Main » 2011»Балаҕан ыйа»30 » Сохраним нашу веру, нашего Бога, учение Айыы – любовь человека к человеку,к природе! Проложим путь для нашей молодежи и будущих поколений!
Сохраним нашу веру, нашего Бога, учение Айыы – любовь человека к человеку,к природе! Проложим путь для нашей молодежи и будущих поколений!
10:31
Подводя итоги Форума Духовности: интервью с духовным лидером Лазарем Афанасьевым – Тэрис
РИГ «SakhaPress.Ru» Прошел Форум Духовности, прошло много культурных и научных мероприятий, но тема традиционного верования как будто осталась на втором плане, а ведь вера – основа духовности. Вашему вниманию – фрагментарный перевод статьи Лены Федоровой. Одним из духовных лидеров саха является Лазарь Андреевич Афанасьев – Тэрис. В 90-е годы он первым начал научные исследования на тему традиционного верования якутов, дал определения понятиям и распространил их среди общественности. Его называют «бахсы» нынешнего времени. Происхождение этого слова иранское, в первоначальном значении – «маг, волшебник». Сейчас это слово у тюрко-монгольских народов понимается как «учитель, наставник».
Во время своих исследований Л.А. Афанасьев понял главное – что для объединения народа, его становления на путь истинный важно не забыть верование предков. Так, в результате кропотливой и долгой работы с архивом, поиска нужного материала, а в дальнейшем и толкования основных понятий и их систематизации Тэрис выпустил свыше 20 книг (среди них – «Учение Айыы», «Видения шамана Курууппы», «танха», «Путь Айыы» и др.). Эти труды увидели свет не только благодаря самому автору, но и объединению «Кут-сюр» национального издательства «Бичик» и депутатов Ил Тумэна.
- Лазарь Андреевич, что, по-Вашему, «духовность»?
- Сегодня «духовность» понимают в двух значениях. Первое – еще советское, коммунистическое толкование – включает в себя всю нематериальную культуру (воспитание детей и молодежи, литературу, театр, кино, музыку, разные субкультурные движения и пр.). Второе – это современное понимание «духовности», означает веру в чистом виде. И это толкование – правильное. То, что до сих пор людям навязывают советское определение «духовности», я считаю, это попытка сбить народ с толку, с верного пути. Дробя духовность на мелкие части, отводят внимание от главного – от веры.
- Насколько сейчас распространено учение Айыы?
- В Якутске и 20 улусах (Сунтарском, Нюрбинском, Намском, Хангаласском, Верхоянском и т.д.) есть люди, занимающиеся учением Айыы. По Республике в общей сложности насчитывается около 50 построений, имеющих отношение к религии саха. Например, глава Чурапчинского улуса постороил Дом Айыы, и так в ряде улусов есть поддержка со стороны муниципалитета, что радует. Но есть одна проблема – некоторые такие дома стали сдаваться в аренду для проведения различного рода мероприятий, что на самом деле непозволительно. Ни в каком религиозном объекте так не делается. К вере, в нашем случае в Дом Айыы, человек приходит в трудные моменты своей жизни – это должно быть тихое место, где человек общается с айыы, очищается. Наверно, в «осквернении» домов Айыы играет роль и тот факт, что зачастую их работниками являются работники культуры, поэтому мы и видим постепенное превращение религиозного учреждения в культурно-досуговое место, где празднуют, веселятся, поют, танцуют, гуляют, пьют…
- В таком случае, что надо сделать, чтобы дома Айыы стали настоящими домами Веры?
- Желание построить такой дом должно исходить «от народа», не по поручению властей, а наоборот – власти должны поддержать народ, его стремление иметь свой Дом Веры, если оно есть. У властей есть много способов для строительства. Например, строительство православных храмов ведется на средства такой крупной компании, как «Алроса», а она принадлежит государству. Почему бы и дома Айыы не строить таким образом? Почему в так называемой алмазной республике» алмазы не являются средством для поддержки традиционного верования? Сейчас все иначе,
российский закон поддерживает, защищает национальные культуры. Процесс уничтожения якутской веры шел около 300 лет – сейчас нам дали свободу, чтобы мы встали на ноги, вернули то забытое. Этого бояться не надо, наоборот - надо пользоваться случаем! Но наши руководители этого еще не поняли, или ведут себя крайне настороженно, во всяком случае – боятся говорить об этом открыто.
- Как Вы представляете будущее саха?
- Наше богатство – олонхо и другие произведения фольклора лежат в архиве как мусор – свыше 300 томов. Надо их разобрать, упорядочить, издать, пользоваться ими, без этого не будет развития, как народ мы не будем ничего собой себя представлять, исчезнем… <…> Сохраним нашу веру, нашего Бога, учение Айыы – любовь человека к человеку,к природе! Проложим путь для нашей молодежи и будущих поколений! Лишь со своей исконной верой мы сможем стоять в одном ряду с другими народностями, иметь значение, сможем развиваться. Станем по-настоящему духовным народом!