Main » 2012»Кулун тутар»18 » Речь идет о том, что Андреев на собрании хозактива сдал все свои позиции по вопросам реформирования Мирнинского авиапредприятия.
Речь идет о том, что Андреев на собрании хозактива сдал все свои позиции по вопросам реформирования Мирнинского авиапредприятия.
21:56
Авиаторы сломали президента АК "АЛРОСА" Федора Андреева.
Сергей Куличков XVI собрание хозяйственного актива АК "АЛРОСА" в Мирном 28 февраля 2012 года вызвало большой резонанс и обсуждения, в особенности после блестящей статьи внештатного корреспондента ИА SakhaNews Ильи Тетерина. Журналист представил подробный анализ выступлений ключевых руководителей на этом собрании, из которого следует, что внутри компании постепенно развивается и разгорается конфликт между трудовым коллективом и менеджментом в лице президента АК "АЛРОСА" Федора Андреева. Эта статья вызвала многочисленные отзывы и комментарии, далеко не все согласились с выводами автора статьи. Многие даже утверждали, что "трудовой коллектив горой за Андреева". хотя в это верится с большим трудом - слишком много было критических и прямо обвиняющих записок, переданных Андрееву на собрании хозактива. Но есть и другое доказательство того, что конфликт между трудовым коллективом и менеджментом компании все же существует. Речь идет о том, что Андреев на собрании хозактива сдал все свои позиции по вопросам реформирования Мирнинского авиапредприятия. Предыдущие планы
В ставшем теперь знаменитом "секретном" Договоре о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2011 года, о реформе МАП говорилось обтекаемо: "2.3. В целях снижения затрат Компании от непрофильной деятельности, консолидации авиационного бизнеса Республики Саха (Якутия), оптимизации провозных емкостей парка воздушных судов, повышения безопасности авиационных перевозок, повышения эффективности управления авиатранспортным производством Стороны обязуются в порядке, предусмотренном законодательством и Уставом Компании обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета Компании вопросов, связанных с реформированием Мирнинского авиапредприятия, и выполнение принятых Наблюдательным советом решений. Стороны обязуются внести предложения в Правительство Российской Федерации по передаче аэропортового хозяйства в федеральную собственность". В договоре не было никаких указаний на способы и методы реформирования Мирнинского авиапредприятия, однако, в прессу просачивалась информация, что МАП может быть передан в АК "Якутия". Первым об этом заявил сам Федор Андреев в интервью в апреле 2011 года: "— А что будете делать с остальным богатством: гостиницы, авиакомпании? — Продавать. Только авиакомпания важна для республики, поэтому будем рассматривать слияние республиканской «Якутии» с Мирнинским авиапредприятием, а потом все равно придем к поиску какого-то стратега. Пока не будем трогать — это внутриреспубликанские авиалинии".
Были и другие подтверждения, что МАП собирались передавать в АК "Якутия". «Предполагается, что активы МАП и маршрутная сеть отойдут ОАО «Авиакомпания «Якутия»,— сообщал в октябре 2011 года газете "Коммерсант" источник в республиканском правительстве, что подтвердили также и в АЛРОСА. Вскоре об этом прямо заявил президент РС (Я) Егор Борисов: "Как сообщили в пресс-службе, на пресс-конференции Егор Борисов также отметил, что идея слияния Мирнинского авиапредприятия с авиакомпанией "Якутия" "витает в воздухе уже давно". Глава республики считает, что укрупнение авиакомпании "Якутия", расширение географии ее маршрутов "пойдет только на пользу самой компании, входящей в десятку крупных региональных авиаперевозчиков, и населению республики", - сообщал 28 октября 2011 года портал "ФедералПресс".
Наконец, об этом еще раз сказал Андреев во время визита в Айхал и Удачный в начале февраля 2012 года: "То, что необходимо в городе Мирном заниматься реконструкцией взлетно-посадочной полосы вопрос назрел давно. Необходимо также уделить внимание замене устаревшего парка и оборудования. Если полоса будет сертифицирована под Boeing, под качество перевозок, то почему бы и нет?! А создание Единой авиакомпании с НАК «Якутия» - это шаг верный".
Более того, этот момент был включен в официальный документ «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы», в которой говорилось: "...в части оптимизации авиаперевозочной деятельности в республике планируется укрупнение региональных авиакомпаний в сочетании с их оптимальной специализацией по видам воздушных перевозок и авиаобслуживания отраслей экономики путем передачи активов Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» (ОАО) авиакомпаниям «Якутия» и «Полярные авиалинии»". Программа была утверждена указом президента РС(Я) 12 октября 2011 года. В основных чертах план был таков: происходит слияние МАП и АК "Якутия", далее "Якутия" покупает новый парк самолетов: 10 Boeing разных моделей, 6 SuperJet 100, 14 Ан-140, 4 Ми-8, 2 Л-410, 5 швейцарских PILATUS P-6 (или канадских DHS-3) и 4 легких вертолета Eurocopter AS 350 B (или аналог Bell-206B). На это выделялось около 20 млрд. рублей. С начала 2012 года аэропорты Мирный и Полярный сертифицируются для взлета-посадки самолетов Boeing и АК "Якутия" приходит на эти аэродромы со своим парком самолетом. Парк Ан-24, Ту-134 и Ту-154 МАП снимается с эксплуатации и списывается.
Этот план позволял АК "АЛРОСА" с минимально возможными издержками сбросить непрофильный авиационный актив на плечи республики. Вся проблема была в том, что коллектив МАП был категорически против такого развития событий и оказал менеджменту тихое, но явно организованное и упорное сопротивление, результаты которого сказались уже на собрании хозяйственного актива. Поражение Андреева
На этом собрании Андреев, словно по команде диспетчера, резко изменил курс в вопросе реформирования МАП: «Мы приняли решение создавать дочернее общество, единое, которое будет осуществлять и дальние перевозки, и местные. В настоящее время будет готовиться концепция, конечно же, направленная на то, чтобы работники МАП не теряли тех уровней зарплат и льгот, которые они имели в компании, и, конечно же, она должна сочетаться с модернизацией, в первую очередь, парка. Поэтому после этой концепции, когда будут определены типы самолетов и механизмы, составлен определенный бизнес-план, мы сможем обсуждать этот вопрос более детально. Пока только принято решение по созданию дочернего общества». То есть, он сдал все свои прежние позиции.
Все те комментаторы, которые выгораживали Андреева, то ли не заметили столь резкой перемены курса, то ли не захотели его замечать, то ли просто забыли все то, что Андреев утверждал всего за три недели до собрания хозактива в Удачном и Айхале.
Конечно, выступавшие руководители не выносили перед хозактивом всей кухни принятия решений, но можно быть уверенным, что мнение авиаторов дошло до правительства Якутии, и на Наблюдательном совете, очевидно, состоялся резкий разговор о том, что устраивать передачу МАП в АК "Якутия", при всей внешней выгодности этого решения, недопустимо. Поторговавшись, стороны сошлись на компромиссной формулировке: МАП выделяется в дочернее общество АК "АЛРОСА", сохраняет свою независимость, а вопрос об обновлении парка самолетов отделяется от планов правительства Якутии и откладывается до более внимательного рассмотрения.
Этот факт можно оценить только одним образом: Андреев как менеджер потерпел сокрушительное поражение, а трудовой коллектив МАП одержал блестящую победу над ним. Именно трудовой коллектив, по сути дела, предрешил вопрос об изменении всего плана реформирования МАП. Как менеджер, Андреев сильно обесценился. Если все ключевые вопросы за него решает трудовой коллектив, то зачем он нужен на посту руководителя? Такой вопрос уже можно поставить. Тем более, что слух о победе авиаторов над президентом АК "АЛРОСА" уже пошел, и можно не сомневаться, что трудовые коллективы других подразделений компании тоже вскоре попробуют Андреева на прочность, благо спорных моментов более чем достаточно.
Наконец, что это за менеджер, который резко бросает компанию то вправо, то влево, принимает то одни решения, то резко меняет их на другие? Где у него перспективные планы? Где у него обоснованная позиция, способная убедить трудовой коллектив?
Возможные перспективы
Почему план слияния МАП и АК "Якутия" был только внешне выгодным? Потому что МАП имеет 41 самолет (Ан-24, Ан-38, Ту-134, Ту-154, Ил-76), тогда как АК "Якутия" имеет 29 самолетов (Боинг-757, Боинг-737, Ту-154м, Ан-140-100, Ан-24РВ). Вместе - 70 бортов. До 2016 года парк АК "Якутия" пополнится еще 30 бортами. Если обе компании спишут весь старый авиапарк, то в конечном итоге самолетов станет меньше, чем в исходном варианте, примерно 50 бортов. Основная убыль придется на самолеты местных авиалиний, которые заменить пока особо нечем, различные варианты (вроде китайского М-60) не слишком хороши в качестве замены.
Подобная реформа серьезно скажется на местных авиалиниях, вплоть до отмены целого ряда маршрутов, для которых просто не будет самолетов.
Потому, стоит предложить идею формирования республиканского авиахолдинга, куда войдут ключевые якутские авиакомпании, в совместной собственности государства, республики и АК "АЛРОСА". который будет управлять как летным парком, так и аэродромами. Концепция разделения аэропорта и летных служб не очень подходит для Якутии, поскольку на якутские аэропорты инвестор, скорее всего не пойдет, в особенности в Мирный и Полярный. Для Якутии в этом вопросе должно быть сделано исключение в виде совместной собственности на все активы. Такой авиахолдинг, имея поддержку государства, поддержку республики и компании, вполне может справиться как с обновлением парка самолетов, так и с реконструкцией аэропортов. Такой холдинг превращается в крупного заказчика самолетов и вполне может заказать для себя целую линейку самолетов, например модернизированных Ан-24 или их аналога для замены изношенного парка, сбалансировать парк, улучшить техническое обслуживание самолетов. Также такой холдинг может развить собственное производство авиатоплива, сырье для которого в Якутии есть. Также он может создать собственную школу для подготовки пилотов, штурманов, бортмехаников, и другого персонала.
Почему АК "АЛРОСА" должна во всем этом участвовать? Да хотя бы потому, что потребности в перевозках грузов и пассажиров никуда не денутся, их надо обеспечивать, а развитие компании позволит МАП компенсировать затраты на перевозки для компании доходами от услуг для "сторонних" клиентов.
В перспективе, подобный авиахолдинг вполне может занять место между "Аэрофлотом" и "Трансаэро" по количеству бортов и превратиться в ключевую авиакомпанию всего Дальнего Востока России. Можно подумать о развитии транзитных грузоперевозок Европа-Азия, с использованием якутских аэропортов. Некоторые ведущие грузовые авиакомпании, вроде Lufthansa Cargo уже освоили сибирские аэродромы (Емельяново), и в этом ничего в принципе невозможного нет.