Main » 2010»От ыйа»7 » Желаем Вам трудовых успехов, здоровья, благополучия и уверенности в завтрашнем дне!
Желаем Вам трудовых успехов, здоровья, благополучия и уверенности в завтрашнем дне!
09:46
Ювелирный рынок глазами Александра Федорова
ИА SakhaNews. Предлагаемое вашему вниманию интервью с генеральным директором ОАО «Золото Якутии» Александром Федоровым было взято накануне знаменательных в его жизни дат: 45-летия ОАО «Золото Якутии» и 55-летия самого Александра Афанасьевича. Они и стали поводом для разговора о компании, ювелирной отрасли республики, которая сегодня является единственной поставляющей на российский рынок конкурентоспособного конечного продукта.
– Александр Афанасьевич, Вы работаете на достаточно закрытом рынке. В чем особенности бизнеса, которым вы занимаетесь?
– На ювелирном рынке особо важна репутация компании. Достаточно один раз сделать что-то не так или один раз быть непунктуальным в выполнении своих обязательств, и заработанная «черная метка» может стать существенным препятствием на рынке. Наша компания имеет хорошую репутацию, она занимается ювелирным производством, начиная с 1988 г., когда впервые на ювелирном заводе объединения «Якутзолото» было запущено первое серийное производство серебряных изделий в якутском стиле. С тех пор объемы производства несоизмеримо выросли, дизайн выпускаемой продукции ничуть не уступает европейской, а по качеству, возможно, превосходит.
– Существует ли в ювелирном бизнесе кадровая проблема? Где вы берете мастеров – обучаете самостоятельно, перекупаете?
– Несмотря на то, что ювелирное мастерство якутов известно с незапамятных времен, высококачественное серийное производство требует совершенно других навыков и умений от работника, нежели работа «на дому».
Нам повезло, что именно наше предприятие, с легкой руки ее тогдашнего руководителя Героя Социалистического Труда Тараса Десяткина, в начале 90-х годов было полностью переориентировано с золотодобычи на производство ювелирных изделий. Тогда перед Якутией, провозгласившей «государственный суверенитет», лежала задача, как из сырьевого придатка превратиться в республику, производящую конечный продукт. Именно поэтому наше предприятие получило тогда значительные государственные вливания для закупки производственных мощностей, обучения специалистов ювелирному делу. В улусах республики производился отбор одаренных ребят, которых отправляли учиться в признанные центры ювелирного производства: Италию, Израиль, США.
В 1995 г. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) наше предприятие было объявлено головным по содействию развития ювелирного и гранильного производства на территории Якутии. При непосредственном содействии и организации АК АПЮК «Золото Якутии» в 2002-2003 г.г. были построены и открыты ювелирные заводы в п.п. Нюрба и Хандыга.
Нельзя забывать, что основной костяк нынешних кадров ювелирной промышленности республики ковался в стенах ювелирного завода «Золото Якутии».
Сегодня можно говорить о том, что начинает складываться собственная школа подготовки и обучения специалистов. – Вы сказали о серийном производстве. Ювелирный бизнес – это передовые технологии или в большей степени ручная работа?
- Еще одна специфическая черта нашего бизнеса – доля ручного труда составляет порядка 40%. Но для того чтобы человек работал эффективно, необходимо оптимизировать производственные процессы. Мы, например, используем высокотехнологичное оборудование для снижения доли ручных операций, получая заготовку, которая требует минимальной ручной обработки. Но и в процессе получения такой высокотехнологичной заготовки на различных подготовительных этапах нужны операции, которые, в свою очередь, выполняются руками. Таким образом, совсем уйти от ручного труда пока не удается. {[– Конкуренция на рынке ювелирном рынке жесткая?
– Россия стоит на пороге вступления в ВТО. Уже сейчас на российском рынке огромное количество золота из Китая и Индии. А дальше конкуренция будет только обостряться. Но у нас свои преимущества: высокое качество изделий.
Золото мы покупаем только в банке в виде слитков. Качество изделия на выходе предполагает, что состав сплава должен быть прогнозируемым на сто процентов. Поэтому мы берем чистое золото, в нужных пропорциях добавляем лигатуру и получаем сплав с заданными характеристиками, в том числе и гигиеническими. Например, мы не используем никель, который используется за границей, а это сильный аллерген. Вместо никеля для придания украшениям чистого белого цвета мы используем родий, это дороже, но это уже другое качество.
Доверяй, но проверяй. Наш клиент давно стал искушенным и подготовленным и к дорогой покупке подходит основательно. Нередко выбирает ювелирное украшение, вооружившись профессиональной лупой или в сопровождении знакомого ювелира.
То, что касается бриллиантов: покупатель думает о выбранном камне как о чем-то исключительном и считает, что все заявленные и определяющие цену характеристики совпадают с реальностью. Но у многих недобросовестных производителей, гоняющихся за сверхприбылью, они, мягко говоря, завышены. Мы же продаем реальные камни, которые есть на рынке и стоят этих денег. Если в сертификате указано 4/4, то это действительно так. – Есть ли какие-либо контролирующие организации, которые должны отслеживать случаи завышения характеристик? И, если да, то почему они этим не занимаются?
– Любое уважающее свое имя предприятие придерживается отраслевых стандартов (ОСТ) и технических условий (ТУ). Поэтому если на бирке стоят характеристики, то обязательно должен быть приведен ТУ, в соответствии с которым эти характеристики присвоены. Несоответствие между заявленными характеристиками и стандартами является обманом потребителя. Однако у недобросовестного продавца есть возможность уйти от ответственности, сославшись на то, что он продал другой камень заявленного качества. Разбирательство может затянуться надолго.
– Можно ли инвестировать деньги в золото и драгоценные камни? Насколько это выгодное вложение средств?
– Ювелирные украшения относятся к той группе товаров, для которых доля стоимости сырья в готовом изделии существенно выше, чем, к примеру, для автомобилей или мехов, поэтому остаточная стоимость через 10 лет у ювелирных украшений соответственно выше. Кроме того, рынок драгметаллов может демонстрировать завидный рост. К примеру, год назад стоимость золота поднималась на 20% ежемесячно, что обусловило появление новой банковской услуги обезличенных металлических счетов.
Но все-таки я не рассматриваю инвестирование единственным мотивом приобретения ювелирных украшений, которые обладают рядом других замечательных потребительских свойств. К примеру, эстетика – любимое украшение должно нести в себе положительный заряд, который человек будет получать каждый день при обращении с ним. Украшения фиксируют памятные события, их можно дарить, передавать по наследству.
– А камни не дорожают?
– Ювелирные камни, как и нефть, например, относятся к исчерпаемым природным ресурсам, следовательно, со временем их становится все меньше, и как, следствие, цена возрастает.
Например, на рынке сейчас практически нет изделий из природного (не путать с культивированным) жемчуга. Бирюза и коралл формуются из перетертого сырья, а крупные бриллианты с характеристиками 1/1 – это коллекционная редкость.
– А если инвестировать в авторские работы или антиквариат?
– Если автор будет модным и востребованным, через несколько лет интерес к нему не ослабнет, это выгодное вложение. – Ваша компания занимается авторскими работами? Каково их соотношение в общем объеме?
– К каждому сезону мы разрабатываем коллекции авторских работ: с крупными бриллиантами, полудрагоценными камнями фантазийной огранки, мамонтовой костью. Одним из наших ноу-хау является коллекция украшений с алмазным сырьем. Умение создавать высокохудожественные авторские работы показывает уровень мастерства наших ювелиров, которые занимают призовые места на международных конкурсах дизайна ювелирных украшений.
– Как меняется спрос на ювелирную продукцию? Изменились ли предпочтения потребителей за последние несколько лет?
– По мере роста благосостояния людей изменяются и ювелирные предпочтения. Например, десять лет назад на прилавках магазинов повсеместно встречался так называемый «легковес», то есть изделия весом до 1 грамма. Сейчас такие изделия мало востребованы, так как в угоду цены требуется «жертвовать» дизайном и потребительскими свойствами (удобством носки). Я не говорю о том, что все сразу бросились производить и продавать исключительно дорогие украшения, но их доля в общем объеме продаж выросла.
– Говорят, что местные компании заимствуют дизайн украшений у итальянских, французских дизайнеров. Это действительно так?
– Итальянцы, конечно, законодатели моды и ювелирных технологий. Мы у них учимся, и более чем успешно, но мы должны ориентироваться на наших потребителей и их приоритеты в понимании красоты, эстетических предпочтений. Мы перерабатываем изделия, адаптируем геометрические подходы, свойственные западноевропейскому ювелирному искусству, к нашим растительным и животным орнаментам, которые больше понятны нашему покупателю. Безусловно, целью адаптации является и облегчение изделия, которое в Италии, например, делают, невзирая на стоимость. Турки всегда пытаются создать что-то оригинальное, но получается у них не всегда удачно. То же самое можно сказать о китайской и таиландской продукции. Их конек – дешевая рабочая сила.
Нашему потребителю такие украшения не нужны, что дает нам возможность довольно спокойно существовать на рынке. – Кто занимается дизайном и стилем вашей компании?
– Для создания ювелирных украшений, востребованных на нашем рынке, мы приглашаем молодых художников и дизайнеров. И их лучшие идеи воплощаем в металле. Кроме того, мы посещаем все значимые мировые выставки, где интересуемся всеми новинками в мире ювелирной моды. Ювелирный бизнес характеризируется тем, что мода здесь меняется достаточно быстро и обладает большим влиянием на покупателя. Поэтому модели необходимо менять, постоянное появление новинок – конкурентное преимущество. – Как вы бы определили географию собственной компании?
– У нас крупный ювелирный завод в Якутске. Что касается оптовой торговли, то у нас партнеры в более чем 60 субъектах Федерации, собственные фирменные магазины «Золото Якутии» есть в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Омске, в городах Республики Саха (Якутия). – С чем связано решение развивать розничный бизнес?
- Решение развивать розничный бизнес, связано, в первую очередь, с экономическими соображениями. Высокую добавочную стоимость на конечную продукцию можно получить, только развивая собственную розничную сеть, ведь наценка на розничный товар гораздо выше, чем на оптовый. Кроме того, последний кризис показал, что необходимо иметь диверсифицированную структуру сбыта. Крупные оптовики в большинстве своем развиваются благодаря привлеченным заемным средствам. Как только на рынке капитала возникают трудности, это сразу негативно сказывается на оптовых продажах. Поэтому создание собственной рознично-торговой сети, я думаю, было правильным и своевременным решением.
–– Ваши прогнозы и планы на ближайшие два-три года?
- В краткосрочном периоде - один-два года, - думаю, сильных потрясений на ювелирном рынке ожидать не стоит. Все будет зависеть от общей экономической обстановки в мире. В более долгосрочном плане, в случае вступления России в ВТО, конкуренция на ювелирном рынке обострится.
В ближайших планах компании - увеличить вдвое выпуск готовой продукции к 2012 г., качественно расширить предлагаемый ассортимент продукции за счет выпуска конкурентоспособных ювелирных изделий по цене, качеству и дизайну, продолжить расширение собственной розничной торговой сети по всей России.
Василина ИВАНОВА
***
Министерство промышленности Республики Саха (Якутия) сердечно поздравляет Вас с прекрасным юбилеем – 55-летием со дня рождения и выражает благодарность за динамичное, поступательное развитие ОАО «Золото Якутии» !
Вами проведена большая организационная работа по открытию цеха огранки при ювелирном заводе, по созданию разветвленной сети ювелирных магазинов и салонов более чем в 40 регионах страны: Бурятии, Северной Осетии-Алании, Коми; в Московской, Ленинградской, Воронежской» Рязанской, Новосибирской, Омской, Челябинской, Иркутской. Магаданской областях, Приморском крае. В условиях финансового кризиса в 2009 году открыто 14 розничных магазинов в различных регионах России, в городах: Москва, Санкт-Петербург, Омск, Иркутск, Якутск, Алдан, Нерюнгри, Мирный, Удачный.
Сохранены объемы производства, численность работающих на предприятии, не допущено снижения заработной платы и задолженности по ней.
ОАО «Золото Якутии» является крупнейшим бюджетообразующим предприятием республики. Сегодня на долю Компании приходится почти половина общего объема производства ювелирных изделий республики.
Ваш высокий профессионализм, большой творческий потенциал, настойчивость и принципиальность, свойственные Вам порядочность и внимание к людям высоко оценены Гильдией ювелиров России, членом которой Вы по праву являетесь.
Большие задачи стоят сегодня перед ювелирными и гранильными заводами республики: увеличить выпуск экспортно-ориентированной продукции до 200 млн. долларов в год и в решении этих задач есть и Ваш вклад, как руководителя крупнейшего ювелирного предприятия Республики.
Министерство промышленности Республики Саха (Якутия) выражает Вам глубокую благодарность и признательность за Ваш самоотверженный труд и вклад в развитие ювелирной и алмазообрабатывающей промышленности республики.
Желаем Вам трудовых успехов, здоровья, благополучия и уверенности в завтрашнем дне!
С уважением и благодарностью за совместную работу,
министр А.В. Голубенко.
Справка:
Федоров Александр Афанасьевич родился 7 июля 1955 г. в селе Нюрба Ленинского района ЯАССР.
В 1972 г. окончил среднюю школу № 2 г.Якутска.
После школы по призыву партии «Школа-производство-вуз» два года отработал сантехником центральной котельной Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР.
В 1974-1976 гг. - проходил военную службу в Забайкальском военном округе.
В 1981 г. успешно окончил Московский экономико-статистический институт
В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Стратегический инвестиционный портфель: формирование в условиях российского рынка».
1981-1991г.г. - работа в Статистическом Управлении ЯАССР.
1991-1992 гг. – заместитель Председателя Госкомитета Якутской-Саха ССР по внешнеэкономическим связям, начальник валютно-финансового отдела.
В 1992г. назначен заместителем Председателя комитета внешнеэкономических связей Министерства внешних связей Республики Саха (Якутия), начальником Управления валютных нормативов и иностранных инвестиций.
1992 - 2008 гг. – генеральный директор ОАО ИФ «СахаИнвест».
С 2008 г. по настоящее время – генеральный директор ОАО «Золото Якутии»
В 2005 г. за выдающийся личный вклад в социально-экономическое развитие республики награжден знаком отличия РС(Я) «За гражданскую доблесть». В том же году ему была вручена международная награда - «Золотой Меркурий», за личный вклад в оздоровление национальной экономики, развитие интеграционных процессов.