Main » 2012»Тохсунньу»13 » Путин за ближайшие шесть лет хочет сделать все то, чего он по необъяснимым причинам не сделал за минувшие двенадцать
Путин за ближайшие шесть лет хочет сделать все то, чего он по необъяснимым причинам не сделал за минувшие двенадцать
12:42
12 января 2012 года 18:04 | Андрей Полунин
Путин поставил только на своих В предвыборной программе премьера не нашлось места среднему классу и «Единой России»
http://svpressa.ru/politic/article/51711/ Владимир Путин закончил собственноручно писать свою предвыборную программу. (О том, что господин Путин убил на это занятие новогодние праздники, россиянам рассказал два дня назад пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков). Программа явилась стране и миру ровно в полдень 12 января, когда заработал новый предвыборный сайт Владимира Владимировича www.putin2012.ru. Не обошлось без казусов. Вскоре после открытия сайта в разделе «предложения избирателей» насчитывалось три десятка предложений. Семь из них вежливо требовали от господина Путина снять кандидатуру с выборов и уйти в отставку или вообще из политики. Призывы уйти получили высокий рейтинг (посетители сайта могут оценивать предложения) публики, посетившей сайт Владимира Владимировича.
Впрочем, демократия продержалась недолго. В два часа пополудни «антипутинские» предложения исчезли с сайта.
Почему далеко не на всех программа – пусть даже написанная лично господином Путиным – произвела благоприятное впечатление (тезисы программы см. ниже), рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«СП»: – Алексей Владимирович, на кого рассчитана программа?
– У каждой программы, каждого документа - своя целевая аудитория. Насколько можно судить по программе Владимира Путина, она представляет собой сокращенную и доработанную версию «Народной программы», подготовленную по инициативе «Народного фронта» и под руководством Николая Федорова еще в прошлом году. Между тем, как хорошо сказал Алексей Навальный, когда отсидел 15 суток в декабре, и вышел на свободу после митинга на Болотной, «я сел в одной стране, а вышел уже в другой».
Так вот, программа Владимира Путина – для той страны, которая была до декабрьских митингов.
Кто выходил на митинги? – пресловутый средний класс, активный в интернете, готовый к протесту и уже протестующий. Этот слой Владимир Владимирович не намерен привлекать на свою сторону – понимая, что это уже невозможно.
«СП»: – Из чего это видно?
– В программе отсутствует политическая составляющая. А те политические вещи, которые имеются, обращены совсем к другой аудитории – к патерналистам, которые хотят, чтобы хороший царь пришел и наказал плохих бояр, и почаще слушал мнение народное. Вот на эту аудиторию текст Путина и рассчитан.
Я думаю, это достаточно рационально – с точки зрения конкретных интересов 4 марта. Но это очень проблематично с другой точки зрения – перспективы развития России. Понятно ведь: люди, которые вышли на улицы – те самые участники модернизации, о которой очень много говорила наша власть. И то, что именно этот слой Путиным проигнорирован – это очень опасно.
«СП»: – Что имеется в виду под конкретными интересами 4 марта?
– Путин консолидирует свой электорат. Этот электорат неоднороден: в нем есть люди, которые всегда будут голосовать за Путина, есть колеблющиеся, есть те, кто уже отказал в доверии «Единой России» на парламентских выборах (обратите внимание: о «Единой России» в тексте программы – ни слова, везде фигурирует только «Народный фронт»), и Путин хочет, чтобы они проголосовали за него.
Путин апеллирует к этому огромному электорату, в котором уже происходят процессы расслоения. Он стремится сплотить этих людей вокруг себя. Средний класс, выходящий на митинги – за пределами этого круга.
«СП»: – Ситуацию на президентских выборах будет определять именно путинский электорат?
– Да. Но есть проблема: непонятно, какой будет эффективность обращения Путина, сможет ли он консолидировать электорат? Путин явно хочет победить в первом туре, но ситуация непростая. Победа в первом туре означает, что Путина с высокой долей вероятности обвинят в использовании административного ресурса и фальсификациях. Если же он побеждает во втором туре, это будет означать резкое ослабление власти. Второй тур станет бесспорным сигналом для чиновников, что власть слабеет.
Думаю, из этих двух зол Путин предпочитает вариант с победой в первом туре – чтобы не показать слабость. Для такой победы он должен максимально консолидировать свой патерналистский, лояльный электорат. Он сейчас это делает не только через программу. Путин предпринимает имиджевые шаги: это и история с Никитой Белых, и поддержка требований простых рыбаков. Путин хочет показать, что он – хороший царь.
Но в расслаивающемся патерналистском электорате есть большие группы, которые все чаще задают неудобные вопросы. Например, почему премьер защищает рыболовов от собственных подчиненных, причем это тянется в течение довольно долгого времени? Образ царя – это образ руководителя, который все решает за 24 часа. А тут дело тянется, от Путина исходит масса положительных сигналов, но самих изменений нет.
Поэтому вопрос, насколько программа Путина будет работать, насколько люди в очередной раз поверят власти – остается открытым. И хватит ли поддержки патерналистского большинства для победы в первом туре? Это огромный вопрос.
«СП»: – Для среднего класса программа Путина является сильным раздражителем?
– Для интернет-аудитории – да. Но программа – всего лишь очередной раздражитель. Я бы не преувеличивал его силы. Для тех, кто ходит на митинги или сочувствует им, раздражитель – не программа, а сама фигура Путина.
Для этого слоя предложения путинской программы о свободе предпринимательства, о снятии административных барьеров – это риторика, которая была в арсенале власти задолго до декабря. Для среднего класса программа Путина, возможно, будет дополнительным аргументом, чтобы выйти на улицу в следующий раз – 4 февраля.
«СП»: – Число сторонников Путина уменьшается?
– Если верить ВЦИОМу, перед новогодними праздниками число сторонников Путина даже увеличилось. Возможно, это следствие предновогоднего периода, когда люди существенно смягчаются в отношении политических руководителей, когда у них благодушное настроение, которого в начале марта уже не будет.
Кроме того, еще по-настоящему не началась избирательная кампания, еще политики только-только делают первые важные заявления в наступившем году. Но судя по характеру этих заявлений, они ориентированы на достаточно серьезную борьбу за симпатии колеблющихся избирателей.
Геннадий Зюганов предлагает освободить Ходорковского. Прохоров выдвигает весьма либеральную программу, стремясь соответствовать запросам протестующего среднего класса. Миронов предлагает включить в будущее правительство наиболее известных участников протестного движения – Навального, Рыжкова, Удальцова, Чирикову.
Это сигналы, что лидеры партий намерены серьезно подойти к президентским выборам. Поэтому для власти предстоящие выборы не будут тем, чем были выборы 2004 и 2008 годов – то есть, простой формальностью.
Вопрос один: кто убедит колеблющегося избирателя? Убедит ли Путин, что накажет плохих бояр и обеспечит реализацию патерналистской повестки дня? (К слову сказать, в полной мере эту повестку реализовать невозможно в силу макроэкономических показателей, и реальная политика будет совершенно иной). Либо избиратель прислушается к альтернативным кандидатам?
Решающим месяцем в этой борьбе станет февраль. В феврале у оппозиции будет много возможностей для агитации, будет и достаточно серьезная активность непарламентской уличной оппозиции. Февраль в расстановке сил будет ключевым…
Тезисы программы Владимира Путина
«Мы будем активно защищать основы нравственности в средствах массовой информации и в интернет-сфере. Современные технологии должны помогать нашим гражданам быть в курсе событий, общаться, учиться и работать. Мы будем бороться с попыткой использовать информационное пространство для пропаганды жестокости, национализма, порнографии, наркомании, курения и пьянства».
«Каждому должен быть обеспечен свободный выбор, при этом свобода должна базироваться на фундаменте справедливости – только так она будет признана нашим обществом. Социально незащищённым гражданам должны быть предоставлены надёжные социальные гарантии, включая достойные пенсии».
«Высококвалифицированные специалисты, работающие в бюджетной сфере, будут получать заработную плату, превышающую средний уровень по экономике региона».
«Размер детских пособий, особенно для многодетных семей, должен расти. В течение ближайших трёх лет на муниципальном уровне должна быть решена проблема дефицита мест в детских садах».
«Стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперёд, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное – тарифы будут зависеть от качества и надёжности предоставления услуг».
«Мы поставим надёжный заслон наркомании, ужесточим ответственность за продажу алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, введём запрет на курение, рекламу сигарет и алкоголя в общественных местах».
Ручная программа, или «Об людях надо думать!» http://www.novayagazeta.ru/comments/50401.html
Владимир Путин за ближайшие шесть лет хочет сделать все то, чего он по необъяснимым причинам не сделал за минувшие двенадцать
12.01.2012 Теги: выборы, политика, путин
«Утром мажу бутерброд –
Сразу мысль: а как народ?»
Леонид Филатов, «Про Федота-стрельца»
Однажды начальник литейного цеха ЗИЛа Аркадий Иванович Вольский выступал на слете молодых производственников в присутствии первого секретаря ЦК партии Н.С. Хрущева. И подробно рассказывал о технических деталях, позволивших что-то там улучшить. Внезапно проснувшийся Никита Сергеевич стал орать: «Что ты все о железках?! Об людях надо думать, об людях!»
Вот и наш нынешний, так сказать, первый секретарь все время думает «об людях». Причем в логике «откупа» от населения – всем всего раздать понемногу, чтобы трудящиеся и тунеядствующие массы тревожила только одна мысль: лишь бы не было хуже, уж лучше так, чем никак. Это и есть программа Путина, которую он обнародовал 12 января. Программа подачек. Программа отказа от развития. Программа общих слов про все хорошее. 12 лет правления Владимира Путина ушло только на то, чтобы понять, куда ему действительно хочется двигаться.
Это – программа батюшки-царя, который все и всем выделяет сам. Это – программа ручного управления. Даром что ли, по признанию пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, Владимир Владимирович писал программу от руки. А кормить бюджетников и пенсионеров, основной ресурс его поддержки, он будет с руки.
Пресс-секретарь в одном из многочисленных своих комментариев, по сути заменяющих твиттер Путина, отметил, что программа – это «новое мировоззрение, связанное с меняющимся миром». Но ничего принципиально нового в «ручной программе» по сравнению с программными документами других партий и движений последних полутора десятилетий – нет. Включая фразу про страну, в которой «комфортно жить и работать, растить детей и внуков» (см. программу СПС 2003 года), или озарение, связанное с тем, что в ЖКХ должны идти частные инвестиции - об этом экономисты говорят с конца 1990-х годов.
Кстати, о 1990-х. На них тогдашнего вице-мэра и руководителя комитета по внешним связям мэрии г. Санкт-Петербурга прямо-таки заклинило: не любит он это время. Вот и в «ручной программе» постоянно встречается такое: «преодолели жесточайший кризис «лихих девяностых». Или такое: «полуразрушенное в девяностые народное хозяйство».
Одна из глав программы называется «Наши ценности». Говорят, на прошлогоднем совещании по кинематографу министр культуры Александр Авдеев положил на стол премьеру интервью киноведа Даниила Дондурея «Новой газете». Там как раз говорилось о кризисе нравственных ценностей. Инсайдеры утверждают, что Путин не слушал выступавших на совещании, а только что-то яростно подчеркивал в тексте интервью. Но выводы «нацлидер» сделал какие-то странные: «Мы будем активно защищать основы нравственности в средствах массовой информации и в Интернет-сфере… Мы не позволим низкопробным продуктам массовой культуры калечить нравственное и психическое здоровье наших детей и будем поддерживать создание и продвижение качественных отечественных программ и передач». То есть отечественное – значит, нравственное, а в СМИ и интернете нас ждет цензура?
«Развитие человека – ключевая ценность», - пишет от руки Путин. Тогда почему государственные расходы на оборону и безопасность растут циклопическими темпами, а на образование, здравоохранение, культуру – падают? Или к этому госбюджету председатель правительства не имеет отношения?
«Каждому должен быть обеспечен свободный выбор, при этом свобода должна базироваться на фундаменте справедливости – только так она будет признана нашим обществом». То есть, если свобода нарушает справедливость – более предприимчивые зарабатывают больше – такая свобода не может быть признана «обществом»? Как тогда это бьется с обещанием Путина: «Будем развивать и гарантировать предпринимательские свободы. Прежде всего – защиту от любых посягательств на частную собственность»?
Программа Путина фантастически декларативна и оторвана от действительности не только в части «защиты бизнеса от посягательств». Возьмем такое, например, заявление: «Необходимо стимулировать спрос на инновации как частных, так и государственных компаний. Это позволит дать работу высокотехнологичным предприятиям, нашим инженерам и ученым». Очень хорошо. Оценка – пять. Но проблема инновационной сферы ровно в том, что спрос на инновации не предъявляется. А ответа на вопрос КАК стимулировать спрос, писатель-от-руки не дает вообще.
«Деятельность правоохранительной системы должна быть направлена на охрану и поддержку законного предпринимательства, а не на борьбу с ним», - говорит автор и исполнитель системы, в которой предпринимательская деятельность строится либо на системе «наезд-откат», либо на близости к государству и его авуарам. Одно только дело Ходорковского, ставшее опознавательным знаком путинского правления, развязало руки «правоохранителям» и судам, придало следствию и правосудию «заказной» характер.
А вот самокритика пошла: «Модель экономического роста прошлого десятилетия, основанная на высоких ценах на нефть и использовании недозагруженных мощностей, построенных еще во времена СССР, практически исчерпала себя». Путин линчует эту модель с таким пылом и пафосом, как будто это не он ее устанавливал все эти 12 лет своего правления, передавая экономические активы госкомпаниям и переключив экономику на режим ручного управления. И в этой экономике ключевое значение имели только цены на нефть, и ничего более.
Владимир Владимирович пугает: «Мы обеспечим подотчетность власти обществу, для которого она работает». А нам не страшно. Потому что кто ж ему поверит…
А вот подтверждение любви Путина к пилотажу (управление истребителями, тушение пожаров): «Мы сделаем правилом практику «пилотирования» крупных преобразований». Но это не то, о чем мы с вами подумали. Это система апробации «грибочков на дедушке» - всяких там преобразований «на наиболее подготовленных регионах».
Ну и, конечно же, за гуманизм и дело мира бесстрашно борется сатира: «Правила игры» в международной политике и экономике не могут определяться за спиной или в обход России и наших интересов. Международное сотрудничество – дорога с двусторонним движением… Односторонние же шаги наших партнеров, не учитывающие мнение России и ее интересы, получат соответствующую оценку и нашу ответную реакцию».
Все как всегда. Констатации успехов, пожелания жить еще лучше, угрозы супостату. А всякая там свобода и прочая честность, о которой твердят на площадях – подождет. Главное, что свободен как минимум один человек в стране – Владимир Путин. Да и то не всегда. На своем предвыборном сайте он признается, что «сладкое чувство свободы» обретает тогда, когда катается на… байке.
Так что – все уходим с площадей и идем кататься на байке. Вот она – свобода!