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой
информации» для авторских произведений, идущих в эфир без
предварительной записи. В случае поступления обращения уполномоченного
государственного органа, установившего, что размещенные комментарии
являются злоупотреблением свободой массовой информации, редакция
указанного средства массовой информации вправе удалить их с сайта либо
отредактировать, руководствуясь положениями статьи 42 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации». Если комментарии,
представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации, и
после этого остаются доступными для пользователей данного сайта в сети
Интернет, то правила пункта 5 части 1 статьи 57 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации» не применяются. С учетом
этого при рассмотрении вопроса о допустимости привлечения редакции к
ответственности судам следует выяснять, выдвигались ли уполномоченным
государственным органом требования об удалении сведений с форума, а
также было ли произведено удаление либо редактирование сведений, в связи
с распространением которых перед судом поставлен вопрос о привлечении
редакции к ответственности.
Применяя пункт 6 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации», необходимо учитывать, что под другим
средством массовой информации в этой норме понимается не только средство
массовой информации, зарегистрированное в Российской Федерации, но и в
силу положений частей 2 и 3 статьи 402 ГПК РФ иностранное средство
массовой информации, если организация-ответчик, орган ее управления,
филиал или представительство находятся на территории Российской
Федерации, либо если гражданин-ответчик имеет место жительства в
Российской Федерации, либо если ответчик имеет имущество, находящееся на
территории Российской Федерации, либо если по делам о защите чести,
достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в
Российской Федерации.
24. Разрешая требования о признании незаконным отказа в помещении ответа
(комментария, реплики) в средстве массовой информации, необходимо иметь
в виду следующее.
Исходя из положений пунктов 3 и 7 статьи 152 ГК РФ и статьи 46 Закона
Российской Федерации «О средствах массовой информации» по делам, не
связанным с защитой чести и достоинства граждан, а также деловой
репутации граждан и юридических лиц, право на ответ в средстве массовой
информации предоставляется гражданину или организации, в отношении
которых распространены сведения, не только в случае, когда
распространенные этим средством массовой информации сведения (в том
числе, соответствующие действительности) ущемляют права и законные
интересы гражданина, но и при распространении не соответствующих
действительности сведений.
Сведения, которые содержат лишь отдельные неточности (например, описки),
могут признаваться не соответствующими действительности только при
условии, что эти неточности привели к утверждению о фактах, событиях,
которые не имели места в тот период времени, к которому относятся
распространенные сведения.
Если в средстве массовой информации допущено неполное или одностороннее
предоставление информации, которое ведет к искажению восприятия реально
произошедшего события, факта или последовательности событий, и такое
опубликование нарушает права, свободы или охраняемые законом интересы
гражданина или организации, то указанные лица имеют право на
опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации в
порядке, предусмотренном статьей 46 Закона Российской Федерации «О
средствах массовой информации».
25. Пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах
массовой информации» предусмотрен запрет на распространение в средствах
массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих
или от их законных представителей не было получено на то согласие, за
исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных
интересов. Пункт 2 части 1 статьи 50 названого Закона допускает
распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием
скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, если это необходимо
для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной
идентификации посторонних лиц.
Статья 1521 ГК РФ указывает, что обнародование и дальнейшее
использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого
гражданина. Такого согласия не требуется, в частности, когда
использование изображения осуществляется в государственных, общественных
или иных публичных интересах.
К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый
аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии
угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу,
общественной безопасности, окружающей среде.
Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже
весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в
обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций
должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей
частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной
деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой
информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по
вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой
роли они не играют.
26. Если при рассмотрении дела одной из сторон ставится вопрос о
раскрытии источника информации, послужившей основой для публикации в
средстве массовой информации, то суду необходимо руководствоваться
частью 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой
информации», согласно которой редакция обязана сохранять в тайне
источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с
условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда
соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его
производстве делом. Таким образом, персональные данные лица,
предоставившего редакции сведения с условием неразглашения его имени,
составляют специально охраняемую федеральным законом тайну. Суд на любой
стадии судебного производства по делу вправе потребовать от
соответствующей редакции предоставить сведения об источнике информации,
если исчерпаны все иные возможности для установления обстоятельств,
имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, и
общественный интерес в раскрытии источника информации явно перевешивает
общественный интерес в сохранении его тайны. Требование о раскрытии
источника информации может направить редакции суд в связи с находящимся в
его производстве делом.
27. Злоупотребление свободой массовой информации (статья 4 Закона
Российской Федерации «О средствах массовой информации») влечет, в том
числе вынесение уполномоченным органом или должностным лицом
предупреждения в отношении учредителя (соучредителей) средства массовой
информации, его редакции (главного редактора), а также прекращение судом
деятельности средства массовой информации (статья 16 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации», статьи 8 и 11 Федерального
закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
Учитывая, что предупреждения, вынесенные органом государственной власти
или должностным лицом, содержат властное волеизъявление, порождающее
правовые последствия для учредителя (соучредителей) средства массовой
информации и (или) его редакции (главного редактора), дела об
оспаривании таких предупреждений подлежат рассмотрению в порядке,
предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ.
Проверяя полномочия лиц, вынесших оспариваемое предупреждение, судам
необходимо иметь в виду, что за нарушение требований статьи 4 Закона
Российской Федерации «О средствах массовой информации» предупреждения
вправе выносить регистрирующий орган (статья 16 этого Закона), а за
нарушение требований Федерального закона «О противодействии
экстремистской деятельности» не только регистрирующий орган, но и
федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций, Генеральный прокурор Российской
Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор (статья 8
названного Федерального закона). При разрешении вопроса о том, на какой
федеральный орган исполнительной власти возложено выполнение
вышеуказанных функций, необходимо учитывать положения нормативных
правовых актов, определяющих структуру федеральных органов
исполнительной власти и их полномочия.
28. При разрешении дел, касающихся злоупотребления свободой массовой
информации, положения статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах
массовой информации» необходимо применять в совокупности с иными
федеральными законами, регулирующими определенные общественные
отношения: «О противодействии терроризму», «О противодействии
экстремистской деятельности», «О наркотических средствах и психотропных
веществах» и другими.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах
массовой информации» недопустимо использование средств массовой
информации, в частности, для совершения уголовно наказуемых деяний.
Поскольку правосудие по уголовному делу в Российской Федерации
осуществляется только судом (часть 1 статья 8 УПК РФ), то вопрос о том,
имело ли место использование средства массовой информации для совершения
уголовно наказуемых деяний, следует решать с учетом вступившего в
законную силу приговора или иного судебного решения по уголовному делу.
Выясняя вопрос о том, имеет ли место злоупотребление свободой массовой
информации, суду следует учитывать не только использованные в статье,
теле- или радиопрограмме слова и выражения (формулировки), но и
контекст, в котором они были сделаны (в частности, каковы цель, жанр и
стиль статьи, программы либо их соответствующей части, можно ли
расценивать их как выражение мнения в сфере политических дискуссий или
как привлечение внимания к обсуждению общественно значимых вопросов,
основаны ли статья, программа или материал на интервью, и каково
отношение интервьюера и (или) представителей редакции средства массовой
информации к высказанным мнениям, суждениям, утверждениям), а также
учитывать общественно-политическую обстановку в стране в целом или в
отдельной ее части (в зависимости от региона распространения данного
средства массовой информации).
Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 5
Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой
информации юмористический и сатирический жанр, защищаемый статьей 10
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускает большую
степень преувеличения и даже провокации при условии, что общество не
вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела.
Судам следует учитывать особенности телевидения и радиовещания, которые
ограничивают возможности журналистов и редакторов по исправлению,
уточнению, толкованию или комментированию утверждений, сделанных
участниками передач в прямом эфире.
29. По смыслу Закона Российской Федерации «О средствах массовой
информации» приостановление деятельности средства массовой информации
представляет собой временный запрет на производство и выпуск средства
массовой информации, на изготовление и (или) распространение продукции
средства массовой информации.
Приостановление деятельности средства массовой информации возможно по
решению учредителя (соучредителей) средства массовой информации (в
случаях и в порядке, которые прямо предусмотрены уставом редакции или
договором, заключенным между учредителем и редакцией либо главным
редактором), на основании определения<