Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Балаҕан ыйа » 12 » А дубинку уже для инакомыслящих, несогласных придумали. Только вот пряником давно народ не кормили…
А дубинку уже для инакомыслящих, несогласных придумали. Только вот пряником давно народ не кормили…
20:10
Нацволнения в Якутске 1979 года глазами очевидца
Сегодня, 12:09  0  708
Национальная тема сама по себе, а тем более в освещении СМИ очень деликатная и щепетильная. До сих пор после событий в Манеже и других, да и спонтанного митинга в Якутске на площади Ленина 11 мая этого года по делу насильника Нерсисяна не была дана трезвая оценка правительства федерального и республиканского уровней. Лучше вести «страусиную политику», нежели признать, что проблема миграционной политики существует.
При этом есть тревожные предпосылки из Кремля, когда власть предпринимает попытку реанимации национал-патриотической партии Конгресса русских общин в качестве игрока на российском политическом поле.

Специально для YktNews своими воспоминаниями поделился непосредственный свидетель далеких июньских событий 1979 года. Владислав Касьянов, редактор намской газеты "Энсиэли" рассказал и поразмышлял о тех непростых днях, которые впоследствии наряду с похожими волнениями 1986 года послужили поводом для центральной власти заклеймить Якутию как форпост национального сепаратизма.

Послышались хлопки, кто-то крикнул, что стреляли по студентам

То лето выдалось жарким, удушливым. Даже при открытых окнах общежития не ощущалось движение воздуха, способного хоть немного освежить одуревшую от подготовки к сессии голову. Это было то благословенное время, потом уже прозванное "застоем", когда по ночному Якутску без особого риска для здоровья и жизни можно было пешком добраться домой. Хотя пешая ночная прогулка по Залогу и Сайсарам не поощрялась, но ныне криминальный 17 квартал был вовсе спокойным районом.

Все началось утром 19 или 20 июня, точно не помню. Сначала послышались какие-то хлопки, потом все забегали по этажам, в коридоре кто-то крикнул, что стреляли по студентам. Как был в домашних тапках, так и выбежал со своего 17 корпуса на улицу. Шум и крики доносились с середины студгородка. Там в старых двухэтажках жили преподаватели и обслуживающий ЯГУ народ – сантехники, электрики, уборщицы.

Возле одного из двухэтажек толпился народ, появилась милиция. Говорили, что в том доме укрылись трое или четверо стрелявших, одного из которых назвали Зарубиным. И что они все русские. Меня и тогда поразила безучастность и равнодушие стражей порядка, которые всем своим видом и поведением будто подчеркивали, что происходившее их не касалось. Несколько ребят взобрались на крышу и оттуда крикнули: "Они убегают в сторону медфака". Все побежали туда.

Зарубин долго лежал в огромной луже

К тому времени толпа разрослась до 300-400 человек. Появились здоровые, решительные парни с техфака. Среди знакомых лиц мелькали совершенно чужие, подумал, что из районов земляки чьи-нибудь. Некоторые стали выкрикивать националистические воззвания , но большинство не поддержало, кто-то одернул крикунов. Позже рассказывали, что у некоторых на руках были плакаты, чуть ли не транспаранты с националистическими лозунгами. Лично я подобных плакатов не видел, с трудом верится в то, что кто-то в мгновение ока успел намалевать такое. Все произошло очень быстро, спонтанно.

Добежали до медфака, начались поиски среди гаражей. Наконец выволокли то ли Зарубина, то ли другого из той компании. Вблизи от улицы была огромная лужа, пойманный рванул туда, верно рассудив, что в грязь мало кто полезет. Так и лежал в луже довольно долгое время, пока подоспевшие стражи порядка не выволокли его оттуда. Призывов к самосуду не прозвучало, да и каких либо решительных действий немедленно расправиться с виновником всей этой бучи не предпринималось. Собственно никакой организации в этом стихийном сборе, тем более организаторов, не было и в помине.

Замминистра ударили по голове, его "Волгу" опрокинули

А власть не дремала. По толпе прошел слух, что некоторых ребят милиция под шумок запихала в машину и отвезла куда-то. Тут еще подъехала пожарная машина, и бравые пожарники начали поливать всех. Напор струи не охладил, а наоборот подлил масла в огонь. Крепкие ребята мигом взобрались на машину, расколотили все стекла, отключили воду, досталось и пожарникам. Крики, мат, визг девчат, шараханье большой массы людей – это кого угодно впечатлило бы.

Подъехала черная "Волга" с замминистра Петелиным. Он начал что-то разъяснять, призывал расходиться, не поддаваться эмоциям и провокациям, но время было безнадежно упущено. "Волгу" перевернули, замминистра кто-то ударил по голове, одним словом - не то что диалога, но и монолога не получилось. Хорошо, хоть полковника оставили в живых. Захваченных студентов всех вернули.

Вся улица и прилегающая территория главного корпуса была запружена людьми, вышло где-то 3-4 тысячи студентов, были и зеваки. С большим трудом активисты комитета комсомола и профкома университета уговорили толпу не идти демонстрацией до площади Ленина и перед обкомом организовать митинг. Слова охрипших активистов дошли до толпы и понемногу все повернули назад, митинг решили провести перед 14 корпусом. Надо добавить, что в начале волнений приезжал секретарь парткома Лимонов и другие руководители, но нужных слов для успокоения толпы, к сожалению, у них не нашлось…

Как отбили охоту к выступлениям

Почти дошли до главного корпуса как со стороны проспекта Ленина (перекресток улицы 50 лет ВЛКСМ) выехали 2 или 3 машины ГАЗ-66, тентовые. Раздались команды, из кузовов повыскакивали солдаты, наскоро построились и бегом в нашу сторону.

Сразу стало понятно, что кто-то из руководства решил перестраховаться и не пустить толпу в центр города. Это понятно, если бы солдаты заблокировали выход на проспект и дело с концом. Нет, кто-то захотел выслужиться и эффектно разогнать озверевших студентов, заодно отбить охоту ко всякого рода выступлениям, так, на всякий случай. Тогда этот, оставшийся неизвестным для истории чиновник, и раскачал лодку.

Активисты ЯГУ, представившие весь ужас столкновения солдат и студенческой массы, спокойным шагом двинулись навстречу бегущим солдатам, численность примерно с роты, у некоторых шлемы с забралами, большинство в пилотках, почти все с дубинками. Расстояние между ними неумолимо сокращалось. "Боженька, дай им одуматься, ведь все закончилось, кому польза от столкновения, не дай бог, кого-нибудь затопчут, изобьют до смерти…", - сзади как заклинание говорила одна пожилая женщина, видимо уборщица. Чуть не забыл нас, человек 6-7, оставили для сдерживания огромной толпы.

Задние ряды уходивших студентов услышали топот солдатских сапог, все начали медленно разворачиваться. Многие еще не разобрались что к чему. И в это время солдаты с ходу смели цепочку активистов, в толпе ахнули: "Наших бьют!". Мигом крепкие ребята заслонили девчонок, и началась беспорядочная, суматошная, никем не контролируемая стычка, переросшая в драку.

В начале столкновения организованная сила все же оттеснила студентов ко входу в главный корпус, затем количественный перевес взял свое. Чем могли юные солдатики, пацаны 18-19 лет, хоть и с дубинками сделать со вчерашними дембелями и спортсменами, крепкими мужиками. Не прошло и полчаса, как солдаты, побитые, покалеченные отступили, унося с собой двоих-троих в кровь избитых. Досталось и офицеру, двум прапорщикам.

С трудом удалось удержать распаленных потасовкой, возбужденных от явной несправедливости студентов от преследования. Меня в этой ситуации поразило поведение некоторых девчонок, явно провоцировавших ребят к продолжению избиения солдат, затем призывавших догнать и добить их. Как мне показалось, большинство этих экзальтированных дамочек не имели отношения к студенткам как по прикиду, так и откровенно вызывающим поведением.

С начала погони за стрелявшими и до конца всей заварухи прошло примерно два часа. Но этого времени вполне хватило, чтобы понять насколько непредсказуема, но и, в то же время, управляема стихия толпы, что при определенных навыках, опыте ее возможно направить в нужное направление. Позднее, когда по телевизору показывали ту или иную бархатную, тюльпановую, розовую революцию, то в глаза сразу бросалось согласованность действий, четкий алгоритм поведения людских масс.

Студенты в итоге так и не дошли, как было задумано, по проспекту до площади Ленина. Активисты из студенческого профкома смогли найти убедительные доводы, чтобы развернуть раздухарившихся молодых людей назад в студенческий городок. Шла сессия, экзамены шли по графику. По этим событиям позже были проведены комсомольские собрания. Многих стали вызывать в прокуратуру для дачи объяснений.

Также в тот день среди толпы были замечены молчаливые, сосредоточенные люди в неброской одежде и неприметными чертами лица: "органы работают, делают свое дело". Хотя не видно было фотоаппаратов на руках, но впоследствии мне довелось видеть много фотографий, в том числе и себя с места события.
Дело в том, что в начале августа меня, как свидетеля, выдернули повесткой прокуратуры из Вилюйска, куда я попал в составе студенческого строительного отряда. В прокуратуре и показали эти самые фотографии, затем из других альбомов попросили опознать ряд лиц, которых и увидел впервые в жизни. Так и сообщил следователю, тот явно был недоволен.

Как мне тогда рассказали в прокуратуре, поводом для стрельбы по студентам послужила стычка между студентами и компанией во главе с Зарубиным. С утра поддавшие приятели гуляли с собакой овчаркой. То ли они науськали, то ли сама собака набросилась на группу студентов, неизвестно. Те отогнали пса палками, заодно накостыляли хозяевам. Жажда мщения и довела до стрельбы. Подвыпившим мужикам и в дурном сне и не приснилось бы то, к каким непредсказуемым последствиям привели их обычные, с их точки зрения, "абсолютно справедливые" ответные действия.

В то время только благодаря исключительному авторитету тогдашнего руководителя республики Гаврила Чиряева удалось не раздуть из массовой потасовки в национальное волнение в глазах советского руководства. Были осуждены трое или четверо студентов, получив разные сроки до шести лет. Больше десятка студентов были отчислены из училищ и университета. Была поломана судьба многим молодым людям из-за их осознанного или случайного участия в студенческом бунте. Но об этом узнали спустя только три-четыре года. Карательные меры прошли очень тихо и незаметно.

Хотелось бы обратить внимание читателя к тому, что работа по упрочению и укреплению дружбы, согласия в многонациональной Якутии ведется как бы по старинке, совсем как в советские времена. Различные фестивали, чествование интернациональных семей и прочие, конечно, в какой-то степени отражают стремление к миру и согласию. Но тогда в "застойные" времена все были равны по имущественному положению, по уровню доступа к благам советской торговли, по уровню воспитанности, уважительного отношения к другим народам "необъятной родины своей". Не было Карабаха, Сумгаита, кошмара двух чеченских компаний.

Сейчас другая жизнь, иные реалии, моральные ценности. И наработанное за прошлую жизнь не всегда срабатывает в пользу, проходит мимо, не задевая душу, чувства, особенно молодежи. К сожалению, немало найдется тех, кому охота поживиться на кровавой тризне межнациональной распри: кого-то политические дивиденды интересуют, у кого-то экономические интересы, у криминальных кругов своя корысть, а пострадает, как всегда, простой люд.

Вообще национальная тема сама по себе довольно скользкая, писать и говорить на эту тему подобно хождению по тонкому льду. Поэтому политологи, известные люди зачастую ограничиваются общими рассуждениями, сентенциями вроде "давайте жить дружно", "все мы в одной лодке". А говорить и писать о том, как нам сегодня выстраивать ясные и понятные всем, устраивающие всех, разных по мировосприятию, по верованию, по цвету кожи людей, отношения просто необходимо. Полагаться на то, что все устроится само по себе, будет большим самообманом.

Спустя более чем тридцать лет похожая ситуация чуть было не вышла из под контроля. О спонтанном митинге в мае на площади Ленина очень много писалось в СМИ и обсуждалось на форумах якнета. Дело Нерсисяна оказалось не более чем поводом, выплеском накалившейся ситуации, недовольства поведением мигрантов. Потому что в обычной жизни возникает и утихает множество мелких стычек, ссор, разборок между представителями разных национальностей, русских и якутов, тех или других с горячими кавказскими парнями. Все это в круговерти жизни остается незаметным, незначащим. Но тем не менее в душах и памяти причастных возникает чувство неприязни, а порой и откровенной ненависти к чужакам, которые порой ведут себя как оккупанты к населению поверженной страны.

Взывать к совести, разуму тех, кто раскачивает общую лодку в угоду своей алчности, невежества, наплевательского отношения к традициям , уклада жизни коренного населения – бесполезное занятие. Заставить уважать окружающих, считаться с их интересами, верой и культурой можно и нужно лишь через соблюдение сурового, но справедливого Закона. А если Закон этот откровенно слабый и беззубый, то нужно поправить, пока не поздно.

Если по-прежнему прятать страусиную голову в песок, как уже показал опыт, последствия станут необратимыми как для населения, так и в целом для имиджа многонациональной республики. Всегда найдутся политические силы, которые смогут использовать имеющуюся проблему в своих нечистоплотных интересах. В истории предвыборных кампаний уже имелись случаи разыгрывания "национальной карты", когда на мирнинской площадке был введен московскими пиарщиками термин "борьба с якутизацией".

От редакции тема для размышления:

На днях в немецком издании "Tageszeitung" вышла статья "Критикам Путина грозит смирительная рубашка". В ней говорится, что МВД разрабатывает проект федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", предполагающий ведение индивидуальной работы с потенциальными нарушителями. К профилактике правонарушений планируется также отнести "принудительные меры медицинского характера", то есть работу с психологами и психиатрами, вплоть до принудительного помещения в стационар.

С конца 2010 года, продолжает автор публикации Клаус-Хельге Донат, работа над законопроектом закипела с удвоенной силой. Декабрьские массовые протесты футбольных фанатов и правых радикалов подействовали на Кремль подобно шокирующему холодному душу.

Правозащитники, со своей стороны, видят в этой инициативе попытку вернуться к советской практике. Обсуждаемый законопроект предоставляет новые возможности для произвола, поскольку российская полиция не соответствует гражданским стандартам, отмечает Борис Пустынцев из неправительственной организации "Гражданский контроль". Если бы полиция более серьезно относилась к своим обязанностям, то, по его мнению, предотвращение преступлений было бы возможно и в рамках действующего законодательства. Точку зрения, согласно которой новый закон может быть использован против инакомыслящих, как в советские времена, разделяет и гранд-дама правозащитного движения в России Людмила Алексеева, говорится в статье.

Все эти кремлевские законодательные телодвижения вызывают большие опасения, что на предстоящих выборах все средства будут хороши. А дубинку уже для инакомыслящих, несогласных придумали. Только вот пряником давно народ не кормили…
Источник: YktNews.Ru
Айталина Никифорова
Views: 1381 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Балаҕан ыйа 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 5
Ыалдьыттар (гостей): 5
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024