Main » 2010»Атырдьах ыйа»27 » Чрезмерная централизация власти, в конце концов, стала причиной распада Советского Союза. Россия не должна совершить такую ошибку.
Чрезмерная централизация власти, в конце концов, стала причиной распада Советского Союза. Россия не должна совершить такую ошибку.
11:29
Евгений Боженко, 27.08.2010
Макар Яковлев: «Москва должна больше доверять регионам»
В его кабинете нет привычных портретов высоких руководителей. На стене висит большая фотография, на которой вместе запечатлены Михаил Николаев и Иван Ярыгин, двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе, президент Федерации вольной борьбы СССР. Когда-то Макар Яковлев, мастер спорта СССР по этому виду спорта, был заместителем Ярыгина в федерации. Под рабочим столом лежат гантели. В книжном шкафу – семейные фотографии. Тема нашего разговора: взгляд профессионального юриста на взаимоотношения федерального центра и регионов.
Причина развала СССР – сверхцентрализация власти «НВ»: Макар Макарович, как вы относитесь к высказанной президентом Чечни Рамзаном Кадыровым идее отказаться от термина «президент» в отношении глав республик?
М.Я.: Почему развалился Советский Союз? Причина этого в сверхцентрализации власти и управления. Сейчас наша страна вновь идет по этому пути. Вопрос в том, как далеко она зайдет. В принципе не важно, как будет называться высшее должностное лицо региона – президент, губернатор или глава республики, важны полномочия и функциональные возможности этого лица.
В 1999 году был принят Федеральный закон об Общих принципах организации органов власти субъектов РФ». Согласно этому документу высшее должностное лицо в республике именовалось президентом. Сейчас ситуация изменилась, следовательно, изменится и название, вероятнее всего, на главу республики. Главное, чтобы не изменилось содержание. Хотя внести изменения в Конституцию республики нашим депутатам придется. Упразднение термина «президент» в отношении руководителей республик - шаг со стороны федерального центра вполне ожидаемый. Наверное, и с Егором Афанасьевичем перед его утверждением в должности разговор в Москве на эту тему был. Следующим шагом станет унификация названия парламентов субъектов, что тоже потребует изменения основного закона. Но дело, еще раз подчеркиваю, опять же не в названии, а в сохранении функций и полномочий. «НВ»: Удастся ли сохранить полномочия?
М.Я.: Есть пример Татарстана. Этой республике удалось сохранить Договор о разграничении предметов ведения с федеральным центром в то время, когда такие договоры были упразднены из взаимоотношений с другими субъектами. Чеченская Республика – регион, который обладает гораздо большей самостоятельностью по сравнению с другими, формально равноправными субъектами. А потому Кадырову в принципе не важно, как он будет называться, на его полномочиях это никак не скажется. Да и нашу республику возглавил наш человек - Егор Борисов, а не «варяг».
«НВ»: Но ведь и процесс централизации еще не окончен, а на время переходного периода заместителем главы кремлевской администрации Владиславом Сурковым сформулирована модель так называемой «разноскоростной демократии», согласно которой все субъекты Федерации равны, но некоторые ровнее.
М.Я.: Субъекты Федерации не одинаковы, поэтому и подходы к ним разные, но цель одна – унификация с перераспределением полномочий в пользу федерального центра. Из этой же серии концепция укрупнения регионов, когда более сильный в экономическом и политическом плане субъект Федерации поглощает менее сильный. Возможно, когда-нибудь Якутия объединится с Магаданской областью и Чукоткой. Примеры объединения уже были, они имели свои плюсы и минусы. _________________________________________________________
Макар Макарович Яковлев, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник органов Прокуратуры Российской Федерации. Долгое время он проработал в органах законодательной и исполнительной властей республики, избирался народным депутатом СССР и Госсобрания (Ил Тумэн), был заместителем руководителя администрации первого президента республики Михаила Николаева. Сейчас он профессор СВФУ, заведует кафедрой уголовного права и процесса. _________________________________________________________ Выборность – это непредсказуемость
Возьмите такие административные образования, как кантоны Швейцарии, земли Германии. У них очень широкие полномочия. Венеция и Флоренция – почти что государства в государстве, но они не выходят из состава Италии. Североамериканские штаты обладают таким высоким уровнем автономности, что вообще принимают самостоятельные решения о разрешении или запрете смертной казни на своей территории. «НВ»: А шериф штата избирается населением.
М.Я.: Не только шериф, генеральный прокурор в США - тоже выборная должность. Он избирается населением, а потому независим. У нас прокуроры назначаемы, а потому зависимы от своего непосредственного руководства. Вот они издержки излишней централизации. Более того, под видом борьбы с местечковой клановостью, прокурорами субъектов стали назначаться «варяги», а ведь эти люди не только сами не знают местной специфики, но и приводят свои команды. У нас в республиканской прокуратуре 17 человек из Хабаровска, они ведь не дают расти местным кадрам. Что, в Якутии нет своих юристов?
Москва абсолютно не доверяет регионам. Документ о назначении судьи, например, в Анабарском улусе подписывает лично Дмитрий Медведев. «НВ»: Может быть, судей следовало бы избирать?
«М.Я.: Может быть, но государство не доверяет обществу.
«НВ»: И поэтому лишило население права непосредственно выбирать глав исполнительной власти регионов, а сейчас дело идет к отмене прямых выборов мэров городов?
М.Я.: Выборность – это непредсказуемость. Вспомните, какие отношения были у Штырова и Михальчука. А управлять назначенцем гораздо удобнее. Но именно здесь и скрыта опасность. Ведь если бы назначение осуществлялось исключительно по объективным признакам, исходя из деловых и профессиональных качеств потенциального чиновника, то такое назначение можно было бы только приветствовать уже за то, что оно экономит массу затрат, связанных с проведением выборов. Но практика показывает, что в большинстве случаев определяющим качеством является лояльность назначенца, а не его способности.
С коррупцией нельзя бороться по разнарядке
«НВ»: Чрезмерная централизация власти способствует коррупции?
М.Я.: Сегодня в Москве концентрируются 85 процентов всех финансовых потоков. А, например, в Пекине – лишь 10 процентов.
Президент России объявляет борьбу с коррупцией приоритетным направлением своей политики, а потом признает поражение. Почему? Потому что закон о борьбе с коррупцией несостоятелен и даже откровенно слаб. Он обязывает чиновников публиковать декларации о доходах, но не обязывает объяснять происхождение дохода и не определяет никакого контролирующего органа. Он не дает четкого определения коррупции, поэтому за коробку конфет и бутылку шампанского можно сесть в тюрьму, а проворовавшийся чиновник просто перейдет на другую работу.
Одновременно федеральное законодательство запрещает заниматься предпринимательской деятельностью чиновникам категории «б» (среднее звено), но не запрещает делать это чиновникам категории «а» (от министра и выше). «НВ»: А как в Якутии?
М.Я.: Наш закон – это калька с закона федерального. В республике есть соответствующая комиссия, но состоит она из чиновников, то есть из представителей той среды, в которой и следует проводить проверки. А такая структура должна быть общественной, состоять из известных людей, пользующихся незыблемым авторитетом в обществе, к мнению которых прислушаются, она должна создаваться указом президента и обладать серьезными полномочиями. В каждом ведомстве сформировано свое антикоррупционное подразделение, с которого начальство требует показатели, потому что само должно отчитаться по выполнению плана, спущенного из Москвы. Но разве так можно бороться с коррупцией? «НВ»: Может быть, с коррупцией могли бы бороться партии?
М.Я.: В России нет нормальной, принятой во всем мире системы, когда на политическом поле конкурируют несколько равносильных партий. Есть «Единая Россия», в которую должен вступить каждый чиновник и выполнять распоряжения вышестоящего чиновника. Чрезмерная централизация власти, в конце концов, стала причиной распада Советского Союза. Россия не должна совершить такую ошибку.
насчет прокуроров варягов верно сказано. однако. если будут назначаться местные только, почва для развития коррупции в этом органе будет процветать. и что самое главное, в Якутии мало юристов, которые бы смогли блистать на российском или международном олимпах. если бы их было больше......