Cразу пять "милицейских" законов, значительно меняющих жизнь сотрудников правоохранительного ведомства, подписал президент России Дмитрий Медведев. Новые законы внесли поправки в два кодекса - Уголовный и Уголовно-процессуальный, в нынешний Закон "О милиции" и в Положение о службе в органах внутренних дел РФ.
Пять законов, которые публикуются сегодня, важны не только для сотрудников милиции, но и для обычных людей. Возможно, для простых граждан даже больше. Ведь именно для нас и нашей безопасности милиция и существует. Поэтому ужесточение отбора в милицейские ряды, прозрачность доходов сотрудников, пошаговый контроль во время исполнения служебных обязанностей, что регламентируют новые законы, - еще одна гарантия, что мы встретим на улице не очередного "майора Евсюкова", а честных, доброжелательных и готовых нас защитить ребят в форме.
Более того, узаконенная ответственность за отдачу и выполнение приказов может удержать иного высокопоставленного самодура от ненужного "махания шашкой", а какого-нибудь бюрократа в погонах стимулирует к более быстрому рассмотрению, скажем, чьей-нибудь жалобы или просьбы. Люди должны знать, что теперь не только неправильные действия милиции, но и ее бездействие - тоже наказуемо. И человек, чьи права нарушены, может всегда найти и призвать к ответу "автора" незаконного распоряжения или "саботажника" инструкции, распоряжения, приказа.
По сути публикуемые сегодня поправки - это действительно резкое ужесточение служебной дисциплины. В первую очередь речь идет о чистоте рядов - желающих стать милиционерами будут изучать буквально на просвет. Те, кто имел судимость, - неважно, снятую или нет, кто подвергался уголовному преследованию, пусть и давно прекращенному, стать сотрудником внутренних дел отныне не могут в принципе. Казалось бы, такое правило - само собой разумеющееся. Однако еще лет десять назад на подобные "шероховатости" в биографии кадровики закрывали глаза. Неудивительно, что в милицию проникли не только потенциальные мздоимцы и садисты, но и "засланные казачки" - агенты криминальных структур.
Теперь сознательное укрывательство своего уголовного прошлого, подлог документов при поступлении на службу может вновь привести милиционера на скамью подсудимых. А также тех кадровиков и начальников, кто почему-то не нашел или не обратил внимания на компрометирующие факты в жизни сотрудника и допустил его к исполнению служебных обязанностей. Более того, закон обязал всех, кто служит в милиции, декларировать свои доходы и своих ближайших родственников. Даже несовершеннолетних детей.
Узаконены для кандидатов в милиционеры и всевозможные проверки, в том числе на детекторе лжи, тестирование на наркотики и алкоголь.
Да, такие процедуры практиковались и раньше. Но не везде и не всегда, а, так сказать, по возможности. Руководствовались инструкциями, то есть внутренними правилами. А значит, всегда можно было объяснить отсутствие подобной проверки какими-то обстоятельствами, не предусмотренными данной инструкцией. В конце концов ведомственный документ может быть изменен или аннулирован теми начальниками, кто его издавал.
До принятия поправок кандидат в милиционеры мог бы узреть в тестировании нарушение своих гражданских прав и затеять с ведомством судебную тяжбу. Взять, к примеру, те же психофизические исследования. Иные силовики, правоохранители и даже коммерческие структуры проводят их каждый по своему разумению - единый для всех закон о применении полиграфа до сих пор не принят. Теперь, с введением поправки, МВД - единственное ведомство, где использование детектора лжи закреплено федеральным законом.
Схожая ситуация и с другими нововведениями. Например, наказание сотрудника милиции - вплоть до уголовного - за невыполнение приказа, нарушение инструкции, превышение служебных полномочий, халатное хранение или обращение с оружием и даже несоблюдение распорядка дня. Эти нормы существовали и раньше - в различных ведомственных бумагах. Но, как подчеркнул Рашид Нургалиев в беседе с президентом, до сих пор существовали правовые коллизии и лазейки, которыми пользовались недобросовестные сотрудники органов внутренних дел. Подчиненный мог не выполнить распоряжение руководства или нарушить инструкцию, оправдывая это нестандартной оперативной обстановкой. А начальник - отдать идиотский или даже преступный приказ, а затем списать все на "эксцессы исполнения" и бестолковых подчиненных. Теперь каждый - и отдающий команды, и их исполнитель - несет четко конкретизированную ответственность. Вплоть до уголовной. Нарушил запрет или превысил полномочия - не обессудь. Закон недвусмысленно оговаривает ответственность не только подчиненного, но и начальника за неправильные, тем более незаконные приказы.
Впервые федеральный закон учел специфику силового и правоохранительного ведомства. Одна из поправок предусматривает создание специальных комиссий по соблюдению требований служебной этики к поведению сотрудников и урегулированию конфликтов интересов. Смысл в том, что действия, например, сыщиков, оперативников или следователей порой нельзя трактовать однозначно и прямолинейно, надо дотошно изучить все детали, мельчайшие нюансы спорной ситуации. Ведь криминалитет сегодня подкован юридически не хуже самых опытных прокуроров и судей. Да и между коллегами по ведомству, но принадлежащих к разным службам, могут возникать споры - скажем, в чьей компетенции вести то или иное дело.
Еще очень важное и, можно сказать, неожиданное нововведение - запрет сотрудникам публично комментировать или обсуждать, в том числе в СМИ, деятельность государственных органов, их руководителей и, разумеется, собственного ведомства, если это не входит в его служебные обязанности. В других силовых структурах тоже существуют такие запреты, но они не возведены в ранг федерального закона.
Однако принятые законы не только "закрутили гайки", но и предоставили новые социальные гарантии сотрудникам милиции. Например, не только гарантированы, но и конкретно оговорены суммы ежегодных денежных компенсаций за отдых детей сотрудников. Введенные поправки буквально по полочкам расписали, когда можно и когда нельзя увольнять милиционера по состоянию здоровья, что значит быть зачисленным "в распоряжение органа внутренних дел" и какая ему при этом причитается зарплата и многие другие нюансы, ранее отданные на усмотрение руководства. Нередко сотрудники сталкивались с откровенным произволом, при этом добиться справедливости получалось далеко не всегда - не было конкретного закона.
Досье "РГ"
Численность МВД России определена Указом Президента от 03.11.2005 г. - 821 268 человек. Внутренние войска МВД - 184 тысячи человек. Спецназы МВД - 208 отрядов: 25 тысяч человек. В прошлом году 1642 сотрудника милиции были уволены за различные нарушения. К уголовной ответственности привлечено 4202 милиционера.
Справка "РГ"
Какие новации в работе милиции стали законодательной нормой?
- психофизические исследования, тестирования на наркотики и алкоголь кандидатов в сотрудники милиции;
- запрет принимать в милицию людей с судимостью и уголовным прошлым;
- обязательность предоставления декларации о доходах сотрудника милиции, его членов семьи и даже несовершеннолетних детей;
- ответственность, вплоть до уголовной, за невыполнение приказа начальника, за отдачу незаконного или преступного приказа;
- ответственность, вплоть до уголовной, за сокрытие или предоставление подложных документов при поступлении на службу в милицию.
КОНТРОЛЬ
Юрий Драгунцов, начальник Департамента собственной безопасности МВД России, генерал-лейтенант милиции:
- Мы интересуемся, откуда у того или иного сотрудника появились средства приобрести дорогую машину или построить дом. Могу сказать, что в МВД уже началась системная реализация требований законодательства о противодействии коррупции в органах государственной власти.
Прежде всего это внедрение алгоритма декларирования сотрудниками и членами их семей сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Мы продолжаем работу по нормативному закреплению на ведомственном уровне антикоррупционных стандартов поведения милиционеров: в частности, готовится порядок информирования сотрудником о фактах склонения его к коррупционным действиям.
Было предложено разработать и нормативно закрепить порядок конкурсного отбора кандидатов на руководящие должности в системах МВД и ФМС, чтобы исключить протекционизм и незаслуженное продвижение по службе. Для этого нужен механизм комплексного проведения проверок этих претендентов.
Будущих руководителей будут проверять на полиграфе, причем делать это станут не только специалисты органов внутренних дел, но и независимые эксперты, соответственным образом лицензированные. Кроме того, на так называемом детекторе лжи должны обязательно обследоваться и действующие руководители с периодичностью не реже одного раза в 2 года.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ, генерал армии:
- Преодоление коррупции - вот основное содержание долгосрочной стратегии МВД по созданию атмосферы нетерпимости к превышению и злоупотреблению должностными полномочиями и формированию антикоррупционного климата в органах внутренних дел.
Так, внедряется институт личного поручительства, в том числе и при назначении сотрудников на вышестоящие должности. Введена процедура согласования с подразделениями собственной безопасности назначений граждан, принимаемых на службу в органы внутренних дел. Для исследования психофизиологического состояния должностных лиц кадровые подразделения применяют полиграф - "детектор лжи".
На этапе отбора кандидатов на службу более пристальное внимание обращается на деловые и моральные качества будущего сотрудника.
При избавлении от запятнавшего честь мундира необходимо обратить внимание и на самого руководителя, у которого следует спросить: что именно было сделано и предпринято для того, чтобы предотвратить коррупционное поведение сотрудника и какая профилактическая работа осуществлялась в подразделении? Сегодня руководители органов внутренних дел персонально отвечают за соблюдение служебной дисциплины во вверенных подразделениях и за обеспечение собственной безопасности в них.