Main » 2011»Муус устар»21 » "сегодня власть настолько безразлична к конкретной человеческой жизни, что это даже неприлично".
"сегодня власть настолько безразлична к конкретной человеческой жизни, что это даже неприлично".
17:40
20.04.11
В Госдуме состоялся круглый стол «Базовые ценности национальной гражданской идентичности России (нормативно-правовые аспекты)»
Круглый стол прошел по инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Московского Патриархата, Межрелигиозного совета России, представители научных и образовательных организаций, представители общественных организаций и СМИ.
Первым слово было предоставлено Председателю партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителю партийной фракции в Госдуме Николаю Левичеву. Он констатировал, что вопрос об основаниях общероссийской идентичности появился с возникновением нового российского государства. "Каких только не было на этот счет предложений – всех и не упомнишь! – считает депутат. - Наверное, всем запомнилась попытка выработать объединяющую идеологию, осуществленная при Борисе Николаевиче Ельцине. На практике это вылилось в попытки модифицировать и обновить так называемую "русскую идею". Мы долгие годы метались между евразийством, атлантизмом, европоцентризмом и азиатчиной, но видимого результата до сегодняшнего дня так и не достигли".
По мнению Левичева, отсутствие общенациональной идентичности - это беда современного российского общества, с которой надо справляться всем миром. Проблема идентичности приобретает актуальность и в связи с общей демографической ситуацией в России. "Мы видим, что изменяется этнический баланс страны на фоне сокращения русского населения, - говорит председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. - И при этом все сходятся на том, что России необходимо стимулировать приток мигрантов из стран ближнего зарубежья – это данность, с которой мы вынуждены считаться. В связи с этим востребована интеграционная политика, которая обеспечивала бы, в первую очередь, гражданскую идентичность. И только такой тип идентичности формирует и легитимирует государство-нацию, построенное на идее согражданства".
Тем не менее, тема "строительства нации", на взгляд Левичева, в течение всех двадцати постсоветских лет на высоком уровне практически не обсуждалась. "Не то, чтобы она была табуирована – скорее, как-то отходила на задний план. Может быть, представители власти от публичной дискуссии по "национальному вопросу" уклонялись сознательно отчасти потому, что не знали, что сказать. С другой стороны, мы видим, что на региональном уровне активно развивались идеологические конструкты на основе этнического и конфессионального сепаратизма. Этот процесс был востребован национальными элитами. А в последнее время мы видим, что такие латентные конфликты стали закономерно переходить из области вербальной в область реальную" - констатировал Николай Левичев.
Новая общероссийская политическая идентичность, по его мнению, должна быть связана с общенациональными интегрирующими символами, но их в современной России до обидного мало. Немаловажно и то, что современное общество "является обществом множественных идентичностей, и это зачастую загоняет наш в ловушку консьюмеризма". "Можешь считать себя готом, хоббитом, преклоняться огню, - говорит Левичев. - Мы знаем, что по итогам переписи у нас появилась такая идентификация, как "сибиряк". Однако такая "свобода самоидентификации" устраняет значимость таких общественных институтов, таких столпов, как государство, церковь и политические партии. И я бы сказал, что в этом плане и политические партии, и церковь находятся по одну сторону баррикады в деле формирования гражданской идентичности".
В конце своего выступления Николай Левичев подчеркнул, что "какими бы альтруистическими мотивами мы не руководствовались, если мы не будем формировать правовую культуру, гражданское самосознание, патриотическое воспитание, если мы не будем работать в области политического образования и нравственного совершенствования, то и задача создания общегражданской нации вряд ли разрешится".
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении отметил, что общие ценности нужно определять на основе представлений , которые есть у большинства населения страны. "Не нужно изменений сознания, переламывания через колено, - заявил священник. - Долгосрочная политика должна опираться на ценности, которые близки большинству населения страны. Нужно не придумать, а выявить ценности". Он рассказал, что на Всемирном русском соборе, который состоится в мае этого года, будет представлен список базовых ценностей, который составляется представителями РПЦ в рамках дискуссий с общественными организациями и политическими партиями. "Список претерпевает изменения, - сообщил Чаплин. - В нем нет и не может быть богословского языка, он предлагается верующим и неверующим". На первом месте, по его словам, находится справедливость. Затем идут патриотизм, нравственность, достоинство, честность, семья, национально-культурные традиции, свобода, мир, солидарность, права человека, трудолюбие, единство, самоограничение.
Ответственный секретарь Патриаршего совета "Экономика и этика" Павел Шашкин, в свою очередь, констатировал, что в одни и те же ценности различными общественными группами, политическими партиями зачастую вкладывается противоположный смысл. Он также рассказал об "Иосифлянском манифесте" — программном документе Совета "Экономика и этика", который содержит изложение идеологических и социально-экономических основ возрождения национальной идентичности России, формирования при участии Русской Православной Церкви и ведущих политических партий единой гражданской системы ценностей. В его основе, по словам Шашкина, три базовые ценности: Вера - как приоритет духовного над материальным, Родина - как приоритет общественного, государственного над личным и Свобода как нравственная ответственность перед государством и обществом. "Необходимо возродить власть авторитета, - констатировал эксперт. - Как государственного, так и духовного".
Вице-спикер Госдумы Александр Бабаков в своем выступлении предложил в рассмотреть такую ценностную категорию как качество жизни. "Продолжаются попытки сформулировать национальную идею, - заявил Бабаков. - Без нее невозможна мобилизация общества для решения самых сложных задач. Мой ориентир – тема, связанная с качеством жизни. Это не только продолжительность жизни, хотя данный критерий позволяет оценить деятельность исполнительной власти". По словам вице-спикера, сегодня продолжительность жизни в России не соответствует уровню экономики страны. В качестве положительного примера поиска национальной идеи Александр Бабаков привел Чечню, руководство которой "на достаточно простом языке сформулировало национальную идею республики". "Я видел результаты, это не идеальный пример, но попытка есть" - считает депутат. В частности, его впечатлили песни чеченских авторов о русском поле, березках, исполняемые на чистом русском языке.
Председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отметила, что разговор о ценностях всегда очень важен для депутатов. Она вспомнила одного из своих преподавателей права Павла Новгородцева, который изучал сложившуюся в 20-х годов прошлого века в СССР ситуацию с семейными и нравственными ценностями. "Он говорил, что возрождение России начнется не через революции и политические партии, а через восстановление святыни, - констатировала Елена Мизулина. - Основная святыня - это душа". Депутат рассказала, что Конфуций, сопоставляя противоположные нравственные категории, противопоставил справедливости хитрость. "У России на первом месте бесхитростность, наивность души, - считает Елена Мизулина. - Русские чувствуют ложь и хитрость, для них это неприемлемо. Задача восстановления святыни состоит в восстановлении духовно-нравственных свойств, чистоты и бесхитростности".
Депутат также рассказала о сравнительных характеристиках, данных Павлом Новгородцевым представителям различных конфессий. В частности, католик - это прежде всего порядок, дисциплина и власть; протестант – свобода и личное общение с Богом, а православный – любовь к Господу и ближнему. "То есть религия и мораль у нас вместе, - заключила Мизулина. - Если от православного отринуть православие, степень его падения будет больше, чем у представителей другой религии". Депутат также посетовала, что сегодня юристам не хватает знания божественных заповедей. "Они изучали в институте законы Хаммурапи, принцип талиона, но не знают десяти заповедей. В тоже время, по словам Елены Мизулиной, 17 статья УПК РФ говорит, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель должны оценивать доказательства, руководствуясь при этом законом и совестью. "Руководствоваться надо в том числе и совестью, без этого коррупцию не победить, - считает депутат. - Духовность – это вечное стремление души к самоочищению".
Депутат Вера Лекарева констатировала, что "сегодня власть настолько безразлична к конкретной человеческой жизни, что это даже неприлично". В качестве примера она рассказала о ситуации в армии, где в последнее время фиксируется все больше фактов неуставных отношений, приводящих к гибели солдат. "Я бы поставила не первое место такую ценность как жизнь, - сообщила она. - Предлагаю рассмотреть вопрос о ее включении в базовые ценности".