Main » 2011»Балаҕан ыйа»30 » Бизнес при свете звезд Иногда покупается близость к звезде.
Бизнес при свете звезд Иногда покупается близость к звезде.
18:25
Почем "звезды" в тираж, в кредит и в розницу
Андрей Малахов в журнале StarHit — до $200 тыс. в год, Дмитрий Дибров в журнале "Эстет" — до $80 тыс., Никита Михалков в банке "Возрождение" — 600 тыс. руб.
Разумеется, народные артисты могли и не знать, что участвуют в сбыте сомнительных товаров. Как и Наталья Крачковская, например. В 2002-м ее привлекли к созданию АНО "Школа актерского мастерства Натальи Крачковской" в качестве номинального главы, а по сути, ее имя обеспечивало звездное прикрытие аферистам, которые обещали родителям, что их детей после платного обучения будут снимать в сериалах и телевизионных программах (см. "Деньги" N27 от 17 июля 2002 года). Можно еще вспомнить о Наталье Фатеевой, которая снялась в рекламном ролике "Храма судьбы" (оккультные услуги: гадание, приворот, снятие порчи), и Галине Польских, продвигавшей средство для похудения, которое, как выяснилось, плохо влияет на сердце.
Ясно, что звезды кино и шоу-бизнеса — отличная приманка. Сегодня мошенники ловят на имя уже в интернете.
Один из трендов сезона — использование известных имен в мошенничестве на платных SMS. Сами схемы хорошо известны, однако если раньше аферисты просто предлагали "узнать тайну фамилии", то теперь рекламные баннеры выглядят значительно зазывнее: "Гороскопы от Павла Глобы" или "Диета от Лолиты Милявской". И новые простаки шлют SMS стоимостью 200-300 руб. При этом, как всегда, соглашаясь с условиями, изложенными микроскопическим шрифтом, так что и претензии предъявить подчас невозможно: стоимость услуги пусть и закамуфлирована, но обозначена.
Претензии аферистам могли бы предъявить люди, имена которых мошенники используют в своих целях. Как рассказывала Лолита в недавнем интервью программе "Вести", узнав о мошенничестве на ее имени, она написала заявление в управление полиции "К". "Каково же было мое удивление, когда ответ я получила не из подразделения "К", а от участкового,— рассказывает Милявская.— Он мне позвонил и сказал: "Мне тут спустили из подразделения, я должен найти пострадавших". Я говорю: "Честно — у меня пострадавших нет"".
Иногда на интернет-форумах пишут, что звезды не поднимают шума, потому что сами в доле. Но, по мнению опрошенных экспертов, это не так. "Это полный бред, ни о каком сговоре с аферистами не может быть и речи,— говорит Илья Сачков, гендиректор компании Group-IB (расследование и предотвращение преступлений в сфере информационной безопасности).— Связываться с такой мелочовкой никто из знаменитостей просто не стал бы. Аферисты же, создавая подобные ресурсы, вообще ничем не рискуют, и как-то договариваться со знаменитостями им нет никакой необходимости".
О сложностях борьбы с SMS-мошенниками мы уже не раз рассказывали: трудно выявить, доказать, наказать и предотвратить. Мошеннику проще закрыть сайт и прийти уже в новом обличье, и то, что в деле замешаны имена звезд, ситуацию не меняет. По словам Ильи Сачкова, ежемесячно органами правопорядка регистрируется около 30 тыс. случаев SMS-мошенничества. Кто хочет быть обманутым, будет обманут, а звездам остается воспринимать такие случаи лишь как побочный эффект известности. Ведь шансы привлечь к ответственности мошенников, которые посягают на охраняемые законом честь, достоинство и репутацию, как говорит Сачков, близки к нулю, потому что аферисты — анонимы. Лицо на обложке Compromat.Ru Никита Михалков Популярность знаменитостей манит не только аферистов, но и добропорядочных предпринимателей. Нередко бизнес получает согласие звезды на вхождение в совет директоров, в состав правления или наблюдательного совета, на должность советника и т. д. за вознаграждение, обеспечивая себе отличный промоушен. По сути, это обычный элемент повышения паблисити. Например, с 2007 года в составе совета директоров банка "Возрождение" числится кинорежиссер Никита Михалков. Председатель правления "Возрождения" Дмитрий Орлов — давний друг Михалкова, о чем сам Орлов говорил в интервью газете "Коммерсантъ": "Он мой личный друг, бизнесмен и общественный деятель, публичное лицо. Не всегда же в совет директоров входят одни банкиры... Что Михалков привнес в бизнес банка? Нейтральное видение, свежий взгляд человека, который имеет большое информационное поле". На сайте банка указано, что "в настоящее время Никита Сергеевич является членом комитета по кадрам и вознаграждениям совета директоров". Там же фигурирует сумма 600 тыс. руб. — годовое вознаграждение согласно решению июньского собрания акционеров.
Разумеется, поторговать лицом приглашают звезд и СМИ. К примеру, еще с 2008 года шоумен Андрей Малахов является главным редактором глянцевого журнала Starhit, а Дмитрий Дибров — креативный директор журнала "Эстет", принадлежащего одноименному ювелирному дому. В конце мая на сайте Анны Чапман появилась информация о том, что экс-шпионку (и к тому же советника президента Фондсервисбанка по инвестициям и инновациям со свободным графиком посещения) пригласили на пост главного редактора издания о венчурных инвестициях Venture Business News (издается российской компанией "Барган Ньюс" совместно с Dow Jones & Company, дочерней компанией News Corporation). Сама Чапман в интервью "Комсомольской правде" на вопрос, как называется газета об инновационном бизнесе, которую она возглавила, ответила: "Да сама не помню. Но что-то венчурное..."
Compromat.Ru Андрей Малахов По оценкам Вадима Кормилицына, управляющего партнера агентства "Звезды и бренды", годовой контракт с Дибровым может стоить $50-80 тыс., с Малаховым — $100-200 тыс. У Чапман уровень, очевидно, не ниже: в апреле журналистка Катя Гордон в своем блоге опубликовала запись с фото годового контракта Чапман с РЕН ТВ на производство телепрограмм (бывшая шпионка ведет программу "Тайны мира"), где указана сумма 6 349 524 руб. Назначение Ксении Собчак на пост главного редактора глянцевого журнала Max в январе (ИД Global Media Group) — это тоже маркетинговый ход, сходятся во мнении эксперты. Равно как и приглашение на пост главреда журнала "Жара" (ИД "Ньюс Медиа-Рус") Филиппа Киркорова. Правда, в результате переговоров Киркоров "Жару" не возглавил, а стал лишь лицом первого номера.
["РБК-daily", 18.08.2011, "Журнал Max, который редактировала Ксения Собчак, закрылся": Первый номер российского Max вышел в марте нынешнего года, на должность главного редактора была приглашена телеведущая Ксения Собчак. Однако вышло всего четыре номера журнала. Г-жа Собчак подтвердила РБК daily, что журнал Max действительно закрылся. «Мы никогда не хотели запускать это издание в розницу, — прокомментировала она. — Данный журнал выходил в рамках большого бизнес-проекта. Мы выпускали его, чтобы показать качество работы команды. Сейчас тот же состав будет трудиться над другим проектом». Каким именно, она уточнить отказалась. Впрочем, источники на рынке дистрибуции говорят, что журнал все же был в рознице, хоть и в ограниченном количестве. «Журнал продавался в некоторых киосковых сетях и кое-где в супермаркетах, — говорит один из них. — Последний номер вышел сдвоенный — за июнь—июль, хотя традиционно издатели сдваивают номера за июль—август». «О запуске журнала мало кто знал, в нем было мало рекламы, он был обречен», — объясняет он возможные причины закрытия журнала. — Врезка К.ру]
"Все, что связано с медийными делами, когда селебрити становится главным редактором какого-то журнала или газеты,— это обычный рекламный контракт,— говорит Василий Гатов, вице-президент Российской гильдии издателей периодической печати, руководитель центра медиаисследований RIA Media Lab.— Он точно такой же, как если бы эта знаменитость продавала лицо для рекламы на щитах или съемок в видеоролике. Таким образом, звезда продает на определенное время право использования своего образа для коммуникации чужого бренда".
"В учебниках по PR такой прием имеет название "эффект присоединения", когда раскручиваемый бренд присоединяют к уже хорошо раскрученному,— говорит Константин Чернов, член совета директоров Deluxe Television GmbH.— Любая звезда в медийном поле — это просто известный бренд. Остальное зависит от задач компании, позиционирования раскручиваемого бренда, его целевой аудитории. Риски в случае с таким брендированием очевидны. Звезда — это живой человек, и завтра она может повести себя не в соответствии с концепцией бренда, а ее поведение — это уже часть имиджа компании". Бизнес при свете звезд Иногда покупается близость к звезде. "Представим себе гендиректора сталеплавильного комбината,— рассуждает Григорий Крамской, директор проектов консалтинговой компании "ЭКОПСИ Консалтинг".— За плечами годы тяжелой работы. Перепахано многое в самом себе — от матюков до MBA, сменил семью, поменял друзей, но в его загашниках есть воспоминания о детских радостях. КВН или увлечение кинофильмами уже в прошлом, но вдруг у него идея — пригласить в свои друзья-коллеги звезду, кумира юности. А найти правильные подтверждения этого выбора — дело сотрудников, и они справятся".
Однако не всегда приглашенные звезды только торгуют лицом. Некоторые из них по-настоящему отдаются новому делу и приносят пользу компании. К примеру, о том, что певице Аните Цой три года назад предложили стать лицом компании по производству пищевых добавок, злые языки поговаривали уже давно. Однако сама Цой опровергает эти домыслы, говоря, что сама пришла в компанию и начала с обычного супервайзера [...]. За два года Анита Цой стала региональным директором Agel, сейчас готовится к защите сертификата на пост старшего директора.
Но основная масса полезных контактов бизнеса со звездами происходит в финансовом секторе. "Эта практика корнями уходит в историю, и ничего в ней специально русского нет,— говорит Василий Гатов. — Бизнес, управляющий деньгами, нуждается в легитимации своей довольно циничной задачи, поэтому он часто привлекает медийных персон, обладающих публичной репутацией порядочных людей".
"Часто финансисты приглашают лидера какой-нибудь тусовки, предлагают ему определенные условия, и он рассказывает своим, что "в нашем банке отличные условия для артистов",— говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров.— Банк вешает в своем фойе фотографии вкладчиков-медиаперсон, что повышает степень доверия к нему". Так было с Валерием Меладзе, которого в 2001 году пригласили на должность независимого директора в Инвестторгбанк. Глава совета директоров Александр Берлин тогда рассказывал СМИ, что артист отвечал за вклады в банк представителей шоу-бизнеса, "в чем был настоящим профессионалом". Правда, в 2007-м банк сотрудничество с Меладзе, получавшим фиксированную оплату, прекратил. По словам Берлина, активная эстрадная деятельность мешала певцу активно трудиться на банковском поприще. Сейчас на посту председателя совета директоров Инвестторгбанка работает экс-министр иностранных дел Андрей Козырев, тоже в своем роде звезда.
Compromat.Ru Валерий Меладзе ["Финанс.", 22.08.2005, "Валерий Меладзе, банкир и инвестор": Член совета директоров Инвестторгбанка Валерий Меладзе рассказал «Ф.» о своей роли в банке [...] — Валерий, как вы оказались в совете директоров Инвестторгбанка и чем занимаетесь в этом статусе? — Сначала было просто частное выступление для банка, потом я познакомился ближе с руководством, которое в итоге пригласило меня в совет директоров. В Инвестторгбанке совет директоров представляет собой общественную организацию. Мы не получаем зарплату от банка, не можем диктовать банку каких-то условий. Это некий консультационный совет, состоящий из людей с очень разным опытом. Каждый член совета вносит свой вклад в общее решение. Параллельно я начал заниматься сделками землей и строительством. Банк помогал мне кредитными ресурсами. Вскоре я приобрел знания и опыт в этой сфере, и, когда начали определяться области, за которые отвечают члены совета директоров, получилось так, что я отчасти мог взять недвижимость на себя. [...] — Куда бы вы порекомендовали частным лицам вкладывать деньги? — Когда я только пришел в совет директоров банка, на первом же собрании сразу сказал, что не знаю, во что нужно вкладывать деньги, но точно знаю, куда не надо — в шоу-бизнес. Потому что это неправовая зона. В шоу-бизнесе слишком много человеческого фактора и этот фактор, как правило, срабатывает отрицательно. Например, вы вложите деньги в артиста, он станет популярным, но постоянно будет стремиться стать независимым. — Врезка К.ру] Летчики-космонавты Алексей Леонов и Георгий Гречко уже давно сотрудничают с банками. Леонов работает в Альфа-банке с начала 1990-х, сейчас он советник первого зампреда совета директоров. Гречко — вице-президент ОТП-банка с 2008 года. Но назвать прославленных космонавтов свадебными генералами язык не поворачивается, оба активно участвуют в благотворительных проектах кредитных организаций, и одно это уже оправдывает их нахождение на руководящих должностях.
По оценкам Андрея Захарова, директора департамента "Подбор персонала для рынка финансовых услуг" в агентстве "Контакт", гонорары знаменитостей в крупных столичных банках могут достигать 250-300 тыс. руб. в месяц, в средних или региональных — 100-180 тыс. руб.
Правда, зачастую трудно понять, какова роль звезды в банке — имиджевая или деловая. Так, в конце апреля членом совета директоров Вятка-банка стала телеведущая Тина Канделаки. Как тогда писали СМИ, Канделаки будет отвечать за управление имиджем и разработку креативной стратегии развития банка. Более того, сама телеведущая сообщила, что до конца года собирается приобрести до 1% акций Вятка-банка. Вдобавок на нее возложена задача продвижения нового проекта для состоятельных клиентов Single Card (премиумные пластиковые карты, которые будут распространяться по персональным приглашениям). По данным "Интерфакс-ЦЭА" 2010 года, по размеру активов (11,74 млрд руб.) Вятка-банк занимал лишь 184-е место в российском рейтинге. "Зато, по крайней мере, теперь о нем говорят,— рассуждает Алексей Захаров.— Возможно, такая задача и ставилась. Можно было развесить по Москве билборды Вятка-банка, но в данном случае дешевле, наверное, было позвать Канделаки". В декабре прошлого года креативным директором компании "Евросеть" стал Иван Охлобыстин, при участии которого, в частности, компания впервые проводит корпоративный рестайлинг. По словам президента "Евросети" Александра Малиса, компания не акцентировала внимание на известности Охлобыстина: "Для нас важно то, что, как сценарист и режиссер, он получил множество наград". Вспомним, однако, что Ксения Собчак, кроме того, что активно занимается продвижением "Евросети", является и ее миноритарным акционером: в феврале 2010-го она приобрела за $1 млн 0,1% акций компании. Однако аналитики тогда сошлись во мнении, что для ритейлера это просто пиар-акция, а для самой Собчак не более чем рекламный контракт.
Кстати, именно на креативные роли часто приглашают звезд и западные компании. В январе 2010 года певицу Леди Гага пригласили в Polaroid на должность креативного директора, а спустя год солист Black Eyed Peas Will.i.am принял предложение Intel стать ее директором по креативным инновациям. Но оценить прямую отдачу от сотрудничества компаний со звездами непросто.
И разумеется, привлечение в проект звезды не страхует от неудач. Руководитель агентства интернет-рекрутинга Pruffi Алена Владимирская вспоминает знаменитый пример с "порталом для интеллектуалов" Top4Top. На проект был выделен внушительный бюджет (фонд Russian Media Ventures вложил в него около $15 млн), организаторы провели мощную рекламную кампанию ($4,5 млн) и привлекли тяжелую артиллерию, пригласив звезд первой величины, среди которых выделялись Дмитрий Дибров (как вспоминает Владимирская, он должен был привести с собой множество селебрити) и Лев Новоженов, которого позвали на пост главного редактора. В декабре 2007 года в клубе "Rай" состоялась шумная презентация Top4Top. Но, несмотря на проведенную артподготовку, проект, увы, провалился: к лету 2008 года после всплеска интереса к порталу благодаря агрессивной рекламе трафик практически сошел на нет. Эксперты говорили о множестве причин, одной из основных стало то, что технология flash, на базе которой был создан Top4Top, сделала его недоступным для многих пользователей рунета. Говорилось также о том, что контент был сомнительного качества, а концепция развития — размытой. В итоге портал не сумел заинтересовать юзеров. И звезды не помогли. [...] Оригинал этого материала
Известны случаи, когда знаменитым персонам пришлось расстаться со своими банкирскими чинами в силу обстоятельств — не всегда жизнерадостных. Еще на слуху имя бывшего президента Олимпийского комитета России, Леонида Тягачева, который в 2003— 2004 годах возглавлял совет директоров банка "Кредиттраст". В разгар банковского кризиса 2004-го эта крупная структура с треском рухнула. Буквально за день до этих событий Тягачев покинул свой пост, а его пресс-служба поспешила откреститься: мол, глава Олимпийского комитета, по существу, и не был председателем совета директоров, на собраниях не появлялся, а кресло получил после заключения соглашения о сотрудничестве между ОКР и "Кредиттрастом". Известный шахматист Анатолий Карпов в 1998-2004 годах попеременно числился председателем совета директоров трех структур — Федерального промышленного банка, а также банков "Актив" и "Арбат". Но по какому-то непонятному совпадению у них были отозваны лицензии за неисполнение нормативов ЦБ и участие в обналичке.
Правда, не будем грешить на гроссмейстера, ФПБ почил в бозе через два года после продажи и ухода Карпова. "Актив" развалился в 2000-м из-за ссоры двух совладельцев, а вот "Арбат" погорел на отмывании при Карпове. "У нас не всегда понимают, что человек, занимающий такую должность, защищает интересы акционеров, но не принимает участия в повседневной деятельности", — оправдывался потом шахматист в интервью и "наивно" резюмировал: "Там только одна проблема была, они (менеджмент. — "Профиль"), по-русски говоря, занялись добычей прибыли путем обналичивания денег". Но и этой "проблемы" было достаточно для отзыва лицензии — в официальном заявлении ЦБ указал, что только за 2005 год "Арбат" выдал своим клиентам более чем 22 млрд рублей наличных на... закупку сельхозпродукции и ценных бумаг: не так давно это были самые популярные статьи для обналичивания средств.
В отличие от упомянутых выше персон известный российский каскадер Александр Иншаков был не наемным менеджером, а совладельцем банка. В должности председателя совета директоров он непосредственно курировал работу "Андреевского". Но и его судьба незавидна: банк лишился лицензии в 2003 году из-за нарушений нормативов ЦБ и махинаций в отчетности. В этой коммерческой структуре находились счета возглавляемых Иншаковым общественных организаций: Федерации карате, Фонда развития и поддержки детского и юношеского тенниса в России и т.д. [...] Сам себе кредитор По стопам горе-банкира рискует пойти еще один звездный персонаж — Федор Бондарчук. Режиссер и его партнер по сети кинотеатров "Кино-Сити" Эдуард Пичугин в сентябре приобрели на двоих 30% банка "АБ Финанс" (ранее — "Агроимпульс"). За треть организации, занимающей лишь 272-ю строчку в рэнкинге "Профиля", друзья заплатили по 150 млн рублей и уже вошли в совет директоров.
По словам Пичугина, идея купить "немножечко банка" им пришла еще в начале года, когда потребовалось дофинансирование на строительство новосибирского кинокомплекса. "Мы несколько лет занимаемся инвестициями и поняли, что для этого выгоднее иметь собственный банк", — добавил Бондарчук, хотя и оговорился, что банковский бизнес им интересен и сам по себе. Развиваться организация, уверяют партнеры, сможет за счет сети "Кино-Сити", которая сейчас только строится: в планах возведение 253 кинотеатров по всей России.
А требуется на этот проект ни много ни мало 20-30 млрд рублей. На первом этапе режиссеру государство обещало выдать кредитные средства на 9 млрд рублей. Остальные, вероятно, бизнесмены будут привлекать через собственный банк.
Никакого криминала в этом, безусловно, нет, однако вложение денег кредиторов в собственные проекты — одна из самых распространенных болезней российских банкиров. В результате большинство рухнувших в 2008-2009 годах кредитных организаций потеряло устойчивость именно по этой причине, что и заставило ЦБ весной 2010-го ограничить кредитование собственников банков нормативом в 20% от капитала. "Кредитование связанных сторон таит в себе большую опасность. Если заинтересованный учредитель влияет на решение менеджмента относительно открытия кредитной линии, это решение не всегда может оказаться адекватным, скорее, даже рискованным, — размышляет вице-президент банка "Интеркоммерц" Александр Турсков. — К примеру, кинорежиссер-совладелец банка влияет на выдачу кредита под определенную киноленту, которая проваливается в прокате. Залогов нет, поручителей нет — у банка коллапс". И, что немаловажно, даже если топ-менеджерам "АБ Финанса" и удастся обойти нормативы ЦБ, вложения в провальные проекты режиссера "Обитаемого острова" (убытки от проката составили 10,8 млн рублей) могут выйти им боком.
Известно, что Центробанк составляет черный список руководителей, причастных к банкротству банков — сейчас в нем около 2500 фамилий. Вскоре "волчий билет" будут получать и владельцы крупных пакетов банков-банкротов, если финансовые институты грешили по их вине.
Так что впредь звездные персоны, принимая предложение о работе или покупке банка, должны быть осторожны. По крайней мере, экс-чемпиону мира Карпову вряд ли удастся еще раз примерить статус банкира — уж его-то послужной список вряд ли это позволит.