Main » 2010»Атырдьах ыйа»23 » Николай ПЕТРОВ, профессор. Против уничтожения одного из самого зрелищного вида искусства – якутского танца – выступили очень многие, ...
Николай ПЕТРОВ, профессор. Против уничтожения одного из самого зрелищного вида искусства – якутского танца – выступили очень многие, ...
10:01
Николай Петров: Играть с олонхо, все равно что играть с огнем!
ИА SAKHALIFE.RU Театр танца Якутии имени якутского певца, сказителя, постановщика танцев С.А.Зверева начал свои юбилейные концерты в связи 30-летием со дня своего создания. Высокие показатели были достигнуты благодаря сплочённому, талантливому коллективу, который подобрал преданный своему делу руководитель-энтузиаст А.И.АЛЕКСЕЕВ. Как будто с ведома верхних божеств коллективом было выбрано верное направление в развитии якутского танца.
За всю 30-летнюю историю у Театра танца не было и нет своего уголка, своего помещения или здания. Но, тем не менее, несмотря на это, талант якутского народа в виде энтузиастов танца преодолевает различные невзгоды и находит свой неповторимый путь. И хотя несмотря ни на что достижения есть, не обходится, оказывается, без интриг.
После очередного успешного концерта я стал свидетелем разговора, что, якобы Министерство культуры собирается то ли закрыть, то ли разрушить театр, который работает неповторимо, в истинно восточном направлении. Если быть точнее, Министерством культуры поставлена задача объединить Театр танца с недавно созданной в Драмтеатре студией Олонхо. В результате получится так, что Театр танца потеряет название, его попросту не станет.
Против уничтожения одного из самого зрелищного вида искусства – якутского танца – выступили очень многие, в том числе и заслуженные представители культуры. Ну а об артистах театра и говорить нечего: мало того, что у них не будет возможности зарабатывать на кусок хлеба, но их многолетнее творчество, годы работы, их планы на будущее – всё пойдет насмарку. Многие артисты удручены такой ситуацией, а некоторые, образно говоря, готовы «прыгнуть даже в огонь».
Не должно быть скоропалительных, невзвешенных решений, поэтому руководство республики должно остановить эту попытку произвола. А мы надеемся, что Театр танца в свой юбилейный год будет работать с ещё большим вдохновением на радость зрителям и получит ещё большее признание всех народов Якутии. Мы верим в это!
Наверное, только несведущая молодёжь, которая в силу разных причин не знает родную культуру, думает, что можно объединить олонхо и танец. А на самом деле эти два величайших творения являются совершенно разными видами искусства. Пути их зарождения, развития, их польза весьма и весьма различаются. И даже, может быть, многие якуты об этом мало знают. Наши дети, да и взрослые, знают материалы олонхо из опер, музыкальных драм и из сценических танцев, имеющих связь с олонхо. В наше время почти нет людей, слушающих или читающих олонхо. Это, конечно же, плохо. Поэтому, может случится так, что олонхо мы уничтожим с помощью танцев, и наоборот – танцы можем не то чтоб уничтожить, а путать с олонхо.
Олонхо надо изучать именно как великое творение художественного слова. Необходимо прививать молодёжи культуру олонхо с раннего возраста, буквально с детского сада. Надо, чтобы они слушали олонхо почаще. С другой стороны, приобщить ребенка к олонхо через оперу, спектакль не будет иметь соответствующего успеха, так как в этом случае художественный язык олонхо не будет на первом месте, выражен ярко, поэтому и не будет притягательным. Исстари олонхо никак не был связан с танцами, и никакой олонхосут (сказитель олонхо) во время сказания не вскакивает с места и начинает танцами показывать, «украшать» свой олонхо. Вместо этого он может сказать: «Олонхосут стал петь, а осуохайдит – танцевать».
Осуохай как танец возник очень давно, видимо, в знак поклонения Солнцу. А в олонхо воспевается, как победили агрессоров, как объединились различные кланы, возникли и укрепились родственные связи, в результате возвращения мирной жизни образовалось сильное государство, торжество мира.
Если посмотреть эпоху, когда возникли олонхо и осуохай, то получается, что осуохай возник гораздо раньше. Это было поклонение Солнцу, и с появлением танцев человечество стало придумывать волшебные заклинания, водить хороводы с изящной словесностью. А эпос (олонхо) описывает в основном захватническую войну, которых было множество. Якутский олонхо, в свою очередь, если рассматривать основные известные варианты, рассказывает о том, как могучие хунны многие века воевали с великим Китаем, описывает времена их победы и радости. Так, в одном олонхо описывается, как хунны победили китайцев возле реки Хуанхэ, на долине Срединный мир. Эта великая река раньше называлась по-тюркски – Йашыл, что означает Жёлтая река (Йашыл – сравн. Лиса, имеет желтый оттенок, как лиса). Но, тем не менее, могучие хунны, являясь кочевым народом, из-за длительной засухи немало пострадали и были вынуждены переселяться на запад, где основали великих гуннов.
А те хунны, которые переселились на север, основались на Прибайкалье, где и появилось основное население якутов. И, как прежде, стали развивать речной флот. Возникшая якутская нация, вооружившись до парусных суден, в поисках лучших земель, а также пушнины стала заселяться в поймах рек, впадавших в Северный Ледовитый океан.
Таким образом, божественная вера, высоко развитая в Прибайкалье, в том числе и олонхо, и танец, были благополучно распространены на севере. Но олонхо возник намного позже ритуальных танцев, которые, в свою очередь, существовали на Байкале задолго до II-III века н.э., когда состоялась якутская нация. Т.е. когда возникли ритуальные танцы, образно говоря, «три якута ещё не были зачаты, четыре якута ещё не родились, о пяти якутах не было даже слышно». Значит, во времена хуннов. Вот поэтому олонхо и танцы являются зародышами разных эпох, вследствие чего не могут быть объединены в единое целое.
Если говорить о возникновении видов культуры и искусства человечества, то самыми первыми, пожалуй, были танцы с сакрально-магическим содержанием, которые сопровождались пением и благословлением. Человек, когда он был открыт душой к природе, придумал способы, как умаслить светлые силы, а также отодвинуть злые. Самыми действенными из них были повтор слов как заклинание, синхронность движений, возвращение звука голоса как эха – всё это доказывало, что слово является чем-то всебъемлющим, волшебным.
Разное звучание голоса, его тембр вкупе с ритмико-синтаксическим параллелизмом слов, аллитерация, рифма и т.п. образовывают буквально волшебное воздействие стихотворения, песни. Всё это превращалось в ритмичное, пластичное движение с глубоким философским содержанием. Поэтому осуохай, возникший намного раньше олонхо, издревле имеет лечебные свойства, напрямую воздействует на природу. После того, как появилось такое волшебное поэтическое стихотворение, на основе этого и возникло олонхо, рассказывающий о битвах во времена военной демократии, об их военно-политических взаимоотношениях. Далее божий добрый человек всё более уверился в том, что слово имеет необычайную силу. И если будешь повторять его, то его сила и воздействие увеличиваются. Скажешь два раза – сила слова возрастает в два раза, скажешь три раза – воздействие слова утраивается. Поэтому мы говорим троектратное «дом», «уруй». Не зря корень якутского слова «хо´оон» (стихотворение) и др. обозначает слово «повторение» (хоґуй, хоґоон, хоґуйуу, хоґоонньут, хоґор±оо). Такие термины поэзии применяются до сих пор.
Если добавить кое-что об олонхо, то мы сейчас живём в то время, когда угроза глобальных вооруженных конфликтов, ядерной войны осознана народами Земли и величие, пророчество олонхо, его предостережение как бы уже отодвигаются на задний план, вглубь веков. Поэтому огромную пользу олонхо может оказывать в качественном знании молодёжью своего родного языка, и таким образом благословить всеобщее будущее. Олонхо должен стать инструментом, обучающим исконно художественному языку. Священному слову танец (балет) не учит, этому учит олонхо. Вот поэтому-то мы его должны использовать сугубо по назначению. Он требует, чтобы его наконец вытащили из забвения, глубины веков и придали ему значение, чтобы он обрёл свой прежний смысл на долгие года. Ведь из-за слабых требований к воспитанию языковой культуры, из-за плохой памяти наших детей и негативного влияния западной культуры по телевидению и радио далеко не все хорошо знают свой язык.
Поэтому, чтобы не было как в «Квартете» у Крылова и не превратить всё в торговлю должностью, не надо пытаться объединить две несовместимые вещи. Всё это не принесёт пользу, а, наоборот, принесёт вред. Насильное приклеивание олонхо к танцам в действительности лишь запутает тех молодых людей, которые по-настоящему интересуются олонхо. Если так и сделаем, то можем остаться и без олонхо, и без танцев.
Весьма похвально, что развитие якутского Театра танца идёт по правильному, созидательному пути, по пути возрождения и сохранения нашей музыкальной истории. Правильно, что якутский танец, сохраняя свои древние традиции, развивается вместе с песней и музыкой своей эпохи. Якуты (в других письменностях курыканы), являясь многочисленным народом, живущим возле Байкала, во времена своего становления и развития подняли на высокий уровень музыку, песни и танцы. Как известно из истории, не зря китайский император, в знак благодарности за помощь в истреблении хищных степных завоевателей, наградил их прародителей оркестром в 80 человек. Народу, чья музыкальная культура была не развита, вряд бы стали делать такой щедрый подарок.
Когда якуты жили возле Байкала, на долине Анга Ольхонского района вокруг холма с бурятским названием Ехе Ерд (по-русски Большой Холм) водили осуохай (дьуохар, или по-русски хоровод). Холм имел диаметр в 700 метров. Так вот, танцующие опоясовывали этот холм в несколько кругов – так много было танцующих. И лучший танцор растаптывал шесть пар башмаков, об этом рассказывается в бурятском фольклоре. В 2005 году в Ердынских играх вокруг этого холма диаметром в 700 м был образован круг (тюсюлгэ), опоясывающий холм в 2,5 раза. Об этом с радостью вспоминает их участник, председатель общества «Осуохай», известный запевала, кандидат экономических наук А.И.КРИВОШАПКИН.
Попытка объединения развивающегося Театра танца с кабинетом Олонхо (иногда называют театром), скорее, происходит от незнания веры божества Айыы, её исторического развития, и, конечно же, от незнания основы якутской культуры, её истоков и различий. С другой стороны, это может быть скорым, необдуманным ответом на доброе решение высокой организации – ЮНЕСКО, признавшим олонхо шедевром. И, как всегда, на первом месте неразумное распорядительство, указиловка. Можно подумать, что эти деятели культуры, похоронив Театр танца, готовы тут же с помпой докладывать о создании Театра олонхо. Что ни говори, складывается впечатление, что Министерство культуры само становится заложником своего неразумного решения, и именно из-за этого весь сыр-бор.
Не надо играть с олонхо, это сравнимо разве что с игрой с огнём. Владение богатым языком олонхо относится к выживаню народа саха в этом Срединном мире. Издревле богатый язык предков, его сливки находятся в олонхо, там они выражены аллитерацией для живости воспирятия. Поэтому олонхо занимает особое место в изучении родному языку молодёжи.
В свою очередь, есть опасность того, что олонхо может быть отодвинут на второй план в результате активной работы Театра танца. И наоборот, повыгнав с работы наших талантливых танцоров, можем превратить олонхо в какой-то несуразный кордебалет, где будут пытаться биться богатыри из разных – Нижнего и Срединного миров, божественной и нечистой силы. Это кому-то нужно, будет ли от этого польза?
Говорят, ходят разговоры о строительстве дома олонхо, осуохая, танца. Если это и будет в реальности, то Театр танца и общество «Осуохай» сразу же могут начать работать. А вот организация театра олонхо может превратиться в «долгую песню», в связи с нехваткой специалистов. Наши олонхосуты-сказители могут быть в возрасте 60-70 лет. Одним словом, ещё неизвестно, что кто-то, уверовав в то, что он заработает на олонхо сказительством, переедет в город жить. Поэтому целесообразнее было бы сначала подготовить и выпустить специалистов по олонхо, потом только лет через 5-6 подумать об открытии одноименного театра. Поэтому уже сейчас необходимо ввести в детсадах, школах, сельских домах культуры кружки олонхо. Там должны научить детей слушать олонхо, говорить наизусть отрывки из художественных произведений.
По данным ЮНЕСКО, через 50 лет мы, якуты, потеряем свой родной язык. Если так и произойдёт, то мы, несмотря на внешний вид, исчезнем как отдельная нация. В результате мы «превратимся в ветер». И хотя у нас большое желание развиваться вместе с остальным миром, несмотря на талант и прочее, – потеря языка сыграет с нами злую шутку. Поэтому, хотя бы нужно постараться сохранить родную культуру, не пытаясь соединить несоединимое, не портить уже существующее, проверенное временем. Не надо также в одну кучу сваливать творческие личности. Есть же пример разумности и здравого смысла, когда в своё время не стали объединять цирк и Театр юмора и сатиры (впоследствии ТЮЗ).