Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2010 » Атырдьах ыйа » 4 » Ни один штыровский мегапроект территориально не охватывает заселенные якутами места, не предполагает активное участие коренного населения,
Ни один штыровский мегапроект территориально не охватывает заселенные якутами места, не предполагает активное участие коренного населения,
11:42
03.08.2010 13:32
Мираж-Ориенталист ответил на вопросы форумчан. Часть II
ИА SAKHALIFE.RU Продолжаем публиковать ответы Ивана НИКОЛАЕВА, известного в якутских форумах под Никами Мираж и Ориенталист на вопросы форумчан.

TFS: Уважаемый Иван Игнатьевич! Иногда заглядываю на форум Кому за... Вот один из моих топов.
В стране насаждается беспрецедентный культ БЕЗДЕЛЬЯ Автор: TFS (94.245.137.14) 12.05.2010 (16
:01)
Особенно влияет это на неокрепшие умы детей, молодежи. О чем идет речь?

На государственных телеканалах почти круглые сутки крутят бесконечные сериалы о неудавшейся (удавшейся) любви, ментах, бандитах, из жизни олигархов, якобы бизнесменов средней руки, танцуют и пляшут якобы звезды эстрады, поп-культуры, клоуны из дебильных юмористических передач, рассчитанных на простое потребление по принципу "посмотрел-понравилось-скушал, давайте еще". На кого равняться детям? Они лучше американские фильмы, японские анимэ будут смотреть, чем все это бесконечное хавалово.
Заметили, что нигде в фильмах не воспевают труд, работу, законопослушное поведение? Именно физический труд, или производственный. Что толку от человека, который растет с четкой целью зарабатывать деньги сразу, много и на непыльной работе, например, в офисах.

Идет реализация грандиозной по замыслу и содержанию Схемы 2020. В школах молодежь надо сейчас готовить занять рабочие места в нефтяной, газовой, угольной промышленности, энергетике. Но не в конторах, а на поле! Пусть уму-разуму набираются, шишки себе набивают.

Сам из улуса. Больно смотреть на современную сельскую молодежь. Выпускников в школах и семьях готовят, прямо вдалбливают в головы "Поступайте в вузы, только с высшим образованием займете достойное место в жизни". Это ошибочная политика. В результате этого неокрепшая психологически сельская молодежь устремляется в города, там превращается в мамбетов, впитывает в себя все негативные черты современной масс-культуры.
Вот сумбурные мысли мои. Наболело. Кто поддерживает?

А дальше шло активное обсуждение. Меня порадовало, что среди комузатовцев немало неравнодушных к этой вопиющей, на мой взгляд, проблеме современности. Без государственной идеологии труда, трудового воспитания подрастающего поколения невозможно модернизировать страну.
Что Вы думаете по этой проблеме?

Ответ:
Уважаемый TFS, сожалею, что не имел возможности прочитать отзывы на Ваш топ.
Было бы интересно взглянуть, как отозвались форумчане.
Отвечу на Ваш вопрос по порядку.
1. Насчет «бесконечных сериалов».
Не кажется ли Вам, что многие преувеличивают их влияние на формирование мировоззрения людей?
Практически во всем мире, за исключением КНДР, я видел такие фильмы и сериалы. А я много ездил в служебные командировки и всегда наблюдал за всем спектром жизни стран, которые посещал.
Видел такое даже в Германии. Не говоря уже о Японии. В Америке вообще десятилетиями царит масс-культура.

Но, хотя там не показывают фильмов, воспевающих труд, хотя там нет «государственной идеологии т», чего Вы требуете, немцы, американцы и японцы трудятся так, как и не снилось нашим.
В Китае тоже начинают преобладать такие же сериалы, но на трудоспособности китайцев это не сказывается.

Следовательно, даже если не показывать массированно фильмы о великих трудовых подвигах, на работоспособности и на производительности наций это не оказывает существенного влияния.
Вы, видимо, по советской инерции, считаете, что телевидение должно воспитывать человека. Но еще никогда в истории человечества все попытки «воспитывать» человека не были успешными и всегда кончались мрачными режимами типа диктатуры Савонаролы, который восстал против «безнравственности» тогдашней Северной Италии и убедил основать в одном городе режим благочестия. Чем это кончилось – известно всем, кто интересуется историей.

Телевидение и кинематограф созданы и развиваются преимущественно на основе вечного стремления человечества к развлечениям. Советское телевидение также было преимущественно развлекательным – вы, думаю, это не будете отрицать. Я не вижу особой принципиальной разницы между советским и российским телевидениями – тогда были разные «Шире круг», всякие «Песня-84», сейчас – поп-эстрада, ну и что?
Восклицание Цицерона «O tempera, o mores!» всегда было актуальным в истории человечества – даже среди древневавилонских клинописей нашли сетования на падение нравов молодежи в погоне за развлечениями. Древнеегипетские, эллинские, римские, средневековые, древнекитайские, буддийские, древнерусские и прочие, даже древнетюркские, авторы, как сговорились, порицали и изобличали падение нравов и предрекали неизбежный крах человечества. Но как-то пронесло, человечество до сих пор не «крахнулось», а продолжает развиваться.
Несомненно, нынешняя молодежь через какое-то время будет порицать своих же потомков за падение нравов, а те – уже своих отпрысков. Так было в истории человечества и так будет.
Поэтому я бы посоветовал Вам не зацикливаться на этой проблеме.

Возмущаться – имеете право, обращать внимание людей – само собой, Вы правильно поступаете.
Возможно, человечество так и не пало в пропасть в результате падения нравов, что всегда находились такие, как Вы, которые возмущались этим падением и своим порицанием свидетельствовали, что не все в обществе (в Древнем Египте или в России начала XXI века) увлекались развлекаловом.
Пока будут такие неравнодушные люди, как Вы, человечество не пропадет в результате падения нравов.
Согласны?

2. Насчет массового перехода молодежи республики на работу в горнопромышленную отрасль – тут наши мысли совпадают.

Я сам давно ставлю этот вопрос в своих публикациях.
Но тут не все так просто.
Вы призываете молодежь работать «не в конторах, а на поле!»
Опять-таки не кажется ли вам что это – инерция мышления?
Это в советское время бульдозерист или водитель самосвала зарабатывал больше, чем конторская крыса.
А сейчас соотношение обратное – во всем мире офисные менеджеры зарабатывают больше, чем те, кто на поле махает лопатой. И это правильно – интеллектуальный или организаторский труд всегда дороже, чем просто физический. Есть исключения – операторы больших горнодобывающих комплексов могут зарабатывать много. Но за рубежом операторами таких комплексов все равно являются люди с высшим инженерным образованием, да и там труд не физический, а все больше похож на офисный.

И если мы нашу молодежь загоним только в кабины бульдозеров и самосвалов, то окажем им медвежью услугу – они так и останутся на всю жизнь малоквалифицированной рабочей силой. Только единицы могут, начав трудовую карьеру с бульдозериста, потом стать топ-менеджерами. Стать настоящим профессионалом-бульдозеристом – это значит потратить много лет на достижение мастерства, годы уйдут, потом как получать высшее образование?

Тенденции еще с 80-х годов ХХ века стали очевидными – начал преобладать сегмент тех, кого называют менеджерами. Падает доля неквалифицированного или низкоквалифицированного труда, растет доля работников с высшим образованием. Даже на многие прежде считавшиеся «рабочими» профессии берут только людей с высшим образованием, т.к. необходимо управлять сложными компьютеризированными системами.

Конечно, наша страна, в особенности Якутия, отстает от мировых тенденций. Но это не повод мыслить устаревшими категориями.
Разумеется, не все могут стать менеджерами. Всегда будут малоквалифицированные рабочие, те, кто работает на поле и в сфере сервиса – например, электрики. Было бы хорошо, если бы многие из тех, которые болтаются без дела в селе и в городах, нашли работу хотя бы такого профиля.
Но призывать молодежь поголовно идти на работу на поле – слишком жестоко по отношению к нашим братьям, детям, внукам, согласитесь.

3. Отсюда вытекает тема о необходимости высшего образования.

XXI век – век информационных технологий, производство тоже становится высокотехнологичным.
Последние десятилетия показали, что наибольшего рывка делали те страны, где уровень людей с высшим образованием был наиболее высоким. Китайский взлет – также следствие массового внедрения социалистического высшего образования.

Поэтому если нация хочет быть конкурентоспособной, то она должна поощрять массовое высшее образование. Не всем университеты и институты по уму и иногда не по карману, они нередко скатываются на уровень люмпенов, но в целом если у нации есть стремление к массовому высшему образованию – за судьбу такой нации можно быть спокойным: она верно понимает исторические вызовы времени и старается соответствовать новым реалиям эпохи.

4. Теперь зададимся вопросом – где и кем работать нашей молодежи?

Штыровская Схема-2020, которой Вы восхищаетесь, фактически оставляет нашу молодежь за бортом, что наглядно показала практика реализации мегапроектов. Когда молодежь Нерюнгри возмутилась тем, что, вопреки обещаниям Штырова, на строительстве ВСТО работали не нерюнгринцы, а гастарбайтеры из Китая, активистов посадили на несколько лет. Конечно, они поступили не совсем верно – увлеклись протестными акциями и ударились в крайности, но штыровская власть предпочла акцентировать внимание только на их «экстремизме».

Схема-2020 Штырова – как правильно пишет российский эксперт Дмитрий ВЕРХОТУРОВ, реликт времен Госплана, причем 70-х годов прошлого века, по этой Схеме-2020 предполагается банально добыть и вывезти природные ресурсы Якутии, практически не создавая перерабатывающей промышленности. Трудиться будут в основном малоквалифицированные рабочие. Даже «якутский завод» по производству светодиодов, который создается за деньги республики, строят в Петербурге.

Ни один штыровский мегапроект территориально не охватывает заселенные якутами места, не предполагает активное участие коренного населения, не предполагает создание нового производства в Центральной Якутии.

А между тем, начиная с 2012-2014 годов начнет увеличиваться количество окончившей вузы молодежи республики работоспособного возраста – это дети демографического взрыва 90-х годов в Якутии. Куда их девать?

Штыров не дурак, он давно знал эту проблему. И, я убежден, он сознательно загнал нас, нашу республику в этот тупик, когда вскоре значительная часть нашей молодежи, как якутской, так и русской, начнет «задыхаться» без востребованности своей энергии, своих знаний, своего энтузиазма. Молодые русские еще могут уехать в близкую им этнически центральную Россию или на Дальний Восток, а якутам будет значительно труднее.

И мы еще увидим трагедию нашей невостребованной молодежи. Даже пойти бульдозеристами, как Вы призываете, они не смогут при всем желании – просто-напросто не будет столько рабочих вакансий.
Будь на месте Штырова действительно болеющий за интересы республики и якутян руководитель, то заранее бы думал о решении такой важной проблемы. Ведь настойчиво предлагает же Михаил Николаев инновационный проект развития «Трех долин», но Штыров отверг этот проект, Штырову важно было сосредоточить ресурсы только для реализации мегапроектов на неякутской территории, хотя сами корпорации могли бы инвестировать свои деньги. ВСТО построили целиком на федеральные деньги, «Сургутнефтегаз» осваивает Талакан на свои деньги, Чаянду «Газпром» освоит сам и без нас. Почти три миллиарда долларов за продажу всех угольных активов (включая деньги за первый угольный аукцион) другой руководитель потратил бы на развитие Центральной Якутии хотя бы. Говорят, что Штыров строил на эти деньги железную дорогу, но эта железная дорога давно бесплатно отдана в федеральную собственность, везде во всей России федеральный бюджет финансирует строительство железных и автодорог, только в Якутии – иная картина. Не случайно все чиновники в Москве поражались этому, но Штыров вел именно такую политику…

Сергей, Нюрба: Мираж-Ориенталист, расскажите о ваших планах по истории Якутии. Вы хотели написать историю Якутии в связке с империей Чингисхана. Насколько обоснованны такие выводы?
Ответ:
Да, книгу по истории я пишу. Она будет издана, надеюсь, в следующем году.
Там нет «связки с империей Чингисхана», эпоха Чингисхана – только один из освещаемых этапов.

Книга не по истории Якутии, а по истории евразийских кочевников. Конечно, там будет и о предках якутов – но эта тема будет вплетена в общую историю Великой Степи как красная нить (красную нить вплетали в морские канаты, чтобы отличать свою собственность от чужого, как мера против воровства канатов, отсюда выражение «проходит красной нитью»).

Эль: Допускаете ли Вы, Иван Игнатьевич, отступаясь хотя бы на дюйм от общепринятой официальной версии южного происхождения саха, размышления в пользу более древних корней в происхождении единого народа Саха на территории Якутии?
(Далее Эль приводит обоснование своей концепции автохтонного происхождения якутов.)
Ответ:
Уважаемый Эль, Ваше стремление иметь свое представление об истории родной нации похвально.
Таких, как Вы, я называю энтузиастами, чтобы не оперировать общепринятыми терминами «непрофессионал» или «дилетант», поскольку эти термины носят, на мой взгляд, несколько пренебрежительный оттенок. А вот термин «энтузиаст» более точно характеризует.

Вместе с тем, я бы сначала хотел для читателей Сахалайфа объяснить различие между профессиональными учеными и энтузиастами.
Любой ученый, если он настоящий профессионал, прежде всего, руководствуется фактами, ищет факты, анализирует факты, делает свои выводы на основе фактов.
Энтузиасты же, в большинстве случаев, стремятся доказать что-то и именно поэтому практически всегда пытаются подогнать факты под свои готовые концепции.
Такой путь в науке губителен. Под любую концепцию можно подогнать любые факты при тенденциозном их сборе и вольной их трактовке.

Вот ФОМЕНКО пытается доказать, повыдергав отовсюду кучу фактов, что никакой древней истории не было, не было Древнего Египта, Древнего Китая и прочее.
Есть такой сибирский беллетрист БУШКОВ. Он несколько лет назад написал огромную книгу, доказывая, что никакого Чингисхана не было, а был русский князь. Всех, кто имел иную точку зрения, Бушков обзывал «идиотами», «дебилами», «тупыми» (совсем как некоторые наши форумные полемисты-автохтонисты типа Баhылая, который меня также обзывал всеми этими эпитетами). Бушков привел тысячи фактов в пользу своей концепции и «доказал», что никакого Чингисхана не могло быть, потому что эти дикие и отсталые монголы никак не могли завоевать полмира – это нонсенс.
Через несколько лет Бушков передумал, написал такую же толстую книгу, уже доказывая, что Чингисхан существовал, при этом его стиль дискуссии остался прежним: все, кто не согласен с ним – «редкостные тупицы» и прочее.

Именно из-за таких Бушковых профессиональные ученые прохладно относятся к энтузиастам.
Я не разделяю такой взгляд.

Ибо нередко энтузиасты, даже будучи принципиально неправы, иногда дают свежую, интересную трактовку некоторых оказавшихся на периферии внимания научного мира фактов.
У Вас, к сожалению, вижу такую же тенденцию подогнать факты под свою концепцию – это ненаучный подход.

Настоящий историк никогда не спешит с выводами, он долго копит факты, изучает их, анализирует. И факты сами приводят историка к по-настоящему обоснованным выводам.
У Вас отсутствует то, что называется научной методологией. История – в сущности, такая же сложная научная дисциплина, как и физика. Я был физиком, поэтому хорошо знаю, что за внешней простотой истории скрывается не менее сложная, чем физика, научная дисциплина.

Вы не знакомы с отечественной и мировой археологией, исторической генетикой и исторической лингвистикой, а именно они доказывают, что Якутия, к нашему большому сожалению, не была прародиной ни скифов, ни тюрков, ни даже основной массы современных якутов.

Если бы Якутия была прародиной скифов или тюрков – обязательно были бы найдены археологические свидетельства этого.

Происхождение, развитие и территория распространения скифов и тюрков очень четко и детально разработаны в археологическом плане. Найдены, интерпретированы и датированы даже не тысячи, а десятки тысяч предметов скифо-сакского и тюркского миров. Найдены месторождения, где добывали металлы, найдены мастерские, где изготавливали древние орудия, определен химический состав находок и сделана их привязка (металл этого оружия добыт на том-то месторождении, оружие изготовлено там-то и т.п.). А в Якутии – ничего подобного не найдено, кроме примитивных орудий местных аборигенов и единичных привозных вещей.

Генетики могут четко указать, когда и на какой территории происходили процессы зарождения этносов, их разделения, их смешения. Они также Якутию однозначно исключают как возможную территорию зарождения скифов, тюрков и основной массы якутов.

Историческая лингвистика, используя методику компьютерного моделирования, сейчас уже научилась также четко обозначать время и территорию зарождения, древних контактов и развития хотано-сакских и тюркских языков. Теперь лингвисты также однозначно исключают Якутию как территорию зарождения скифов, тюрков и основной массы якутов.
Именно поэтому автохтонизм – ненаучная концепция. Почему ненаучная? Потому, что отрицающая новые выводы, новые достижения в изучении происхождения якутов и базирующаяся на упрямстве только некоторых энтузиастов типа Баhылая и Леонида. Не случайно сейчас нет ни одного, подчеркиваю, ни одного, ученого, который бы отстаивал гипотезу автохтонного происхождения якутов, а те, кто ранее высказывал такие предположения, например, Анатолий АЛЕКСЕЕВ, уже отказались от своих идей. Ранее всякие СОМОГОТТО еще могли что-то выдумывать, что якуты, мол, являются выучившими тюркский язык самоедами, но теперь – нет, наука полностью опровергла гипотезу об автохтонизме якутов.
И не советую ссылаться на ымыяхтахцев – это выводы вчерашнего дня.

Никому не придет в голову учить физику, особенно на уровне высшей школы, по старым учебникам. Ибо все понимают, что постоянно делаются новые открытия, что физика как научная дисциплина постоянно развивается. Но некоторые почему-то считают, что можно ссылаться на научные труды по истории столетней давности как на окончательные истины. Они просто не допускают даже проблеска мысли, что история также развивается, постоянно совершаются новые археологические открытия, иногда революционные, совершенствуется сама методология исторической науки.

Тем более за последнее десятилетие историческое изучение кочевников, скифов, тюрков и тех же шумеров совершило серьезный качественный рывок. К примеру, теперь уже ясно, когда, откуда и почему прибыли в Междуречье шумеры, археологически прослежен их маршрут, значительно продвинуто изучение их языка – теперь лингвисты практически не сомневаются, что язык шумеров действительно близок к древней матрице тюркских языков. Кстати, очень интересно звучит недавно установленное истинное самоназвание шумеров, в своей книге я приведу это самоназвание, оно Вас, и не только Вас, очень удивит.

Что касается КИФИШИНА, на которого Вы ссылаетесь, – Вы сами изучали его труды? Сами сравнивали его выводы с выводами других специалистов? Мне кажется, нет. В этом – также существенное отличие профессиональных ученых от энтузиастов. Любой ученый никогда никому и ничему не верит, пока сам не проверит и не убедится. А энтузиаст запросто ссылается на кого-то, не утруждая себя проверкой, не углубляясь в данную проблему.

Я лично проверял выводы Кифишина, сам сравнивал, сопоставлял, обдумывал. И не согласен со многими выводами Кифишина, уважая его за подвижнический труд. Кифишин склонен во многих палеолитических и неолитических наскальных писанинах Алдана, Урала, других мест видеть «шумерский почерк», но никто из профессиональных ученых не разделяет его точку зрения. Хорошо еще, что Кифишин не разглядел «шумерский почерк» в палеоэпиграфике Африки и Северной Америки.
Кифишин – сам по себе интересный человек. Прожил свыше десяти лет в самом натуральном шалаше в подмосковском лесу в знак протеста против чего-то, а против чего – он сам забыл. Воздержусь от оценки его психики, но этот факт – весьма примечателен, согласитесь?
Кстати, по канглам-кангаласцам.

Если бы дело было только в созвучии этнических названий, я бы первый сомневался. Но накоплен огромный фактический материал – кангло-якутские археологические, этнографические, лингвистические параллели, тщательно прослежены пути инкорпорации в протоякутский субстрат кангло-кимакского суперстрата – или, проще говоря, выяснено, когда и каким маршрутом канглы пришли в Прибайкалье, где они встретили курыкан. Китайские хроники также описали путь канглов. Поэтому я не сомневаюсь, причем под давлением неопровержимых фактов, что в составе якутов есть кангло-кимакский компонент, тем более генетики также подтверждают такой вывод.

Конечно, понимаю, что Вас ни в чем не убедил. Убедить можно только профессиональных ученых, у них нет предубежденности, они следуют логике фактов, они всегда готовы изменить свои концепции, если новые открытия убедят их. Энтузиасты практически никогда не меняют свои взгляды, они упорно гнут свое, они отрицают любые факты, которые противоречат их мнению.
Энтузиасты нужны, хотя бы для того, чтобы академическая наука не дремала, но думать, что энтузиасты более правы, чем профессиональные ученые – ошибка.
Но я постарался изложить Вам свою точку зрения, даже понимая, что Вы не согласитесь и не примете мои доводы.

Эль: Допускаете ли Вы, что наш якутский регион может постигнуть участь укрупнения регионов в один округ? И если допускаете, то как скоро это может произойти и какие последствия ждут Якутию и якутский народ после этого?
Ответ:
Теоретически допустить можно хоть что угодно, но такое развитие событий – ликвидация Республики Саха (Якутия) путем укрупнения – считаю крайне маловероятным в ближайшей исторической перспективе.
Хотя было бы интересно выступить с инициативой присоединения к Республике Саха (Якутия) Чукотки и Магаданской области.
С учетом отрицательной демографии русскоязычного населения в Чукотке, Магадане, Южной Якутии и даже Западной Якутии (скоро там неизбежно начнется закономерный серьезный отток населения) и положительной демографии якутов, то якуты и другие коренные народы Якутии, Чукотки и Магадана не были бы в меньшинстве, а через несколько десятилетий стали бы большинством.
Но это просто теоретическое допущение. Федеральный центр не пойдет на территориальное усиление и без того крупного национального субъекта на Северо-Востоке Евразии.

Эль: Какое вообще будущее Вы видите у национальных регионов РФ?
Ответ
: Рано или поздно Россия станет аналогом конфедерации.
Обосновывать не буду – долго излагать, но я убежден в этом, именно к этому ведет неумолимая историческая логика развития событий. Именно аналог конфедерации станет спасением для России после 2050 года.

Эль: Есть ли будущее у якутского села, как основной колыбели генофонда и культуры народа Саха? Что необходимо сделать для его поднятия как в хозяйственном плане, так и в духовном?
Ответ:
Поддерживаю точность Вашего определения «основная колыбель».
Но нельзя всю жизнь оставаться в колыбели.
Точно так же якутам нельзя ориентироваться только на аграрный путь этнического развития.
Якутское село все равно никогда пустовать не будет. Всегда будет жить в селе определенная часть нации, причем не обязательно «аутсайдеры по жизни», а люди, убежденные, что им лучше жить в родных местах.

Но История нас ведет к неизбежному процессу урбанизации. Либо мы будем жить в урбанизированной среде (не обязательно в городах, но и в поселениях с городским уровнем комфорта и инфраструктуры), либо станем историческими аутсайдерами глобальной цивилизации.

Когда работал у Михаила НИКОЛАЕВА, я убеждал, что процессы стихийной миграции сельского населения в Якутск и другие города ничем не остановить. А раз так – лучше организовать этот процесс на государственном уровне, направлять. Например, подготовить большие участки земли в пригородах – подвести газ, электролинии, телефон, организовать локальные септики и водокачки с большими цистернами, за счет республиканского бюджета построить только школы, детсады, отделения почты и милиции, а участки бесплатно раздавать по заявкам администраций улусов – пусть люди сами строятся, соблюдая только необходимые технологические и эстетические требования (например, запретить строить дома-засыпнушки из опилок). Тогда земля была в республиканской собственности. Такие территории позволили бы смягчить адаптацию сельчан к городской жизни, минимизировали бы процессы люмпенизации определенной части вчерашних сельчан – люди опускаются часто из-за бытовой неустроенности.

Сейчас бесплатно раздать участки уже не получится – не позволяют законы. Большинство выставляемых на аукционы участков в Якутске сейчас достаются преимущественно представителям, скажем так, народов из южных широт.

В свое время мысль о государственной поддержке стихийной миграции сельчан в город вызывала отторжение у многих и продолжает вызывать, судя по Вашему комментарию о «колыбели». Когда я опубликовал в 90-х годах статью на эту тему – началось повальное причитание в газетах, что жаворонки теперь будут петь в осиротевших родных алаасах, кукушки будут куковать в опустевшей тайге и и.д., и т.п. В итоге получили размах «мамбетизации».

Что касается падения рождаемости в городах – это миф. Многое зависит от национального менталитета. Мусульмане и в городах рожают много детей. Живущие в самой высокоурбанизированной среде (пригородах и небольших городах, которые по уровню урбанизированности и развитости инфраструктуры многократно превосходят любые российские города) американцы-протестанцы рожают много детей. Пример урбанизированных японцев не показателен – там срабатывает подсознательный инстинкт ограничения рождаемости из-за предельной тесноты (при таких условиях даже у животных рождаемость резко падает – срабатывают природные регуляторы).
Якуты, живущие впятером в одной комнате в неблагоустроенном доме, не могут рожать много детей. А если бы в свое время возникли коттеджные пригороды Якутска, то рождаемость городских якутов бы держалась на естественном для якутов уровне.

Много говорят о проблеме незамужних якутских женщин, которые осели в городах, а якуты-мужчины либо спились, либо остались в деревне. Если бы возникли те коттеджные пригороды Якутска по трем долинам, то такая проблема была бы сглажена – было бы куда приложить мужские руки сельчан, было бы привычное для сельчан жилье, мужчины были бы в своей стихии, были бы востребованы и т.д.
Якутское село никогда не будет рентабельным. А там, где нет рентабельности – нет развития. Поэтому обречь большую часть якутского народа к жизни на депрессивных территориях – недальновидно.
Политику нового президента в сфере поддержки села буду наблюдать с интересом – что получится? Его инициативы кажутся разумными, но любые идеи должны быть проверены на практике.

Эль: Считаете ли Вы важным возрождение духовных истоков якутской религии Тенгрианства и насколько она сохранена и едина в основной ее сути у современных Саха?
Ответ:
Тенгрианство обязательно необходимо возрождать, причем с учетом, что сейчас якуты на самом деле смутно представляют, что это такое – многое серьезно позабылось. Поэтому предстоит колоссальная по трудности задача реконструкции тенгрианства и его акклиматизации к реалиям современного глобализма.
Я бы предложил обсудить японский путь – синтез традиций их исконного синтоизма с канонами буддизма. Тем самым японцы многое выиграли – приобщились к огромному культурному и идеологическому наследию буддийского мира и в то же время сохранили истоки своих традиций. Отсюда – феномен японской культуры.
Якуты могут и должны стремиться к симбиозу – возродить традиции своего тенгрианства, но в то же время не отказываться от своей давней приобщенности к самой крупной конфессии мира – к христианству. В стратегическом плане такой симбиоз будет только выигрышным.
Часть якутов склонны к уходу в ислам – никому нельзя запретить в свободе выбора веры, пусть принимают ислам, если этот ислам будет истинным, а не ваххабитского толка. Некоторые якуты думают о приобщении к буддизму – тоже пусть приобщаются.

Эль: Есть ли необходимость и возможность создания Института (отдела) по изучению именно полного исторического наследия народа Саха, включая систематизированные археологические исследования, антропологические, генетические, лингвистические и мн. др.

Ответ: Безусловно, нужен такой центр. Не дорогостоящий академический институт, и тем более не какой-то мелкий отдел, а именно центр.
Институт гуманитарных исследований при ШТЫРОВЕ реорганизован, но в целом сохранил функции академических исследований по истории, археологии, этнографии, филологии народов Якутии, включая якутов. Этим занимаются и в Северо-Восточном федеральном университете, в музее имени Ярославского.
Но нужен какой-то центр, который бы не обязательно направлял и финансировал научные исследования (это – функции других структур, преимущественно федеральных), а сводил воедино, систематизировал работы разных ученых в области истории, археологии, этнографии, фольклора, лингвистики, религии, генетики именно якутов. Такой центр можно создать в рамках проекта Андрея БОРИСОВА «Страна Олонхо», поскольку там планируется создать центр по изучению Олонхо. А Олонхо – это энциклопедия всей истории и культуры якутов.

Эль: Вне территории республики, это и в России, СНГ и за рубежом, находятся тысячи и тысячи исторических артефактов вывезенных в разные времена из Якутии, есть ли возможность повлиять на проведение полных и систематических исследований этих артефактов и документов, а может и возвращении части их на свою историческую родину?
Ответ: Практически все эти коллекции в разное время исследованы разными учеными – как якутскими, так и зарубежными. Например, Улла ЙОХАНЗЕН исследовала и написала большую монографию по якутским коллекциям в музеях Германии. Марджори БАЛЗЕР исследовала якутские коллекции в музеях Америки. Южнокорейская якутская коллекция также тщательно изучена их учеными. То же самое можно говорить о парижской коллекции. Московские и ленинградские (петербургские) коллекции большей частью также исследованы.
Таким образом, можно сказать, что значительная часть якутских коллекций введена в мировой научный оборот. Вне внимания остались только не слишком важные экспонаты, которые и у нас бы лежали где-то в глубине музейных хранилищ.

Сложнее обстоит дело с документами. К примеру, я до сих пор не могу найти время и средства, чтобы съездить и прочитать хранящиеся в Казани источники по истории якутов, которые обнаружил мой друг и коллега Иван УШНИЦКИЙ. Он там в архивах старого Казанского университета увидел записи XIX века по этнографии якутов, эти записи еще никому не известны и не введены в научный оборот.
Но таково положение во всем мире – полностью разобраться с документальными архивами не могут даже крупные нации и государства, просто не хватает квалифицированных исследователей.
Что касается возврата этнографических коллекций в Якутию – многие страны не могут добиться возврата вывезенных из них исторических ценностей. Даже если есть возможность возврата – надо крепко подумать. Может, пусть якутские коллекции остаются в ведущих музеях мира (например, я видел якутские экспонаты в Нью-Йоркском Музее естественной истории) как напоминание о нас? Как Вы сами думаете?



Благодарю редакцию SakhaLife за идею провести такую Интернет-конференцию.
Понимаю, что мои ответы своей категоричностью обидели многих, того же TFS и Эля, не говоря о приверженцах Штырова, но ничего не могу поделать со своим характером – всегда говорю то, что думаю и что считаю правильным. А совпадают ли мои выводы с ожиданиями читателей или же, допустим, шефа – уже не мои проблемы, если спросили мое мнение – я высказываю только то, что считаю необходимым. Слишком много тех, кто пишет и говорит только то, чего хотят общество и власть. Должны же быть и такие, кто высказывается иначе – согласны?
Views: 1550 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Атырдьах ыйа 2010  »
БнОпСэЧпБтСбБс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 4
Ыалдьыттар (гостей): 4
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024