Main » 2010»Атырдьах ыйа»27 » Но к тому времени, как суд восстановил (пусть и частично) права инвалида, Сергей уже перегорел.
Но к тому времени, как суд восстановил (пусть и частично) права инвалида, Сергей уже перегорел.
11:20
27.08.2010 10:51
Инвалид из Якутии расстрелял чиновников после 18 лет тяжб (Газета "Якутск вечерний")
«Надеюсь, мне удастся произвести отстрел паразитов з Н.-Тагильском фонде СС (достаточно пожили за мой счет). Тогда хоть одно поколение чиновников в этой конторе, помня о судьбе своих предшественников, не будет портить жизнь людям. Жаль, что нет возможности наказать ФСС Якутска, с действий которых началось «счастливое» завершение моей жизни. Рудаков». Эти слова - последний абзац пятистраничного письма бывшего работника ПНО «Якутуголь» Сергея Рудакова. Конверт с письмом был изъят в здании отделения ФСС (Федерального Фонда социального страхования) сотрудниками правоохранительных органов 24 августа 2010 г., спустя несколько минут после того, как Сергей открыл огонь из карабина «Сайга», застрелив трех человек. Двое - это юрист и руководитель отделения ФСС. Третий - сам Рудаков. Кровавая точка в череде тяжб инвалида с системой, длившихся более 18 лет. А началось все, как уже было сказано, в Якутии.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ У НАС
Сергей Рудаков приехал в Якутию из Свердловской области в 1982 году. На Крайнем Севере начал трудиться в должности слесаря третьего разряда. В разные годы работал стропальщиком, помощником машиниста, бурильщиком скважин в НПО «Якуталмаз». После крушения Союза имущество этого НПО перешло Якутии, а на его месте образовалась компания ЗАО «Алмазы России-Саха». Или просто АЛРОСА.
Последней его должностью до травмы стала должность помощника машиниста 5-го разряда в 1991 году на Айхальском ГОКе.
По документам, травму Рудаков получил по причине собственной халатности. При осмотре механизма внутри бурового станка он пренебрег безопасностью - редуктором вращателя ему зажало руку. В результате - травма луче-кистевого сустава левой руки, за которой последовала ампутация.
Но его отец рассказывает другую версию: — Все произошло из-за несогласованности действий... Как-то у них что-то сломалось, видимо. Он своему помощнику сказал, мол, подожди, не включай аппарат три минуты, дай, я спущусь. Тот, видимо, не дождался, включил, из-за чего упал редуктор и отрубил Сереже полруки.
Рудакову назначили выплату по обязательному социальному страхованию — «в связи с несчастным случаем на производстве». Она составила 7 с лишним тысяч рублей...
После травмы Сергей Васильевич немного работал в Айхальском ГОКе слесарем. А в 1993 году уволился и переехал в родной город Качканар, что в Свердловской области. Руку ему заменил протез, так что до выхода на пенсию в 2002 году Рудаков успел поработать водителем. И все это время шли тяжбы с чиновниками соцстраха.
СУД ПРИЗНАЛ ПРАВОТУ РУДАКОВА
считал, что пенсию ему занизили, а индексация производится не в полном объеме. Он пытался судиться и проигрывал, и только накануне трагедии суд вынес решение в пользу Сергея - выплаты ему увеличили до 21 тыс. рублей (на момент трагедии Сергей получал около 15), а за не-произведенную индексацию ФСС обязали единовременно выплатить Рудакову четверть миллиона рублей.
Но к тому времени, как суд восстановил (пусть и частично) права инвалида, Сергей уже перегорел. Пока судья и представители ФСС рядились из-за давно положенных ему денег, Рудаков уже готовил свой план мести. Жуткой мести.
«Чиновники-жулики полностью одурели от ощущения власти и полной безнаказанности. Показные «порки» провинившихся уже никого не пугают. Чиновник должен знать, что за испорченную человеческую жизнь сдохнет не только он, но и вся его родня и коллеги. Это единственный способ заставить чиновников-жуликов работать. Все остальные способы «борьбы с коррупцией» от самих чиновников», — напишет он в своем письме-завещании.
В литературе такой феномен именуют «месть маленького человека». При этом Сергей был полностью адекватен и отдавал отчет в том, к чему готовился.
— Этот человек проходил медицинскую комиссию, в том числе и у психиатра. Ружье он приобрел официально, — заявит после событий 24 августа 2010 г. начальник штаба ОВД Качканара Равиль Нуриев. — Уже в 2010 году он вступил в общество охотников и получил лицензию на использование оружия для добычи зверя.
Помимо этого, Сергей продал свою квартиру, потому что знал, что она ему уже не потребуется. По договору купли-продажи освободить помещение инвалид должен был как раз 24 августа. Когда он подходил к зданию ФСС, то уже знал, что крыша над головой ему больше не потребуется. По нашим данным, деньги были приготовлены для семьи (у Рудакова живы оба родителя, но тяжело болеет мать). Во время последней встречи с отцом, 22 августа 2010 г., Сергей вел себя совершенно обычно... КРОВАВОЕ УТРО
24 августа в 8.40 в офис Свердловского регионального отделения Фонда соцстраха РФ №3 вошел мужчина с сумкой через плечо. Это был Сергей Рудаков. Он занял очередь в кабинет юриста, дождался приема и в очередной раз начал возмущаться уменьшением выплат по инвалидности. Юрист — 70-летний Юрий Столетов - не смог убедить визитера, что государство поступило правильно, сократив ему выплаты в четыре раза.
Дальше говорили не люди, а оружие.
Около 9.30 из сумки был извлечен карабин «Сайга», заряженный крупнокалиберными патронами. Позже следователи скажут, что такие бывалые охотники используют, только если идут на кабана или сохатого.
Выстрел буквально снес голову Юрию Столетову. Он умер мгновенно. Рудаков вышел из его кабинета и начал стрелять дальше. Следующий выстрел, в живот, смертельно ранил 49-летнюю Елену Скулкину. Возможно, убийство женщины несколько отрезвило потерявшего голову инвалида. Как рассказали нам коллеги из нижнетагильских СМИ, в свою очередь, ссылаясь на рассказы очевидцев, Сергей Рудаков какое-то время стоял и смотрел на тело женщины, после чего повернул карабин стволом к себе. Приставив дуло к груди, он прижал приклад к стене и дотянулся до курка...
НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ШАНС
Позже стало известно, что до того, как отправиться в ФСС, Сергей Рудаков снял копию со своего письма и, .заклеив ее в большой конверт, отправил в редакцию местного издания «Нижнетагильский рабочий» (кстати, весьма. солидного ежедневника тиражом под 40 тыс. экземпляров, а вовсе не «крохотной нижнетагильской газеты», как написали иные центральные СМИ). Если бы письмо попало в редакцию чуть раньше, трагедии можно было бы избежать. Возможно, отправив его, Рудаков пошел на сделку с собой, можно сказать, бросил монету на «орел и решку» — успеют или не успеют его задержать до того, как случится непоправимое. А может, это была страховка на случай, если после трагедии сотрудники милиции попытаются скрыть наличие посмертного письма (в тексте такая оговорка есть).
Так или иначе, пакет вскрыли слишком поздно.
Нам удалось дозвониться до редактора «Нижнетагильского рабочего» Владимира МАРКЕВИЧА: — Да, в тот день на мое имя пришло письмо от Рудакова. Мы получили его около 9.00 (в это время Сергей Рудаков уже находился в офисе ФСС. - Ред.). На конверте не было никаких предупреждений или угроз, поэтому отнеслись к нему, как к обычной корреспонденции: отложили разбор до проведения планерки. Когда прочитали, мой сотрудник, отвечающий за работу по чрезвычайным ситуациям, тут же кинулся звонить в правоохранительные органы. — ФСБ? — ФСБ. Но уже было поздно, все случилось. — Сейчас у вас копии изъяли? — Конечно. Подошли сотрудники милиции, изъяли... Понимаете, мы физически не могли успеть предупредить то, что случилось... «ДУША НЕ ВЫДЕРЖАЛА»
Наши коллеги из другого издания - «Качканарский четверг» — сумели отыскать отца Сергея Рудакова. Валерию Рудакову 79 лет, и он не может поверить, что пережил своего сына. По его словам, Сергей был добрым, но очень принципиальным человеком. — [Сергей был] добрым, отзывчивым. Расскажу один случай, который до сих пор в моей памяти хранится. Сережка тогда еще в школе учился. Они всем классом пошли на пикник на речку в районе поселка Именнов-ский. Ребята пошли купаться, а одна девочка плохо плавала и начала тонуть. Все растерялись, а он кинулся спасать ее. Спас. Он никогда не проходил мимо чужой беды...
— Сергей устал бороться за справедливость, видимо, не выдержала душа у него. Как у нас президент страны Медведев, борется-борется, но все без толку. В регионах чиновники все равно по-своему воротят. Деньги им отпускают, а куда они уходят - неизвестно, никакого контроля за этим нет. Вот так и тут. Сын у меня справедливый был. Всегда искал правду. Вот, нашел. Сам себя погубил. Черт бы с ними, зачем это было делать... Ох, Боже... САМОЕ СТРАШНОЕ
Один из самых страшных моментов в этой истории заключается в том, что 9 из 10 человек, услышавших эту историю, абсолютно и безоговорочно поддерживают Сергея. Их не интересуют, какими людьми были Скулкина и Столетов, какая была у них судьба, могли ли они самостоятельно решить вопрос Рудакова, и насколько велика их роль в событиях, приведших к трагедии.
В глазах огромного количества обывателей между тремя убитыми проходит четкий волнорез: с одной стороны — «народ» в лице Рудакова, с другой — обезличенные «чиновники». И пугай тут людей 282-ой статьей (розжигание розни по социальному признаку), не пугай, а реакция общества однозначная - народ искренне ненавидит своих «слуг».
Настолько, что спустя несколько часов после трагедии в Нижнем Тагиле СМИ и Интернет де-факто воспроизвели Сергея Рудакова в национальные герои. Как до этого они же воспроизвели в герои «приморских партизан» — группу бандитов, убивавших милиционеров. Неприязнь к чиновничеству как к надобщественному классу, достигла такой степени, что населению в массе своей все равно, кого поднимать на щит - инвалида или бандита.
Главное, чтобы он был готов к активным действиям.
При такой «ментальности населения» у власти есть повод задуматься. В каждой конторе металлодетектор, в конце концов, не поставишь. И, напоследок, комментарий к случившемуся, найденный на одном из форумов. На наш взгляд, он объясняет, почему население воспринимает ситуацию именно так, как оно ее воспринимает. Пользователь под ником «кино» написал: — У нас страна в Дикий Запад превращается. Кругом беззаконие, и только герой-одиночка с ружьем защищает слабых и обиженных...
Р.S. Редакция благодарит коллег из газет «Нижнетагильский рабочий», «Качканарский четверг» и 11га. Ни за помощь при подготовке материала.
В ЯКУТСКОМ ФСС НЕДОУМЕВАЮТ
Управляющий Фонда социального страхования России по Якутии Иван СИВЦЕВ: Никаких претензий к нам у Рудакова быть не может, поскольку все расчеты были составлены в соответствии с действующим законодательством. Если у него были к нашему Фонду претензии, почему он не обращался с ними к нам? Да, он обращался к нам, но лишь дважды и по другим поводам. В 2003-м попросил передать его личное дело по месту жительства в Свердловское региональное отделение фонда. А в 2009-м попросил выслать в Свердловский страховой фонд сведения о ежемесячных страховых выплатах с 2000 по 2004 годы.