Main » 2010»Атырдьах ыйа»15 » В России наиболее серьезной проблемой, создающей угрозу самому существованию коренных народов, является тенденция изменения законодательств
В России наиболее серьезной проблемой, создающей угрозу самому существованию коренных народов, является тенденция изменения законодательств
11:08
Права коренных народов
В России наиболее серьезной проблемой, создающей угрозу самому существованию коренных народов, является тенденция изменения законодательства. Сегодня этот процесс не остановить, в будущем решение всех вопросов жизни коренных народов в России станет практически невозможным.
В законодательство вносятся изменения, направленные на:
ликвидацию обязательств государства по защите прав коренных народов, в первую очередь на территории традиционного природопользования; ликвидацию всех правовых возможностей передачи земель традиционного проживания в собственность сообществ коренных народов; ликвидацию государственного контроля за экологическим состоянием земель проживания коренных народов, а также планируемой и уже ведущейся на них промышленной деятельностью. Правительством и Государственной Думой готовится правовая база для ликвидации государственной (общественной) собственности на лесной фонд, водные объекты и недра.
Большие лесные территории являются местами традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако в новом законодательстве это обстоятельство умышленно игнорируется.
Об этом свидетельствуют результаты заседаний рабочей группы по подготовке проекта Лесного кодекса, проводимой Комитетом по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы (заседание рабочей группы от 10 апреля 2006 г .)
-------------------------------------------------------------------------------- В 2005 году коренные народы и их организации стали активными участниками Гражданского движения «Земля России – достояние народа» и правовой кампании по защите прав граждан на доступ к природным ресурсам. Среди них Межрегиональная общественная организация "Информационно-образовательная Сеть коренных народов "Льыоравэтльан", членами которой являются: Карельская региональная общественная организация "Молодежный информационно-правовой центр коренных народов "НЕВОНД" Красноярская региональная общественная организация "Региональный этно-информационный правовой центр "АРГИШ" Региональная общественная организация "Информационный центр коренных народов Республики Алтай "БИРЛИК" Кемеровская региональная общественная организация телеутского народа "НАБАТ" Алтайская региональная общественная организация кумандинцев "ИСТОК",:
В местах проживания коренных народов - Амурской, Кемеровской областях, Алтайском крае, Республике Алтай под правовыми документами собрано более 5 тысяч подписей. В качестве заявителей в судебных делах участвуют организации и общины коренных народов и более 150 граждан.
Летом 2005 года общественная организация - Красноярская региональная общественная организация "Региональный этно-информационный правовой центр "АРГИШ" обратилась за правовой поддержкой в подготовке материалов для рабочей группы ООН по вопросам коренных народов, для Совета Европы. Адвокатом подготовлен доклад о тенденциях изменений природоресурсного законодательства в России и нарушении прав коренных народов (анализ проектов Водного и Лесного кодексов в сопоставлении с нормами международного законодательства). С указанными материалами 18 июля 2005 года на заседании 23 сессии рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) выступила Новик Надежда (директор Красноярской региональной общественной организации "Региональный этно-информационный правовой центр "АРГИШ"). Представленные материалы вызвали большой интерес, в связи с чем по теме были проведены брифинги, круглые столы в ООН.
Участниками заседания 23 сессии рабочей группы ООН по коренному населению – международными и европейскими организациями – были приняты обращения к:
Представителю Российской Федерации в ООН, Специальному докладчику по правам человека и основным свободам коренных народов Доктору Родольфо Ставенхаген Верховному комиссару по правам человека г-же Луизе Арбор по поводу Лесного и Водного Кодексов в Российской Федерации с требованиями об установлении моратория на принятие Лесного и Водного кодексов в Государственной Думе РФ.
В сентября 2005 года Алтайская региональная общественная организация кумандинцев "ИСТОК" обратилась за правовой поддержкой в подготовке материалов о нарушении прав коренных народов при разработке и рассмотрении проектов Водного и Лесного кодексов в РФ. Адвокатом подготовлен доклад о тенденциях изменений природоресурсного законодательства в России и нарушении прав коренных народов (анализ проектов Водного и Лесного кодексов в сопоставлении с нормами международного законодательства). 5 октября Шерматова Гульвайра (директор Алтайской региональной общественной организации кумандинцев "ИСТОК") выступила с докладом в Совете Европы, а также перед европейскими общественными организациями.
Представленная информация вызвала огромный интерес и обеспокоенность международной общественности. Ряд неправительственных организаций Европы согласились принять участие в правовой акции и направить письменные обращения о недопустимости рассмотрения проекта Лесного кодекса в Государственной Думе в органы государственной власти РФ. 7 декабря 2005 года Международная правозащитная организация по доступу к полноценному питанию FIAN (International Human Rights organization for the Right to Feed Oneself) направила факс Президенту РФ В . В . Путину , Председателю Совета Федерации РФ С.М. Миронову, во фракции Государственной Думы РФ, во Всемирный банк (в том числе о российское представительство Всемирного банка) с требованиями отозвать проект Лесного кодекса из Государственной Думы, организовать его всенародное обсуждение, учесть мнения коренных народов.
Наши координаты: e-mail: voda8@yandex.ru Юридическая консультация
Консультирует адвокат-эколог О.А. Яковлева
ПОСОБИЕ "ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОВ - ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ" (ZIP/PDF-файл, 2,3 Mb)
Право на благоприятную окружающую среду является одним из основополагающих прав человека. В современных условиях защита этого права равносильна защите права на саму ЖИЗНЬ.
1. Для эффективности любых правовых действий необходимым условием является получение информации. Вам предлагается анализ законодательства и образцы правовых документов (защита экологических прав), необходимых для получения информации и защиты в суде права на информацию. Обращаем ваше внимание на то, что приведенное законодательство и предлагаемые документы могут использоваться как правовая основа для получения любой информации, представляющей общественный интерес и затрагивающей права граждан.
2. Второй важной задачей при защите права на благоприятную окружающую среду является обжалование решений, которые являются правовой основой уже ведущейся или намечаемой экологически вредной деятельности. Во втором разделе приводятся рекомендации по применению законодательства и образцы правовых документов (переход на раздел "как оспорить в суде”), которые помогут вам при обжаловании неправомерных решений власти.
3. Для коренных малочисленных народов защита права на благоприятную окружающую среду имеет первостепенное значение, поскольку именно состояние среды является гарантией дальнейшего сохранения образа жизни этих народов и самого их существования. Предлагаем рекомендации и образцы правовых документов по вопросам:
получение информации; обжалование в суд отказа в информации; образование общин; образование территорий традиционного природопользования
Как получить информацию Право на информацию – неотъемлемое право каждого человека.
Это право закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
Право граждан России на информацию закреплено в статье 29 Конституции РФ. Однако это конституционное право до настоящего времени зачастую не имеет реализации в конкретных жизненных ситуациях. Органы государственной власти, коммерческие структуры, грубо нарушая положения Конституции и федерального законодательства, используют любые способы, чтобы не предоставлять гражданам и общественности информацию.
Не имея информации, человек оказывается полностью незащищенным перед властью и бизнесом, нарушающими его права. Именно отсутствие информации, а не кажущееся всесилие государства, чаще всего бывает причиной неудачного для гражданина решения проблемы. Ценность и силу информации, вовремя попавшей к гражданину, хорошо знают нарушители прав. Поэтому чаще всего обращения граждан за любой информацией, касающейся их экологических и других прав, встречает категорический отказ, либо граждане и общественные организации получают формальные ответы, не содержащие запрошенной информации.
Одной из важнейших задач при получении информации гражданами и представителями общественных объединений является умение юридически грамотно составить запрос на информацию.
В запросе необходимо четко сформулировать свои требования, обосновать свое право на получение истребуемой информации ссылками на конкретные положения Конституции РФ и федерального законодательства. В запросе необходимо обязательно указывать, что запрашиваемая информация представляет общественный интерес и затрагивает права и свободы граждан.
Нами предлагается образец запроса на информацию. Он отвечает вышеперечисленным требованиям.
ОБРАЗЕЦ ЗАПРОСА НА ИНФОРМАЦИЮ (WORD-файл, 50 Kb)
Что делать, если вам отказали в предоставлении информации
Нужно помнить, что юридически грамотно составленный запрос еще не является гарантией предоставления вам истребуемой информации. Вполне вероятно, что в предоставлении информации вам может быть отказано, либо будет получен формальный ответ, не содержащий запрошенных сведений. В этом случае вы должны быть готовы обратиться в суд за защитой своего конституционного права на информацию. Предлагаем образец заявления в суд и образцы доверенностей на представителей.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ В СУД ОБ ОСПАРИВАНИИ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ЗАТРАГИВАЮЩЕЙ ПРАВО ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (WORD-файл, 75 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ – ГРАЖДАНИНОМ (WORD-файл, 25 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА (WORD-файл, 25 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА ОТ ОРГАНИЗАЦИИ (WORD-файл, 25 Kb)
Что нужно знать для ведения дела в суде (WORD-файл, 25 Kb)
2. Как оспорить в суде решения органов власти, нарушающие права граждан
Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица нередко издают акты, нарушающие различные права граждан. Не является исключением и грубое нарушение ими экологических прав. Право на благоприятную окружающую среду закреплено в качестве конституционного права только в 1993 г . Это слишком короткий период для того, чтобы чиновники смогли перестроить свое сознание, а, следовательно, и в корне изменить подход к принятию экологически значимых решений. Об этом красноречиво свидетельствуют издаваемые ими акты.
В ситуациях, когда акты или решения нарушают природоохранное законодательство, экологические права и интересы граждан, их необходимо и возможно оспаривать в суде.
Защищая свое право на благоприятную окружающую среду, вы можете оспаривать как единоличные решения должностных лиц, так и акты коллегиальных органов власти, нарушающие это право. При обращении в суд заявителями могут выступать наряду с гражданами и общественные организации.
Очень важно предпринять правовые меры по отмене решений о реализации экологически опасных проектов до начала проектирования, финансирования, строительства. Решения органов власти, касающиеся любой стадии реализации проекта, являются правовой основой для начала деятельности. Общеизвестно, что добывающие компании, коммерческие структуры, осуществляющие экологически вредную деятельность, выставляют решения властей в качестве щита, перед всеми кто предпринимает попытки эту деятельность остановить. Именно поэтому реально предотвратить нанесение вреда человеку и окружающей среде, можно только добившись отмены решения санкционирующего реализацию экологически опасного проекта до начала любых работ по проекту.
Предлагаем примерный текст заявления в суд об оспаривании неправомерного решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, а также образцы доверенностей на представителей. Обращаем ваше внимание на то, что приведенное законодательство и предлагаемые документы могут использоваться как правовая основа для оспаривания любых решений органов власти, нарушающих права граждан.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ В СУД ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕПРАВОМЕРНОГО РЕШЕНИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА (WORD-файл, 60 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ – ГРАЖДАНИНОМ (WORD-файл, 25 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА (WORD-файл, 25 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА ОТ ОРГАНИЗАЦИИ (WORD-файл, 25 Kb)
Что необходимо знать для ведения дела в суде (WORD-файл, 25 Kb)
Более подробную информацию можно получить в пособии " ОБЖАЛОВАНИЕ В СУДЕ НЕЗАКОННЫХ РЕШЕНИЙ ВЛАСТИ ”, О.А. Яковлева, Москва, 2003 (RTF-файл, 280 Kb)
В настоящее время господствует философия потребительского отношения к Природе, безжалостной эксплуатации ее богатств. Люди воспринимают Природу как среду своей жизни, как объект для изучения и использования, но совершенно не понимают, что природа является частью их самих, и они являются ее неотъемлемой частью. Отделив себя от природы, люди забыли о бережном отношении и к ней и к себе самим.
Коренные малочисленные народы, тысячелетия сохраняющие в себе чувство единства с природой любви и благодарности к ней, соблюдающие законы Природы, своим примером учат нас, помогают выжить. Всем людям необходимо понять, что нельзя брать у Природы ничего не отдавая, не заботясь об Источнике жизни, не любя его как самого себя.
Воспримет ли остальное человечество этот урок, поймет ли, что вопрос возможности дальнейшего существования коренных малочисленных народов в условиях, позволяющих им жить в гармонии с природой, следовать по своему пути не является узкой проблемой этих народов, а касается всего человечества. Ведь эта, хоть и небольшая по численности, его часть является неотъемлемой и необходимой структурой человечества, без которой оно, возможно, не могло бы существовать. Коренные народы в полной мере осознают нависшую над ними угрозу и уже предпринимают активные действия в защиту своих прав. Предлагаем анализ законодательства и образцы правовых документов, необходимых для решения наиболее важных вопросов жизни коренных малочисленных народов.
Как получить информацию
Граждане России очень плохо умеют использовать конституционное право на информацию. Еще острее эта проблема стоит у коренных малочисленных народов, хотя законодательство Российской Федерации дает широкие возможности для получения информации. Коренным народам для защиты своего образа жизни и исконной среды обитания необходимо уметь своевременно получать полную и достоверную информацию о любой промышленной и другой хозяйственной деятельности в местах их проживания. На практике в большинстве случаев информация становится доступна представителям коренных народов, когда промышленная деятельность уже начинается. И в такой ситуации изменить, что-либо бывает трудно, а чаще всего невозможно. Представители коренных малочисленных народов имеют право и обязаны знать о любой деятельности, влияющей на их исконную среду обитания, еще до принятия решений, программ и других документов. Одной из важнейших задач при получении информации гражданами и представителями общественных объединений коренных малочисленных народов является умение юридически грамотно составить запрос на информацию. В запросе необходимо четко сформулировать свои требования, обосновать свое право на получение истребуемой информации ссылками на конкретные положения Конституции РФ и законодательства. В запросе обязательно необходимо указывать, что запрашиваемая информация представляет общественный интерес и затрагивает право коренных малочисленных народов на ведение традиционного образа жизни и защиту исконной среды обитания.
ОБРАЗЕЦ ЗАПРОСА НА ИНФОРМАЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (АССОЦИАЦИИ) (WORD-файл, 50 Kb)
ОБРАЗЕЦ ЗАПРОСА НА ИНФОРМАЦИЮ ОТ ГРАЖДАНИНА – ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (WORD-файл, 53 Kb)
Как обжаловать в суд отказ в информации
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ В СУД ОБ ОСПАРИВАНИИ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ЗАТРАГИВАЮЩЕЙ ПРАВО ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (WORD-файл, 75 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ – ГРАЖДАНИНОМ (WORD-файл, 25 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА (при ведении дел адвокатом в порядке ст. 48, 53, 54 ГПК РФ) (WORD-файл, 25 Kb)
ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА ОТ ОРГАНИЗАЦИИ (WORD-файл, 25 Kb)
Что необходимо знать при ведении дела в суде (WORD-файл, 25 Kb)
Более подробную информацию можно в пособиях " ИМЕЕМ ПРАВО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ” (WORD-файл, 125 Kb), О.А. Яковлева, Москва, 2001 и " СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ ” (WORD-файл, 115 Kb), О.А. Яковлева, Москва, 2001.
В этих пособиях имеется анализ законодательства, гарантирующего права коренных малочисленных народов. Это законодательство вы можете использовать в своей работе. В связи с изменением законодательства (ГПК РСФСР и Закона "Об охране окружающей природной среды”), рекомендуем вам для применения пособие " ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ - ПРАВО НА ЖИЗНЬ ” (PDF-файл, 370 Kb).
Создание общин коренных малочисленных народов
Коренные малочисленные народы до настоящего времени сохранили в своей жизни Принципы единства с Природой. Для них общение с растениями, животными, водой, ветром не только физическое соприкосновение, но и соединение с душой и духом любого проявления жизни.
В момент, когда мир находится в состоянии кризиса, сама Природа возлагает на коренные народы обязанность помочь возрождению души и сердца человека. Эти народы, являясь частью человечества, могут и должны пробудить его - остановить самоуничтожение. Для этого следует не отгораживаться от социальной жизни, а активно вмешиваться в нее и направлять людей на природный путь.
В обществе уже созданы благоприятные условия для реализации коренными народами своего предназначения. В Российской Федерации приняты три важнейших закона, которые можно назвать основополагающими для коренных малочисленных народов. Это: Федеральный закон Российской Федерации "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, Федеральный закон Российской Федерации "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ”, Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ”. В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ” целью создания общин является защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов.
Подробную информацию о создании общин можно получить в пособиях " ОБЩИНА - ПУТЬ К ОБЪЕДИНЕНИЮ И ВОЗРОЖДЕНИЮ ”, О.А. Яковлева, Н.И. Кочетыгова, Ю.Я. Якель, Москва, 2003 (WORD-файл, 145 Kb) и " УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ”, О.А.Яковлева, Н.И.Кочетыгова, Ю.Я.Якель, Москва, 2003 (WORD-файл, 180 Kb).
Создание территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов
Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством коренным малочисленным народам гарантировано право на ведение традиционного образа жизни, защиту исконной среды обитания. Для реализации этого права коренных народов в 2001 году принят ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”. Статья 4 данного закона четко определяет его цели:
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов; сохранение и развитие самобытной культуры коренных малочисленных народов; сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия. ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” вступил в силу 11.05.2001 г. В соответствии с Конституцией и действующим российским законодательством обязанность по обеспечению прав граждан лежит на органах государственной власти. Обязанность по созданию территорий традиционного природопользования (ТТП) в соответствии со ст. 6 закона лежит на Правительстве РФ.
ОБРАЗЕЦ ОБРАЩЕНИЯ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ” (WORD-файл, 50 Kb),
Наши координаты: e-mail: voda8@yandex.ru НОВОСТИ 20 января 2010 г. На сайте размещена радиопередача о новом законопроекте о предоставлении государственных услуг
29 октября 2009 г. Протест святогорских монахов против АМКА карты
28 июля 2009 г. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ Лукину В.П.
6 ноября 2008 г. Предлагаем вашему вниманию 28 выпуск Вестника Гражданского движения «Земля России – достояние народа!» - «АНАЛИЗ ИТОГОВ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА В АСПЕКТЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОБОДУ СОВЕСТИ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, ПРАВА ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ»
21 июня 2008 г. Предлагаем вашему вниманию выпуски Вестника Гражданского движения «Земля России – достояние народа!» - «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЖИТЬ ПО ВЕРЕ» (№ 26 и 27)
16 июня 2008 г. Аналитический доклад общественных организаций и православных объединений о дискриминации и нарушении конституционных прав граждан России православного вероисповедания
все новости >>>
ПАРТНЕРЫ ЦЕНТР ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ "ЛЬЫОРАВЭТЛЬАН"
ПЕРМСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПАЛАТА
РАССЫЛКА Вы можете оставить свой электронный адрес для получения наших новостей