Main » 2011»Балаҕан ыйа»7 » «В результате конвертации при дроблении каждая акция АК «АЛРОСА» (ОАО) номинальной стоимостью 13 502 рубля 50 копеек конвертируется в 27 005
«В результате конвертации при дроблении каждая акция АК «АЛРОСА» (ОАО) номинальной стоимостью 13 502 рубля 50 копеек конвертируется в 27 005
8 сентября 2011 года АЛРОСА начнет конвертацию путем дробления (сплит) своих акций. Как сказано в пресс-релизе компании: «В результате конвертации при дроблении каждая акция АК «АЛРОСА» (ОАО) номинальной стоимостью 13 502 рубля 50 копеек конвертируется в 27 005 штук акций номинальной стоимостью 50 копеек. То есть количество акций у каждого акционера АК «АЛРОСА» (ОАО) увеличится в 27 005 раз, при этом суммарная номинальная стоимость принадлежащих каждому акционеру акций останется прежней».
По закону, с 8 сентября и до дня регистрации отчета об итогах выпуска запрещаются любые сделки с акциями компании. Компания рассчитывает, что отчет будет зарегистрирован приблизительно 17 октября 2011 года.
В системе RTS Board котирование акций АЛРОСА прекращено 29 августа. Последняя сделка проведена 26 августа с котировальной ценой 33 400 долларов за акцию, капитализация компании составляет 9,1 млрд долларов. Сейчас по внебиржевым сделкам цена акции АЛРОСА опустилась до 33 035 долларов.
По данным РТС, «в августе 2011 года суммарный объем торгов по зарегистрированным в системе RTS Board сделкам составил $17,41 млн Наибольший объем торгов пришелся на обыкновенные акции ОАО АК АЛРОСА (alrs)». Было совершенно 87 сделок с акциями алмазодобывающей компании на общую сумму 8 421 105 долларов.
Как видите, объем очень приличный, но цена акции так и не смогла достичь ценовых ориентиров, заданных многочисленными экспертами и ожидаемых руководством АЛРОСА. В целом бумага торговалась на уровне рынка.
Как указано в пресс-релизе компании: «Положительный эффект от дробления для акционеров заключается в повышении ликвидности и, как следствие, инвестиционной привлекательности акций». Предполагается, что меньшая цена акций привлечет большое количество мелких инвесторов, за счет чего будет повышена ликвидность и, соответственно, капитализация компании. Как говорил по этому поводу президент АЛРОСА Федор Андреев: «Лично я идею, назовем это "народным IPO" или привлечением максимального круга инвесторов, в том числе физических лиц, не отметаю. Почему нет? Наоборот, мне идея "народного IPO" не претит. Мне кажется куда более опасным привлечение стратегического инвестора… На мой взгляд, имеет смысл говорить о максимально широкой базе инвесторов, включая и население. У нас уже обсуждался вопрос, смогут ли работники компании купить ее акции».
Как все происходит на самом деле, можно видеть на примере «народных IPO» Сбербанка, ВТБ и Роснефти. Пример Сбербанка тем более показателен, что в 2007 году произошло дроблений акций банка. Дробление шло из расчета обыкновенных акций 1 к 1000, привилегированных – 1 к 20. «В результате дробления акций Сбербанка России (18.07.2007 года) каждая обыкновенная акция номинальной стоимостью 3000 рублей была конвертирована в 1000 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 3 рубля и каждая привилегированная акция номинальной стоимостью 60 рублей была конвертирована в 20 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 3 рубля». Соответственно, пропорционально изменились количество и рыночная стоимость акций.
Положительное влияние на рост капитализации банка сплит оказал на … 5 торговых сессий. Уже через пять дней стоимость акций Сбербанка вернулась на досплитовый уровень. Вот и все положительное влияние на капитализацию.
С «инвестиционной привлекательностью» оказалось еще хуже – на «народном IPO» 30055 человек купили акции Сбербанка по цене 89 рублей за акцию. Сейчас стоимость акций банка – 80 рублей. Итого, за 4 года акции упали в цене на 10 процентов.
Справедливости ради следует отметить, что Сбербанк является компанией с огромной капитализацией (87 млрд.долл. на момент сплита) и акции банка успешно торговались еще до сплита. Поэтому выход на рынок мелких инвесторов после дробления акций, на мой взгляд, не оказал большого влияния на изменение стоимости компании.
С другим участником «народного» размещения – банком ВТБ – дела обстоят еще хуже. 124 000 частных инвестора покупали акций ВТБ по 13,6 копеек за штуку. Сейчас цена этих акций – 7,3 копейки. Новоявленные акционеры, которые вложили тогда в них свои кровные, сегодня стали почти в два раза беднее.
Чуть лучше идут дела у Роснефти. В 2006 году 115 000 человек приобретали акции по цене 203 рублей за штуку. Сегодня они могут их продать по 225,5 рубля за ту же акцию. Рост составил 10 процентов за 4 года. Банковский депозит за этот же срок принес бы намного больше.
Как видите, акции «народных» компаний оказались далеко не самым лучшим вложением средств даже на среднесрочную перспективу. И почему акции АЛРОСА могут стать исключением из этого списка, не совсем понятно.
Безусловно, есть и положительные примеры дробления. Например, в 2010 году произошел сплит акций ОАО Мостотрест. Как указывают аналитики МФБ-капитал: «Дробление происходило на фоне благоприятной рыночной ситуации, сложившейся на фондовом рынке... Компания выглядела лучше рынка, стоимость акций росла скачкообразно. Дополнительной причиной роста могло оказаться то, что Мостотрест является компанией второго эшелона со средней капитализацией, что позволяет «малыми деньгами» влиять на изменение стоимости акций». Сегодня ее акции выросли в цене на 10 % от досплитовой цены.
Но, в отличие от АЛРОСА или Сбера, ОАО Мостотрест является некрупной компанией второго эшелона с капитализацией чуть больше 1,5 млрд рублей. Ликвидность акций невысокая – в августе на РТС проведено 5 сделок с оборотом 137 900 долларов. Для таких компаний сплит действительно имеет смысл и может принести положительный результат.
Аналитики МФБ-капитал утверждают: «На данный момент АК АЛРОСА является компанией второго эшелона, акции которой не обладают достаточной степенью ликвидности, поэтому дробление акций однозначно положительная новость». Достаточно спорное утверждение, учитывая, что по данным РТС, в августе капитализация АЛРОСА превышает капитализацию ОАО «Распадская», «Балтика» или «Полиметалл» и немного не дотягивает до ОАО «Полюс-Золото» или «Башнефть». Объемы торгов акций алмазодобывающей компании превышает оборот акций Полюс-Золота (6,3 млн. долл.) или ОАО ФСК ЕЭС (7,6 млн.долл.).
На мой взгляд, без повышения free float сплит АЛРОСА не окажет заметного влияния на ликвидность и капитализацию компании. Наряду с повышением спроса сплит приведет к росту предложения, ведь сейчас многие мелкие акционеры, не решаясь продать одну-две акции по 33 000 долларов, могут легко пойти на продажу некоторого количества акций на 2000-3000 долларов. Для профессиональных инвесторов высокая цена за акцию препятствием не является, и они уже сейчас работают с бумагами АЛРОСА. А мелкие инвесторы вряд ли массово кинутся скупать незнакомые акции довольно специфической компании, не имеющей солидной биржевой истории и с довольно ограниченным free float. Поэтому вряд ли стоит ожидать значительного спроса со стороны этой категории инвесторов. Пока неясно, когда и сколько акций предложат рынку мажоритарные акционеры – федеральный центр и правительство Якутии.
Намного большее влияние на рост стоимости акций окажет улучшение финансовых показателей, структуры баланса АЛРОСА, скорейшего избавления от непрофильных и убыточных активов. Менеджмент компании ведет работу в этом направлении, но темпы явно недостаточны. Рынки сейчас нестабильны, волaтильность высокая, по всем прогнозам такая ситуация сохранится надолго и потому становится критически важно определить точный момент выхода на IPO. Практика показала, что большого окна для проведения успешного размещения не будет, и к этому моменту компания должна быть полностью готова. Значительное снижение непроизводственных расходов и улучшение структуры компании принесет намного больше пользы, чем различные манипуляции с акциями.