Main » 2010»От ыйа»4 » ЯКУТИЯ ПОДНЯЛА РЯД ВОПРОСОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА ПЕРЕД РУКОВОДСТВОМ СТРАНЫ
ЯКУТИЯ ПОДНЯЛА РЯД ВОПРОСОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА ПЕРЕД РУКОВОДСТВОМ СТРАНЫ
22:18
Президент Якутии о задачах, которые республике самой не решить
[Президент Якутии о задачах, которые республике самой не решить] ИА SakhaNews. 2 июля президент Якутии Егор Борисов, как и губернаторы Сахалинской области Александр Хорошавин и Камчатского края Алексей Кузьмицкий, выступил в закрытой для прессы части совещания, которое провел в Хабаровске Президент РФ Дмитрий Медведев.
Как сообщается на сайте egorborisov.ru президент республики попросил ускорить на федеральном уровне утверждение комплексного Плана реализации Стратегии Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.
Также Егор Борисов обратил внимание участиников совещания на то, что в федеральных целевых программах по развитию Дальнего Востока не предусмотрены ключевые объекты электросетевой инфраструктуры. И это несмотря на то, что в перспективе в регионе ожидается существенный рост потребления и экспорта электроэнергии.
Глава республики, говорится в сообщении, обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой поручить правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы рассмотреть план мероприятий по созданию Якутского центра газодобычи - в рамках Восточной газовой программы - и обеспечить согласованность действий власти и бизнеса,
Сдерживающим фактором развития Дальнего Востока Егор Борисов назвал крайне низкий уровень транспортной инфраструктуры, подчеркнув, что "объективно низкие показатели плотности автодорог, как например, в Якутии, не должны становиться причиной такого же низкого уровня финансирования их эксплуатации. Поэтому предложил пересмотреть механизмы финансирования автодорог, а именно методику расчета формализованной части бюджетных средств, в том числе с учетом наличия автозимников и ледовых переправ, которые на протяжении длительного времени в течение года у нас объективно являются единственными наземными путями коммуникаций".
Создание комфортных условий для проживания населения как основного условия демографического фактора соблюдения геополитических интересов страны в АТР во многом связано с решением жилищных проблем, отметил в своем выступлении глава республики. Между тем удельный вес ветхого и аварийного жилья в регионе несопоставимо высок», поэтому необходимо, считает он, сохранить ФЦП «Жилище» подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», но в новой редакции, определив ее исполнителем Фонд реформирования ЖКХ. Распределение же программных средств, считает Егор Борисов, надо осуществлять в зависимости от доли ветхого и аварийного жилья в субъектах.
Президент Якутии остановился также на такой проблеме, как ограничение коммуникационной инфраструктуры. Из-за высокой стоимости сетевых ресурсов магистральных операторов связи местные операторы на территории Якутии не имеют возможности предложить тарифные планы безлимитного доступа к сети Интернет в ценах, сопоставимых с ценами в центральной части России. Говоря об этой проблеме, Борисов предложил федеральному руководству каким-то образом повлиять на эту ситуацию, возможно, путем государственного регулирования тарифов магистральных операторов.
Завершая выступление, Егор Борисов сказал, что затронул лишь наиболее острые вопросы, которые по причине своей масштабности не могут быть решены силами региона, но их решение, безусловно, будет содействовать укреплению геополитических позиций РФ в АТР.
Президент России Дмитрий Медведев, говорится в сообщении, дал поручение учесть предложения руководителей субъектов ДФО в итоговом протоколе совещания.
Серьёзный ресурс роста экономики Дальнего Востока
ИА SakhaNews. Президент РФ Дмитрий Медведев провёл в Хабаровске совещание по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), сообщает пресс-служба Кремля.
"Дмитрий Медведев подчеркнул, что интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – серьёзный ресурс подъёма экономики Дальнего Востока и всей России. Это не значит, что нужно заниматься только продвижением в этом направлении, необходимо часть задач решать за счёт перемещения товаров, работ и услуг из одной территории страны в другую. Тем не менее шанс на развитие отношений в АТР надо использовать на благо дальневосточных регионов.
Среди основных проблем округа Президент выделил отток населения, который пока остановить не удалось. Это – самая тревожная и опасная тенденция, требующая непрерывного внимания. Для исправления ситуации необходимо повышать общую конкурентоспособность региона и уровень жизни – а здесь многое зависит от грамотной социальной политики государства, развития экономической жизни, в том числе за счёт сотрудничества с соседними странами, где есть нехватка сырьевых и энергетических ресурсов, а также растёт потребительский спрос".
Вступительное слово на совещании по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
Д.МЕДВЕДЕВ: Все проснулись? Я не к дальневосточникам обращаюсь, конечно, а к москвичам.
Уважаемые коллеги, тема нашего совещания – развитие Дальнего Востока и укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Некоторое время назад мы проводили совещание практически в этих же стенах и рассматривали социально-экономические проблемы округа и перспективы сотрудничества с Китаем и Монголией как с двумя соседними странами. Речь шла об укреплении экономики восточных регионов, оздоровлении их отраслевой структуры и социальной сферы. Ну и, конечно, о том, чтобы больше зарабатывать на наших внешних связях.
Прошедший год был трудным, но, несмотря на экономический спад, темпы роста внешнеторгового оборота со странами АТР сохраняются. По итогам первого квартала объём взаимной торговли с Китаем вырос более чем на 50 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, а с Республикой Корея вообще на 80 процентов Активизировалось приграничное сотрудничество с северными районами Монголии и северо-восточными провинциями Китая.
В то же время, и это печальный факт, из-за кризиса ухудшился ряд социально-экономических показателей Дальневосточного федерального округа. Сократился объём промышленного производства. К сожалению, у каждого пятого жителя доходы ниже прожиточного минимума. Большинство территорий округа по-прежнему дотационные. А если говорить о модернизации, о теме инноваций, которыми мы сейчас по-настоящему все стали заниматься, то здесь доля производимой инновационной продукции в округе – всего один процент, даже меньше.
Конечно, всё это усугубляет и без того непростые демографические проблемы. Отток нам пока остановить не удалось. За 20 лет, с 1991 года, население округа сократилось на четверть. И, безусловно, это самая тревожная, самая опасная тенденция, которой мы должны заниматься в постоянном режиме. Для того чтобы её исправить необходимы общие усилия. Очень многое зависит от государства, многое зависит от бизнеса, многое зависит от той социальной политики, которую государство проводит, и, конечно, здесь нужно работать на будущее, работать по-серьёзному.
Чтобы повысить конкурентоспособность региона и уровень жизни людей реализуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. При этом большие возможности для развития может дать укрепление связей на тихоокеанском направлении. Почему? Именно потому, что азиатско-тихоокеанское направление уже более 20 лет развивается опережающими темпами. Очень бурно развивается. Даже в самый острый период глобального спада в мировой экономике в регионе темпы роста ВВП не опускались ниже 3,5 процентов. Наиболее развитые национальные экономики раньше других преодолели рецессию и вышли из кризиса с дополнительными конкурентными преимуществами. По сути, сюда перемещается не только центр глобального экономического развития, но и, по многим вопросам, центр политического взаимодействия. Я напомню, что в 2010 году в среднем по региону ожидается прирост ВВП на уровне 7 процентов. Можете сравнить с Европой. В том числе в Китае – 9,5 процентов, а в Индии – более 8 процентов.
Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным технологическим и инвестиционным потенциалом. При этом здесь не хватает энергоресурсов, зачастую не хватает сырья. И, конечно, здесь очень сильно раскочегарили потребительский спрос. Это может дать нашим восточным регионам как раз то, что им крайне необходимо для внутреннего развития.
В этом контексте акцентирую ваше внимание на трёх задачах.
Первая задача. На новый уровень должно выйти экономическое взаимодействие региона и всей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. До конца текущего года Правительство должно представить на утверждение Программу действий по укреплению позиций России в регионе. Она должна содержать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учётом потенциала наших восточных районов и тех интеграционных процессов, которые идут в АТР.
Особое внимание надо уделить соглашениям о свободе торговли. Их в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже более 50. И будущее экономическое сообщество региона формируется именно на их основе. Надо подумать о том, как нам этот опыт использовать. И здесь разговоры о том, что у нас по всей территории России должен быть абсолютно унифицированный режим, я не принимаю.
Второе. Специализация России в области высоких технологий на рынке АТР очевидна. Но это высокие технологии в тех областях, которые для нас сейчас доступны. Что это? Это, конечно, энергетика, которая является абсолютно высокотехнологичной сферой, если к этому относиться правильно, а не просто нефть перегонять из одной страны в другую. Авиастроение, безусловно, космические услуги. В этих сферах нужны новые производственные цепочки, запуск многосторонних проектов технологической кооперации и другие проекты. При этом важно использовать опыт соседей по формированию благоприятного инвестиционного климата и созданию особых экономических зон. Нужно предоставлять и современные банковские, логистические, консалтинговые и информационные услуги. И, конечно, стараться надёжно страховать риски.
Кроме того, для ряда стран региона Россия остаётся основным поставщиком углеводородов. Это традиционная для нас сфера, но не менее важная – денег она приносит достаточно в бюджет. Мы это хорошо знаем. Но нужно развивать нашу энергетическую инфраструктуру. Привлекать инвестиции в нефтепереработку, в нефтехимию, в добычу и перевалку сырья в дальневосточных регионах, и соответственно перевалку в дальневосточных портах.
У нас активно идёт строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Уже введена первая очередь, создаётся единая система добычи и транспортировки газа и газоснабжения. В прошлом году 18 февраля на Сахалине запущен первый и пока, кстати, единственный в стране завод по производству сжиженного природного газа. Он является одним из крупнейших в мире и построен в рамках проекта «Сахалин-2».
Нам нужно использовать не только те инструменты, которые для нас являются вполне традиционными, но и те, которые мы недавно ввели, и которыми, надо признаться, мы пользоваться пока не умеем. В частности, такие инструменты, как концессия. Кстати, хочу вас проинформировать, что мною подписаны изменения в соответствующий федеральный закон. Эти изменения теперь затрагивают особенности заключения таких соглашений в отношении объектов коммунального хозяйства, а также участия в концессионных соглашениях государственных и муниципальных унитарных предприятий. Кроме того произошли изменения в правовом статусе участников концессионной сделки, а именно концедента и концессионера, включая их права и обязанности, допускается перемена лиц в концессионных отношениях. Ну и объекты концессионного соглашения тоже теперь понимаются более широко. Это не только недвижимость, но и совокупность недвижимого и движимого имущества. Надеюсь, что эти изменения будут использоваться, в том числе здесь.
Третье. Необходимо укреплять роль России в объединениях Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно, в АТЭС, ШОС, АСЕАН, БРИК. Здесь, надо признаться, у России достаточно прочные позиции. От нас ждут, конечно, более активных действий. И это потребует более скоординированной работы МИДа и других отраслевых ведомств. Мы предложим наше видение того, как выстроить в регионе полицентричную, вне блоковую архитектуру безопасности и сотрудничества.
Новые возможности для усиления роли России открываются в форуме АТЭС, где мы будем председательствовать уже через полтора года. В том числе для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года. Завтра, во Владивостоке, мы посмотрим объекты, которые строятся на острове Русский в рамках подготовки к саммиту АТЭС. После саммита эти объекты станут основой мощного образовательного и инновационного центра – Дальневосточного федерального университета.
Большие перспективы и в развитии диалогового партнерства с АСЕАН. Это реальный фактор продвижения отечественных товаров, технологий и инвестиций на рынки АТР. Я надеюсь, что и второй саммит Россия-АСЕАН, который пройдет этой осенью в Ханое, даст импульс этим процессам.
Интеграция со странами АТР, я думаю, все это понимают, – очень серьёзный ресурс подъёма экономики Дальнего Востока и всей России. Это не значит, что мы должны заниматься только продвижением в этом направлении, потому что мы, естественно, единая страна и должны часть задач решать за счёт перемещения товаров, работ, услуг и людей из одной территории России в другую. Тем не менее АТР – очень серьёзный ресурс и этот шанс, шанс на развитие отношений в АТР, мы должны использовать на благо, прежде всего, дальневосточных регионов.
Источник: kremlin.ru
ЯКУТИЯ ПОДНЯЛА РЯД ВОПРОСОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА ПЕРЕД РУКОВОДСТВОМ СТРАНЫ
Президент республики Егор Борисов обозначил постановочные вопросы перед президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и первым заместителем председателя правительства России по социально-экономическому развитию региона Игорем Сечиным.
Напомним, совещания с участием руководства страны проводились 2 июля в течении дня соответственно в городах Хабаровск и Нерюнгри.
В Хабаровске президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросу социально-экономического развития дальневосточных регионов страны и их интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона потребовал от правительства России и губернаторов Дальнего Востока конкретных действий в сотрудничестве с международными организациями: ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Это позволит развить российский Дальний Восток и упрочит роль Российской Федерации в юго-восточном направлении, сказал он.
После выступления министра регионального развития Виктора Басаргина по социально-экономической ситуации в ДФО (о чем ЯСИА сообщало ранее), с докладами выступили президент Якутии, губернаторы дальневосточного федерального округа, которые высказали свои позиции по данному вопросу и озвучили ряд предложений.
По мнению президента Республики Саха (Якутия) Е. Борисова, с учетом того, что стратегические документы иногда не подкрепляются финансовыми средствами (и это было отмечено президентом России в бюджетном послании) финансирование федеральной целевой программы Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья должно быть откорректировано и подкреплено гарантиями правительства РФ.
По вопросу ветхого жилья глава республики обратил внимание на то, что если в РФ находится от общего количества ветхого жилья 3 %, то на Дальнем Востоке этот процент превышается в 2 раза, в Якутии — 5 раз. При этом решить проблему можно, включив строительство жилищ и снос ветхого жилья подпрограммой в федеральную целевую программу развития Дальнего Востока, так как Фонд реформирования ЖКХ, где заложены средства для решения этой задачи, не учитывает специфики Якутии и проблему этот фонд не решит.
В рамках реализации Восточной газовой программы «Газпром» сегодня начал работать на территории республики. Более 10 млрд рублей в этом году будут вложены на геологические работы. Предварительные результаты очень хорошие на Чаяндинском, Ботуобинском месторождениях, отметил президент. Но, учитывая общие цели и задачи, которые стоят перед федеральным центром, республикой и компанией, эта работа должна быть также скоординирована с правительством РФ «с учетом втягивания ее бюджета в создание определенной инфраструктуры».
Также со стороны руководства республики был поставлен вопрос об ограниченности коммуникационных сетей. Так, в этом направлении полностью обеспечены интернетом образовательные учреждения, органы исполнительной власти, но с технической точки зрения появились проблемы, одна из которых - высокая цена за трафик. Президент России дал поручение разобраться по этому вопросу, так как ранее по нему уже принимались решения.
Говоря о проблемах дорожной сети, Борисов уточнил, что вопрос поставлен не в том, чтобы выделить деньги, а с учетом низкой плотности дорог на Дальнем Востоке. В результате существующая технология, которая определяет помощь субъектам РФ, не позволяет получать соответствующее количество средств.
Позднее на встрече с журналистами Борисов сказал следующее: «В принципе, когда появится протокол совещания, посмотрим, насколько отражены пожелания губернаторов по решению проблем дальневосточных территорий».
На совещании в городе Нерюнгри под руководством заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина, в котором приняли участие руководители федеральных отраслевых министерств и ведомств, заинтересованных компаний, был рассмотрен комплекс проблем угольной промышленности, в том числе на примере Якутии.
Как следовало из доклада генерального директора ОАО «Мечел» Игоря Зюзина, освоение Эльгинского месторождения идет полным ходом. В настоящее время идет разработка вскрыши карьера. По расчетам, с конца года либо с начала 2011 года начнется экспорт угля с этого месторождения.
Президент республики заострил внимание участников совещания на проблемы будущей эксплуатации Эльгинского месторождения в связи со сбытом промышленных продуктов, которые образуются после обогащения коксующегося угля. Он пояснил, что уже существуют некоторые сложности с реализацией промпродуктов нерюнгринского угля. В этой связи поступило предложение российскому правительству по восточным регионам страны разработать топливно-энергетический баланс, который поможет состыковать производителей и потребителей энергетических продуктов. Кроме того, был поставлен вопрос о глубокой химической переработке маловостребованного бурого угля на базе Кангаласского разреза. Это вопрос требует детального изучения.
В Якутии шахта «Джебарики-Хая» во многом решает внутренние потребности региона качественным углем, при этом испытывает трудности с энергообеспечением. Поэтому был поставлен перспективный вопрос об организации выработки электроэнергии на шахте, в том числе для Томпонского промышленного узла, который будет ориентирован на добычу золота и полиметаллов.
Пожалуй, основным из всех поставленных вопросов, стало предложение о необходимости отнести Нерюнгри к моногородам Российской Федерации в связи с тем, что «Якутуголь» является градообразующим предприятием. Таким образом, можно избежать дальнейших опасных социальных сложностей на юге республики в связи с проведенной оптимизацией «Якутугля».
«В принципе, позиции правительства Республики Саха (Якутия) Игорь Иванович Сечин поддерживает», - подчеркнул глава республики.