Main » 2012»Кулун тутар»17 » Гудков и Миронов формально стараются сохранить лицо, иначе есть угроза, что вся партийная структура рухнет
Гудков и Миронов формально стараются сохранить лицо, иначе есть угроза, что вся партийная структура рухнет
10:36
«Справедливая Россия»: Дело идет к расколу?
В партии «Справедливая Россия» нарастают серьезные противоречия, которые вполне могут привести к ее расколу. Лидер эсеров Сергей Миронов объявил, что партия вынесла депутату Госдумы Геннадию Гудкову «последнее предупреждение» за то, что тот активно участвует в митингах «За честные выборы». По словам Миронова, коллеги по партии предупредили Гудкова о возможных последствиях во время обсуждения ситуации на заседании бюро президиума СР. В ответ Гудков обвинил Миронова во лжи и заявил о создании вместе с соратниками общественного движения, которое могло бы объединить весь левый фланг политического поля России. Эксперты предсказывают, что новое объединение станет площадкой для новой партии или поможет Гудкову и его коллегам захватить власть при расколе в старой.
В своем микроблоге в Twitter Гудков написал: «Прорвемся. Только Миронов, скажем, обманул: никакого разговора о митингах и тем более о предупреждениях вчера на бюро не было! Про оценку выборов вчера говорили, это правда. Но про митинги, вред для партии, последнее предупреждение – НИ СЛОВА!!!»
По мнению Гудкова, Миронов – это не вся партия: «Да, мы избрали его. Но решать важные политические вопросы без политической дискуссии не может ни Миронов, ни Левичев». Гудков считает странным тот факт, что его за митинги намерены исключить, а координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, напротив, за это пригласили в партию. Имеется в виду заявление Миронова, в котором он предложил Удальцову вступить в ряды СР, если тот хочет объединения политических сил на левом фланге.
Впрочем, Гудков говорит, что, если его исключат, он не перестанет быть депутатом, но он совершенно не верит в то, что его коллеги могут его исключить, поскольку он все время старается на благо партии: «Вообще я всю свою работу посвящаю укреплению «Справедливой России». По его мнению, надо реформировать партию, приводить в порядок стратегию и тактику, приводить новых людей – за это он готов бороться: «И если я получу поддержку в этом – хорошо. Если нет – это не моя партия».
Заявление о предупреждении, якобы вынесенном Гудкову, Миронов сделал в эфире радиостанции Finam FM: «Мы обсудили этот вопрос и пришли к выводу, что не принимаем никакого оргвопроса, оргрешения. Но по-товарищески, если хотите, мы Геннадию Гудкову сделали, как обычно говорят, последнее предупреждение: «Пожалуйста, думай, помни: где бы ты ни выступал, на каких-то митингах, на каких-то революционных собраниях, если ты выступаешь как представитель партии, то тебя мы на это не уполномочивали. Если будешь своими действиями либо высказываниями наносить вред партии, нам придется с тобой расстаться». Мне кажется, что мы все друг друга поняли».
Отвечая на вопрос, грозит ли теперь Гудкову изгнание из рядов партии, Миронов сказал: «Пока мы не собираемся исключать».
Сергей Миронов, претендовавший на пост президента и набравший 3,85% голосов, признал итоги выборов 4 марта справедливыми уже на следующий день после голосования, когда стало известно о победе Владимира Путина. Сначала он поздравил премьер-министра по телефону, а затем вместе с двумя кандидатами в президенты – Михаилом Прохоровым и Владимиром Жириновским – приехал по приглашению главы правительства к нему на встречу. Миронов тогда заявил, что не нужно выходить на улицы, а вместо этого лучше работать и «продвигать реальные социальные преобразования». Лидер эсеров заверил, что его партия не будет проводить протестные митинги или участвовать в них.
Однако, по-видимому, позиция Миронова близка не всем эсерам. К примеру, Геннадий Гудков вместе с сыном Дмитрием Гудковым приняли активное участие в двух акциях оппозиции после выборов – на Пушкинской площади 5 марта и на Новом Арбате 10 марта. Кроме того, в протестных митингах участвовал и еще один депутат фракции «Справедливой России» – Илья Пономарев.
Бюро президиума центрального совета «Справедливой России», заседание которого завершилось 13 марта, подтвердило озвученную Мироновым позицию о признании в целом итогов выборов президента в России. Геннадий Гудков, являющийся членом бюро, также принимал в нем участие. Ранее он рассказал, что на заседании проходил «совершенно спокойный разговор, который закончился абсолютно мирно». Гудков сообщил, что участники заседания не касались оценки выступления Миронова на выборах, сосредоточившись на обсуждении пути реагирования на нарушения, совершенные во время голосования и при подсчете голосов.
«Мы еще раз проговорили о фальсификациях на выборах, где они были. Понятно, что в целом мы признаем результаты выборов, но, по всей вероятности, будем оспаривать их в отдельных регионах, в частности, в Москве, где было наибольшее количество «каруселей», - отметил Гудков. По его словам, члены бюро также обсудили формирование повестки дня партии на ближайшее время, говорили «о необходимости открытой дискуссии в партии».
Отвечая на вопрос, обсуждали ли на бюро тему возможного объединения эсеров с другими партиями или создания каких-либо коалиций, Гудков заявил, что «говорили в общих чертах – на глубокую дискуссию времени не хватило». Что касается ситуации, связанной с участием Гудкова и ряда представителей партии в протестных митингах оппозиции, депутат сообщил, что эту тему «слегка обозначили, но никаких запретов, ограничений высказано не было».
По мнению одного из эсеров, критикуя своего зама, Миронов транслирует недовольство Гудковым в Кремле, но не собирается передавливать, чтобы не вызвать протесты внутри партии. Именно сейчас идут переговоры о переходе некоторых эсеров в исполнительную власть: кто-то может стать губернатором, а сам Миронов рассчитывает даже на должность министерского уровня. Избранный президент Владимир Путин по-прежнему благоволит Миронову, и лидер эсеров этим дорожит – недаром он первым из оппозиционеров признал победу Путина.
Собеседник, близкий к руководству партии, считает, что Миронов пытается урезонить Гудкова, который настаивает на замене фактического лидера партии, чей личный результат на выборах оказался в три раза ниже партийного. Еще до президентских выборов Гудков консультировался с бывшим шефом кремлевской администрации Александром Волошиным, близким к президенту РФ Дмитрию Медведеву, об уходе из партии Миронова.
Что касается нового союза, о котором заявил Гудков, политики сомневаются, что ему будет сейчас под силу сформировать силу, которая объединит всех левых. Подключиться к его союзу приглашаются представители других партий, однако члены парламентских фракций пока не очень активно откликаются на такие предложения.
На сегодняшний момент Гудков и Миронов формально стараются сохранить лицо, иначе есть угроза, что вся партийная структура рухнет, хотя выглядеть единым партийным целым становится все труднее. «Если Миронов останется во главе «Справедливой России», ее раскол неизбежен, потому что на выборах он показал, что его поддержка в разы отличается от поддержки «Справедливой России». Он еще раз подтвердил, что «Справедливая Россия» - это элитная коалиция с различными группами электората, представлениями, зависимостью от регионов. И если бы в президенты выдвигался Гудков, а тем более Дмитриева, результат был бы более серьезным», - считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
По мнению гендиректора Фонда эффективной политики Кирилла Танаева, сгладить противоречия, которые вышли на предельную публичность, теперь будет трудно. Еще неизвестно, захотят ли этого герои политического скандала. Будущее партии – под угрозой, но не факт, что ее захотят спасать, поскольку в свете либерализации порядка регистрации новых партий нельзя исключать, что Гудков или Пономарев пожелают пойти своей дорогой.
В теории и Миронов, и Гудков пока еще нуждаются в «Справедливой России», однако наблюдатели уверены, что сейчас настало время, когда справедливороссы подошли к последней черте, за которой надо решать, что дальше делать с партией. Она может развалиться на части в любой момент и, либо кто-то возьмется за реанимацию этого политического проекта, либо его бросят на произвол судьбы, а наиболее известные лидеры займутся партийным строительством с нуля и создадут новые движения.