Main » 2011»Балаҕан ыйа»27 » подробные сведения о С.И. Румянцеве будут в каталоге ювелирных изделий из коллекции нашего музея, подготовленном к печати.
подробные сведения о С.И. Румянцеве будут в каталоге ювелирных изделий из коллекции нашего музея, подготовленном к печати.
10:47
27.09.2011 10:36
Седло Саввы
ИА SAKHALIFE.RU «Якуты умеют шлифовать свои металлические изделия с помощью напилков, но совсем не знают полировки. Вообще работа и резьба их довольно груба, но бывают исключения. Я знаю случай, когда верхоянский серебряник Румянцев сделал на пари серебряный гравированный кубок точь-в точь такой, как привезенный приезжим купцом из Москвы. Этот же Румянцев делал винтовки, славящиеся по всему краю. Я видел одну, за которую заплатили сто рублей и которая на двести шагов била без промаха в цель. Он же, не будучи грамотным, резал печати по рисунку, сделанному на бумаге, и закаливал ножи так хорошо, что за них якуты платили охотно вдвое больше. Таких кузнецов мало. Слава Румянцева гремела по всему округу и живет верно до сих пор, хотя старик, я слышал, умер». В.Л. Серошевский.
— Когда увидела седло, изготовленное Саввой Румянцевым, — рассказывает старший научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) Ефросиния НОГОВИЦЫНА, — сразу поверила, что он действительно мог выиграть спор и создать копию кубка, о котором писал В.Л. Серошевский. Это седло хранится в нашем музее. Оно было сделано для жены священника Надежды Ивановны Охлопковой в июне 1854 года, то есть почти за тридцать лет до встречи Саввы Ивановича с В.Л. Серошевским. Тогда серебрянику было 39 лет. Видимо, он недавно прибыл в Верхоянск из 2 го Оспетского наслега нынешнего Усть-Алданского улуса. Дома остались отец Иван Петрович, мать Настасья Васильевна, брат Николай, сестры Лукерья, Прасковья, Пелагея. Следом за Саввой в Верхоянский округ прибыл старший брат Илья. По какой причине Румянцевы покинули родину и подались на севера — тайна, которую вряд ли разгадаем. По переписи 1851 года у Саввы была жена Агафья Абрамовна.
Может быть, этнографы, искусствоведы будут критиковать его работу: дескать, форма седла не женская, узор не якутский и.т.д. Но никто не сможет отрицать истинный талант мастера. А форму седла и узор он мог сделать по желанию заказчиков.
Клан Охлопковых
Владелица седла Надежда Ивановна была женой священника Иосафа Васильевича, рукоположенного в священники 14 марта 1837 года в Иркутске. В Верхоянске Охлопковы жили с перерывами с сентября 1847 года, где отец семейства служил в Верхоянском Благовещенском соборе. В 1852 году Иосафу Васильевичу запретили священствовать, поскольку на него написали жалобу из-за того, что он обвенчал несовершеннолетних. Через год ему вернули права и определили на службу в Чурапчинскую Вознесенскую церковь. Но семья смогла выехать из Верхоянска только в 1854 году, то есть седло из нашего музея могло быть изготовленным перед их выездом из города. После приезда в центр И.В. Охлопков служил священником в семи церквах Якутской области. В 1876 году он был определен к Свято-Троицкому собору и переехал в город.
Со временем Охлопковы обзавелись большим двором, где построили несколько домов для себя и выросших детей, и отец семейства стал известным под прозвищем Большое Гнездо. Сыновья Василий, Феодосий, Александр продолжили путь отца, по их стопам пошли и их сыновья. А Павел после окончания духовной семинарии по своему прошению перешел в военное звание и в 1887 году был штабс-капитаном в Белгороде. В изменении его судьбы участие принял сам генерал-губернатор В.П. Де Витте. Одна из дочерей Елена вышла замуж за городского голову Ф.В. Астраханцева.
14 марта 1887 года впервые в истории Якутска, да и всей Якутской области, отметили 50 летний юбилей службы в сане просвитера протоиерея Иосафа Васильевича Охлопкова. Ему тогда было 73 года. Юбиляра под руку вели сыновья-священники, сам епископ Якутский и Вилюйский Иаков отслужил литургию. Возле дома их ожидала Надежда Ивановна с хлебом и солью. Дочь Елена подарила отцу великолепную бархатную рясу, а епископ Иаков одел крест с драгоценными каменьями. К сожалению, в конце 1887 года Иосаф Васильевич умер. Жена пережила его на много лет, в 1900 году она, как вдова протоиерея, перешла на попечение собора.
Чертить, рисовать и пианино настраивать
Почему Охлопковы могли сами заказать форму седла и узор на его луке? О таланте старших Охлопковых, конечно, не могу ничего сказать, но их потомки в Якутске были известны как творчески одаренные люди. Так, в начале ХХ века один из внуков Иосаф Феодосьевич преподавал рисование и черчение в учебных заведениях. А в то время просто так не давали разрешение на эту должность, нужно было доказать комиссии, что способен обучить рисовать и чертить. Позже он стал настройщиком пианино. По всей видимости, это тот самый «учитель рисования И. Охлопков», который первым разглядел талант художника в будущем скульпторе П.И. Добрынине и помог ему выехать на учебу. По данным П.В. Попова, его дочь также стала учителем рисования. Сам Иосаф Феодосьевич выехал в Москву в 1940 х годах с сыном Виктором и успешно занимался там настройкой пианино. Другой внук Иосафа Васильевича Александр Александрович преподавал в духовной семинарии якутский язык по грамматике Д. Хитрова, имел богатейшие записи по распространению православия в Якутии. Преподавателем семинарии был и его родной брат Иосаф, владелец коллекции старинных фотографий.
В том же 1887 году инородцам 1 го Юсальского наслега Верхоянского округа Савве Румянцеву и Василию Старостину епископ Иаков объявил благодарность за «изъявление ими желания достроить часовню на урочище «Суордах». Наверное, Охлопковы порадовались за давнего знакомого, ведь в 1887 году начали выходить «Якутские епархиальные ведомости», из которых они могли узнать об этом.
По переписи 1895 года Савва Иванович жил на урочище Екючу хонуута. Ему было 89 лет, жене Христине Петровне — 25 лет. В семье воспитывался шестилетний Слепцов Гаврил Петрович (видимо, брат жены, хотя написано, что он племянник). Савва Иванович умер 15 мая 1897 года и погребен в местечке Суордаах.
Пополним коллекцию?
Неужели не сохранились другие работы Саввы Ивановича? В 1970 х годах одно седло, сделанное им, хранилось в школьном музее с.Арыылаах Верхоянского улуса. Тогда же был жив 105 летний А.Д. Старостин, рассказавший В.А. Кондакову, что он помнит Савву Румянцева, который сделал ему ружье. Очень надеюсь, что юных исследователей Верхоянского или Усть-Алданского улусов заинтересует судьба великого мастера. Может быть, сохранилась его могила? Наверное, она необычная, ведь сам мастер мог ее подготовить заранее по своему желанию. А более подробные сведения о С.И. Румянцеве будут в каталоге ювелирных изделий из коллекции нашего музея, подготовленном к печати.