Main » 2011»Муус устар»28 » Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений
Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений
10:37
Александр КСАНФ, 22.04.2011
Хочется внедрить, но не можется
«… два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?” - "Доедет”, - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?” - "В Казань не доедет”. - Этим разговор и кончился…».
«Самоделкин» или «самородок»
Разговор, открывающий «Мертвые души», состоялся двести лет назад, но вполне мог бы повториться сегодня при виде чудо-экипажа «Ураанхай». Во всяком случае у меня возникли те же мысли только с иными географическими названиями. Создатель вездеходной кареты будущего Александр Смурыгин - человек не менее деятельный, чем гоголевский герой, но в отличие от Чичикова движим не жаждой наживы, а желанием помочь своим землякам как-то преодолеть вторую из главных, согласно классику, российских бед. Якутский Кулибин готов с любым биться об заклад, что его аппарат доедет куда угодно, главное, где угодно проедет, а если надо, и проплывет. Таких людей, как Александр Егорович, одержимых идеей изобретательства, но не имеющих инженерного образования (Смурыгин по профессии сварщик), одни называют пренебрежительно «самоделкиными», другие более уважительно - мастерами-самоучками. Мне больше нравится слово «самородок», не потому что все изобретения народных умельцев обязательно на вес золота и идеи бывают завиральные и их воплощения бесполезными, а потому что встречаются такие люди редко, опровергая своей неуемной энергией и пытливым умом известное утверждение Пушкина, что русский мужик ленив и нелюбопытен. Рождение «кентавра»
С куда большей охотой я написал бы Повесть о необычном человеке Александре Смурыгине, но и его «железный конь» из породы кентавров, в котором угадывались и савраска-«уазик», и битюг-«Урал», и мастодонт-«Кировец», и даже что-то благородных хаммеровских кровей достоин описания. А под капотом, как с гордостью доложил Александр Егорович, бьется пламенное сердце самурая «Ниссана». Однако высокий поэтический штиль придется отложить в сторону и, вспомнив накопленное за годы, проведенные в политехе на автомобильном факультете и Центре испытаний Горьковского автозавода, познакомить любознательных читателей с некоторыми техническими характеристиками вездехода и порассуждать о перспективах его массового появления на неезженых трассах Якутии. Адресован материал в первую очередь представителям сильного пола как более подверженным рыбацко-охотничьим забавам, хотя есть в якутских городах и селениях дамы, чья тяга к природе, выражающаяся в стремлении забраться в непролазную грязь и топь, не уступает мужской. Страстное увлечение охотой и рыбалкой самих Смурыгиных - отца Александра и сына Константина, подогретое разочарованием в ходовых качествах серийных вездеходов танкеток, и привело к рождению любимого детища - «Ураанхай». Город Мирный, где живут Смурыгины, столица не только Алмазного края, но и края болотно-озерного, испещренного многочисленными речками и ручьями, преодолевать которые на обычном вездеходе проблема даже в сухой сезон. Поэтому Александр Егорович и Константин, выступающий в роли главного генератора идей, изначально нацелились на придание своему аппарату качеств амфибии. В результате появились дополнительный кардан и винт. Крейсерская скорость на воде не превышает скорости пешехода, но для форсирования небольших водных преград этого достаточно, а большие озера можно и объехать. Основу дизайна составляют удлиненный метра на полтора кузов от «УАЗ-3151», а также капот и крылья неизвестного происхождения, но явно с авторазбора. Два редуктора, да несущая рама тоже от «уазика». Двигатель дизельный 2,7 л от «Ниссан-Террано». Расход топлива 20 л на 100 км по трассе, при движении по болоту может доходить до сорока.. Колеса от трактора «Кировец» со срезанными для облегчения протекторами поднимают вездеход на почти недосягаемую высоту: во всяком случае чтобы забраться в салон, требуются известные усилия и акробатическая ловкость. Зато высоко сижу– далеко гляжу. Два люка над водительским и пассажирским креслом, как сказал изобретатель, для наблюдения за природой. Наверное, в оптический прицел. Отделка салона вполне спартанская, из того, что под рукой оказалось, но главное, тепло — Александр Егорович уверяет, что ночевал в машине при минус 50 и не замерз.
КБ «Смурыгин и сынъ»
Надо отметить, что данный вездеход далеко не единственная разработка конструкторского бюро «Смурыгин и сынъ». Как рассказал Смурыгин-старший, сначала на свет появился опытный образец вездеходной сенокосилки для работ на заболоченных алаасах. Конструкция, снабженная одноцилиндровым ижевским двигателем от инвалидной мотоколяски и мостами от «Москвича», получилась легкой и тоже плавающей. Чтобы этого добиться, пришлось «ободрать» колеса от «КрАЗа» - советская шинная промышленность легких колес большого диаметра не выпускала, а об импортной резине тогда можно было только мечтать. Грянувшая перестройка и последовавший за ней распад СССР помешали получить законное признание и авторское свидетельство, а наступившее лихолетье экономических реформ заставило изобретателя переделать уникальную сельхозтехнику в обычное транспортное средство и продать, чтобы хоть как-то поддержать семейный бюджет. Но новаторская мысль отца и сына Смурыгиных уже обрела крылья, и на вырученные деньги был куплен автомобиль «Урал», чтобы в свою очередь подвергнуться переделке под конкретные нужды, на сей раз энергетиков. Они удлинили базу грузовика до шести метров, установили манипулятор, и машина оказалась незаменимой на строительстве ЛЭП. Голова, руки, карман – получаем бизнес-план
Надо отметить, что все задумки якутских изобретателей идут, что называется, от земли, на которой они живут, и продиктованы конкретными проблемами, требующими решения уже сегодня, а не в отдаленной перспективе. Наверное поэтому им трудно найти понимание у крупных автопроизводителей и государственных органов, а мечта создать собственное небольшое производство пока остается только мечтой. Как сказал один неглупый человек, для успеха любого дела нужны голова, руки и карман. С последним у Смурыгиных и возникают проблемы. Все потенциальные инвесторы, к которым они обращались, говорят примерно одно и то же: вы сначала сделайте, а мы посмотрим, если понравится, купим. Конечно, машина получается не дешевая. Говорить о продажной цене «Ураанхая» пока рано, но некоторое представление дает себестоимость изготовления первого образца: только на покупку кузова, двигателя и прочих комплектующих Смурыгины выдернули из семейного бюджета более 400 тысяч рублей. Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений у руководителя поисково-спасательной службы МЧС Николая Находкина, который всячески поддерживает изобретателей, но в оснАлександр КСАНФ, 22.04.2011
Хочется внедрить, но не можется
«… два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?” - "Доедет”, - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?” - "В Казань не доедет”. - Этим разговор и кончился…».
«Самоделкин» или «самородок»
Разговор, открывающий «Мертвые души», состоялся двести лет назад, но вполне мог бы повториться сегодня при виде чудо-экипажа «Ураанхай». Во всяком случае у меня возникли те же мысли только с иными географическими названиями. Создатель вездеходной кареты будущего Александр Смурыгин - человек не менее деятельный, чем гоголевский герой, но в отличие от Чичикова движим не жаждой наживы, а желанием помочь своим землякам как-то преодолеть вторую из главных, согласно классику, российских бед. Якутский Кулибин готов с любым биться об заклад, что его аппарат доедет куда угодно, главное, где угодно проедет, а если надо, и проплывет. Таких людей, как Александр Егорович, одержимых идеей изобретательства, но не имеющих инженерного образования (Смурыгин по профессии сварщик), одни называют пренебрежительно «самоделкиными», другие более уважительно - мастерами-самоучками. Мне больше нравится слово «самородок», не потому что все изобретения народных умельцев обязательно на вес золота и идеи бывают завиральные и их воплощения бесполезными, а потому что встречаются такие люди редко, опровергая своей неуемной энергией и пытливым умом известное утверждение Пушкина, что русский мужик ленив и нелюбопытен.
Рождение «кентавра»
С куда большей охотой я написал бы Повесть о необычном человеке Александре Смурыгине, но и его «железный конь» из породы кентавров, в котором угадывались и савраска-«уазик», и битюг-«Урал», и мастодонт-«Кировец», и даже что-то благородных хаммеровских кровей достоин описания. А под капотом, как с гордостью доложил Александр Егорович, бьется пламенное сердце самурая «Ниссана». Однако высокий поэтический штиль придется отложить в сторону и, вспомнив накопленное за годы, проведенные в политехе на автомобильном факультете и Центре испытаний Горьковского автозавода, познакомить любознательных читателей с некоторыми техническими характеристиками вездехода и порассуждать о перспективах его массового появления на неезженых трассах Якутии. Адресован материал в первую очередь представителям сильного пола как более подверженным рыбацко-охотничьим забавам, хотя есть в якутских городах и селениях дамы, чья тяга к природе, выражающаяся в стремлении забраться в непролазную грязь и топь, не уступает мужской. Страстное увлечение охотой и рыбалкой самих Смурыгиных - отца Александра и сына Константина, подогретое разочарованием в ходовых качествах серийных вездеходов танкеток, и привело к рождению любимого детища - «Ураанхай». Город Мирный, где живут Смурыгины, столица не только Алмазного края, но и края болотно-озерного, испещренного многочисленными речками и ручьями, преодолевать которые на обычном вездеходе проблема даже в сухой сезон. Поэтому Александр Егорович и Константин, выступающий в роли главного генератора идей, изначально нацелились на придание своему аппарату качеств амфибии. В результате появились дополнительный кардан и винт. Крейсерская скорость на воде не превышает скорости пешехода, но для форсирования небольших водных преград этого достаточно, а большие озера можно и объехать. Основу дизайна составляют удлиненный метра на полтора кузов от «УАЗ-3151», а также капот и крылья неизвестного происхождения, но явно с авторазбора. Два редуктора, да несущая рама тоже от «уазика». Двигатель дизельный 2,7 л от «Ниссан-Террано». Расход топлива 20 л на 100 км по трассе, при движении по болоту может доходить до сорока.. Колеса от трактора «Кировец» со срезанными для облегчения протекторами поднимают вездеход на почти недосягаемую высоту: во всяком случае чтобы забраться в салон, требуются известные усилия и акробатическая ловкость. Зато высоко сижу– далеко гляжу. Два люка над водительским и пассажирским креслом, как сказал изобретатель, для наблюдения за природой. Наверное, в оптический прицел. Отделка салона вполне спартанская, из того, что под рукой оказалось, но главное, тепло — Александр Егорович уверяет, что ночевал в машине при минус 50 и не замерз.
КБ «Смурыгин и сынъ»
Надо отметить, что данный вездеход далеко не единственная разработка конструкторского бюро «Смурыгин и сынъ». Как рассказал Смурыгин-старший, сначала на свет появился опытный образец вездеходной сенокосилки для работ на заболоченных алаасах. Конструкция, снабженная одноцилиндровым ижевским двигателем от инвалидной мотоколяски и мостами от «Москвича», получилась легкой и тоже плавающей. Чтобы этого добиться, пришлось «ободрать» колеса от «КрАЗа» - советская шинная промышленность легких колес большого диаметра не выпускала, а об импортной резине тогда можно было только мечтать. Грянувшая перестройка и последовавший за ней распад СССР помешали получить законное признание и авторское свидетельство, а наступившее лихолетье экономических реформ заставило изобретателя переделать уникальную сельхозтехнику в обычное транспортное средство и продать, чтобы хоть как-то поддержать семейный бюджет. Но новаторская мысль отца и сына Смурыгиных уже обрела крылья, и на вырученные деньги был куплен автомобиль «Урал», чтобы в свою очередь подвергнуться переделке под конкретные нужды, на сей раз энергетиков. Они удлинили базу грузовика до шести метров, установили манипулятор, и машина оказалась незаменимой на строительстве ЛЭП.
Голова, руки, карман – получаем бизнес-план
Надо отметить, что все задумки якутских изобретателей идут, что называется, от земли, на которой они живут, и продиктованы конкретными проблемами, требующими решения уже сегодня, а не в отдаленной перспективе. Наверное поэтому им трудно найти понимание у крупных автопроизводителей и государственных органов, а мечта создать собственное небольшое производство пока остается только мечтой. Как сказал один неглупый человек, для успеха любого дела нужны голова, руки и карман. С последним у Смурыгиных и возникают проблемы. Все потенциальные инвесторы, к которым они обращались, говорят примерно одно и то же: вы сначала сделайте, а мы посмотрим, если понравится, купим. Конечно, машина получается не дешевая. Говорить о продажной цене «Ураанхая» пока рано, но некоторое представление дает себестоимость изготовления первого образца: только на покупку кузова, двигателя и прочих комплектующих Смурыгины выдернули из семейного бюджета более 400 тысяч рублей. Достоинства вездехода «Ураанхай» не вызывают сомнений у руководителя поисково-спасательной службы МЧС Николая Находкина, который всячески поддерживает изобретателей, но в основном морально и путем использования аппарата для нужд своей службы, что, конечно, придает машине авторитет, но не приближает к налаживанию ее серийного производства. Министр здравоохранения РС(Я) Александр Горохов, познакомившись с «Ураанхаем», увидел в вездеходе хорошую замену дорогостоящей санитарной авиации для удаленных северных и арктических районов и, говорят, даже выразил готовность приобрести десяток машин. Четыре года эксплуатации машины в самых экстремальных условиях, в том числе зимой, причем без серьезных поломок действительно внушают оптимизм. А когда летом «Ураанхай» появился на одном из удаленных пиктов в Западной Якутии, куда и по зимнику-то не всегда доберешься, у живущего там Робинзона просто челюсть отвисла от удивления. То, что задумали создатели вездехода, на профессиональном языке называется опытным производством, а оно обычно создается при больших заводах, выпускающих серийную продукцию. На одном из таких в Управлении конструкторско-экспериментальных работ Горьковского автозавода я проработал более пяти лет и знаю, какой объем технической документации требуется для создания опытного образца, не говоря уже о последующих испытаниях, в том числе и на безопасность конструкции с получением соответствующих сертификатов в Центре технической экспертизы НАМИ. В Якутии такого опыта просто нет. Получается замкнутый круг, без поддержки со стороны инвесторов или государства Смурыгиным и дальше придется создавать свои конструкции в гараже, что отнимает очень много времени: на «Ураанхай» ушло полтора года, косилка, как более сложный агрегат, потребует еще больше времени. «А мне, - сетует Александр Егорович, - уже 55 лет…». Все попытки Смурыгиных обратить на проект внимание республиканской власти тоже превращаются в бег по кругу: не встретив понимания в родном Мирном, они еще в 2009 представили свой бизнес-план президенту Штырову, тот переадресовал его министру по делам предпринимательства Кормилицыной, а Екатерина Ивановна «отфутболила» документ обратно Мирнинской администрации. Круг замкнулся, четыре года потеряны зря, а такой техники как не было, так и нет - ни в Якутии, ни в России.овном морально и путем использования аппарата для нужд своей службы, что, конечно, придает машине авторитет, но не приближает к налаживанию ее серийного производства. Министр здравоохранения РС(Я) Александр Горохов, познакомившись с «Ураанхаем», увидел в вездеходе хорошую замену дорогостоящей санитарной авиации для удаленных северных и арктических районов и, говорят, даже выразил готовность приобрести десяток машин. Четыре года эксплуатации машины в самых экстремальных условиях, в том числе зимой, причем без серьезных поломок действительно внушают оптимизм. А когда летом «Ураанхай» появился на одном из удаленных пиктов в Западной Якутии, куда и по зимнику-то не всегда доберешься, у живущего там Робинзона просто челюсть отвисла от удивления. То, что задумали создатели вездехода, на профессиональном языке называется опытным производством, а оно обычно создается при больших заводах, выпускающих серийную продукцию. На одном из таких в Управлении конструкторско-экспериментальных работ Горьковского автозавода я проработал более пяти лет и знаю, какой объем технической документации требуется для создания опытного образца, не говоря уже о последующих испытаниях, в том числе и на безопасность конструкции с получением соответствующих сертификатов в Центре технической экспертизы НАМИ. В Якутии такого опыта просто нет. Получается замкнутый круг, без поддержки со стороны инвесторов или государства Смурыгиным и дальше придется создавать свои конструкции в гараже, что отнимает очень много времени: на «Ураанхай» ушло полтора года, косилка, как более сложный агрегат, потребует еще больше времени. «А мне, - сетует Александр Егорович, - уже 55 лет…». Все попытки Смурыгиных обратить на проект внимание республиканской власти тоже превращаются в бег по кругу: не встретив понимания в родном Мирном, они еще в 2009 представили свой бизнес-план президенту Штырову, тот переадресовал его министру по делам предпринимательства Кормилицыной, а Екатерина Ивановна «отфутболила» документ обратно Мирнинской администрации. Круг замкнулся, четыре года потеряны зря, а такой техники как не было, так и нет - ни в Якутии, ни в России.