Недостаток открытой информации и отсутствие практики придания гласности даже выявленных госорганами хитрых финансовых и коррупционных схем в России — норма. Ведь дозирование информации является вернейшим способом «послания сигналов». Они обычно расшифровываются теми, кому посланы, и нешироким слоем интересантов. Однако именно публичные разборки между представителями элит и являются самым содержательным в «борьбе с коррупцией». Просто больше никому — гражданам, СМИ, политактивистам — системная борьба с коррупцией неинтересна.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в ходе совместной работы с правоохранительными органами выявила "системные проблемы" в деятельности мэрии Москвы, связанные с финансированием контрактов, в частности, в здравоохранении, сообщил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в ходе встречи с Владимиром Путиным во вторник.
Продемонстрировав схему, глава Росфинмониторинга обратил внимание премьера на системные моменты, "где действительно есть проблемы". В частности, по его словам, это объекты здравоохранения, департаменты, больницы.
"Заключаются контракты с посредниками, а потом деньги поступают от посредников непосредственно в ГУП здравоохранения города Москвы. Откатная часть уходит, и все", - объяснил он, отметив, что сумма составляет примерно 1,2 млрд рублей.
По ощущению, главные откаты в Москве должны происходить не в сфере здравоохранения, а где-то в строительном комплексе и где-то на землеотводе (что творится в банковском и прочая — предположить мало кто рискнет). Однако первый вице-мэр и куратор строительного комплекса Владимир Ресин — и сейчас первый вице-мэр, ему, например, подчинили штаб по реализации проектов в «Москва-сити». Видимо, доля откатов в хозяйстве Ресина меньше, чем принято считать. Ну или в публичном заявлении Чиханчина есть понятная политическая составляющая (Ресина не трогать, Собянину выдан карт-бланш и так далее).
Вообще, Росфинмониторинг — уникальный контрольный орган: часто говорится о том, насколько он эффективен, но в публичном поле эта эффективность видна не слишком сильно. Экс-глава Росфинмониторинга Виктор Зубков даже побыл некоторое время премьер-министром. Зато глава Контрольного управления президента долю неэффективных трат при госзакупках более чем в 20 процентов (триллион из 5, не менее). Общее впечатление от слов главы Росфинмониторинга — то ли в Москве всяческих злоупотреблений в разы меньше, то ли система откатов больно хитрая, то ли публично не гоже все произносить. Любая версия годна.
Однако отсутствие гласности при водит к тому, что любая, даже самого сомнительного качества информация, воспринимается некоторой частью публики как откровение. Публике-то иного не сообщают. Вот блоггер Алексей Навальный выступил с очередными разоблачениями (или «разоблачениями» - кому как нравится) в адрес компании «Транснефть». У Навального несколько «любимых» компаний, где он миноритарный акционер, госмонополист по транспортировке нефти «Транснефть» в их числе. «Посколько Вайншток платил всем вокруг - снести его было нелегко. И в течение нескольких месяцев после своего ухода он продолжал контролировать компанию. Поэтому для зачистки Транснефти от недружественных элементов, нежелающих направлять бабло-КАМАЗы в нужную сторону, была дана Высшая Политическая Команда: провести детальную честную проверку святая святых - строительства ВСТО. Для чего и выписали Счетную Палату РФ в том числе. Проверку провели. Но было что-то в ней такое, от чего её результаты сразу засекретили. Счетная Палата свой доклад тоже скрыла, ограничившись невнятным заявлением о том, что "нарушений много, но ничего страшного"», - негодует Алексей Навальный.
Далее приводит всяческие выдержки из отчета СП. Общий пафос его выступления — «украли все», только на проектных работах — 10 млрд.
Однако же скептики Навального тут же упрекнули в том, что его либо втемную использовали, либо прямо денег за публикацию дали. «Заказ на мочилово Вайнштока ходит давно. Материалы, подготовленные ОАО "АК "Транснефть" против самой себя (гы-гы) - старые, бродят по разным людям давно, найти их - не составляет никакого труда и пиарщики Токарева пытаются их слить хоть куда-нибудь», - пишет в блоге политтехнолог Марина Литвинович. Полагает она, что это всего-то заказ Вайнштока новым главой «Транснефти» Николаем Токаревым, который вообще все развалил на строительстве ВСТО. Представитель Счетной палаты подлинность документов не опроверг и не подтвердил, зато рассказал РИА "Новости", что они под грифом "для служебного пользования". Если грубо - они засекречены.
Правда жизни в том, что узнав об эффективности блогов для продвижения сливов разного качества, пиарщики разных мастей начали печатать тексты не в сомнительного качества газетных публикациях — там а) все исходники не опубликуешь, б) газетчики могут текст переписать и даже добавить позицию тех, кого «мочат», и не на специально существующих для этого интернет-сайтах, вроде «Компромат.ру», а в блогах. У наиболее заметных представителей интернет-сообщества. Так или не так в случае с Алексеем Навальным, но история укладывается в тренд.
Однако же общий смысл истории и с московскими и с общероссийскими закупками, а также закупками компаний с госучастием в другом. В том, что закупки эти непрозрачны, несмотря на декларируемую открытость. Непрозрачны не только потому, что существуют ДСП и прочие грифы для результатов проверок, а отчетность значительной части государственного и полугосударственного хозяйства для граждан просто недоступны. Но и потому, что журналистам сложно и лень мониторить сайты госзакупок, часто невозможно оценить их эффективность без специальных (часто — сильно узких) знаний. Плюс — при всей декларируемой борьбе с коррупцией, существует еще и позиция собственника и вряд информация об откатах в «Газпроме» может выйти на НТВ, буде таковая информация сыщется. Называется это политкорректно «политикой редакции».
Далее — и здесь история важнее — граждане не выступают инетерсантами раскрытия подобной информации. В силу еще большей некомпетентности в делах финансов и узкоспециальных воспросах, той же лени и, последнее, но не в последнюю очередь, равнодушия к большинству видов воровства. Коррупционеры вызывают известный гнев граждан — но обычно в случае внешних проявлений, типа яхт, домов, земли, иных предметов роскоши и признаков статуса (вплоть до мигалок на машинах). Сами по себе откаты — такого гнева не вызывают. Граждане демотивированы, таким образом, для совершения умственных упражнений и утомительных переговоров с инстанциями по поводу тех или иных документов. Находятся лишь отдельные энтузиасты, вроде автора проектов «Гослюди» и «Госсеть» Ивана Бегтина, того же Алексея Навального, да еще несколько десятков интернет-пользователей. При такой «широкой» социальной базе содержательная борьба с коррупцией вряд ли возможна.
Как ни странно, единственной крупной и влиятельной категорией людей, заинтересованных в антикоррупционных делах, являются госчиновники, бизнесмены и менеджеры госкомпаний. При «отжиме» конкретного противника. Именно в таких случаях появляются в СМИ и блогах сфабрикованная или реальная информация о злоупотреблениях, а также результаты проверок, проведенных контрольными органами. Как в случае с московскими властями, проверка деятельности мэрии Юрия Лужкова и довольно куцый пересказ ее результатов стала возможной лишь после смены предыдущей власти, сохраняющей еще массу неформальных рычагов влияния на Москву. Потому так мало и сообщают — встреча Путина с главой Росфинмониторинга является предупреждением неким неявным актором. Им намекают, что с Собяниным надо поаккуратнее — и более ничего. Вернее, «что-то» будет извлечено из материалов проверок в том случае, если сигнал не будет услышан. Тогда, может статься, мы и узнаем об откатах в градостроительной сфере, по землеотводу и так далее.
Или например, Следственный комитет рассказал, что продолжает расследовать дело по поводу «посольских» земель компании «Интеко» (основной владелец компании — жена Юрия Лужкова Елена Батурина). То есть, это по данным СМИ там «Интеко» собственник земель, которые предназначались для строительства представительств дипломатических миссий ряда зарубежных стран, в том числе Индии, Кубы и Китайской Народной Республики. "Интеко" говорит, что к земля, возбудившая следователей, куплена законно. Следственный комитет лишь указывает, что земля была передана «незаконно» и возбуждено уголовное дело. Ну и продолжается расследование. Опять-таки антикоррупционное, ибо «по данным следствия, в 1992 году от имени главы Одинцовского района Московской области было незаконно выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок акционерному обществу закрытого типа «Матвеевское»», а «в 2003 году, должностными лицами Мосгоррегистрации была осуществлена регистрация права собственности на земельный участок». Холодно, сухо, неинформативно. Если, конечно, телепропаганда не задумает раскрасить это все своими средствами.
Так, например, раскрасили рутиннную проверку Счетной палаты в отношении Росагролизинга некто, заинтересованный в атаке на министра сельского хозяйства Елену Скрынник. Министром она осталась, но не вошла в советы директоров ряда «подшефных» Минсельхозу госкомпаний. И сразу прогресс, о котором доложил Юрий Чиханчин Владимиру Путину: «С учётом смены руководства Россельхозбанка мы системно подошли к вопросам не только банка, но и вообще агропромышленного комплекса, увидели ряд проблем и совместно с Минсельхозом прорабатываем вопросы субсидий, выдачи компенсационных выплат. Когда перечисляются кредиты, идёт компенсация... По Россельхозбанку возбуждено уголовное дело, арестован руководитель отделения банка Краснодарского края. Здесь сумма – где-то порядка 6 млрд рублей. Произошло это при кредитовании. Фактически деньги похищены».
Дозированная информационная политика, медиа-войны и проверки силовиков — есть средство перераспределения денег и статусов в большой откатной экономике (подробнее об этом см. Откатный способ производства). Чего в этой схеме стоит любой закон по контролю (Глава Росфиннадзора, например, пообещал «ужесточение стандартов, связанных с контролем за VIP-персонами, государственными чиновниками»? Мало что, разве новый законный инструмент перераспределения.
И несомненно, мы много еще узнаем о стране, где живем, когда у агентов этой экономики (крупных или средних, мелкими являются сами граждане) возникнет нужда в перераспределении средств. В каком виде будет рассказ? Да в каком угодно: запись в блоге, публикация в газете, обыски в офисе банка или компании, смерть в СИЗО известного юриста (см. Годовщина Сергея Магнитского: хроника событий), избиение до полусмерти известного репортера — суть перераспределительный процесс. 16 ноября 2010, 18:09
Михаил Захар
Откатный способ производства
Госчиновники высшего ранга подсчитали, сколько денег "пилится" при госзакупках. Сумма вышла впечатляющая — 1 триллион рублей из 5, тратящихся на госзакупки, уходит на распилы и откаты. И это, по словам главы Контрольного управления президента Константина Чуйченко, "консервативная оценка". По нашему представлению, у борьбы с этим имеются естественные ограничители: в России создана распил-откатная экономика. В этой системе «коррупция» выступает как механизм распределения средств, без которого экономика встанет. А борьба силовыми методами и законодательными ограничениями без понимания природы этой экономики к победе над коррупцией привести не сможет.
В России необходимо создать федеральную контрактную систему, организовать сквозной мониторинг госзакупок, предложил начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко на совещании у Дмитрия Медведева по исполнению его поручений.
По словам Чуйченко, нынешняя система госзакупок "имеет серьезные проблемы: отсутствие мониторинга цен, анализ исполнения контрактов, до сих пор не разработанный механизм определения начальных цен, увязанных с мировыми". По мнению чиновника, "надо сформировать систему сквозного мониторинга, которая позволит своевременно вскрывать неэффективные закупки и будет служить основой для правовой оценки заключенных контрактов". "У различных госзаказчиков разброс цен даже на так называемые биржевые товары доходит до 30 процентов. Например, средняя цена закупки 92-го бензина по результатам аукционов у различных госзаказчиков находилась в диапазоне от 18 до 26 рублей за литр. И, соответственно, зачастую это даже превышает уровень цен, по которым отпускают сегодня бензоколонки", - негодовал Чуйченко.
Он подчеркнул необходимость введения персональной ответственности за заключение и выполнение контрактов. По его мнению, "система госзаказов должна представлять единый цикл планирования, размещения заказов, учета и контроля их исполнения".
Константин Чуйченко сообщил, что "в данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 трлн рублей бюджетных средств". "В этой сфере работают порядка 260 подрядчиков и поставщиков, ежегодно более 10 млн контрактов заключается. При таких параметрах экономический эффект от очищения порочных закупок может, по самым консервативным оценкам, составить более триллиона рублей в год.", - сообщил он.
"Возможная экономия может составить порядка 1 трлн рублей. Это означает, если выражаться простым русским языком, что объем воровства можно снизить на триллион рублей", - заявил президент России Дмитрий Медведев. По его словам, "уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками и недобросовестными коммерсантами". "10 млн контрактов заключается и значительная часть из них содержит откаты, спиливаются деньги", - осенило главу государства.
Доходная часть текущего бюджета России составляет 6 950 010 032,5 тыс. рублей, т.е. почти 7 триллионов рублей, расходная часть - 9 886 920 940,1 тыс. рублей, т.е. почти 10 триллионов. Таким образом, если верить данным Чуйченко, десятая часть расходов бюджета - это распил чиновников, которые, как говорится, зарабатывают "на молоко за вредность". Можно продолжить линию остроумных замечаний и сравнить это с церковной десятиной, самовольно взимаемой наиболее ловкими чиновниками. От госзакупок сумма составляет еще более внушительную величину — 20 процентов. И это "консервативная оценка". "Дай триллион! Ну дай триллион!"
Сумма откатов начала увеличиваться в прогрессии с начала 2000-х — на растущих ценах на энергоносители и прочую продукцию недр стали расти и потребности государства. А вслед за этим и аппетиты его агентов непосредственно контракты распределяющих. По словам главы Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) , 1996-1999 годах откаты в IT-отрасли составляли в среднем 10% суммы контракта, в 1999-2003 - 20%, в 2003-2005 годах - 35%, в 2005-2008 - 40%, в 2008–2009 - 60%, в 2009-2010 - 70%. Делать бизнес в таких условиях, по ее мнению, просто невозможно.
В условиях "упавшего рынка" в период кризиса и накопленной подушке безопасности у государства, госсектор разросся до 40 процентов экономики (оценка Дмитрия Медведева). В таких условиях единственным надежным партнером, способным оставить частный бизнес на плаву стали не ненадежные частные же контрагенты (имевшие проблемы и с наличностью, и с кредитами и с выполнением обязательств), а государство.
Сесть на госконтракт стало гораздо "почетнее", чем было до кризиса. Пропорционально стали расти и откаты. Конечно, от рынка к рынку доля распилов и откатов разная. Зависит многое от суммы контракта, отношений контрагентов, объема бизнеса подрядчика (его способности сопротивляться и торговаться по предложенной откатной схеме).
Разнятся и сами схемы. В некоторых случаях заказ просто проводится через три-четыре компании (хотя делается все в одной), каждая "снимает" норму прибыли процентов в 20-25. На выходе стоимость работ увеличивается на 50-70 процентов. Проще выглядит схема с "передачей" (конкурс или аукцион организуется под заранее выбранную фирму) контракта по завышенной цене с распилом профита между представителями заказчика и подрядчика. Необязательно при этом, чтобы официальный заказчик и подрядчик об этом были осведомлены — часть откатов происходит на уровне исполнителей, представителей и т. д. Фирма подрядчик может принадлежать чиновнику, распределяющему госконтракты. Заказ может проводиться через дочернюю организацию, но на деле отдаваться на аутсорс (фирма, выигравшая тендер, осуществляет, например, только бумажную работу, остальное делает фирма-аутсорсер за гораздо меньшие, чем заложено в контракт деньги).
Что не учтено, так это потери в сфере опосредованных госзакупок — в ходе деятельности компаний с государственным участием, госкорпораций, госкомпаний и ФГУПов. В июне "Газпром" разместил на своем сайте извещение о тендере на поставку косметологического оборудования на 1,2 млн рублей. Согласно спецификации, "Газпром" собирался закупить, в частности, закупить четырехскоростной сушуар Napoleon, горячие ножницы, аппарат для подогрева полотенец, набор камней для стоунтерапии, камень для пальцев (8 штук), камень для надавливаний (2 штуки), полудрагоценный камень для чакр (7 штук), массажная кушетка. Вероятно, тендер проводился честно, но это не снимает вопроса об адекватности таких трат. Насколько завышены расходы по профильной деятельности — еще сложнее сказать. Камни для чакр хоть видно невооруженным бухгалтерской и прочей отчетностью специалисту, а вот адекватность закупки бурового оборудования (или еще лучше — консалтинговых услуг, исследований, рекламных площадей, программного обеспечения) оценить без специальной подготовки очень трудно. Распиленные средства компании не получают в виде прибыли. Соответственно, бенефециары (в компаниях с госучастием — государство) не получает доход, а развитие самих компаний (в случае, если решено потратить долю прибыли на инвестиции) тормозится.
Известный блоггер Алексей Навальный как-то писал о схеме, использованной госбанком ВТБ. Он подверг сомнению сделку по покупке "ВТБ-лизинг" 30 буровых установок китайского производства с сдачу их в лизинг ООО «Велл Дриллинг Корпорейшн». По его данным, у производителя одна такая установка стоила $10 млн, а куплены они были у кипрского посредника по $15 млн. 30 установок, таким образом, обошлись в $456 млн (а не в $300 млн). "С учетом таможенных пошлин ВТБ потратил на сделку 650 миллионов долларов денег акционеров", - пишет Навальный. ВТБ заявлял, что цена установок была рыночная, но гендиректора "ВТБ-Лизинга" почему-то уволил.
Частный бизнес использует те же схемы для уменьшения налогооблагаемой базы По собственному опыту — заказчик (по выборному проекту, бизнесмен хотел пройти в региональный парламент) просит составить исследование рынка. На вопрос "что за исследование?" следует ответ "да любое". Вероятно, "исследование" стоило какие-то десятки тысяч долларов.
Схемы хорошо известны. Правда, немного пугает осведомленность президента. Де-факто же верховная власть сегодня призналась в ряде неприятных вещей.
Признано: в России функционирует откатная экономика (по изящному выражению Станислава Белковского "Экономика РОЗ - Распил, Откат, Занос"). Признано: системной "борьбы в коррупцией" не получилось. Признано: закон о госзакупках (94 ФЗ, столь восхваляемый его разработчиками) не заработал. Признано: система государственного хозяйствования неэффективна, с точки зрения самого государства. Особенности национальной экономики
Станислав Белковский полагает, что "экономика РОЗ" подошла к логическому концу — ее неэффективность стала осознаваться теми, «кто создал экономическую систему и управляет ею». Это, на первый взгляд, и было сегодня продемонстрировано. Как и желание бороться с проявлениями распил-откатной экономики. Очевидно, впрочем, что болезнь не лечится одними контрольными и силовыми методами — война с коррупцией объявлена еще два с лишним года назад, толку — чуть.
Вице-премьер Сергей Иванов заявил 28 октября, что полагает необходимым внести изменения в федеральный закон "О госзакупках", чтобы приоритетом стало качество продукции, а не ее цена. По его словам, «часто добросовестные покупатели, такие как Объединенная авиастроительная корпорация или "Ростехнологии" объявляют конкурсы и обязаны выкупать продукцию у производителей с самой низкой ценой, которая не всегда гарантирует качество". Качество — это субъективная категория (на конкурсах или аукционах по госконтракту ее доля составляет обычно не больше трети), которая гарантирует распил-откатную схему.
Только цена — гарантирует мошенничество (фирма назначает минимальную цену, получает деньги и, грубо говоря, "испаряется"). Об этом на днях рассуждал уже президент - "заключается договор по заранее заниженной цене, а после этого все летит в тартарары, потому что исполнитель свои обязательства за эти деньги не может осуществить, начинаются споры. Нужно здесь какие-то критерии вводить". Сохранение нынешней системы из нескольких критериев гарантированно зафиксирует ситуацию с "консервативным" 20-процентным распилом.
Простых рецептов здесь определенно не существует, но нельзя согласиться со Станиславом Белковским. Покуда будут сверхдоходы (от нефти, нанотехнологий или продажи инновационных "Жигулей" - неважно) для работы экономики необходим будет механизм распределения сверхдоходов. "Коррупция" - система откатов, неформальных связей, торговли властью и практика отъема бизнеса — и избыточное административное регулирование рыночных отношений государственными агентами (в виде неумной налоговой политики или кредитования убыточных производств) — есть способ распределения средств, традиционный уже, потому вряд ли преодолеваемый быстро и просто.
По сути, такая экономика вполне укладывается в описание постосветского административного рынка, данное Симоном Кордонским (на российском административном рынке предметами торга, в частности, стали государственные и политические реалии, на нем продается все, могущее быть кем-то купленным, в том числе и то, что по общепринятым рыночным представлениям не может быть товаром -- сама власть, например). Торговля статусом и доступом к ресурсу (в силу статуса) — нормальный для нее процесс. Врач не "берет взятки", а осуществляет предпринимательскую деятельность по торговле статусом и услугами. То же делает милиционер, водопроводчик, "продажный журналист" и "политик-коррупционер". Посредством взаимодействия агентов откатной экономики происходит перераспределение национального богатства от государства к гражданам страны. Распределение сильно неравномерное, но государственный "распределительный потенциал" еще ниже этой системы.
Условно: заказчик с подрядчиком пилят 150 миллионов (условная сумма) на двоих (для простоты). Каждый из них строит по дому на Рублевском шоссе. Для этого по большой цене покупается земля (продающие землю получают часть "коррупционной ренты"), нанимается строитель (рента делится с ним,. рабочими, продавцами строительных материалов). Далее - ландшафтный дизайнер, дизайнер по интерьерам, картины (искуствовед, оценщик и т.д.), медклиника подороже (врачи, обслуживающий персонал), взятки контрагентам по бизнесу, подарки, дети поступают в престижный вуз (в России - репетиторы, взятка при поступлении; за границей... ну пусть это будут патриотичные коррупционеры). Охрана дачи, уборщики, квартира для детей (часть коррупционной ренты получают девелоперы, часть - столичные чиновники, плюс ремонт - работники и продавцы строительных материалов). И так далее. То же самое происходит и снизу вверх, как в ролике "Новое российское Евангелие" команды "Антимульт".
Как в Советском Союзе низкую зарплату работники "компенсировали" вынесением продукции с предприятия с последующей ее реализацией (по бартеру или за деньги), а "ответственные работники" - воровством путем приписок и создания теневого рынка. При отсутствии сверхдоходов в страновых рамках участники системы начинают зарабатывать на убытках и перераспределении собственности (в этих условиях "коррупционный рынок" становится более "рейдерским", при высокой доле сверхдоходов — более "откатным").
Эта специфическая модель экономики нуждается а) в осмыслении, каковое вроде бы уже имеется у бюрократии, б) в исследовании, что категорически отсутствует в России, в) в выработке решений по системной трансформации с учетом издержек, конфликтов интересов, структурных рисков для государственной машины и населения и так далее. Прекрасными законами, силовым давлением трижды честных прокуроров и изобретением "электронных систем" проблема не решается однозначно. Хотя бы потому, что сами эти меры в какой-то (иногда большой степени) оказываются встроенными в откатную экономику. Депутаты-лоббисты принимают двусмысленные законы, прокуроры и прочие госаудиторы начинают использовать полномочия для извлечения прибыли, а внедрение электронных систем госзакупок и всяких "электронных правительств" стоит по итогам как несколько авианосцев и не приводит к изменению ситуации. Все равно находятся люди, изобретающие очередные 400 сравнительно честных способа отъема денег у государства и его агентов.