Какие ноу-хау будут использовать политики на выборах-2011 (Известия.ru)
Подготовка к федеральным парламентским выборам - негласно - уже началась. Очевидно, что партии во время избирательной кампании-2011 будут опробовать новые технологии политической борьбы за голоса. Чтобы выяснить, что могут предложить политтехнологи и руководители избирательных штабов помимо традиционных пикетов, плакатов и агитации в СМИ, "Известия" опросили представителей парламентских партий и экспертов. По сравнению с прошлыми парламентскими выборами партии будут активнее использовать интернет - не только как средство агитации, но и для мобилизации сторонников. Но только интернетом дело не ограничится. По мнению политологов, технологии, которые мы увидим на выборах-2011, с одной стороны, в большинстве своем будут достаточно традиционными. - Проблема в том, что основные электоральные группы - пенсионеры и бюджетники - либо вообще не пользуются новыми технологиями, либо пользуются ими очень редко, - говорит политолог Алексей Макаркин. - Интернет-тусовка редко ходит голосовать - они не чувствуют, что от них что-то зависит, - продолжает Макаркин. - Поэтому основная часть агитационной деятельности достаточно стандартна - это рассылка агитматериалов и агитация в СМИ.
С другой стороны, нас ждут и "новинки" политического сезона. Партии уже пытаются подстроиться под новые требования избирателей. Феномен минувшего года - рост политической активности в городах и повышение роли местной политики.
- Как показывают региональные кампании последних полутора лет, для избирателей все большее значение имеет местная политика, то, что происходит у них в городе, во дворе, в доме, - говорит замдиректора НИИ социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский. - Партии пытаются научиться с этим работать. Совместить в рамках избирательной кампании общеидеологические темы с повседневной политикой - вот задача для партий.
В ближайшее время может поменяться даже формат уличных акций. Политические лозунги, конечно, никуда не исчезнут, но не их придется делать главными, чтобы привлечь на митинг хоть сколько-то неравнодушных граждан. "Люди готовы выходить на улицы в большей степени по социальным, экологическим темам, нежели чем по идеологическим", - отмечает Бадовский. Наконец появился запрос на то, чтобы партии выдвигали в качестве лидеров не только депутатов, чиновников и функционеров, но и представителей ключевых социальных групп. "Люди хотят видеть врачей, учителей, студентов, ученых, инженеров, которые в партийной среде отстаивали бы интересы своих социальных групп", - считает Бадовский. А что предлагают в избирательных штабах парламентских партий?
"Единая Россия": все сделают партийные агитаторы
- У нас самая главная технология - отбор кандидатов, - говорит "Известиям" первый заместитель руководителя ЦИК "Единой России" Валерий Гальченко. - Если раньше, еще года два назад, вопрос о том, кто будет кандидатом от партии, решался в основном в кабинетах чиновников, то сейчас "Единая Россия" изменила этот подход. Отбирать кандидатов будут простые люди.
Как уверяет Гальченко, институт праймериз (процедура внутрипартийного голосования) "охватывает все большее число членов партии, сторонников и не только". "Предлагать нам людей на праймериз может, например, весь спектр общественных организаций", - говорит он. Еще одним нововведением Гальченко называет партийные требования к агитаторам - они должны быть "идеологизированными и мотивированными", а не "купленными за деньги".
"Вся наша агитационная работа строится теперь на членах партии", - говорит Гальченко, уточняя, что прежде всего речь идет о членах первичных организаций. Заявление звучит несколько странно - на любую партию на выборах работает достаточно много профессиональных политтехнологов, и ЕР в этом смысле не исключение. "В принципе люди, даже далекие от ЕР, могут агитировать за партию, но мы против того, чтобы они привлекались для такой работы", - уточняет представитель "медведей".
Пиарить на выборах, судя по всему, "единороcсы" намерены прежде всего свои партийные проекты, которые получат статус общественной кампании (например, "Новые дороги "Единой России" и "Качество жизни").
- Поверьте, сегодня вообще в обществе существует запрос на партию (любую - я не имею в виду только ЕР) как общественную силу, как инструмент влияния людей на власть, - уверен первый заместитель руководителя ЦИК. - Мы его чувствуем и, естественно, меняемся, потому что если мы не будем меняться, то люди долго нас терпеть не будут.
Насколько ЕР готова применять уличные технологии?
- Мы вообще не сторонники выводить людей на улицы, тем более в морозные дни, - говорит Гальченко. - Мне кажется, "Единой России" не с руки выводить людей на площади. Есть кому их выводить для того, чтобы рассказывать о том, что мы не так что-то делаем.
КПРФ: зовет народ на референдумы
- Обязательно будем инициировать общественные референдумы по самым актуальным вопросам, - заявил "Известиям" секретарь ЦК КПРФ по идеологии Дмитрий Новиков. - В частности, по темам, связанным с национализацией природных ресурсов, с прогрессивной шкалой налогообложения граждан, с отменой принятых законов о реформировании организаций бюджетной сферы.
Проводить всевозможные референдумы - как общероссийские, так и региональные - Компартия пытается регулярно, особенно накануне выборов. Проблема только в том, что закон не разрешает федеральный плебисцит за два года до выборов. Поэтому коммунисты называют свои референдумы "общественными" - вроде бы и есть "инициатива снизу", но она ни к чему не обязывает. Для партии это верный способ создать вокруг себя информационный фон. Если же говорить о новых технологиях, то с недавних пор в КПРФ появилась собственная видеостудия, где создается партийный телепродукт.
- Мы выпускаем видеопродукцию не только для того, чтобы диски сделать и своим товарищам раздать, - поясняет Новиков. - Мы исходим из того, что это должно быть представлено вниманию широкой публики через интернет-проекты. Например, мы очень серьезно подтянули свои интернет-ресурсы регионального уровня, у многих региональных комитетов просто не было своих порталов - сейчас они есть.
Кроме того, партия активно использует социальные сети, прежде всего "ВКонтакте". В пропартийной группе "Коммуна" значится более 70 тысяч участников. Однако наиболее зрелищными здесь по старинке считают митинги и демонстрации. Уличные акции будут продолжаться, обещает Новиков. Причем их формат (флаг-лозунг-трибуна) никак не изменится. По крайней мере секретарь ЦК КПРФ не ответил на этот вопрос.
"Справедливая Россия": нужно выходить на улицу
"Справедливая Россия" как раз готова делать ставку на проведение уличных акций, причем протестных. "Роль пикетов и митингов возрастает в условиях информационной блокады", - говорит "Известиям" руководитель фракции "Справедливой России" в Госдуме Николай Левичев.
- Безусловно, мы будем использовать любые разрешенные законом формы агитации, в самых разнообразных вариантах. Если в результате массовых акций удается, например, добиваться отмены таких несправедливых решений, как снос памятника архитектуры в Кадашах, значит, эта форма протеста эффективна и адекватна, - считает он.
Если же говорить о новых технологиях, то "с приближением федеральных выборов мы будем наращивать наше интернет-присутствие, активнее использовать блоги", отмечает Левичев. Интернет для "эсэров" - это и способ "привлечь к выборам молодежь", и средство "оперативной передачи информации", да и вообще "важнейший фактор публичной политики".
- В условиях, когда доступ к СМИ для оппозиционной партии, мягко говоря, затруднен, интернет зачастую становится основным медийным оружием в политической борьбе, - говорит Левичев. - Поэтому число наших партийных блогеров постоянно растет, но по головам их не считаем.
В минувшем году "эсерами" запущена даже своя социальная сеть "Соратники". Правда, пока ее популярность невелика. Например, сообщество "Мы поддержим модернизацию страны" насчитывает всего 750 участников, а оно самое массовое. В партии даже подумывают о создании радиостанции или телеканала, вещающего в интернете, но отмечают, что "это требует больших финансовых затрат".
ЛДПР: привлечь молодежь через интернет и пиво
Любимый жанр ЛДПР - ратовать за отставки чиновников и вносить в Госдуму громкие, но заведомо непроходные законопроекты и просто идеи (например, ставить клеймо чиновникам, осужденным за взятку). Чем ближе выборы, тем активнее ведут себя "соколы Жириновского", тем больше такого рода инициатив.
В целом ЛДПР сохранит старые технологии, а новые будет применять опять же для того, чтобы привлечь молодежь. Партия уже обновила сайт, а в блогосфере лидер ЛДПР Владимир Жириновский освоил формат интернет-опросов. Посетителей сайта sledui.ru он спрашивал, например, о том, сколько можно терпеть в Госдуме депутатов-прогульщиков.
- Если говорить о привлечении избирателей до 25 лет, то, конечно, упор будет не на уличные мероприятия - молодежь на митинги не ходит, - говорит "Известиям" руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. - Все эти шествия, пикеты - в основном для людей старшего возраста, которые к этому привыкли. Молодые люди всю информацию черпают из интернета, поэтому будем усиливать работу именно здесь.
Так называемые народные методы агитации ЛДПР тоже не собирается списывать со счетов. С момента предыдущих выборов в Госдуму ассортимент продукции с именем Жириновского на этикетках и с другой партийной символикой стал еще шире. Из последних новинок - автомобильные ароматизаторы с символикой ЛДПР и призывом голосовать (выпустили в Новосибирской области в период региональной избирательной кампании).
- Мы специально этого не делаем и на этом не зарабатываем, но для нас это еще один способ агитации, - говорит Лебедев. - Дополнительно что-то придумывать к федеральным выборам, наверное, не будем, потому что на сегодняшний день у нас есть все - пиво, квас, водка, дезодорант, одеколон, туалетная вода, майки и так далее. Не знаю, наверное, мобильный телефон только осталось выпустить с надписью "Жириновский".
Методические рекомендации по агитационно-пропагандистской работе в включают в себя также "подготовку заявок радиослушателей на заказ песен в исполнении В.В. Жириновского и т.д.". "Будем и акции автомобилистов проводить, - говорит Лебедев, - если возникнет какой-то острый вопрос".
Политическое меню-2011. Делайте свой выбор
"Известия" поинтересовались у парламентских партий, какая тема станет для каждой из них главной на выборах в 2011 году.
Для "Единой России" - это качество жизни граждан страны.
"Это то, что реально беспокоит людей", - считает первый заместитель руководителя ЦИК ЕР Валерий Гальченко.
Для КПРФ - это модернизация на социалистической основе.
"Мы не против модернизации, но считаем, что на основе буржуазных отношений успешно осуществить ее невозможно. Поэтому наш лозунг "Россия, вперед к социализму!" - говорит секретарь ЦК КПРФ по идеологии Дмитрий Новиков.
Для "Справедливой России" - это социальная справедливость.
"Борьба за социальную справедливость является основной темой, которую партия проводит в жизнь с момента своего образования", - констатирует руководитель фракции СР в Госдуме Николай Левичев.
Для ЛДПР - это защита русского населения.
"Эта тема проходит у нас через все выборы. Она будет одной из главных и в период предстоящей федеральной кампании", - убежден руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев.
Эсерам надо раскручивать явку - каждый лишний голос пойдет против ЕдРа. В Якутии ребята Тумусыча могут это провернуть, разорвать якутский сельский электорат и вытаскивать явку в городах.