Main » 2011»Муус устар»11 » Президент хочет вернуть "вертикали" способность к саморегуляции
Президент хочет вернуть "вертикали" способность к саморегуляции
16:56
Якутский журналист о причинах появления "магнитогорских тезисов" Медведева
ИА SakhaNews. На сайте Кремль.org опубликована небольшая аналитическая статья заместителя главного редактора газеты "Якутск вечерний" Виталия Обедина, в которой журналист высказывает собственную точку зрения, относительно того, что стало причиной появления десяти тезисов президента России, которые были озвучены Дмитрием Медведевым в марте этого года во время его рабочего визита в Магнитогорск. Предлагаем вашему вниманию текст публикации. Президент хочет вернуть "вертикали" способность к саморегуляции
Первые отклики на "магнитогорские" (они же - "мартовские") тезисы Президента России дали понять, что общество (ну, или его часть, представленную армией экспертов и аналитиков) в первую очередь интересует не суть поставленных задач, а некие "сигналы", которые надлежит улавливать этому обществу. И умы занимает сейчас больше не то, как Генпрокуратура будет квалифицировать, например, заявление в личном блоге о коррупции, - как публично озвученное или нет? И как прокурорский работник будет отличать факт ("чиновник N - вор!") от оценочного суждения ("все знают, что чиновник N - воровал"). А нечто иное. Уж не следует ли из этого, что Медведев пошел на конфронтацию с "путинскими"? Не свидетельство ли это того самого раскола в тандеме, который многие ждут уже третий год? Не следует ли из этого еще и пятое-десятое?..
В итоге, из-за увлеченности конспирологическими теориями, должного внимания не получили причинно-следственные связи, которые и вызвали к жизни президентские тезисы. Меж тем, они крайне любопытны, ибо в основе их лежит нехитрая, но очень даже характеризующая "вертикаль власти" задача - ЗАСТАВИТЬ людей делать то, что они делать должны.
Заставить прокуратуру реагировать на сведения, содержащие информацию о совершении преступления - в том числе коррупционной направленности, против общества и государства. Разве не должны прокурорские этим заниматься и так? Без особых положений? По факту?
Заставить хозотделы министерств и ведомств беречь собственный бюджет, отдавая предпочтение не фирмам родственников и "братьев жены", а тем, кто предлагает реально низкие цены и приемлемые сроки. Но не этим ли должны заниматься лица, отвечающие за проведение тендеров и аукционов?
Заставить акционерные общества (в том числе и те, что именуются "госкорпорациями") представлять документы, не составляющие коммерческую и иную, охраняемую законом тайну, своим акционерам, пусть они даже презренные миноритарии. Разве соответствующее право не гарантировано сегодня законом? Гарантировано. И тот же Навальный регулярно доказывает это в Арбитражных судах...
Заставить крупных государственных чиновников покинуть посты в госкорпорациях и заняться осуществлением текущих полномочий, связанных с управлением государством. Но разве не об этом, в том числе, шла речь, когда вновь и вновь на высоком уровне декларировалась необходимость минимизировать присутствие государства в экономике?
Заставить чиновников - федеральных, региональных и муниципальных - проводить независимую и общественную экспертизу нормативных актов, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства. И снова вопрос: а разве это не закреплено в бесчисленных положениях о координационных, общественных и экспертных советах при министрах, главах, мэрах и иже с ними? Которые в свою очередь в преамбулах ссылаются на законы, принятые в целях поддержки предпринимательства.
Заставить заработать ("активизироваться") на местах приемные Президента России. Да тут сам бог велел! А то ведь приемные премьер-министра работают, приемные "Единой России" работают, а под приемные президента кое-где и помещений не нашли...
Итого: львиная доля новаторских тезисов Дмитрия Медведева связана с неисполнением ответственными лицами своих прямых должностных и - косвенно-общественных обязательств. Засилье собственного - внутриведомственного - нормотворчества, приоритет должностных инструкций и внутренних приказов перед федеральными законами и положениями Конституции привел к тому, что возникла необходимость вводить нормативные акты прямого действия, направленные на то, чтобы вернуть ситуацию, сложившуюся в сфере государственного управления, в то состояние, в котором она должна пребывать. То есть в ситуацию, когда все делается не по мановению кремлевского пальца, а "потому что".
Те, кто сейчас, анализируя высказывания Дмитрия Медведева, сводят все к идее "ручного управления", мне кажется, глубоко не правы. "Магнитогорские тезисы" это как раз попытка вернуть принципы саморегуляции в систему государственного управления, напомнив ее "винтикам", что помимо полномочий и функций у них есть обязательства и обязанности.