Main » 2012»Муус устар»30 » Распад России. государство создает для будущих инвесторов "крышу" , и позволяет ей "решать вопросы
Распад России. государство создает для будущих инвесторов "крышу" , и позволяет ей "решать вопросы
13:43
NovayaGazeta.ru26-04-2012 18:35:00
Сибирь и Дальний Восток превращаются в гигантский оффшор
И только министр финансов против
Впервые за путинские годы ключевое министерство открыто критикует проект, уже утвержденный премьером, он же избранный президент. Во всяком случае, никто — ни Минэкономразвития, ни вице-премьер Игорь Шувалов — не выступил против неправдоподобно наглой и абсурдной идеи. В роли камикадзе, бросившего вызов клану охранителей, выступил министр финансов... Петр Саруханов — «Новая» Минфин выступил против планов учреждения госкорпорации Сибири и Дальнего Востока. Формально по той причине, что условия существования корпорации не соответствуют налоговому законодательству: член правительства и глава министерства на Ильинке Антон Силуанов вынужден выбирать выражения. Гораздо более откровенным был его экс-патрон Алексей Кудрин, предсказавший обрушение инвестиционного климата в комфортном заповеднике силового лобби. Впервые за путинские годы ключевое министерство открыто критикует проект, уже утвержденный премьером, он же избранный президент. Во всяком случае, никто — ни Минэкономразвития, ни вице-премьер Игорь Шувалов — не выступил против неправдоподобно наглой и абсурдной идеи. В роли камикадзе, бросившего вызов клану охранителей, выступил министр финансов. Следующий шаг — за Путиным.
Законопроект о развитии Сибири и Дальнего Востока, ради чего создается новая госкорпорация с широчайшими полномочиями, заслуженно вызывает повышенный интерес. Говорится о создании новой монополии, контролирующей все находящееся за Уральским хребтом, об ожидании новой волны коррупции, об угрозе китайского экономического вторжения. Но у этой темы есть еще один важный для экономики и политики России поворот.
Зауральский рай
Сибирь и Дальний Восток превращаются в гигантский офшор. Входной билет — признание инвестиционного проекта, реализуемого на этой территории, приоритетным. Решение принимает госкорпорация, учреждаемая в виде автономной некоммерческой организации.
Дальше — освобождение участников проекта от НДС, от налога на прибыль, на имущество и на землю, снятие головной боли по поводу инфраструктуры, создание которой, включая решение вопросов с «Газпромом» и энергетиками, — прерогатива госкорпорации.
Зауральский рай. Демиург которого — госкорпорация.
Она может распоряжаться государственной землей, недрами, лесом, без всякого конкурса предоставляя все это реализаторам того или иного проекта. Если же у понравившейся инвестору земли случится хозяин, не беда — все предусмотрено. Ничего выкупать, а тем более ходить по судам не придется. Все проблемы решает введение публичного сервитута (обременения участка). Собственник не может этому противиться. Вот и все.
Чтобы собственнику оставить видимость собственности, за ним сохраняется право требовать, чтобы госкорпорация, нет, не убралась восвояси, а всего лишь выкупила у него участок. При условии, что в течение полугода он не может вести на нем хозяйственную деятельность. Но это право призрачно — как якобы собственник будет это доказывать, не оговаривается, как не оговаривается и реакция госкорпорации на эти требования. Зато из текста законопроекта следует, что госкорпорация вправе передать свои права на использование чужой земли кому угодно — без согласия собственника.
В результате госкорпорация подминает под себя и судебную власть. Можно сказать и по-другому: получается, что Сибирь — не Россия, в том смысле что российское право там в значительной степени не действует. Вместо права — госкорпорация.
Мечта чиновника. Чего в этой мечте больше — заботы о подъеме Сибири или о собственном благополучии и генерал-губернаторстве, время покажет.
Распад России
Тот факт, что Сибирь — не Россия, получает не только юридическое, но и политическое обоснование. Важно, что деятельность госкорпорации выведена из-под контроля федерального правительства. Она подчиняется непосредственно президенту. По существу, это означает, что деятельность правительства ограничена Уральскими горами. Дальше — другие законы, другая экономика и другая власть.
Тандем действует только в европейской части страны, дальше президент обойдется без правительства. Госкорпорация заменит и его.
При этом основные природные запасы находятся исключительно на президентской территории. Что из этого следует?
Возможно, разделение труда между президентом Путиным и премьером Медведевым продолжится. Первый, не забывая, конечно, контролировать второго, станет еще и современным Ермаком. Если сибирские природные ресурсы останутся за президентом, то правительству волей-неволей придется сосредоточиться на том, о чем ни премьер Путин, выступая с правительственным отчетом в Думе, ни президент Медведев, ведя свой последний Госсовет, ни слова не сказали. На строительстве новой модели экономики, хотя бы в европейской части России. На той самой модернизации.
И не столько по зову души, сколько по сугубо чиновничьей логике. На которую гораздо больше надежд. Иначе, по большому счету, правительство оказывается никому не нужным. Если все вопросы, связанные с нефтью, газом, золотом, алмазами, будет решать путинская госкорпорация, то что же остается правительству? Если оно «не решает вопросы», то зачем к нему обращаться, а если не будут обращаться, то как доказать свою значимость, со всеми входящими и исходящими бумагами разного достоинства?
Правительство просто вынуждено будет искать замену нефти с газом. В целях самосохранения. Особенно если в дополнение ко всем тяготам его еще и выселят из Москвы.
При этом действовать оно может, используя опыт путинской госкорпорации, как путинская госкорпорация использовала его опыт. Я говорю о Сколкове. Точнее, не о самом Сколкове, где, как говорят, соседствуют дома Игоря Шувалова и Романа Абрамовича, а о развитии принципа экстерриториальности, по которому сначала строилось Сколково, призванное стать инновационным инкубатором, а теперь будут развиваться Сибирь и Дальний Восток.
Другими словами, распад России продолжится.
На троих
У России появится три экономики. Традиционная промышленность, сельское хозяйство и услуги, сибирская экономика, вскармливаемая офшором, и новая экономика, которой будет тем больше, чем больше будет Сколково. При этом налоговое неравенство приведет к тому, что основной пресс придется на традиционную экономику. А это налоговый маневр, который стоит того, чтобы он был долгоиграющим.
Важно, чтобы не Сколково равняли, условно говоря, с Мытищами, а Мытищи получили бы шанс стать Сколковом.
Важно, чтобы не экономика существовала ради бюджета, а бюджет — ради экономики.
Этот принцип никак не усваивается ни налоговиками, ни Минфином. Позитив выбранного варианта нового освоения Сибири как раз в том, что экономика поставлена впереди бюджета. Это верный способ в конце концов и наполнить бюджет за счет роста экономики.
Госинкор-2?
Есть, конечно, и негатив. Коррупционные риски настолько очевидны, что эту тему нет смысла разворачивать.
Есть мнение Алексея Кудрина, который уверен в том, что монополия, тем более государственная, до добра не доведет. Он прогнозирует, что появление новой госкорпорации приведет к тому, что инвестиций в Сибири и Дальнем Востоке станет не больше, а меньше. Те инвесторы и проекты, которые не пройдут входной фейс-контроль со стороны госкорпорации, будут вынуждены вообще отказаться от вложений, потому что не получив поддержки гокорпорации, они оказываются в заведомо гораздо худших условиях, ни о какой честной конкуренции в этом случае не будет и речи.
Есть и печальный опыт. Прообразом создаваемой госкорпорации был Госинкор. Государственная инвестиционная корпорация была создана указом Бориса Ельцина в феврале 1993 года. По словам тогдашнего министра экономики Андрея Нечаева, она задумывалась «как банк развития», который используя выделенные ресурсы (а вуставный капитал Госинкора были внесены драгоценные камни и металлы, недвижимость и денежные средства на сумму $1,25 млрд), привлекал бы частные, прежде всего иностранные, инвестиции. Но затея полностью провалилась. Ревизоры из контрольного управления президента в 1999 году пришли к выводу, что 98% инвестиционного потенциала было израсходовано Госинкором «на создание собственной инфраструктуры». В 2003 году Госинкор был бесславно ликвидирован.
Теперь вместо превращения уставного капитала госкорпорации в рог изобилия используется офшорный режим и административный ресурс. Они, конечно, более работоспособны. К тому же Путин по существу поставил на карту собственную репутацию, замкнув деятельность новой госкорпорации на себя. Но госкорпорация остается госкорпорацией, а госмонополия — госмонополией. И каких птенцов высиживает эта курица, мы видели неоднократно. Автор: Николай Вардуль
Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/economy/52342.html
Что же делать сСибирью и Дальним Востоком?
ИА SakhaNews. Руководство страны, наконец-то, поняло, что надо делать с Сибирью и Дальним Востоком? Беспрецедентная даже по мировым масштабам кладовая полезных ископаемых (в первую очередь – драгметаллов и энергоносителей), но при этом и к началу XXI века не обладающая почти никакой современной инфраструктурой территория может стать де-юре тем, чем де-факто она и является со времен покорения Сибири Ермаком, а именно – колонией России. ШИРОКА СТРАНА «Россия ушиблена своей ширью», - писал философ Николай Бердяев. Начиная с XVII века, наученные горьким историческим опытом трех веков «под монголами», русские цари захватывали все новые и новые территории на восток от Москвы, на глубокое освоение которых не оставалось уже ни сил, ни человеческих ресурсов. Были попытки великих переселений, рабского ГУЛАГа и добровольческих призывов на БАМ, но экономического чуда не происходило. Сибирь оставалась сырьевым придатком «московского царства», и задачей властей оставалось выкачивать кажущиеся и сегодня бесконечными ресурсы при минимальном внимании к развитию инфраструктуры: дорог, электростанций, жилья.
Смешно сказать: такие губернские центры, как Якутск, Магадан, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, и в начале XXI века не имеют элементарного - железной дороги!
Колонизаторская экономика порождает и фактически колониальные отношения. Как назвать главу администрации какого-нибудь района в районе Крайнего Севера, или руководителя предприятия, или чиновника из Якутска, Нерюнгри, Магадана и т.п., имеющего жилье в Москве (другом городе центральной России), зарабатывающего деньги здесь, а тратящего там, «на материке», работающего и живущего здесь до тех пор, пока, что называется, «не выгонят». Перекачав, кто сколько сможет, денег и ресурсов с Севера на «материк», люди уезжают, уступая место новым «колонизаторам».
ПОДЕЛИМ ПОПОЛАМ
Поэтому, выдвинув формально новые законопроекты "О развитии Сибири и Дальнего Востока" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока»", руководство страны фактически ничего нового не сказало. Происходит лишь юридическое закрепление (хотя и с некоторым усилением отдельных моментов), фактически сложившегося отношения к Сибири и Дальнему Востоку в России.
Напомним, что направление обоих законопроектов – это создание в восточной половине страны зоны с особым режимом реализации приоритетных инвестиционных проектов. Это вся территория России восточнее западной и южной границ Красноярского края. Алтай, Бурятия, Якутия, Тыва, Хакасия, Забайкалье, Камчатка, Красноярский, Хабаровский края, Приморье, Амурская, Иркутская, Магаданская области, ЕАО, Сахалин и Чукотка. Это 16 субъектов РФ, занимающие 61 процент территории России.
Управлять ими будет специально создаваемая Государственная компания развития Сибири и Дальнего Востока. Для решения её задач территория частично выводится из-под действия федерального законодательства (об этом - второй из названных выше законов).
Речь идет о законодательстве в области распоряжения природными богатствами, градостроительства, труда и гражданства. Госкомпания получит особые полномочия по распоряжению недрами и землями. Более того, госкомпания будет выведена из подотчетности институтов власти, действующих в центральной, южной и западной России, и будет напрямую подчиняться президенту страны. То есть Владимиру Владимировичу Путину.
ЧТО В ЗАКОНАХ
Первым изданием, которое опубликовало изложение законопроектов по Сибири и ДВ, стало издание «Коммерсант». «Ъ» сообщил, что штаб-квартира компании будет располагаться во Владивостоке, отбором проектов займется она сама, но перечень будет утверждать правительство.
По новому закону, госкомпания получит беспрецедентно комфортные условия работы. Например, масштабные налоговые льготы, аналогичные Сколково,— нулевую ставку налога на прибыль, на имущество организаций и на землю. Вводится также льготная ставка отчислений на обязательное социальное страхование. НДС компании могут платить или не платить по выбору.
Госкомпания сможет забрать у государства и раздать по своему усмотрению лицензии на полезные ископаемые. Для неё вводится особый порядок предоставления прав пользования недрами и лесными ресурсами, существенно упрощаются процедуры, регулирующие градостроительную деятельность и земельные отношения.
Граждане РФ, участвующие в проектах, получат господдержку (им будет оплачиваться проезд к месту работы, выдаваться единовременное пособие на обустройство при переселении, компенсации на аренду жилья в течение срока трудового договора, но не более года), а иностранцы — льготный порядок оформления работы, проживания и получения гражданства.
Государство окажет госкомпании и прямую поддержку. Согласно законопроекту оно может внести в нее акции ряда других госкомпаний, а регулярные имущественные взносы будут производиться в течение десяти лет в объеме доходов, полученных от управления средствами фонда национального благосостояния.
Федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкомпании. Только Счетная палата сможет проверять ее "в установленном порядке". Фактически госкомпания будет подчиняться непосредственно президенту России. Именно он согласно законопроекту должен назначать и увольнять членов наблюдательного совета госкомпании и её гендиректора.
Просуществует новая корпорация 25 лет, но круговорот ее проектов будет быстрее. Госкомпания обязана выходить из капитала участников проектов в течение пяти лет, а из недвижимости — в течение двух лет: все это "подлежит отчуждению в пользу заинтересованных организаций, не находящихся в государственной собственности". После ликвидации госкомпании все, что у нее останется, вернется государству, пишет «Коммерсант».
СИБИРЬ «ПРОПАЛА» ИЛИ ВОСПРЯЛА?
Естественно, ставшие достоянием широкой публики законопроекты вызвали бурную реакцию экспертного сообщества. При этом одобрительные отзывы еще надо очень поискать, а вот отрицательных – сколько угодно.
«Я сначала не поверил в то, что написано, что такое может быть, пока не увидел своими глазами внесенный Минэкономразвития на согласование законопроект», — прокомментировал создание сибирско-дальневосточной госкорпорации экс-министр финансов Алексей Кудрин на конференции «"Ведомостей». «Это легализация ручного управления экономикой,- говорит Кудрин, - обычные механизмы не работают, государство повышает роль субъективного фактора. Подчинение новой госкомпании лично Путину и вывод ее из-под контроля регионов и федеральных законов свидетельствует о фиаско государства в сфере реформы институтов»,- считает бывший министр финансов.
Нынешнее министерство финансов также не в восторге от происходящих новаций. Как сообщают Интерновости, замглавы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин заявил, что Минфин не поддержит проект закона о развитии Сибири и Дальнего Востока, который предложил Минэкономразвития. В ведомстве считают неправильным установление налоговых преференций в отношении отдельно взятых территорий. «Мы полагаем, что такой подход не соответствует положениям Налогового кодекса», - сказал Разгулин.
"Комсомольская правда» по своему обыкновению, пытается сопоставить две точки зрения – за и против. Оценивающий новацию позитивно, Александр Латкин, доктор экономических наук, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС говорит: «В целом я отношусь к этой идее положительно: это еще одна попытка правительства изменить тренд разрушения к тренду созидания. В течение последних двух десятилетий на Дальнем Востоке разрушается то, что было создано ранее. Мы видим, что крупные промышленные предприятия либо стоят и не работают, либо превратились во всякие торговые центры при минимальном объеме производства.
Вторая тенденция разрушительная – сокращение демографического потенциала. В 1990 году здесь жило 8,2 миллиона жителей, сейчас население на Дальнем Востоке – 6,5 миллиона человек. Настрой населения, особенно молодежи, пессимистический. Школьники наши намерены поступать учиться в западные вузы, отток населения не прекращается. Пустующие места постепенно занимают узбеки, киргизы, китайцы и т.д. Самое страшное, что вслед за демографическим потенциалом еще более высокими темпами разрушается и интеллектуальный потенциал: уезжают ученые и высококвалифицированные специалисты. Правительство видит, что дальше так нельзя и создание Госкомпании по развитию Дальнего Востока – это новая попытка переломить ситуацию».
Но тот же ученый сомневается в том, насколько идея продумана и адекватна: «Той информации об этой инициативе, которой мы располагаем из публикаций СМИ, явно не хватает. Хорошо бы, чтобы предложения по развитию Дальнего Востока предварительно проходили бы широкое обсуждение на местах, в регионах, - с привлечением независимых экспертов, ученых, предпринимателей и так далее. А когда это спускается сверху без сколько-нибудь серьезного обоснования, - это выглядит подозрительно»,- приводит «КП» мнение Латкина.
Более категоричен в интервью тому же изданию Владимир Беспалов, депутат ЗС ПК, фракция КПРФ: «Мы все прекрасно знаем, чем кончаются все эти супер-мега-проекты. Мы видим это на примере госкорпораций, вроде Роснано, или, скажем, российской энергетики, которую сначала объединил, а потом распродал и приватизировал Чубайс. Боюсь, что и сейчас произойдет нечто подобное. И к руководству Госкомпании придут не патриоты Дальнего Востока, а циники, которые, как всегда, будут пилить федеральные деньги».
Ведомостиприводят мнение бывшего замминистра энергетики, сопредседателя Партии народной свободы Владимира Милова, которое он записал в Forbes.ru: «Появление в сибирских и дальневосточных регионах роскошных сверкающих офисов "колониальной госкомпании”, сотрудники которой будут обладать сверхъестественными полномочиями, не подчиняться никаким законам и все прибыли от эксплуатации природных ресурсов забирать себе, способно эти настроения сильнейшим образом приблизить».
КАМО ГРЯДЕШИ?
Все обсуждающие новые законы сходятся в одном: Сибирь развивается ненормально, и с ней надо что-то делать. Как пишут «Ведомости», две трети страны, расположенные за Уралом, действительно очень сильно (и срочно!) нуждаются в продуманной стратегии развития. Начиная с советских времен и до сих пор власти представляют себе развитие Сибири исключительно как разворачивание каких-нибудь мегапроектов: БАМ, ВСТО, строительство моста на остров Русский и другие подобные суперстройки. Но ни одна мегастройка — ни в советские времена, ни в путинские — к подъему экономики почему-то не привела. Правительству имеет смысл разобраться, почему так происходит, прежде чем зарывать в мерзлоту очередную порцию бюджетных миллиардов.
«Узнав причины провала предыдущих мегапроектов по освоению Сибири, правительство наверняка сможет придумать что-то более перспективное, чем колониальную госкомпанию под управлением верного исполнителя чужой воли, беспрекословного и бессловесного»,- пишут «Ведомости», намекая на Бориса Грызлова, который уже практически назначен руководителем восточной супермегакорпорации.
Есть еще и такая вещь, как кредит доверия населения. С этим на Дальнем Востоке и в Сибири тоже не все в порядке. «Люди просто не доверяют громким заявлениям. Население слабо верит, что здесь действительно грамотно и обоснованно будет что-то сделано»,- констатирует в «КП» Александр Латкин.
В целом не может не настораживать, что решения по законопроектам принимались келейно, в узком кругу и без привлечения широкого круга экспертов и общественности. Несмотря на «утечку» (не исключено, что умышленную) текстов законопроектов в «Коммерсант», многие издания уверены, что окончательное решения еще далеко не принято. На сегодняшний день принято только политическое решение о том, что развитием Сибири и Дальнего Востока должна заниматься специальная структура. Даже при том, что решение по первому руководителю этой структуры уже будто бы принято, и Борис Грызлов дал предварительное согласие занять это пост, вместо корпорации может быть создано региональное агентство развития, или структура с иным названием. Окончательное решение может быть принято только во второй половине мая — после всех назначений в правительстве и Кремле. Эксперты не исключают даже того, что созданию госкорпорации будет, вообще, дан «отбой», а утечка законов в «Коммерсант» была не более, чем способом прощупать общественное мнение.
И все же проблема действительно существует, и важно, чтобы возможный отказ планов создания госкорпорации не привел к отказу от обсуждения планов развития Сибири и Дальнего Востока вообще. Оксана ЛАГОЙДА
Рисунок с сайта novayagazeta.ru.
Якутию хотят включить в "зону частичного беззакония"?
ИА SakhaNews. В "зону частичного беззакония" могут попасть территории Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, Камчатского края, Красноярского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, на которые приходится примерно 61% площади страны, если Госдума примет законы, проекты которых уже подготовлены Министерством экономического развития Российской Федерации.
Речь идет о законопроектах "О развитии Сибири и Дальнего Востока" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока»". Оба законопроекта направлены на создание в восточной половине страны зоны, частично выведенной из-под действия федерального законодательства, с особым режимом реализации приоритетных инвестиционных проектов, обеспечиваемым специально создаваемой Государственной компанией развития Сибири и Дальнего Востока.
"Для описания сути предлагаемых законопроектов лучше всего подходит криминальный жаргон конца прошлого века: государство создает для будущих восточносибирских и дальневосточных инвесторов "крышу" (в форме госкомпании), и позволяет ей "решать вопросы", игнорируя требования неудобных для развития крупного бизнеса федеральных законов. Принятие этих законопроектов формализует превращение страны в империю, с выделением метрополии (западной половины страны с отдельными исключениями), где теоретически в полной мере сохранится действие единого федерального законодательства, и колоний (Восточной Сибири и Дальнего Востока) с условно действующим законодательством и особой системой управления инвестиционными проектами", считает GreenPeace.
И.Шувалов: для управления Сибирью и Дальним Востоком дочерняя компания ВЭБа требует капитализации в 2 трлн руб.
И.Шувалов: для управления Сибирью и Дальним Востоком дочерняя компания ВЭБа требует капитализации в 2 трлн руб. И.ШУВАЛОВ/ ИТАР-ТАСС И.ШУВАЛОВ/ ИТАР-ТАСС
Корпорация по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока может быть создана в форме "дочки" Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Об этом сообщил журналистам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
"Мы не знаем, будет ли это госкорпорация или будет все-таки в рамках существующей уже "дочки" ВЭБа", - сказал он, отметив, что решение о создании организации принято, но вопрос о ее форме обсуждается. И.Шувалов добавил, что решение по корпорации будет приниматься в ближайшие недели.
Первый вице-премьер подчеркнул, что подготовленный законопроект о создании госкорпорации устраивает не всех, поскольку иногда нарушает ход взаимодействия между министерствами и ведомствами и "внедряется в их компетенцию".
Он напомнил, что "дочка" ВЭБа, в рамках которой может быть создана корпорация по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, существует с осени 2011г. Она недокапитализирована и не обладает теми функциями, которыми предлагал наделить ее глава МЧС Сергей Шойгу. По словам И.Шувалова, для докапитализации "дочки" ВЭБа необходимо 2 трлн руб. до 2018-2020гг. Однако он отметил, что если корпорация будет действовать на территории от Красноярского края до Тихого океана, то потребуется гораздо больше средств.
Ранее сегодня И.Шувалов высказал предположение, что заниматься инвестированием в проекты в Восточной Сибири и Дальнего Востока можно было бы совместно с китайским бизнесом, и призвал китайских инвесторов к участию в этих проектах.
Создать корпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая займется решением комплексных проблем региона, ранее предложил глава МЧС Сергей Шойгу в ходе встречи с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.