Main » 2011»Тохсунньу»21 » В любом случае, уже сегодня надо предпринимать превентивные меры и наладить цивилизованный механизм очередей.
В любом случае, уже сегодня надо предпринимать превентивные меры и наладить цивилизованный механизм очередей.
09:47
КОНСТАНТИН ФЕДОРОВ – О ЗЕМЛЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ИПОТЕКЕ
Елена ТИХОНОВА Начало нового года ознаменовалось для жителей столицы новостями, касающимися оформления земельных участков и внедрения пилотного проекта новой социальной ипотеки. За комментариями по данному поводу мы обратились к Константину ФЕДОРОВУ, депутату Якутской городской Думы, члену постоянной депутатской Комиссии по вопросам собственности, земельным отношениям и аграрной политике.
- Константин Анатольевич, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу того, что сейчас происходит в городе по вопросам выделения земельных участков. Почему люди осаждают МФЦ?
- На последней сессии прошедшего года депутатами Якутской городской Думы было принято решение об отмене заявительного порядка предоставления земельных участков под дачи и СОТы. Сделано это было по протесту прокуратуры города Якутска.
В общей сложности, заявительный порядок просуществовал 9 месяцев. За это время несколько тысяч горожан получили земельные участки, а, между тем, очередь даже сейчас составляет порядка 20 тысяч человек, и она склонна к увеличению. Из этого следует, что земельный вопрос и поныне остается самым актуальным, отсюда и тот ажиотаж, который случился недавно в МФЦ.
Я не берусь судить, насколько правильно мы поступили, когда в марте 2010 года депутатским корпусом Якутской городской Думы были внесены изменения в Положение о предоставлении земельных участков, в результате чего в этом документе появился заявительный порядок.
Во всяком случае, граждане массово получили земельные участки, и это уже хорошо. Но почему-то прокуратура тогда не опротестовала наше решение как несоответствующее федеральному законодательству, хотя для включения таких вопросов на сессию обязательно требуется согласование с прокуратурой. Таким образом, налицо – законодательная коллизия: либо государево око недосмотрело, либо Окружная администрация и депутаты «перегнули» со своим решением.
И это первая причина недовольства граждан. Вторая, на мой взгляд, связана с распоряжением главы города, согласно которому все полномочия по приему заявлений граждан с КЗО переданы в МФЦ. Согласитесь, при таких «чрезвычайных ситуациях», когда народ идет валом, окна по приему документов должны работать и в муниципалитете. Это разгрузило бы поток, облегчило бы и без того сложную ситуацию.
Между тем, в пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ прямо указывается, что «граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления». Я не говорю, что в МФЦ не должны принимать заявления от граждан, пусть принимают, у них и качество обслуживания на порядок выше, но закрывать окна по приему документов в КЗО не следовало бы.
Может быть, прокуратура вмешается и на этот раз? Мы ведь таким образом создаем, мягко говоря, неудобства для граждан, во благо которых все должно делаться. Вот эти причины, на мой взгляд, и легли в основу «осады» гражданами МФЦ.
Мы как депутаты не снимаем с себя ответственности и вовремя должны реагировать на подобные события и, совместно с надзорными органами и исполнительной властью, принимать выверенные решения.
Представьте себе: если вдруг 1 марта для подачи документов на получение жилищных субсидий по новому пилотному проекту в МФЦ придет несколько тысяч человек, которые займут очередь еще с последних чисел февраля и будут дежурить ночами, создавая нездоровый ажиотаж, никакой МФЦ не выдержит.
В любом случае, уже сегодня надо предпринимать превентивные меры и наладить цивилизованный механизм очередей. Надеюсь, это удастся. Тем более, насколько известно, при создании МФЦ в городе Якутске принимали участие специалисты из-за пределов республики, которые должны были учесть и такие «нештатные ситуации». - Кстати, а что Вы думаете о новой социальной ипотеке как таковой?
- Такой механизм ипотеки начал работать в Окружной администрации города Якутска еще с 2006 года. Схема ипотечного кредитования для работников бюджетной сферы была разработана командой молодых экономистов (Данил Саввинов, Петр Бечеканов и др.) и с 2007 года начала осуществляться посредством МУП «Жилсоцинвест».
В то время впервые были получены средства из городского бюджета для строительства жилья в 16-м квартале столицы. Как Вы знаете, сейчас это предприятие возглавляет Игорь Олейников.
В целом, на территории республики сегодня уже работают как минимум три ипотечных агентства – такие, как СИА, РИА и бывший Жилсоцинвест (ныне МУП «Агентство по развитию территорий»).
Отличие новой ипотеки заключается, на мой взгляд, в том, что в ее программе могут принимать участие представители разных социальных категорий, независимо от того, бюджетник ты или предприниматель. Главное, попасть под критерии отбора участников, соответственно, спрос на это предложение будет большим. А по законам рынка, как известно, спрос определяет предложение. С маркетинговой точки зрения это удачный ход.
Кстати, я ознакомился с Вашей статьей о новом ипотечном проекте, где речь идет о расчете субсидий и фактической стоимости реализации жилья. Но, на мой взгляд, расчеты надо вести, прежде всего, исходя из себестоимости квадратного метра. Никто не будет работать себе в убыток.
Например, какие тарифы будут закладывать Водоканал, Якутскэнерго, Ленагаз, Теплоэнергия? Это раз. На чьи плечи лягут вопросы, связанные с изысканием и подготовкой земельных участков под строящиеся дома (оформление, наличие/отсутствие обременения, возможные снос и расселение ветхих домов)? Это два. Прибавьте к этому требующуюся прибыль предприятий. Это три. И, если все это учитывать, то цена продажи действительно может быть в районе 50 тысяч рублей за квадратный метр.
Если же данные виды работ будут производиться за счет бюджета, то необходимо объяснить механизм движения и освоения бюджетных средств:
А). «Дельта» (разница между расчетной и фактической стоимостями кв.м., которая, как мы подсчитали в предыдущем материале, в среднем может составлять 8.200 рублей. – Ред.) идет на стимулирование строительства жилья.
Б). «Дельта» остается у оператора, который будет заниматься реализацией программы, – в качестве оборотных средств для дальнейшего инвестирования в жилищное строительство.
Скорее всего, для реализации данного проекта будет определено предприятие-оператор.
В любом случае, у людей, которые рассчитывают принять участие в пилотном проекте, наверное, возникнет еще масса вопросов.
Например, в каком районе города будут строиться дома; с какой отделкой будут сдаваться квартиры; можно ли будет погашать ипотечный кредит по этой программе за счет средств «Материнского капитала» и т.д.
Немаловажными являются также качество и проект возводимого жилья. Здесь необходимо ознакомиться с условиями договора: по какой цене подрядчики будут строить жилье; каковы будут площадь и планировка квартир; какую ответственность несут подрядчики в случае обнаружения недостатков; каким образом будут отбираться для работы в этой программе фирмы-подрядчики?
В целом, думается, реализация новой социальной программы будет стимулировать развитие строительной отрасли, которая наиболее пострадала из-за кризиса, создаст благоприятные условия для инвестиций в строительство жилья.
Кстати, город может участвовать в этом проекте, выпуская и размещая свои облигации, а также готовя земельные участки с последующей их продажей на аукционах и развивая малоэтажную застройку в сельской местности – в пригородах.
Следующий этап социальной ипотеки, на мой взгляд, должен быть направлен на стимулирование в целом продаж на рынке жилья, для чего необходимо включить в реализацию данной программы, наряду с новостройками, и квартиры со вторичного рынка. Думаю, это даст положительный эффект и в плане снижения стоимости квадратного метра.
Подводя итог, повторно отмечу, что, в отличие от действовавших ранее узкоспециализированных проектов, данная программа - более широкая по охвату населения. Это ее несомненный плюс, но в то же время и минус, так как сегодня людей, зарабатывающих около 80 тысяч рублей в месяц на троих членов семьи, – не так уж и много.
То есть хочу сказать, что в будущем, в зависимости от платежеспособности участников пилотного проекта, должны быть разработаны подпрограммы, рассчитанные на семьи с более низкими доходами, которые будут в силах безболезненно для себя в течение 10 лет нести кредитное бремя.
Сейчас же, на данном этапе, очень важно наиболее полно и качественно информировать людей об этом предстоящем проекте.