Якутский кинематограф застрял в «пеленочном состоянии»
С начала сентября по всему миру проходят самые различные кинофестивали самого разного уровня. На днях фильм Алексея Учителя «Край» выдвинули на «Оскар» от Российской оскаровской комиссии. В Белоруссии начался кинофестиваль «Листопад-2010», где Алексей Балабанов представит свой фильм «Кочегар» с актером Саха театра Михаилом Скрябиным в главной роли. А когда же, спрашивается, наши якутские режиссеры себя покажут? Ведь в последнее время у нас фильмы стали «лепить» как пирожки, только успевай смотри. Неужели нам нечего представить пусть не на всемирное, но хотя бы на всероссийское обозрение? И само собой встает вопрос - а есть ли он, якутский кинематограф как явление, или это просто модное поветрие?
Кинокомпания одна, и то не у дел.
С формальной точки зрения в Якутске существует Государственная национальная кинокомпания - «Сахафильм», созданная в 1992 году по указу президента РС (Я) Михаила Николаева и силами энтузиастов и любителей искусства — министром культуры РС (Я) Андреем Борисовым и нынешним председателем Союза кинематографистов РС (Я) Алексеем Романовым. Но употребимо ли здесь название «кинокомпания» в то время, когда у нее нет ни маркетинговых, ни коммерческих работающих механизмов, а все фильмы, которые выпускал «Сахафильм», являлись правительственными заказами на юбилеи, праздники и иные торжества? Режиссеры, которые все еще существуют в этой кинокомпании, остаются там, похоже, только ради куска хлеба, а на творческую самореализацию давно не рассчитывают. «Они живут по западным меркам, и считают, что для съемок фильма нужны большие деньги, - говорит свободный режиссер Сергей Потапов. - Структуру «Сахафильма» стоило бы полностью поменять, начиная от руководства и заканчивая вахтерами. Там режиссеров просто затоптали, им не дают реализоваться». С ним согласен и Иннокентий Аммосов, художественный руководитель «Сахафильма». «Я мечтаю, чтобы к нам пришли работать молодые ребята, которые разбираются в маркетинге, экономике, которые находили бы инвесторов, раскручивали наше кино за пределами республики, чтобы приглашали западных специалистов, и мы могли бы сотрудничать вместе, набираться у них опыта», - говорит он. Кругом одна «кустарщина»?
Кроме «Сахафильма», у нас существуют частные кинокомпании, и лица, которые снимают кино в основном развлекательного жанра, рассчитывают на кассовые сборы. Оглядываясь на прошедшее десятилетие, можно сказать, что в республике чувствуется определенный подъем интереса к кино. Бюджет у наших фильмов не велик, зато он зачастую окупается и причем в двойном размере. Среди таковых можно отметить «Тропу смерти», которая заработала 1,5 миллиона при своих 500 тысячах в бюджете. Тот же «Куот» - бюджет - 300 тысяч рублей - заработал 1 миллион рублей. Последний фильм Сергея Потапова «Покуда будет ветер» стоил ему 1 миллион рублей и был создан с коммерческой целью. Окупит ли он себя — пока неизвестно. «Если фильм себя окупит, это даст толчок для других ребят, которые хотят снимать кино. Им выделят средства, и у них будет возможность снять фильм. Я со своим фильмом «Тыын» участвовал в Московском международном фестивале кино. Ничего невозможного нет», - считает Сергей Потапов. «Прежде всего надо сказать, что все эти фильмы разного уровня. Мы, как профессионалы, дистанцируем их, если прямо сказать, они по большей части любительские. Эти работы серьезно не воспринимаем, - говорит Алексей Романов, председатель Союза кинематографистов республики. - С другой стороны мы поддерживаем любые работы в кино и не считаем зазорным, что ребята, не имея образования, берутся за это ремесло. Эти ребята в основном молодые и кто-нибудь из них обязательно выйдет, получит необходимое образование, и появятся будущие кинематографисты. Минус в том, что они приучают зрителя к кино плохого качества, а якутский зритель жаждет увидеть профессиональное национальное кино, но каждый раз, приходя с надеждой в кинозал, люди видят таких вот «ботууров» - добавляет режиссер. И все же, кассовые фильмы также имеют право на существование, нельзя их сбрасывать со счетов. Развлекательное кино тоже может снискать уважение зрителя и стать отправной точкой для роста и развития режиссера. К примеру, в мировой практике есть такие картины, которые являются фильмами развлекательного характера и их не грех пересмотреть еще раз: «Титаник» Джеймса Кэмерона, «Пираты Карибского моря» Гора Вербински, «Код да Винчи» Рона Ховарда и другие. С нашими не сравнишь, у них и школа, и опыт, и деньги, а у нас пока только видеокамера и пара друзей с идеями. Но и наши, так называемые «кустарщики», могут дорасти до мирового уровня. Только им надо четко знать, что любое кино, независимо от жанра, должно иметь под собой серьезные маркетинговые основания и желание «продаться», причем подороже и на широком рынке. Авторскому кино денег не видать?
По сравнению с любительскими фильмами, фильмы, которые делал «Сахафильм», на 99% состоят из правительственных заказов и это давно не секрет, причем эти фильмы не окупаются («Журавли над Ильменем», «Черная маска», «Снайпер саха»). Возможно, по той же причине на задворках лежат авторские проекты. К примеру, по мнению Алексея Романова, для съемок авторского кино требуется как минимум один миллион долларов. Режиссер Константин Тимофеев («Сибиннэх сир») считает, что для хорошего профессионального кино нужны средства как на «Чингисхаана» (а это 300 миллионов рублей). Для сельского режиссера Иннокентия Барашкова («Тулаайах») хватило бы и миллиона рублей, чтобы снять хороший фильм. Правительство таких денег для «малобюджетного» кино вряд ли выделит. Последние два года Союз кинематографистов пытается дать жизнь «Концепции развития национального кино Республики Саха (Якутия)», в котором они просят у государства 54 миллиона рублей в год для съемок именно авторского кино. Однако Минэкономики обрезал сию сумму «драконовскими ножницами», как выразился Алексей Романов, и остались от документа рожки да ножки. Теперь сумма равняется 25 миллионам в год и в эту сумму входит не только производство фильмов, но и подготовка кадров, создание сети республиканского кинопроката, покупка оборудования, ремонт павильона и другие весьма полезные для развития якутского кино дела. Только вряд ли этих денег хватит на все эти полезные дела. В защиту режиссеров хочется отметить, что авторское кино не только в России, но и за ее пределами редко окупает себя в денежном эквиваленте, у него, скорее, совсем другая задача. Авторская кинокартина является отражением художественного замысла режиссёра и несет в себе философский характер. Человек такое существо, что не может каждый раз смеяться или трястись от страха перед привидением, давясь поп-корном. Иногда хочется и порассуждать над смыслом жизни и всплакнуть. Среди мировых авторских кинокартин можно отметить фильм Тима Бартона «Крупная рыба», классику Энтони Хопкинса «Человек-слон», выдвинутый на «Оскар» «Дневник его жены» Алексея Учителя и многие другие картины. А ведь и наш Вячеслав Семенов с фильмом «Балыксыт» удостоился нескольких наград на российских кинофестивалях. Как видим, от «малобюджетного» кино тоже есть выгода. Возможно, и наши режиссеры когда-нибудь снимут фильм, который завоюет весь мир, и ему будут рукоплескать кинокритики. А это ни много ни мало имидж для республики, о формировании которого у нас говорят громко и часто. Кроме того, кино может послужить появлению инвестиций и туристической активности. Разве это не может послужить выгодой и окупить все расходы на авторское кино? Нехватка кадров и другие отговорки
Конечно, у нас в республике нет вековой школы и традиций как у российского или грузинского кино. Нас не стоит даже сравнивать с Центральной Европой, ведь якутский кинематограф, как выразился Алексей Романов «застрял в пеленочном состоянии». Потом у нас нехватка кадров — нет специалистов в области кино, кругом одни театралы и самородки из народа, и то им могут прикрыть кислород. Часто в кино снимаются люди с улицы, профессиональных актеров у нас можно посчитать на пальцах одной руки. Про профессиональных звукорежиссеров и операторов, монтажеров, директоров картин, сценаристов и других «киношных» специалистов говорить не приходится — их у нас практически нет. Ребята, которые обучались и обучаются через Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров, редко появляются в павильонах того же «Сахафильма». Чаще их можно встретить или у частных кинокомпаний или вовсе за прилавком магазина. «Со мною вместе учились ребята на сценаристов, экономистов в области кино, но никого нет. Наверное, потому что здесь невозможно заработать, - говорит Иннокентий Аммосов. И что же в итоге
И ведь снова мы уперлись в деньги. Оказывается, что для съемок хорошего фильма нужны большие средства, речь о миллионах долларов, какие там рубли. Но даже если и дадут деньги, оказывается что у нас нет специалистов — кого снимать и кто будет снимать, если у нас на всю Якутию два-три режиссера и один оператор? Сейчас кино как никогда популярно в нашей республике, народ валом ходит в кинотеатры. «Когда люди слышат родной язык с экрана - им становится тепло на душе. Может, это как-то в генетике у нас заложено, что мы стремимся к искусству, хотим создавать свое», - говорит Сергей Потапов. Но для того, чтобы создавать свое кино, нужны не только деньги, но и определенная жесткая система, своя концепция становления якутского кино. Вопрос о развитии кино в республике надо поднимать на правительственном уровне. Образно говоря, надо вспомнить о тех временах, когда кинематография была отдельной отраслью и с ней считались, когда председатель Комитета по кинематографии был в рядах первых лиц республики. Наше кино сейчас находится на том подростковом уровне, когда ему нужен лидер, который мог бы курировать его, направлять. Не беда, что специалистов мало, их можно обучить, желающие ведь есть, к тому же все те же театралы без особых проблем. По мнению Константина Тимофеева можно было бы собрать всех талантливых ребят вместе, и тогда был бы основной костяк, команда из творческих людей, которая создавала бы кино. Будут у нас свои лавровые ветви и победы на фестивалях. Только надо о развитии якутского кино думать всерьез, пока еще не поздно.