На прошлой неделе внимание нашего издания привлек бодрый рапорт сотрудников ВД о том, что ими задержан некий молодой человек, заказавший по Интернету пару «шпионских ручек» (видеокамеры, закамуфлированные под пишущие ручки) с целью их дальнейшей перепродажи. 13 мая он получил в почтовом отделении посылку со «шпионским» оборудованием и в тот же день перепродал их третьему лицу по завышенной цене. А потом познакомился с сотрудниками Управления «К» и узнал, что теперь является фигурантом уголовного дела по статье 138 УК, п.3
СПРАВКА «ЯВ»
П. 3 статьи 138 УК в новой редакции (с 1 января 2010 г.) гласит: «Незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств (в том числе — видеокамеры, закамуфлированные под бытовые предметы), предназначенных для негласного получения информации, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет». Упомянутая статья Уголовного кодекса РФ стала предметом жарких дискуссий и бурного обсуждения в СМИ. Ведь если понимать ее смысл буквально, то получается, что гражданин лишен главного своего оружия против нечистоплотного чиновника: возможности скрыто записать намеки на получение взятки и сделать их достоянием общественности – передать в СМИ, в правоохранительные органы, выложить в Интернет. «Данная поправка защищает коррупционеров от простых граждан!» — считают многие. И в самом деле, похоже. Ведь, к примеру, прежней редакции п. 3 статьи 138 звучал менее категорично «незаконные производ- ство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств…». То есть раньше рядовой гражданин, купивший «техническое средство» для использования, под статью не попадал – если только не собирался его перепродать, а теперь уже сам факт покупки делает его если не преступником, то правонарушителем. Даже если он купил устройство с благой целью – вывести на чистую воду, к примеру, директора детского сада, продающего место за взятку в виде компьютера или ремонта. Выходит, вместо того, чтобы получить благодарность за раскрытие коррупционера, наш сознательный гражданин рискует получить в лучшем случае штраф, а в худшем – срок? То же самое относится и к водителю, который возит с собой скрытую камеру, чтобы фиксировать, как сотрудники ГАИ придираются, набиваясь на заветное: «Командир, давай все решим миром». Коварным устройством может быть признан и диктофон, который позволяет спрятать шнур в рукаве. Ты хотел слова чиновника зафиксировать, чтобы потом он от них не отказался, а тебя – в милицию за «уголовку»?
Ситуацию со «шпионской техникой» комментирует старший следователь СО по г. Якутску СУ СКП РФ по РС(Я) юрист 3 класса Алексей КАЛАЧЕВ:
— Если говорить человеческим языком: при осуществлении фото-, видеосъемки или аудиозаписи человек должен визуально распознавать камеру или микрофон. Ситуации могут быть разные. Допустим, в магазине нет предупреждения, что в помещении ведется видеосъемка, но если посмотреть по сторонам, то видеокамеры можно идентифицировать. В этом случае признаков незаконного использования специальных технических средств нет. В случае, о котором мы говорим, фигурирует авторучка — это бытовой предмет, предназначенный для письма. А тут она незаметно для постороннего человека обладает функциями видеокамеры. Индикатора того, что она работает, нет, каких-либо признаков встроенной камеры тоже. И, соответственно, если человек использует такую видеокамеру, то он использует специальное техническое средство без соответствующей лицензии. Кроме того, он целенаправленно приобрел это устройство, заранее зная, какими дополнительными возможностями она обладает. И это тоже правонарушение.
СПРАВКА «ЯВ»
Отвечает за применение 138-й статьи (и ряда других) так называемый отдел «К».
В Якутии – Управление «К». Речь идет о специальном подразделении ВД по борьбе с компьютерными преступлениями и незаконным оборотом РЭС (радиоэлектронных средств) и СТС (специальных технических средств). Управление «К» входит в структуру криминальной милиции МВД, каждого субъекта Российской Федерации. Его задача: выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления в сфере информационных технологий, незаконного оборота РЭС и СТС. Примерный перечень того, что можно считать СТС или «шпионской техникой», можно обнаружить, например, в постановлении Правительства РФ «Виды специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию». Это, например, фотоаппараты с дистанционным управлением, которые можно установить в любой точке и активировать с расстояния. Грубо говоря, любой профессиональный цифровик.
Или взять «комплекс аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи». Таким комплексом по определению является, например, веб-камера, установленная в крышке ноутбука. То есть вы сидите в кафе, где есть Wi-FI – беспроводной Интернет (а таких точек по Якутску уже хватает), раскрыли ноутбук и включили камеру и… привет 138-я статья? — Если внимательно читать закон, то там не сказано про использование специальных технических средств, а говорится только про приобретение и сбыт, — продолжает комментировать Алексей Константинович. — Будет же либо не будет скрытая видео-запись незаконных действий являться доказательством в суде, определяет суд. Вообще каждый случай использования скрытой видеосъемки рассматривается индивидуально как в процессе предварительного расследования, так и в ходе судебного заседания, где тщательнейшим образом изучается вся доказатель-ственная база по уголовному делу. В то же время в любом случае встанет вопрос об ответственности инициатора записи за приобретение специальных технических средств без лицензии. Самым громким делом, связанным со 138-й статьей, стала история со «СПРУТом» и прослушками администрации Ленского района, которое началось и закончилось еще до редактирования упомянутой статьи УК РФ.
Напомним нашим читателям, что речь идет об установке аппаратуры для фиксации телефонных переговоров в администрации района. Администрация заказала и установила специальное техническое устройство. Подрядчик – МУП «Ленский информационно-технический центр» — данный заказ выполнил. А когда власть в районе сменилась, старая про установленное устройство «забыла», а новая – не узнала. В результате разговоры продолжали писаться на электронные носители, стекаясь к руководителю упомянутого МУП Антону Глотову. Но все тайное становится явным – всплыли и «ленские прослушки». С подачи местного УФСБ на Глотова было возбуждено уголовное дело по ст. 138 УК РФ.
До уголовного наказания, впрочем, не дошло. 14 октября 2009 г. ленский мировой судья приговорил Глотова к штрафу в размере 150 тыс. рублей. Последний попытался оспорить приговор в кассационной инстанции, но безуспешно...
Эту тему Алексей КАЛАЧЕВ тоже посчитал нужным продолжить: — Сейчас довольно часто в офисах компаний устанавливается система фиксации телефонных переговоров. Так вот, запись телефонного разговора без уведомления собеседника также является серьезным правонарушением. Если разговоры на вашем телефонном аппарате записываются, вы должны либо самостоятельно уведомить собеседника в начале разговора, либо установить на телефон автоматический оповещатель, такими, кстати, с недавнего времени были оснащены все телефоны оперативных служб и городской справочной. *** По словам сотрудников УСТМ или в простонародье Управления «К», случаи применения в Якутии статьи 138 УК пока не имеют массового характера – один-два за пару лет. Но попадаются очень интересные дела. В начале двухтысячных один умелец собственными руками изготовил телефонный жучок, который при присоединении к телефонному аппарату позволял прослушивать разговоры на расстоянии в 150 метров. В тот раз обвиняемый отделался условным сроком. ЧТО ПРИЗНАЮТ ЗА ШПИОНСКУЮ ТЕХНИКУ Перечень, приводимый в Постановлении Правительства РФ «Виды специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».
1. 1. 1. Фотокамеры, обладающие, по крайней мере, одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN – HOLE – объектив очень маленького размера, от суда и название pin-hole – булавочный прокол (англ.) без визира; с вынесенными органами управления камерой. 2. Телевизионные и видеокамеры, обладающие, по крайней мере, одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN - HOLE); работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее. 3. Комплекс аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи. 4. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров: системы проводной связи, предназначенные для негласного прослушивания телефонных переговоров; радиоаппаратура, предназначенная для негласного прослушивания телефонных переговоров. 5. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи. 6. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений. 7. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов, переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура. 8. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; средства для вскрытия запирающих устройств; переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура. 9. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов. 10. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи. 11. Специальные технические средства для негласной идентификации личности, многоканальные регистраторы психофизиологических реакций человека. Виталий ОБЕДИН, Александр ХАВРЕНКО
ВДОГОНКУ МНЕНИЕ ЮРИСТА Кирилл ФАЙБУШЕВИЧ, юрист: — Чтобы не напугать своих читателей (да и корреспондентов тоже) так сильно, чтобы они боялись даже диктофон в кармане носить, объясните главное: при чтении статьи 138 УК РФ надо акцент делать на слово «незаконное». Если вы приходите в магазин и приобретаете камеру для скрытого наблюдения за лестничной площадкой перед своей дверью, беспокоясь о личной безопасности, – на вас не может быть возложена уголовная ответственность. Во-первых, потому что вы будете приобретать ее у магазина (предприятия), которое обладает соответствующей лицензией. Во-вторых, потому что само использование СТС не является наказуемым деянием. Наказываются незаконный сбыт, незаконное приобретение и незаконное производство. Поэтому купить в магазине камеру и установить вы можете. А вот жучки собирать вручную я не советую. И в кустарных условиях комбинировать фонарик с видеокамерой или там микрофон с искусственным цветочком тоже – могут приравнять к «производству». Данные поправки в УК внесены, чтобы лишить граждан доступа к профессиональной технике, которую используют спецслужбы и которая попадает на «черный рынок». А то, что легально можно купить в магазине, можно и использовать. Законодательство у нас местами странное, но не совсем дурное, поверьте…