Вождение за нос От новых Правил дорожного движения пока могут выиграть только инспекторы ГИБДД
Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, Мария ВАСИЛЬЧЕНКО
С этого воскресенья в России радикально меняются некоторые правила дорожного движения. Так, ближний свет фар нужно будет включать всегда и везде, а не только в сумерках и вне населенных пунктов. Знак «Обгон запрещен» перестанет запрещать обгон тракторов. Выезд на встречную полосу через сплошную линию для поворота или разворота приравняют к обгону с соответствующим лишением прав на полгода. Наконец, установка на номера шторок или сеточек будет караться штрафом в 5 тыс.рублей или лишением прав на 1–3 месяца... Эксперты опасаются, что милиционеры в ближайшие дни начнут зарабатывать на неосведомленности водителей о принятых поправках: обновленная версия правил на официальном сайте ГИБДД появилась лишь в минувший четверг.
Действующие Правила дорожного движения (ПДД) старше российской Конституции: их утвердило правительство страны еще 23 октября 1993 года. Однако если в Конституцию поправки почти не вносились (кроме сокращения количества регионов и изменения срока полномочий президента и парламента), то ПДД изменяли почти каждый год. Их нынешняя редакция – уже 16-я!
«В Норвегии при внесении поправок обновленные правила бесплатно рассылают всем владельцам автомобилей. В России водители узнают о поправках из СМИ, но одни сообщат одно, другие – другое, а милиционеры будут пользоваться этой неразберихой», – сетует в беседе с «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Нынешние поправки – одни из самых объемных за всю историю существования ПДД: изменения вносятся сразу в 20 статей. Среди главных новшеств – обязанность водителей включать ближний свет фар при движении не только вне населенного пункта, но и внутри. То есть везде и в любое время суток. «Первое время все будут забывать об этом, а ГАИ – собирать штрафы», – прогнозирует «НИ» вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский. Путаницу, по мнению г-на Ольшанского, внесет и приоритет находящихся на круговом перекрестке над въезжающими на круг (по старым правилам было наоборот)».
По новым правилам обгоном будет считаться только выезд на встречную полосу, действия же на полосах своего направления – опережением. Виктор Травин усматривает в этом разрешение «опережать» машины с правой стороны (по старым правилам обгонять справа можно было только автомобили, которые готовятся повернуть налево) и опасается, что это приведет к всплеску количества аварий: «Захочет обойти «КамАЗ» справа и попадет под другой «КамАЗ», который стоит на правой полосе».
Водителям вроде бы сделали поблажку: разрешили обгонять тихоходные транспортные средства (трактора, гужевые повозки) и мотоциклы без колясок даже под знаком «Обгон запрещен». На узкой дороге с одной полосой в каждую сторону и сплошной линией посредине водители тракторов теперь обязаны съезжать на обочину и пропускать более быстроходные автомобили. По словам Леонида Ольшанского, рискнувших обогнать трактор на узкой дороге спасет только видеосъемка момента обгона. В противном случае милиционер обвинит автомобилиста в выезде на встречную полосу для обгона (лишение прав на 4–6 месяцев), а не в нарушении правил разметки (штраф 300 рублей)».
Если трактор не уступил дорогу, он виноват, и его будут наказывать, заверяет г-н Кузин. Штраф за это нарушение (неправильное расположение транспортного средства на проезжей части) составляет 500 рублей.
За движение навстречу по односторонней дороге теперь можно не только лишать прав на 4–6 месяцев, но и ограничиваться штрафом в 5 тыс. рублей. По словам г-на Кузина, так сделали, потому что двусторонние дороги часто меняют на односторонние, и незнающие об этом водители нарушают «не из умысла, а по невнимательности».
Выезд на встречную полосу через сплошную линию для поворота или разворота приравняют к обгону и будут наказывать лишением прав на 4–6 месяцев (или штрафовать на 5 тыс. рублей, если нарушение зафиксировала камера видеонаблюдения). Раньше выезд для поворота или разворота приравнивался к объезду препятствия и карался штрафом в 1–1,5 тыс. рублей. Г-н Травин недоумевает: «Поворот налево и разворот едва ли являются столь же опасными деяниями, как движение по встречной полосе. Статистики ДТП, подтверждавшей бы это, нет». «Поворот и разворот – те же самые маневры», – защищает в беседе с «НИ» новые правила Владимир Кузин.
В новых правилах появилось определение термина «Препятствие». Это «неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы), не позволяющий продолжить движение по этой полосе». При этом оговаривается, что препятствиями не считаются затор или «транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил», например, автобус у остановки. Эксперт «НИ» Виктор Травин называет это определение неудачным, так как не ясно, что считать «дефектом проезжей части» или «посторонним предметом»: «Дохлая кошка – препятствие или нет?» По словам автомобильного правозащитника, решение, что считать препятствием, как и прежде, отдано на откуп сотрудникам ГИБДД: «Новая трактовка запутала всех окончательно».
Затронут нововведения и инспекторов ГИБДД – их обяжут пристегиваться ремнями безопасности наряду с сотрудниками других экстренных служб и инструкторами по вождению. Милиционеры теперь смогут штрафовать за непристегнутый ремень не только простых водителей, но и друг друга.
В пункте ПДД о перевозке детей убрали слово «специальное», оставив формулировку «детское удерживающее устройство, соответствующее росту и весу ребенка». Формально теперь достаточно посадить ребенка на подушку или чемодан и жестко пристегнуть ремнем безопасности, полагает Виктор Травин. Однако поступать так не советует: инспектор может не признать подушку или чемодан «устройством» и оштрафовать водителя на 500 рублей. По словам г-на Кузина, сажать ребенка вместо кресла на подушку можно, главное – «нормально пристегнуть». Леонид Ольшанский и вовсе убежден, что эту норму стоит отменить: «Стоит на морозе женщина с ребенком, а я их подвезти не могу, если у меня детского кресла нет».
Действующий Кодекс об административных правонарушениях вступил в силу в 2002 году, и за прошедшие восемь лет штрафы с водителей увеличивали 12 раз. Нынешнее повышение – тринадцатое, и коснулось оно лишь трех пунктов. Помимо приравнивания левого поворота и разворота через сплошную линию к обгону через сплошную, выросли штрафы за несоблюдение требований разметки или дорожных знаков. Знаки теперь будут иметь приоритет над разметкой (раньше – только временные знаки). А вот левый поворот или разворот в местах, где они запрещены (без выезда через сплошную линию) «подорожали» существеннее – со 100 рублей до 1–1,5 тыс. рублей.
Штрафы увеличивают по двум причинам – чтобы «пиариться» и давать возможность инспекторам ГИБДД увеличивать размер взяток, убежден Леонид Ольшанский. С момента принятия КОАП штрафы за нарушение ПДД росли гораздо быстрее и средней зарплаты по стране (по официальным данным, увеличилась с 4,4 тыс. рублей до 21,4 тыс. рублей – в 5,3 раза), и инфляции (по данным Росстата, за восемь лет цены выросли в 2,6 раза).
Как изменятся Правила дорожного движения и штрафы с 21 ноября 2010 года
Выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути для поворота или разворота приравняют к обгону через сплошную линию. Вместо штрафа в 1–1,5 тыс. рублей водителя будут лишать прав на 4–6 месяцев или штрафовать на 5 тыс. рублей, если нарушение зафиксировано с помощью камер видеонаблюдения. За движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением будут наказывать либо штрафом в 5 тыс. рублей, либо лишением прав на 4–6 месяцев. Было – только лишение прав. Штраф за несоблюдение требований разметки или дорожных знаков (за исключением нарушений, указанных в других статьях 12-й «автомобильной» главы КоАП) увеличивается со 100 рублей до 300. Поворот налево или разворот там, где он запрещен (без выезда на встречную полосу) вместо 100 рублей будет наказываться штрафом в 1–1,5 тыс. рублей. Дорожные знаки получат приоритет над разметкой. Ранее приоритет имели только временные знаки, теперь – все. При круговом движении преимущественным правом будет пользоваться водитель, находящийся на круге, а не въезжающий на него. Водитель при приближении к «зебре» обязан снижать скорость, чтобы быть готовым пропустить пешехода. Обгонять притормаживающие перед «зеброй» машины запрещается. Водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, а также инструкторы по вождению лишаются права не пристегиваться ремнями безопасности. Ближний свет фар в любое время суток нужно будет включать не только вне населенного пункта, но и внутри его. Водители тихоходных транспортных средств (движущихся со скоростью менее 30 км в час) в случаях, когда их обгон затруднен, будут обязаны съезжать на обочину и пропускать другие автомобили. Запрещен обгон автомобиля, подавшего сигнал о повороте налево. Раньше такой автомобиль можно было обгонять справа. Знак «Обгон запрещен» разрешает обгонять тихоходные транспортные средства, а также мотоциклы без колясок. Ранее он запрещал обгон всех транспортных средств. Отменяются «специальные» кресла для перевозки детей. Достаточно любого удерживающего устройства, соответствующего росту и весу ребенка. Запрещается одновременно устанавливать на автомобиль ошипованные и неошипованные шины, а на одну ось – шины различных размеров, разной морозостойкости, а также новые и восстановленные.