Депутат Геннадий Гудков: «Кущевская - даже не диагноз, а приговор!»
Геннадий Гудков Что на самом деле стоит за резней в кубанской станице Евгений ЧЕРНЫХ — 09.12.2010 - Сегодня на Кущевскую внимание не только в России, - утверждает зампредседателя Комитета Госдумы РФ по безопасности, зам. руководителя фракции «Справедливая Россия» Геннадий ГУДКОВ. - На встречах с западными послами первый вопрос: почему это стало возможно?
- Так почему? Мы думали, что банды из лихих 90-х давно исчезли.
- Это ключевое заблуждение. В России ничто не исчезает, лишь видоизменяется.
Крыши ушли под крышу
- Мы с вами помним уличную шпану, бандюков, вылезших из всех щелей. Они крышевали, рэкетировали. И вдруг исчезли. Куда? Да, часть шаек милиция тогда разгромила. А остальные перевоспитались, на Луну улетели? Вовсе нет. Беспредельничать стало опасно. В России появились службы безопасности, иные способы защиты бизнеса.
- Разве что у олигархов типа Ходорковского, Березовского. У Гусинского даже один из бывших шефов КГБ служил.
- Средний, малый бизнес мог обратиться на рынок и тоже получить защиту.
- Ах да, запамятовал. Это ж вы, Геннадий Владимирович, в начале 90-х создали крупнейшее в стране частное охранное объединение «Оскордъ». Три тысячи «штыков», половина - бывшие сотрудники спецслужб, органов. Вот когда начали противостоять преступности. Так что в теме.
- Бандиты тогда поняли: надо действовать по закону или имитировать это. Не хочу утверждать, что сами поголовно пошли в милиционеры. Но стали работать на них, пополнять банды оборотней в погонах, изнутри разрушавших правоохранительную систему. Вот и весь фокус. Что, у нас намного меньше стало с той поры убийств, изнасилований, грабежей? Посмотрите статистику.
- Президент недавно заявил, что эта статистика - брехня!
- Согласен, много преступлений укрывают. Но даже такая статистика показывает, что преступность резко не сократилась. Нельзя забывать и о том, что 22 - 23 миллиона заявлений ежегодно граждане пишут в органы с просьбой защитить их права.
- А сколько не пишут, понимая, что это бесполезно?!
- Оргпреступность не исчезла - ушла под крышу силовиков. В Кущевской правила бал мафия местечкового разлива. Мелочь пузатая, никакого сравнения с крупными мафиозными структурами в мегаполисах, центрах сосредоточения ресурсов, финансовых потоков. Ее можно было прихлопнуть на местном уровне, а уж на региональном - совершенно точно. Цапки не смогли бы действовать безнаказанно столько лет, если бы их не крышевала милиция и не получала кусок доходов. Поймите, ни одной самостоятельной банды не осталось ныне на рынке криминальных услуг России. Все давно под крышами. Метод простой. Бандиты идут к намеченным жертвам. Если те дают отпор, вскоре возникают люди в погонах и, якобы выполняя свой служебный долг, творят то же самое, и даже жестче, чем обычные бандиты. Когда же и люди в погонах бессильны, появляются люди с битами.
Этот метод применяют не только в рейдерстве и прочем отъеме денег, имущества граждан, предпринимателей. Но и против экологов, например. На их разгон бросают милицию, ОМОН. Когда же милицию посылать неудобно, отправляют людей с битами. Те избивают, калечат организаторов.
- Намек на Химки?
- Кущевская, Химки, Энгельс, Гусь-Хрустальный, далее где угодно. Это долгосрочная тенденция. И конца ей не вижу.
- А как же реформа МВД, закон о полиции, обязанные положить конец смычке органов и бандитов?!
- Формирование полиции у нас сводят к причесыванию милиции, не более того. Если реформа пойдет таким путем, просто евсюковых будет на двадцать процентов меньше. Нельзя поручать реформу МВД самому ведомству, при всем уважении к его руководству. И реформу следствия у нас поручили самому следствию. Это концептуальное заблуждение. В мировой практике есть лишь один успешный пример - барон Мюнхгаузен. Сам себя за волосы из болота вытащил. Больше никому трюк не удавался. Нужны кардинальные механизмы по вытаскиванию из болота не только МВД, но всей правоохранительной системы России. Мало того: ее надо реально реформировать, а не проводить косметический ремонт. Система должна вернуться под контроль государства и общества. Сегодня серьезно ослаблен прокурорский надзор. Особенно за следствием. Парламентский, общественный, гражданский контроль в стране вообще отсутствует как класс. Серьезно снижены возможности СМИ.
- Понимаю, прозвучит цинично, но на душе было бы легче, соверши то злодеяние обкуренные отморозки. Или сатанисты типа банды Мэнсона, вот так же зарезавшие в 1969-м в США беременную актрису Шэрон Тейт, жену знаменитого кинорежиссера Романа Полански, и четверых ее гостей. Изверги бывают в любой стране. Даже «кавказский террористический след» был бы понятен, хотя и ужасен. От террористов никто не застрахован и в США, Израиле. Но перечитываю статью Коли Варсегова «Бандиты-насильники держат в страхе целую станицу». «Комсомолка», 2006 год! Вот когда можно было предотвратить трагедию. Власти Кубани и правоохранительные органы закрыли глаза на статью (это о возможностях СМИ!). Ваши коллеги, депутаты Госдумы, слали из Москвы запросы по Кущевской, требовали защитить людей. В ответ - отписки. Еще год назад могли спасти этих 12 несчастных. Тогда против Цапка возбудили уголовное дело. Краевая прокуратура дело закрыла. Я уж не говорю про главного борца с оргпреступностью в станице, кума Цапка, ныне тоже арестованного. И сколько еще таких связей выявит следствие, если позволят! Вырисовывается целая система бандитской круговой поруки. Оттого и безысходность на душе. В какой стране мы живем?!
- В Кущевской прорвался один из нарывов на теле России. Этот нарыв показал: реально бороться с преступностью у нас не хотят и не могут. Хотя численность правоохраны на душу населения самая высокая в мире. Но система работает сама на себя. Это не только и не столько кризис МВД. Фактически прогнила вся структура правоохраны, правосудия, защиты прав граждан.
- Страшный диагноз из уст депутата, занимающегося вопросами безопасности страны.
- Это даже не диагноз - приговор.
- Почему так быстро все прогнило?
- Не так уж и быстро. Гниение началось в 90-е годы. Конкретно - 4 октября 1993 года.
- Хорошо помню, расстрел танками «Белого дома» в центре Москвы, транслировавшийся в прямом эфире на весь мир западными телекомпаниями.
- Тогда-то Ельцин и взял курс на вертикаль власти. После расстрела парламента была спешно принята Конституция, закрепившая в России вертикаль.
- А что плохого в вертикали? У всех в памяти величайшая трагедия XX века - развал СССР! Из-за того, что Кремль вместо реальных дел занимался тогда болтовней. Потому на вертикаль, сильную власть, были большие надежды. Во всяком случае у меня.
- Неизбежный спутник вертикали власти, выстроенной в каре, закрытой от любого контроля, критики оппозиции, СМИ, влияния граждан, - тотальная коррупция. В результате власти все больше и больше отдаляются от народа, сосредотачиваются на зарабатывании бабок, дележке «пирогов», продвижении своих и наших. Им уже нет дела до интересов простых граждан, защиты людей. Просто некогда этим заниматься. Когда власть становится бизнесом, она превращается не просто в тормоз общественного развития, но в угрозу для граждан. Вот что на самом деле стоит за трагедией в Кущевской.
Преступность ориентирована на одно: криминальными способами обеспечить себе комфортные условия за счет других. Иначе они не могут. Не умеют. Кто-то создает, а кто-то отнимает. К сожалению, сегодня многие люди в нашей власти тоже ничего не способны создавать, зато научились ловко отнимать. Отсюда огромное количество проверяющих инстанций с большими полномочиями. Россия отстает в техническом отношении, в технологическом, научном. Список можно продолжать долго. Чиновники, погрязшие в коррупции, организовать прорыв в этих сферах не умеют. И не хотят. Они заточены на отъем. Поэтому и создали систему, в которой все должны с ними делиться. И в том числе криминалитет. Смею утверждать, все банды наши существуют только потому, что крышуются правоохранительными органами по всей вертикали и самой властью. Это называется - совместный бизнес. Причем бандиты полевые считают себя благороднее, чем их старшие «компаньоны». Чуть ли не робин гуды! И до известной степени правы в своем убеждении. Они делают пыльную, грязную работу. И не скрывают это, как в той же Кущевской. А те, кто от них кормится, ведут двойную жизнь, проповедуют двойные стандарты. На публике твердят, что поддерживают президента, премьера, борются с коррупцией, строят правовое, социально-справедливое государство. А за фасадом что? Встречи на хазах, малинах, в банях с девочками. Дележка криминальных бабок. Обсуждение, как удачно разводят лохов, то есть нас с вами. И такая двойная мораль у огромного числа наших чиновников. От Москвы до самых до окраин.
Президент отправил в отставку главного кубанского милиционера генерала Кучерука.
Куда смотрит ФСБ
- А где ваши коллеги, позвольте спросить?
- Какие?
- Чекисты, товарищ полковник КГБ! Вы хоть и в отставке, но бывших чекистов не бывает. Когда-то КГБ был действительно щитом и мечом страны, бичом государевым против проворовавшихся ментов, судей, прокуроров, чиновников. Что, тоже бросились бабки зарабатывать?
- Надо четко понимать: спецслужбы есть элемент государственной политики.
- Понимаю. Но не могу принять, оправдать их бездействие, когда коррупция подрывает сами основы государства?
- Если сегодня чекисты не могут действовать, это означает одно: к сожалению, государственная политика страдает такими серьезными изъянами, что о самостоятельной роли ФСБ и вообще спецслужб говорить не приходится. Поверьте, и сегодня в ФСБ служит достаточное число людей, способных к серьезной борьбе против криминала с политическим акцентом. Я знаю это. Но им не поступает команды на такую борьбу.
- Почему?
- Потому что коррупция начинается с верхов. Дети, родственники высокопоставленных руководителей, министров и прочих государственных деятелей состоят в тех самых компаниях, которые крышуют разные дела. Занимаются наиболее рентабельными видами бизнеса при государстве. Сидят в крупных банках. Пилят строительный бюджет, дорожный, получают нефтяные, газовые месторождения, квоты на экспорт рыбы, леса.
- Про стройки, нефть точно заметили. Благодаря им и вошли в список мировых супербогачей «Форбса» жена Лужкова, сын Рахимова. Только к детям, родственникам больших чинов вы забыли приплюсовать их друзей.
- В той системе координат понятие «дружба» отличается от общепринятого. Друзья - те, кто делится. Все эти люди вне действия закона и чекистов.
- Геннадий Владимирович, опять же понимаю - вы много знаете как член Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции и за свои слова отвечаете, хотя и не все можете говорить. Но не могу поверить.
- Обратите внимание: сегодня максимальный уровень привлечения к уголовной ответственности за коррупцию на федеральном уровне - начальник отдела, в исключительных случаях начальник департамента. В регионах - мэр, местный министр. Всех, кто выше этого уровня, правоохранительные органы «не видят», чекисты не трогают!
Арестован главный кущевский борец с оргпреступностью Ходыч.
А власть слушает да ест!
- Коррупция тем временем подтачивает все основы государства российского. Она - как ржавчина, разъедающая мощные железные конструкции. И в конце концов конструкция рушится. Отменить закон гравитации чиновникам не по силам. Наше государство сегодня не колосс на глиняных ногах, как говорили о СССР, хотя это было неправдой, а колосс на изъеденных ржавчиной металлоконструкциях.
- Да и не колосс уже, к сожалению.
- Но все еще большая страна. И вопрос в том, сумеем ли мы вовремя понять, что рушатся опоры государства, и начнем активно бороться с ржавчиной, спасать Россию. Или же продолжим ее закрашивать.
- Бронзовой красочкой.
- Лишь отодвигая этим неминуемое обрушение.
Власти сегодня, к сожалению, действуют по принципу «А Васька слушает да ест!». Оторвались от общества, окуклились. Да-да, такой термин уже придумали в отношении наших высокопоставленных структур, которые пребывают в комфортном коконе и никого внутрь не пускают. Понятно, что там они делают, какую жизнь себе устроили.
Мы же с вами находимся в зоне смертельного риска. Трагедия в Кущевской доказывает: власть больна. Эта болезнь опасна для окружающих. Тотальная коррупция, гигантская бюрократизация страны, сворачивание всех механизмов политической конкуренции. Это не ошибки и перегибы отдельных товарищей, как раньше говорили. Это системное явление. Хватит ли нынешней политической элите воли, ума осознать надвигающуюся опасность?
- Элита, элита! А кто это?
- Бюрократы. И сросшаяся с ними определенная часть представителей крупного капитала. Которая думает: да и хрен с ней, с Россией. Если какая заварушка, уеду я, у меня свой самолет, там мой бизнес, деньги, семья.
- Футбольные команды, особняки, поместья.
- Только в Лондоне уже 250 тысяч россиян. Хотя некоторые говорят чуть ли не о полумиллионе. Это не васи пупкины, слесари шестого разряда.
- Знаем, Березовский, Чичваркин.
- Те-то скрываются от российского правосудия. Но абсолютное большинство ни от кого не бежали, добровольно вывели туда капиталы. А в Америке сколько наших, в Германии, Франции?! Я уж не говорю про Восточную Европу, ту же Чехию. Везде русская речь, как на Тверской. По данным статистики, в год Россию покидают 95 - 96 тысяч человек. Возвращаются не более 5,5 тысячи. Ежегодно теряем 90 тысяч граждан. В основном молодежь. Аспиранты, студенты, молодые специалисты выезжают, чтобы найти место под солнцем в других странах. А сколько колеблется, ехать - не ехать. На днях было заседание Торгово-промышленной палаты. Один из выступавших отметил тревожную тенденцию: уже и малый бизнес столбит себе площадки за рубежом. Купить магазинчик, жить гораздо скромнее, чем здесь, но в стабильной, спокойной стране. Главное - чтобы дети были в безопасности. И с жизненной перспективой. Эти настроения носят массовый характер.
- Есть у меня коллега - патриот. В 90-е работал за бугром. Мог остаться, но даже мысли такой не было. Как же без России? А сын - космополит. Только и твердил последние годы: «Надо уезжать, здесь жить невозможно!» Стажировался в тихой западноевропейской столице. Предлагали постоянную работу, но отец был категорически против. А на днях, когда стали раскручиваться цепочки связей в Кущевской, патриот вдруг сказал: «Нам с матерью поздно, но ты, сын, уезжай поскорее. Поможем». И знаете, что тот ответил? «Сейчас уезжать нельзя. В ближайшую пару лет Россию ждут интересные дела. Или страна поднимется наконец с колен, или окончательно свалится в Латинскую Америку».
- Он прав. Пока, может быть, критическая масса этих людей еще недостаточна, чтобы начать серьезную перестройку в государстве. Нужно объединение граждан, представителей региональных, части федеральных бизнес-элит. Не стоит надеяться, что приедет добрый заокеанский дядюшка и свершит работу по очищению авгиевых конюшен от коррупционно-бандитского дерьма, заполонившего страну. Кроме нас, никто это не сделает. Перемены грядут. От того, как мы сумеем организоваться в ходе этих перемен, зависит сценарий. Пути всего два. Первый - оставить все как есть и ждать, когда грянут десятки новых кущевских, саяно-шушенских, распадских. И тогда нынешняя оппозиция уже станет ортодоксальной и не сможет отвечать требованиям все более и более радикализирующегося протеста. Либо мы сегодня, именно сегодня, хотя лучше было еще вчера, начнем сверху реальную реформу власти в стране. И тогда у нас появится шанс без катастроф, войн, революций, потрясений сохранить стабильность в стране и вывести Россию вперед. И не допустить трагедий, подобных кущевской.