Мы, инициативная группа СОЦПРОФ РОССИИ по РС(Я), Местников М.И. - Председатель СОЦПРОФ по РС(Я) Иванов Д.Д. - Председатель Координационного совета СОЦПРОФ по РС(Я) Николаев И.Н.–Уххан - Председатель Антикоррупционного комитета Евтушенко В. В. - Заместитель председателя Антикоррупционного комитета, член организации «Совета муниципальных образований РС(Я)» Седалищев Н.И. - Член Антикоррупционного комитета Петров С.Ю. - Член Антикоррупционного комитета, Руководитель Общественного движения «Якутия – Наше мнение» Аксаментов И.Ю. - Член Антикоррупционного комитета, Председатель Ассоциации баскетбола РС(Я)
предлагаем всем представителям общественности Республики Саха (Якутия) принять участие в объективном анализе реальных итогов деятельности Штырова на посту Президента республики. Итогом работы должен стать Независимый экспертный доклад «ШТЫРОВ. 2002-2010: ИТОГИ». На данный момент результаты деятельности Штырова отражены в разрозненных источниках информации, зачастую противоречащих друг другу. Вместо единоличного написания доклада на основании имеющихся данных Мы выбрали всенародное обсуждение его основных положений. Мы считаем, что объективность может быть достигнута только с учетом всех обстоятельств, факторов и мнений.
Уважаемые сограждане !
Мы начинаем публикацию серии статей и Вы можете высказать свое мнение, представить дополнительную информацию о событиях последних лет. Все значимые сведения будут использованы в докладе.
Мы не ставим целью предвзято охарактеризовать результаты деятельности Штырова. Наша цель – объективное рассмотрение всех значимых событий в жизни республики, их последствий для жителей республики, для настоящего и будущего. Нам необходима правда, какой бы она не была, кого бы она не затрагивала. Это нужно для исправления допущенных ошибок и предотвращения появления их в будущем. К сожалению, реалии свидетельствуют о частой потери исторической памяти. Это приводит к новым негативным последствиям, которых можно было бы избежать. Итак, начнем наш проект.
31 мая 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова. Одной из главных причин отставки стало значительное ухудшение жизни населения Республики Саха (Якутия) и крайне негативные результаты его деятельности и бездействие во многих сферах жизни. Роль Штырова в новейшей истории Якутии крайне неоднозначна. Ставка на мегапроекты не оправдала себя и не приведет к росту благосостояния якутян в будущем. Так как благополучие жителей формируется на их территории и должно быть достигнуто конкретными обоснованными действиями, а не в московских кабинетах чиновников и на тусовках олигархов. Развитие достигается реальными проектами, учитывающими интересы местного населения и сохраняющими благоприятную экологическую среду, а не размытыми обещаниями мифического благоденствия через многие лета.
Каков же главный итог Штырова ? К сожалению, деятельность Штырова на посту Президента Якутии с 2002 по 2010 годы привела к значительному ухудшению жизни населения и крайне негативным результатам во многих сферах жизни. Таким образом, основными результатами деятельности Штырова стали:
-нарушение международных норм и конституционных прав на достойную жизнь и свободное развитие, -значительное ухудшение жизни населения и усиление социальной напряженности; -ущемление интересов населения республики при приватизации, увод активов из собственности республики; -критическое снижение влияния республики на общественно-политические и социально-экономические процессы; -негативные последствия институциональных преобразований системы государственного управления (содействие лишению суверенитета, содействие чрезмерной централизации распорядительных государственных функций); -подавление свободы мысли и слова; -преследование лиц, критикующих на законных основаниях властные структуры и реализующие свое право на управление делами государства.
В отношении всех, кто выступил против произвола и беззакония, Штыров выбрал линию агрессивного прессинга на основе внепроцессуального применения правоохранительных органов и неконституционных методов. Изощренное подавление Штыровым гражданских прав и свобод направлено не только на деятельность конкретных лиц, но и стало своеобразной «профилактикой» выражения объективного отношения общества к происходящим событиям. Необходимо отметить, что за время противостояния у нас появилось много единомышленников и последователей, истинных патриотов Якутии разных национальностей, объединившиеся в деле создания достойных условий жизни и восстановления справедливости. Фактором объединения выступил противостояние власть предержащим, находящихся в оппозиции многонациональному народу республики и его интересам. Наш самый главный ресурс – это народная поддержка и одобрение.
Руководство республикой Штыровым привело к значительному снижению влияния республики на основные общественно-политические и социально-экономические процессы.
Экономическая безопасность и самодостаточность Якутии окончательно подорваны потерей собственности и уводом активов из алмазодобывающей (АК «Алроса»), угледобывающей (ОАО «Якутуголь»), золотодобывающей (ОАО «Якутзолото»), нефтегазовой (ОАО «Саханефтегаз»), телекоммуникационной (ОАО «Сахателеком») и ряда других отраслей. Фактически республика лишена экономических основ будущего перспективного развития как субъекта РФ и находится в полной финансовой зависимости от федерального центра.
Более половины бюджетных поступлений формируются за счет федеральной дотационной помощи. Таким образом, основными причинами падения жизненного уровня жителей Республики Саха (Якутия) являются потеря стратегических активов и неучитывающие принципы истинного федерализма преобразования государственной системы управления на региональном уровне.
Одной из наших основных задач является восстановление справедливости и осуществление возмездия за совершенные деяния. Можно предположить, что Штыров и его окружение имели прямые корыстные интересы. Сформировав устойчивую систему произвола и беззакония, Штыров узурпировал власть и «приватизировал» жизненное пространство республики в целях личного обогащения. Необходимо тщательно рассмотреть возможность привлечения к уголовной и иной ответственности Штырова и его подчиненных.
Поэтому необходимо гражданское расследование не только возможно преступной деятельности Штырова и его пособников, но и определение законности владения ими всеми видами активов и участия в распределении крупных финансовых потоков. То есть необходимо ответить не только на вопрос "каким образом и в каком объеме уводятся активы республики?", но и на следующий: "куда и кому они уходят?". И это имеет принципиальное значение.
Можно предположить, что часть материальных благ семьи Штырова и его окружения возможно были получены преступным путем. Поэтому необходимо провести комплексный и системный анализ финансовых и материальных потоков семьи Штырова и семей его пособников с целью поиска возможных фактов совершения ими уголовных преступлений. В том числе фактов коррупционного "крышевания" Штыровым предприятий своих родственников и увода активов в оффшорные территории. Необходимо обеспечить сбор достаточных данных для подключения уполномоченных федеральных структур финансовой разведки и государственной безопасности.
На пост президента назначен премьер-министр правительства Штырова - Егор Борисов. Он не заинтересован в объективном рассмотрении деятельности Штырова.
Нечистоплотность Борисова подтверждается его участием в делах начала 90-х годов, изложенных в материалах «Сахатая капуста. Как украсть семь миллиардов долларов по-якутски», «Сахатая капуста-2. Финансовая бомба, подложенная России правительством Якутии» и других. В последнее десятилетие в отношении членов правительства Якутии, в том числе Борисова, возбуждались уголовные дела. Например, по факту махинаций с ценными бумагами ОАО «Горизонт-РТ».
При сохранении прежнего курса будущее республики при Борисове – это консервация старых проблем; дальнейшая деградация власти, а вместе с ней и республики; усиление принципов землячества и кумовства при принятии решений. Таким образом, перед гражданским обществом республики стоят две главные задачи:
-расследование всех причин и обстоятельств потери республикой собственности и увода активов, определение законности владения всеми видами активов и участия в распределении крупных финансовых потоков в период нахождения Штырова на посту руководителя республики; -осуществление гражданского контроля за действиями нынешней власти, являющейся правопреемницей режима Штырова.
Наш проект посвящен следующим актуальным темам:
-критическое общественно-политическое и социально-экономическое положение в Республике Саха (Якутия); -неблагоприятные условия работы независимых институтов гражданского общества и субъектов правозащитной деятельности; -конкретные факты нарушений прав и свобод граждан республики. Доклад включает 5 частей: 1. Сравнительный анализ положения республики 2000 года и 2010 года («до и после Штырова») путем сравнение 2 периодов: период оптимального учета интересов республики и ее населения, период значительного снижения влияния республики на основные общественно-политические и социально-экономические процессы
2.Деятельность субъектов правозащитной деятельности Якутии. Исходным делом будет дело Уххана, проявившего гражданскую смелость и опубликовавшего на своем сайте серию материалов «Аллах над Якутией». В нем систематизированы основные негативные факты деятельности Штырова и его подчиненных и раскрываются истинные мотивы руководства республики. Наглядно проиллюстрировано то, что основными мотивами злоупотреблений стали корыстные интересы и стремление к незаконному обогащению.
3.Экологический контроль при строительстве и функционировании нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан», варианты изменения маршрута нефтепровода.
4.Нарушение прав жителей субъектов Российской Федерации и коренных народов при изменениях природоресурсного законодательства. Будут освещены негативные последствия реализации федеральных законов «О недрах», «Земельный кодекс», «Водный кодекс», «Лесной кодекс», определяющих механизм владения, распоряжения и управления природными ресурсами, а также вопросы участия в распределении доходов, производимых в регионах. Необходимо рассмотреть перспективы сбалансированного развития и пути предотвращения закрытия целых административно-территориальных единиц и вымирания коренных народов.
5. Актуальность реализации общемировой практики целевого направления рентных платежей от использования ресурсов в пользу каждого гражданина страны, в том числе представителей коренных народов.
Мы надеемся, что доклад поможет Вам сориентироваться в сложившейся ситуации и предложить свои рекомендации и варианты взаимодействия.
1. Анализ положения республики
Период оптимального учета интересов республики и ее населения (1990-е годы) сменился с приходом Штырова В.А. на пост Президента РС(Я) периодом значительного снижения влияния республики на основные общественно-политические и социально-экономические процессы. Это сопровождалось значительным сокращением населения и снижением качества человеческого потенциала по причинам роста негативных явлений (заболеваемость, криминал, пьянство, суициды и т.д.).
Подразделы посвящены следующим аспектам в сравнительном анализе разных периодов «до и после Штырова»:
-анализ соблюдения конституционных прав на достойную жизнь в контексте ухудшения социально-экономических показателей и усилением социальной напряженности; -макроэкономические показатели, характеризующие степень автономности и экономической безопасности республики;
-ущемление интересов населения республики при приватизации, увод активов из собственности республики, критическое снижение влияния РС(Я) на общественно-политические и социально-экономические процессы; -негативными последствиями институциональных преобразований системы государственного управления (лишение суверенитета, чрезмерная централизация распорядительных государственных функций на федеральном уровне).
При написании данного блока предполагается использовать различные источники разных авторов, в том числе материалы Геннадия Федорова «Аллах над Якутией», "Республика распродана", «Могильщик республики», «Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) в сравнительной характеристике" и другие.
В России несправедливо распределяются доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Необходима корректировка межбюджетных отношений в целях увеличения доходной базы субъектов до уровня, пропорционального вкладу региона в социально-экономическое развитие страны. Но это не входит число приоритетных задач политического руководства страной.
А пока масштабы страны и менталитет россиян не позволяют достичь главного – обеспечение доставки средств до получателей (субъектов РФ, предприятий и населения) с минимальными издержками, предотвращение их оседания у посредников и распыления в бюджете.
Поэтому одним из условий выхода на самодостаточность и получения регионом статуса донора является наличие высокопроизводительных активов и участие в распределении финансовых потоков от разработки природных ресурсов, что дает возможность самостоятельного повышения уровня жизни жителей путем увеличения реальных денежных доходов и региональных минимальных социальных стандартов.
Наличие в собственности республики Якутии активов и учитывающей принципы истинного федерализма государственной системы управления на региональном уровне напрямую влияют на формирование достойных условий жизни. Однако, Штыров не был заинтересован в сохранении собственности республики, создании собственных обрабатывающих производств и защите интересов республики.
А другие субъекты федерации, на территории которых ведется добыча природных ресурсов, смогли выйти на бездотационность и обеспечить достойный уровень жизни граждан. Например, республика Татарстан, Пермский край, Тюменская область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Больше половины доходов Якутии формируются за счет дотационной помощи. Руководством республики это преподносится как показатель высокого профессионализма якутских чиновников и вершина мастерства по «выбиванию денег» у федерального центра. «Успехи попрошайничества» президента и правительства Якутии сравнимы с похвальбой профессионального нищего. Интересно, где республика будет «побираться», когда у страны иссякнут нефтегазовых доходы?
Статья мне понравилась, в каких то местах даже прояснила ситуацию у меня в голове. Назовите фамилию руководителя - настоящего патриота Республики который будучи во власти будет работать в интересах республики?
Уххан, ты главное держись, не прогнись. Оказывется все конкурсы в Якутии проходят за откат. Поэтому простому человеку без связи участвовать в этих аукционах конкурсах бесполезно. Говорят сам Борисов указывает кому дать а кому отказать. Вот так и живем.