Main » 2010»Сэтинньи»10 » Наши действия должны быть справедливыми, но не популистскими, оперативными, но не поспешными, решительными, но понятными для людей!
Наши действия должны быть справедливыми, но не популистскими, оперативными, но не поспешными, решительными, но понятными для людей!
18:28
ЕГОР БОРИСОВ: ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ, РАБОТАТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ!
Полный текст послания Президента Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Ытыктабыллаах бар дьонум, Сахам сирин олохтоохторо!
Убаастабыллаах депутааттар!
Дорогие жители Республики Саха (Якутия)!
Уважаемые депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн)!
17 июня 2010 года, выступая с этой трибуны в день утверждения моей кандидатуры на посту Президента Республики Саха (Якутия), я в целом достаточно полно очертил круг наиболее важных и сложных проблем нашей республики. Поделился своим видением ориентиров ее дальнейшего развития. Выразил желание вовлечь граждан, политические партии и общественные организации в процесс тесного взаимодействия. На основе того программного выступления Правительством Республики Саха (Якутия) принят План действий по его реализации на 2010-2015 годы.
Сегодня, используя свое конституционное право, я впервые оглашаю Послание Государственному Собранию (Ил Тумэн). Это Послание отражает мое представление о тех первоочередных задачах, которые нам необходимо решать вместе в самое ближайшее время. Смысл Послания заключается в том, чтобы обозначить наиболее перспективные направления экономической и социальной политики, требующие от нас новых подходов, грамотного использования всех ресурсов, а также, возможно, некоторого переосмысления взаимоотношений власти и населения, власти и бизнеса, переоценки устоявшихся взглядов на запросы общества и на его реальные возможности.
Вы знаете, что нынешний 2010 год стал этапным для Якутии. Были обновлены ключевые институты государственной власти, сформировано новое правительство республики, на ряд ответственных постов назначены новые, в том числе молодые руководители. Считаю, что действующий состав правительства имеет оптимальную на сегодняшний день структуру, в основном обладает достаточной компетенцией и опытом для успешного осуществления своих полномочий. Уважаемые товарищи!
Благодаря использованию механизмов стратегического долгосрочного планирования, применению программно-целевого метода государственного управления, слаженной работе органов власти и трудовых коллективов, за минувшие годы нам удалось достичь неплохих показателей социально-экономического развития республики.
В период с 2002 по 2009 год объем валового регионального продукта увеличился в 3,4 раза. В экономику республики суммарно привлечено около 700 миллиардов рублей инвестиций с реальным ростом в 4 раза к 2001 году, что вдвое превышает среднероссийские темпы роста. Обеспечен рост промышленного производства и сельскохозяйственной продукции. Прибыль предприятий всех отраслей, несмотря на влияние финансового кризиса, увеличилась в 2,7 раза. Существенно улучшились показатели кредитоспособности. Республике первой из субъектов Дальнего Востока присвоены кредитные и инвестиционные рейтинги международных агентств, которые ежегодно повышаются и подтверждаются. Почти на 60% возросли реальные денежные доходы населения. В рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) и с учетом привлечения внебюджетных средств построено более 2 млн. квадратных метров жилья, 118 школ, 10 объектов высшего образования и другие социальные объекты.
Позитивные тенденции, которые наметились после кризиса уже в конце 2009 года, продолжились и в этом году. В январе-сентябре 2010 года валовой региональный продукт составил 117,1%, реальные располагаемые денежные доходы населения – 104,6% к прошлому году. Уровень безработицы снизился до 8,2% экономически активного населения, численность зарегистрированных безработных сократилась на 20%. Считаю это неплохим результатом для посткризисного периода.
До конца 2010 года поступательный восстановительный рост промышленного производства продолжится.
В 2011 году ожидается стабилизация базовых отраслей экономики: добычи алмазов, золота, цветных металлов, стройиндустрии, лесопромышленного комплекса, ювелир-ной, гранильной промышленности. Прогнозируется также дальнейшее увеличение производства в сельском хозяйстве. Высокие темпы восстановления в традиционных отраслях адекватно повлияют на улучшение социальных показателей.
Все это говорит о том, что мы близки к выходу на докризисный уровень. Теперь необходимо сосредоточиться на продолжении начатой модернизации, с учетом пройденных уроков кризиса сформулировать внятный алгоритм действий по каждому направлению.
Уважаемые народные депутаты!
На территории Республики идет реализация долгосрочной стратегии – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, в которой заложены наши основные приоритеты, размещение экономических, трудовых и производственных ресурсов. Многое уже удалось сделать: осуществляется отраслевая диверсификация экономики, проводится технологическое обновление базовых отраслей, ведется строительство инфраструктурных объектов.
В 2010 году успешно завершены работы по строительству Высоковольтной линии на 220 кВ «Сунтар – Олекминск» с отпайкой на Нефтеперекачивающая станция №14», а также новых подстанций, которые расширят возможности подключения потребителей, обеспечат надежность энергоснабжения республики. Благополучно завершен I этап строительства пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит– Томмот–Якутск, дошедшей до станции Кердем, расположенной всего в 80 километрах от Якутска. Совсем скоро будет введена в эксплуатацию первая очередь Эльгинского месторождения коксующихся углей.
Ввод каждого нового объекта в рамках нашей генеральной стратегии – это маленькая победа, очередной шаг к ее реализации. Однако впереди еще непочатый край работы.
В этом смысле особое внимание в ближайшее время предстоит уделить реализации крупнейшего межотраслевого проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» и завершению строительства железной дороги до Якутска с совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом через реку Лена. Эти масштабные стройки на нынешнем этапе имеют первостепенное значение для республики как основополагающие, фундаментальные, от которых во многом зависит судьба всех последующих этапов Схемы-2020.
Мы всегда должны помнить, что живем в условиях жесткой конкуренции за инвестиционные ресурсы и поддержку федерального центра. Поэтому Правительству Республики Саха (Якутия) предстоит и дальше неусыпно держать руку на пульсе событий, на всех уровнях защищать проекты, отвечающие не только интересам республики, но и задачам, поставленным руководством страны перед экономикой Дальнего Востока.
Уверен, в этом нам будет способствовать то, что взаимоотношения республики с федеральным центром развиваются сегодня в деловом конструктивном формате. Со стороны Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных министерств всем перспективным социально-экономическим инициативам республики, как правило, оказывается поддержка.
Но нельзя просто сидеть и ждать, что все задуманное реализуется само собой. Сегодня нам нужно предпринимать меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций крупнейших российских и зарубежных компаний, без которых невозможна коренная модернизация экономики на региональном уровне. Для этого необходимо систематизировать внешнеэкономическую деятельность, использовать все возможности по привлечению средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, активизировать сотрудничество с госкорпорациями, научными фондами, фондами по развитию малого и среднего предпринимательства, сформировать собственные институты развития. Теперь о главном. Сейчас я обращаюсь ко всем жителям Республики Саха (Якутия) и хочу сказать вот о чем.
Схема-2020 – это не чья-то прихоть, которая ни с того, ни с сего вдруг поселилась в головах ее разработчиков. Схема-2020 – это единственно верный путь к ускоренному развитию всех отраслей и секторов экономики региона, к росту конкурентоспособности местных товаропроизводителей, к решению многих и многих социальных проблем, к повышению уровня и качества жизни населения республики.
Но чтобы пройти этот путь и увидеть, насколько существенно изменится ситуация через десять лет, наши стратегические планы не должны находиться в сфере внимания только органов власти. Они должны стать мобилизующим фактором для всех жителей республики, заставить все общество поменять свое отношение к реформам, происходящим в экономике и социальной сфере.
Несомненно, власть обязана создать такие условия, чтобы модернизация отвечала в первую очередь интересам населения. Но еще важнее, чтобы сами якутяне научились проявлять экономическую инициативу, находить и использовать новые возможности, которые уже появляются у них и будут появляться дальше по мере развития крупномасштабных проектов. Одна из таких возможностей связана с формированием новой волны предпринимательства. Мы уже добились в этой сфере определенных успехов: за последние пять лет количество малых предприятий увеличилось в два раза, 40% всего занятого населения республики работает в сфере малого и среднего бизнеса. Тем не менее, вклад малых и средних предприятий в экономику региона по-прежнему остается незначительным: их доля в обороте организаций составляет всего около 24 процентов, в валовом региональном продукте – менее 7 процентов.
Надо признать, что большинство наших предприни-мателей неохотно вкладываются в собственное производ-ство, предпочитая торговлю и финансовые операции. Это нормально, что развитие предпринимательства в республике началось с торгового капитала, но по законам рынка малый бизнес должен гораздо быстрее перемещаться в сферу производства. У нас же предприниматели в основной своей массе «застряли» в торговой фазе, включая посредническую деятельность. Желания самим что-нибудь произвести у них обычно не хватает – хлопотно и малоприбыльно. Обо всем этом мы недавно говорили на съезде предпринимателей.
За всеми озвученными на съезде задачами стоят конкретные механизмы, которые должны без промедлений и эффективно внедряться, в том числе на законодательном уровне. В связи с этим, предлагаю:
- в целях создания благоприятных условий для возрож-дения и развития народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства законодательно закре-пить поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства;
- создать систему финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения, налогового регулирования, направленную на формирование условий для развития и укрепления материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышения эффективности и доходности мелкотоварного производства;
- оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания населения;
- для развития туризма на территории республики, как приоритетного направления социально-экономической политики, оказывать поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, занятым в области оказания туристических услуг.
Значимую роль в поддержке предпринимателей должна сыграть обновленная Торгово-промышленная палата РС(Я). Уважаемые коллеги!
Отдельно хотел бы остановиться на проблеме создания благоприятной административной среды для предпринимательских инициатив, прежде всего, на муниципальном уровне.
К сожалению, в мой адрес по-прежнему регулярно поступают сигналы о том, как местные власти чинят препятствия своим же предпринимателям. Официально предупреждаю всех руководителей на местах, что за каждый выявленный случай нарушения законных прав представителей малого и среднего бизнеса, они будут нести персональную ответственность, вне зависимости от того, причастны ли к этому лично они или вина лежит на их подчиненных. Главы муниципальных образований на районном и поселенческом уровне должны раз и навсегда уяснить, что развитие предпринимательства, местного производства, рынка платных услуг – это на сегодняшний день один из главных критериев оценки их работы.
Резервов для развития предпринимательства в республике, особенно в сельской местности, достаточно. При желании на селе можно производить самые разные товары народного потребления, открывать предприятия общественного питания, салоны красоты, оздоровительные центры. При этом не всегда надо руководствоваться известной экономической формулой «спрос рождает предложение». Потому что часто спрос может носить скрытый характер. Скажем, раньше на селе были пункты бытового обслуживания населения, которые предлагали самый необходимый набор услуг (парикмахерская, фотосъемка, пошив верхней одежды и т.д.). Со временем они были утрачены. Если такие пункты вновь воссоздать, - а это уже бизнес-инкубаторы (предоставление рабочих мест, решение вопросов безработицы на селе, предоставление льготных кредитов и т.д.), люди обязательно пойдут туда. Это как раз тот случай, когда не спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос. Поэтому ищите идеи, предлагайте, обеспечивайте выгоду потребителю и приобретайте выгоду для себя. С оживлением предпринимательской активности, конечно, напрямую связано и дальнейшее развитие сельского хозяйства, как основы жизнедеятельности якутского села, перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики.
За последние годы многое было сделано для поддержки сельского хозяйства республики. Ни один другой субъект Российской Федерации за минувшие годы не вкладывал в село столько бюджетных средств, сколько было вложено в Республике Саха (Якутия).
Тем не менее, результаты пока не могут нас удовлетворять.
Я не могу сказать, что миллиарды рублей, направленные в отрасль ушли впустую, были выброшены на ветер. Это не так. Несмотря на множество испытаний, которые обрушились на сельское хозяйство в 90-е годы, в условиях реформ, мы все же сумели сохранить базу для его будущего развития.
Но мы не сумели своевременно выработать правильную политику поддержки села, соответствующую требованиям рынка, приоритетом которой должно было стать повышение мотивации селян к самоорганизации, к внедрению в производство передовых технологий. Подчеркиваю: существовавшая до сих пор система поддержки аграрного сектора не стимулировала развитие производства, а способствовала только выживанию отрасли.
Таким образом, мы пришли к уникальной ситуации, когда в республике, с одной стороны, уже давно и в достаточной степени обновляется социальная инфраструктура села. А с другой стороны, само сельское хозяйство продолжает находиться в состоянии стагнации, не развиваясь.
Это очень опасная тенденция!
` Уважаемые народные депутаты!
В вашем присутствии считаю нужным обратиться к правительству республики. Настало время в корне пересмотреть наши подходы к вопросам функционирования сельского хозяйства и села в целом.
Правительство должно принять неотложные меры, содействующие росту экономической активности и предпринимательской инициативы каждого сельского жителя. Сделать это, не меняя устаревшие методы управления отраслью на республиканском и местном уровнях, невозможно. Традиции централизованного регулирования в условиях свободных рыночных отношений больше неприемлемы. Именно в результате излишней централизации, специалисты сельского хозяйства на местах выступают сегодня в роли статистов, не имеют заинтересованности в эффективной работе, при этом размывается и их ответственность.
Выход видится мне в реальной, подкрепленной финансовыми ресурсами, передаче муниципальным образованиям реальных полномочий, а также в создании для них стимулов к повышению прозрачности и эффективности бюджетных расходов.
В связи с этим предстоит, начиная с 2011 года, на основе научно обоснованных нормативов и методики осуществить комплекс мер по постепенной передаче органам местного самоуправления финансовых полномочий на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства. При этом муниципальным образованиям нужно дать рекомендации по определению направления и механизмы расходования средств для достижения определенных показателей. Основным же параметром оценки их деятельности будет являться обеспечение роста объемов товарного производства. К этому соответственно должны быть готовы и сами муниципалитеты.
Предлагаю также проработать вопрос и принять решение об установлении единой заготовительной цены на молоко в размере не менее 30 рублей за литр организованным хозяйствам, производящим товарную продукцию.
В кратчайшие сроки должны быть окончательно утверждены порядки и механизмы, стимулирующие развитие сбытовой кооперации с созданием инфраструктуры по заготовке и переработке продукции. Без этого бессмысленно вести речь о высокотехнологичном и высокорентабельном производстве.
Принципиальная задача – возрождение имущественного комплекса АПК. Этому будет способствовать создание имущественного некоммерческого залогового фонда. Потребуется дополнительные капитальные вложения.
И еще одно. В русле Концепции государственной земельной политики РС(Я) до 2020 года предлагаю рассмотреть варианты упрощения процедуры оформления соответствующей документации, а также установления для владельцев земель, не вовлекающих эти земли в оборот, механизмы принуждения их эффективного использования. Необходимо поддержать муниципалитеты в части финансирования расходов на техническую инвентаризацию имущества, а хозяйства – в части расходов на оформление кадастровых дел.
Считаю, что настало время оптимизировать деятельность обслуживающих предприятий и учреждений АПК республики. Низкий уровень менеджмента и управленческие недоработки ни в коем случае не должны компенсироваться за счет бюджетных средств. Оптимизация структуры обслуживающих предприятий должна упорядочить и урегулировать экономические взаимоотношения между всеми субъектами производственного процесса в отрасли, а доминирующим фактором при принятии решений должны стать исключительно интересы сельхозтоваропроизводителей.
Я абсолютно убежден, что только опираясь на активное участие самих сельских жителей в решении всех вопросов жизнедеятельности современного села, через применение механизмов повышения их самоорганизации, либерализации экономических взаимоотношений власти и сельхозтоваропроизводителей, мы сумеем добиться того, чтобы аграрная отрасль стала товаропроизводящей.
Завершая разговор о проблемах нашего села, считаю нужным сказать следующее. Не стоит посыпать голову пеплом из-за того, что наша молодежь уезжает из села. Процесс урбанизации – повышение роли городов, отток сельского населения – происходит по всей России и по всему миру. Это естественный ход событий, препятствовать которому мы не в силах. Может быть, через некоторое время, когда аграрная отрасль по-настоящему оживет, для многих жителей якутского села соблазны городской жизни станут менее привлекательными. Но сегодня молодежь стремится туда, где интереснее, где открывается другая жизнь, новые возможности. Поэтому наша задача заключается не в том, чтобы просто всеми способами удерживать молодых ребят в сельской местности, а в том, чтобы создать условия для их профессиональной подготовки.
Сегодня только для реализации проектов Схемы-2020 дополнительно необходимо более 100 тысяч специалистов разных уровней. Пусть сельская молодежь идет в промышленность. Пусть получает другие полезные для народного хозяйства республики специальности – сварщиков, крановщиков, каменщиков и т.д. Главное, чтобы они не потерялись в этой жизни, не сбились с пути. А на селе нам нужно создать настоящее сельскохозяйственное производство.
Да, личная ответственность каждого человека за свою собственную судьбу в современных условиях выходит на первый план – об этом мы еще поговорим. Но только хорошо продуманная кадровая политика позволит нам в краткосрочной перспективе перейти к эффективной занятости населения республики. А занятость населения, самореализация людей – это не просто решение задачи по обеспечению экономики работниками соответствующих квалификаций, а еще наиважнейший фактор снижения уровня бедности, уровня преступности и асоциальных явлений.
Уважаемые участники заседания!
Конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом.
Именно люди с их образованием, квалификацией, знаниями и опытом, а не степень эксплуатации природных ресурсов, определяют динамику всестороннего развития нашей республики в рамках генеральной стратегии.
Замечу, что по данным ВЦИОМ, человеческий капитал Республики Саха (Якутия) в настоящий момент имеет ярко выраженную гуманитарную направленность и сформиро-вался вразрез существующей в регионе потребности в кадрах – более половины опрошенных якутян (51,2%) не работают по имеющейся у них специальности. Население республики ориентировано на те навыки, которые практи-чески на четверть (23%) остаются невостребованными.
Для Якутии, как и для всей страны, характерен процесс «массовизации» высшего образования и низкой привлека-тельности начального и среднего профессионального образования. Вместе с тем, как я уже сказал, экономика республики испытывает острый дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, прежде всего технической направленности.
За последние годы в учреждениях высшего и среднего профессионального образования республики открыты десятки новых специальностей.
Большие надежды по обеспечению структурной перестройки региональной системы высшего профессионального образования, его интеграции с наукой и производством, мы возлагаем на Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова.
Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, состояние системы профессионального образования республики сегодня по-прежнему не соответствует требованиям времени.
Правительство Якутии будет и дальше вести работу по созданию и строительству ряда новых учреждений высшего, начального и среднего профобразования – Мирнинского филиала политехнического института СВФУ, Горно-геологического техникума в пос.Хандыга, Транспортного техникума в п. Нижний Бестях, новых студенческих общежитий.
Важной задачей является дальнейшее формирование региональной системы оценки качества образования. Программы обучения старшеклассников должны быть напрямую связаны с выбором специальности. Предстоит законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставить семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам – доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно актуально для малокомплектных и удаленных школ. Уважаемые народные депутаты!
Многие из присутствующих в этом зале возглавляют крупные производственные предприятия, которые выступают в роли заказчиков рабочих кадров. В целях совершенствования и регулирования взаимоотношений государственной власти и частных структур в будущем году нам предстоит принять закон о государственно-частном партнерстве в Республике Саха (Якутия). На федеральном уровне мы пытаемся инициировать создание действенных правовых и экономических механизмов взаимодействия профессионального образования с работодателями.
Но я призываю и вас, и других руководителей компаний, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия), не дожидаясь принятия стимулирующих законов, проявлять социальную ответственность и активнее инвестировать средства в развитие профессионального образования.
Привлечение рабочей силы из-за пределов республики для выполнения текущих задач, возможно, принесет кому-то сиюминутную выгоду. Но если вы думаете о будущем, связываете свои долгосрочные планы с Якутией, то должны быть заинтересованы в социально-экономическом развитии того региона, в котором работаете.
Проведение грамотной кадровой политики необходимо также в сфере государственного и муниципального управления. Задача ближайших двух лет – создать в Республике Саха (Якутия) принципиально новую многоступенчатую систему подготовки и подбора управленческих кадров.
Поручаю Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) до конца этого года внести на утверждение Президенту Республики Саха (Якутия) План реализации этой задачи. Прием на вакантные должности государственной службы в дальнейшем надлежит осуществлять на конкурентной основе только из числа кандидатур, находящихся в базе данных общереспубликанского или ведомственного кадровых резервов.
Абсолютно убежден, что при формировании новой системы расстановки кадров настала пора переходить от количества к качеству. Эффективность управленческих действий должна определяться не числом, а умением, профессионализмом государственных менеджеров, повышением ответственности, оперативности, мобильности и прозрачности органов власти всех уровней. Когда на повестке дня стоит модернизация всего хозяйственного комплекса республики, инертность и неповоротливость власти недопустимы.
Для инициативных, творческих, порядочных специалистов, руководителей должны быть созданы условия делать карьеру. При этом должно быть исключено превращение карьеры в самоцель.
Приоритетной задачей в области развития местного самоуправления считаю повышение ответственности глав муниципальных образований. Главам районов и наслегов не нужно бояться самосовершенствоваться, перенимать любой положительный опыт. Надо все время учиться. Учиться самим, а потом учить своих людей. Учить буквально всему: как оформить землю, как взять кредит, как образовать кооператив, как дешевле построить коровник, как правильно организовать производство.
Не будет проку, если управленец ограничен решением сиюминутных задач и выжидательной политикой – что сверху скажут, то и сделаю. Именно в результате такого отношения к делу во многих муниципальных образованиях поселенческого уровня отсутствует стратегическая линия работы.
`
У нас периодически появляются и совсем отрицательные примеры. Некоторые главы по причине недобросовестного исполнения своих обязанностей потеряли авторитет и поддержку со стороны избирателей и депутатов представительных органов. Из-за этого тормозится общее развитие территории, страдают люди. Мы не намерены терпеть тех, кто дискредитирует местную власть, а в ее лице и власть вообще. Для этого будет эффективно использован соответствующий порядок отстранения глав муниципальных образований.
Органы местного самоуправления должны принять самое действенное участие в повышении ответственности и правосознания общества путем применения норм Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
Государственная служба обязана быть адекватной трансформирующимся функциям государства и быстро меняющимся потребностям населения.
Подчеркиваю, развитие экономики требует от нас открытого, прозрачного государственного управления. Недостаток ясности в этом аспекте порождает недопонимание населением действий органов власти.
Поэтому мы вплотную приступили к созданию электронного правительства. До конца года Правительству Республики Саха (Якутия), Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) необходимо запустить единый портал государственных и муниципальных услуг. Последовательно расширится зона обслуживания Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, который открылся в г.Якутске в апреле этого года.
Все это элементы административной реформы, которую мы проводим не для галочки, а для рационализации деятельности властных структур, для устранения бюрократических тупиков и активного наращивания наших усилий при решении текущих задач и достижении стратегических целей, стоящих перед республикой, перед страной в целом.
В посткризисный период актуальным является вопрос повышения эффективности каждого потраченного бюджетного рубля. Правительству необходимо принять Программу повышения эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия), которая предполагает внедрение программно-целевых принципов, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг, повышение их качества. Программный метод управления экономики должен найти отражение в полном объеме при формировании бюджета. В целях сокращения бюджетных расходов предстоит внести коррективы в деятельность государственных и муниципальных учреждений путем внедрения государственного (муниципального) заказа. Мы должны быть полностью готовы к внедрению с 1 января 2011 года системы электронных торгов. Это позволит повысить эффективность госзакупок, обеспечить их прозрачность и тем самым существенно снизить уровень коррупции, поскольку до сих пор значительная часть экономических преступлений, фактов хищения бюджетных средств связана именно с исполнением государственного заказа.
Следует также продолжить оптимизацию объема государственной собственности в деятельности коммерческих организаций. В адрес руководства республики в течение длительного времени звучали острые выпады со стороны оппонентов по поводу чуть ли не «вредительской» приватизации государственных стратегических активов. Естественно, все эти обвинения были продиктованы узкими политическими и другими интересами отдельных политиков. От уменьшения участия государства в деятельности ряда крупных компаний ни республика, ни ее население никак не пострадали. Как показало время, реализуя государственные активы эффективным собственникам, мы оградили наши системообразующие предприятия от банкротства в период мирового кризиса, существенно улучшили их финансовые показатели, обеспечив тем самым поступление дополнительных налогов в региональный бюджет. Теперь задача по оптимизации государственного сектора и уменьшению участия государства в деятельности коммерческих организаций, включая стратегические, поставлена на уровне руководства страны. И это объективно, потому что, когда речь идет об экономике развития, государство не может являться по-настоящему эффективным собственником. Частный бизнес всегда более прагматичен, он способен легко встраиваться в новые условия, инвестировать средства в обновление производства, тогда как государственный сектор менее гибок, менее восприимчив к суровым законом рыночной экономики, его главная функция – выполнение социальных обязательств.
Сегодня внимание общественности Республики Саха (Якутия) сосредоточено на процессе реорганизации компании «АЛРОСА». Сосредоточено абсолютно справедливо, потому что «АЛРОСА» – это не просто наше родное предприятие, это флагман мировой алмазной отрасли, от судьбы которого во многом зависит, и будет зависеть в дальнейшем развитие республики.
Однако нам нужно понимать, что процедура преобразования компании в открытое акционерное общество – это такая же необходимая и полностью оправданная мера.
В начале 90-х годов, в условиях дикой приватизации, форма ЗАО себя оправдала, уберегла компанию от растаскивания. Сегодня, думаю, депутаты Государствен-ного Собрания (Ил Тумэн) обсудят и примут ответственное решение. Уважаемые товарищи!
Если вдуматься, ситуация в компании «АЛРОСА» во многом сходна с тем, что происходит в Республике Саха (Якутия). Сегодня экономика республики точно так же нуждается в инвестициях, в развитии индустриальной инфраструктуры, в новых стратегических партнерах.
Если в конце 90-х – начале 2000-х годов мы занимались исключительно оздоровлением нашей экономики и достигли в этом определенных успехов, то на нынешнем этапе речь идет о кардинальном переустройстве всего хозяйственного комплекса региона. А целью этого переустройства, в конечном счете, является повышение капитализации республики и соответственно рост благосостояния ее населения. Исходя из этого, и в государственном управлении, и в бюджетной политике мы должны руководствоваться принципом перехода от управления затратами – к управлению на результат. Повторяю еще раз: экономика Якутии должна работать на результат.
Основой результативной экономики, безусловно, служат инновации, технологическое обновление, применение прогрессивных научных разработок в производственной сфере. Роль инноваций с каждым годом возрастает, они должны внедряться во всех отраслях.
Жизнь заставит нас создавать реально работающие инструменты инновационной системы – технопарки, венчурные и инновационные фонды, инновационные компании, проводить республиканские конкурсы инновационных проектов. Мы это прекрасно понимаем. И такую работу мы уже начали. Я имею в виду совместную работу с Государственной корпорацией «Роснанотех» по поддержке инновационных и нанотехнологических проектов, ориентированных на диверсификацию экономики.
От темпов внедрения инноваций напрямую зависит не только реализация крупных проектов, но и развитие местного производства, о котором мы уже говорили.
Инновации – это в первую очередь использование передового опыта. То есть получение реальных результатов инновационной деятельности – проблема не только государства. Чтобы обеспечить конкурентоспособность региональной экономики необходимо включить в этот процесс и бизнес, и науку, и все общество. Уважаемые коллеги!
Качество жизни населения неразрывно связано с доступностью жилья, стоимостью его приобретения и содержания. Для Республики Саха (Якутия) это вопрос крайне болезненный, удельный вес ветхого и аварийного жилья у нас составляет 15% от площади всего жилфонда. Это очень много, в 5 раз больше среднероссийского показателя.
В целях увеличения объема жилищного строительства, снижения доли ветхого и аварийного жилья начата реализация Указа Президента Республики Саха (Якутия) «О мерах по развитию жилищного строительства».
Я поручаю правительству республики до 1 января 2011 года утвердить в новой редакции, с учетом поставленных задач, республиканскую целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы.
Для получения ожидаемого итога этой работы, а именно увеличения объемов жилищного строительства в республике как минимум в полтора раза: с 300 до 450 тыс. квадратных метров ежегодно – будут привлекаться средства бюджета, средства предприятий и населения.
Чтобы выполнить поставленную амбициозную задачу предстоит существенно модернизировать строительную отрасль.
Надо принять меры, в том числе организационного и правового характера, для вытеснения с рынка недобросовестных компаний-застройщиков. Усилить мощь строительной отрасли мы сможем только путем укрупнения строительных предприятий, преодоления технической и технологической отсталости базы стройиндустрии и предприятий промышленности стройматериалов.
Кроме того, я настаиваю на том, что ценообразование в жилищном строительстве необходимо осуществлять при непосредственном участии государства, с учетом дифференцированных по категориям граждан механизмов и привлечения бюджетов всех уровней.
Мы также должны обеспечить переход на новые формы взаимоотношений и стандартов качества системы ЖКХ. В рамках технического перевооружения жилищно-коммунального комплекса необходимо добиться снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры и доли потерь коммунальных ресурсов в общем объеме оказываемых услуг. Сейчас в нашем ЖКХ самая низкая энергоэффективность, потери от которой оплачиваются населением, а с учетом социальных компенсаций – бюджетом. Правительству Республики Саха (Якутия) предстоит перевести в течение 5-т
Лучше не выступал бы. Опять копировать, устраивать показуху, зачем? Людей считает глупыми, что-ли? Лучше вернул бы деньги украденные за все его годы работы в МинСельХозе и зампреддом по сельхозу. Миллиарды утекли!! Нельзя так, нельзя!!!