Main » 2011»Тохсунньу»13 » В этом году начнутся основные работы по строительству подводного перехода нефтепровода ВСТО через реку Лена
В этом году начнутся основные работы по строительству подводного перехода нефтепровода ВСТО через реку Лена
14:07
Подводный переход нефтепровода ВСТО через реку Лена: траншейный или тоннельный метод прокладки?
ИА SakhaNews. В этом году начнутся основные работы по строительству подводного перехода нефтепровода ВСТО через реку Лена, и в СМИ вновь начинается дискуссия, какой метод его прокладки безопаснее. Интернет-газета "Бабр" напоминает, что ранее "протестовали граждане не против самого ВСТО, а против намерения "Транснефти" использовать траншейный метод для прокладки трубы по дну реки вместо обещанного ранее тоннельного. Траншейный считается более опасным и более накладным в эксплуатации, поскольку из-за сильного течения реки траншея будет постоянно размываться, что может угрожать состоянию трубы, привести к образованию свищей и разрывов.
А ведь через ВСТО планируется гнать до 50 млн тонн нефти в год. Представляете, сколько нефти может попасть в воду в случае прорыва?В свою очередь представители "Транснефти" уверяют, что строить тоннель в запланированном месте перехода невозможно из-за наличия там карстовых пород. А от страхов экологов отказываются - мол, что они могут знать, любители".
По приглашению гражданской коалиции "Наш дом - Якутия" и интернет-сообщества "Гражданская инициатива" в Якутск приезжал заместитель генерального директора НПО "Мостовик" Николай Ветошкин.
Исходя из своего опыта строительства и эксплуатации основной нитки нефтепровода, траншея в Лене, считает он, это очень дорогостоящее мероприятие. "Лена - река глубокая, с сильным течением. Отсюда вытекает главная проблема - необходимость поддержания траншеи в хорошем состоянии. На это придется тратиться постоянно, увеличивая возможности экологических рисков".
Сомнение у Ветошкина вызывают и аргументы относительно невозможности строительства тоннеля. "Изучив изыскания, которые были выполнены для траншеи, мы не видим присутствия каких-либо аномалий, тектонических разломов и т.д. Зато видны арактерные для Лены доломиты (минерал), которые достаточно просто разрабатываются, и достаточно устойчиво будут держать тоннель.
По нашей схеме, тоннель находился бы глубже траншеи примерно на 12 метров.Из представленной специалистом схемы видно, что тоннель, в отличие от траншеи, имеет многослойную систему защиты трубы. Рабочая труба находится внутри "футляра" - заводской трубы. Та, в свою очередь, уложена на монолитный лоток с полиэтиленовым покрытием, и все обхвачено сверху железобетонным кольцом.
В случае прорыва рабочей трубы нефть попадает в футляр. Если каким-то чудом футляр окажется негерметичным, то будет держать железобетонное кольцо. А уж если и оно придет в негодность, то и в этом случае нефть попадает не в воду, а в грунт (на глубине 12 метров). Если же надо отремонтировать трубу, она просто вытаскивается из тоннеля, как паста из шариковой ручки.
В НПО "Мостовик" прикидывали и скорость проходки. По расчетам специалистов предприятия, с учетом сложности работы в месяц можно проходить от 200 до 300 метров. А строительство всего подводного перехода (1700 метров) займет полтора года. Стоимость резервной нитки вышла в 1,6 млрд рублей без стоимости рабочей трубы, причем статьи "обслуживание" нет, существует только мониторинг трубы. Для сравнения: при траншейном способе требуется целая система береговых укреплений на выходе трубы из реки плюс обслуживание самой траншеи".
"Впрочем, в свете разоблачений Алексея Навального складывается впечатление, что вариант "дешевле" для "Транснефти" имеет отталкивающий эффект", считает "Бабр". "Ведь чем меньше затраты, тем меньше может отпилить Эффективный Менеджер".