Main » 2013»От ыйа»3 » Ситуация вокруг «Сахатранснефтегаза» складывается весьма тревожная и похожая на то, в каком информационном фоне уходили другие нефтегазовые
Ситуация вокруг «Сахатранснефтегаза» складывается весьма тревожная и похожая на то, в каком информационном фоне уходили другие нефтегазовые
21:45
ОТДАДУТ ЛИ «САХАТРАНСНЕФТЕГАЗ»?
Георгий ЛАРИОНОВ, специально для ИГ "В Якутии.ру" Ситуация вокруг «Сахатранснефтегаза» складывается весьма тревожная и похожая на то, в каком информационном фоне уходили другие нефтегазовые компании республики. Под «шумок» предвыборных баталий, когда в медийное пространство вбрасывается и еще будет вброшено много скандальных и компрометирующих материалов, прямая информационная атака на «Сахатранснефтегаз», по замыслам организаторов, останется не такой заметно бросающейся в глаза, но своей цели достигнет – подготовит почву для последующего захвата. В таких случаях принято получать комментарии от руководства ставшей объектом рейдерской атаки компании. Но то, что скажет руководство, – предсказуемо. Поэтому мы решили поговорить с простым сотрудником «Сахатранснефтегаза». Нашм собеседником стал инженер I категории Управления газораспределительных сетей Владимир АММОСОВ. - Владимир, как Вы попали на работу в «Сахатранснефтегаз»?
- Получил в 2007 году диплом горного инженера Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина по специальности «Физические процессы нефтегазового производства» и был принят на работу в «Сургутнефтегаз».
- Это в якутском филиале «Сургутнефтегаза» работали?
- Нет, работал в Тюмени, в дочерней структуре «Сургута» – в «Лянторнефти». Это большой коллектив, там работает около пяти тысяч человек, всего в месторождениях «Лянторнефти» за 35 лет добыто почти 300 миллионов тонн нефти.
Попасть на такое производство было большой жизненной удачей. Я там многому научился, сам тоже старался не подводить – постоянно повышал разряд, начинал с 3-го, быстро дошел до 5-го, немного оставалось до ИТР, но тут все-таки я сумел осуществить свою мечту – работать в Якутии и устроился в «Сахатранснефтегаз».
- А почему не продолжали работать в этой «Лянторнефти»?
- Женился, собирались рожать ребенка (дочка родилась в июне 2011 года). Да и всегда мечтал работать в родной Якутии.
- Кто тогда был генеральным директором «Сахатранснефтегаза»?
- Самойлов Виктор Иванович, это он принял меня на работу.
- Он - не Ваш земляк?
- Да нет, что вы! Он же русский, из Приморья, а я родился здесь.
- Значит, принял на работу по деловым качествам, а не по землячеству. Но вы в Тюмени были на добыче нефти, а тут стали офисным работником…
- Я уверен, что все равно смогу работать на добыче.
- Но для этого придется перейти в другую компанию? Ведь «Сахатранснефтегаз» практически не добывает.
- Наша компания уже сейчас добывает 55 миллионов кубометров газа и есть планы наращивать добычу, бороться за новые месторождения. В стратегии развития «Сахатранснефтегаза» ставится цель превратить ее до 2020 года в вертикально-интегрированную структуру – т.е. сконцентрировать в одних руках всю производственную цепочку – от добычи до переработки природного газа (включая газохимию).
Все логично и ясно – компания должна сосредоточиться на основном своем направлении деятельности, постепенно расширяясь по цепочке добавленной стоимости.
Кстати, именно такую стратегию в свое время выбрал Джон Дэвисон Рокфеллер – сосредоточился на транспортировке нефти, затем приобрел нефтедобывающие активы, после чего вошел и в нефтепереработку.
- Получается, «Сахатранснефтегаз» может стать крупной республиканской нефтегазовой компанией?
- Перед нашей компанией стоит задача довести запасы газа до почти до 200 миллиардов кубометров, сбыт довести до 4,3 миллиарда кубометра в год, включая экспорт газа до 1 миллиарда кубометра в год по магистральному газопроводу «Газпрома» из Талакана до Дальнего Востока. Тогда капитализация компании достигла бы 2-3 миллиардов долларов. - Откуда Вы, простой, казалось бы, инженер, - в курсе стратегических планов руководства «Сахатранснефтегаза»?
- У нас руководство постоянно делится с нами своими планами, делает коллектив союзником, а не простым исполнителем воли начальства.
И, насколько меня учили в Губкинке, именно такой стиль руководства наиболее оптимальный для развивающихся компаний с хорошими амбициями. Это – азы успешного менеджмента.
- В коллективе такие грандиозные планы поддерживают?
- Само собой. Ощущение, что работаешь в имеющей большие перспективы компании – очень сильно стимулирует и мобилизует. Люди ценят место работы в таких компаниях, особенно если у них есть долговременные планы работать в развивающейся компании.
- Но такие компании становятся «лакомыми кусками» для чужих.
- Конечно. Вот «Якутгазпром» ушел практически за копейки – Магомедовы купили за 650 миллионов рублей, а сейчас переименованный в «ЯТЭК» бывший «Якутгазпром», как писали, оценили в 2 миллиарда долларов, т.е. почти 64 миллиарда рублей по нынешнему курсу, возможно, для перепродажи или получения крупных кредитов под залог его активов.
Такая же история может случиться с нашей компанией и это меня, как патриота республики, очень тревожит.
- А чем частные собственники хуже государства? Ведь постоянно говорят, что государство – неэффективный собственник?
А государственные компании должны действовать в интересах их собственника – народа, работая на наиболее сложных и не самых коммерчески привлекательных направлениях, от которых отказывается частный бизнес. Это, прежде всего, инфраструктура, а также другие стратегически важные направления.
Почти во всем цивилизованном мире уже давно произошла «приватизация доходов и национализация издержек», т.е. все, что приносит прибыль – принадлежит частному бизнесу, а то, что не так выгодно или дает отдачу через большой промежуток времени – принадлежит государству.
В нашей республике, в силу суровых природных условий и огромных расстояний, основу экономики региона составляют компании с государственным участием – федеральным или республиканским. Государству принадлежит наша крупнейшая корпорация – «АЛРОСА», основные транспортные и инфраструктурные компании – «ЛОРП», «Авиакомпания «Якутия», «Аэропорт Якутск», «Аэропорты Севера» и другие – тоже являются государственными.
- «Якутгазпром» тоже был инфраструктурной компанией, но ее продали же?
- И это, по моему убеждению, было серьезной ошибкой. Новые владельцы «Якутгазпрома» почти сразу в несколько раз взвинтили цены на отпускаемое газоконденсатное топливо для котельных.
- Но «Сахатранснефтегаз» тоже обвиняют в высоких тарифах на перекачку газа.
- Это и есть информационная война против нашей компании. Почему-то упорно пишущие на эту тему журналисты не приходят к нашим экономистам за разъяснениями по обоснованию тарифов, а идут в «ЯТЭК» и пишут совершенно несуразные вещи.
Казалось бы, какое мне дело до информационных атак на компанию – отражать эти наступления должны руководство и пресс-служба компании, я же простой инженер? Но в коллективе очень многие, я тоже, возмущены нападками на нашу компанию. Многих из нас волнует судьба «Сахатранснефтегаза», поскольку мы мечтаем работать в крупной республиканской компании, приносящей большие налоги и дивиденды в республиканский бюджет. Мы хотим быть причастными к освоению нефтегазовых богатств родной Якутии, а не читать в газетах и в Интернете, что какие-то посторонние компании добыли столько-то миллионов тонн нефти и миллиарды кубометров газа.
Поэтому я хочу высказаться.
Сравнивать тарифы «Сахатранснефтегаза» с другими регионами попросту неправильно по очень разным причинам:
- в республике нет крупных промышленных потребителей, которые бы потребляли газ,
- Якутия по сравнению с другими регионами малонаселенная и состоит из небольших сельских населенных пунктов, расположенных на удаленных расстояниях, поэтому протянув сотни километров газопровода, получаешь много раз меньше потребителей, чем в густонаселенных регионах.
Поэтому в промышленно развитых регионах с густонаселенным населением стоимость транспортировки газа стоит дешевле. К тому же львиную долю в цене газа для конечного потребителя составляет доля газодобытчика – «ЯТЭК», которая принадлежит братьям Магомедовым.
Надо также учесть, что «Сахатранснефтегаз» обслуживает и ремонтирует около 6000 километров газопроводов. В том числе почти 3000 километров магистральных газопроводов, в которых высокое давление. И не надо бы забывать, что газопроводы являются особо опасными объектами, которых надо содержать, обслуживать и охранять как положено.
Размещая статьи, в которых выдвигается обвинение, что тарифы «Сахатранснефтегаза» на транспортировку газа больше, чем в Европе или в более густонаселенных российских регионах, теневые заказчики стараются внушить мысль о неэффективности руководства предприятия, принадлежащего республике.
Точно такая же мощная информационная кампания была проведена в свое время против ряда республиканских компаний – «Алданзолото», «Саханефтегаза», «Якутгазпрома» и др.
В итоге это привело к тому, что «Якутгазпром» выкупили Магомедовы, превратив ее в «ЯТЭК». Активы «Алданзолото» до сих пор являются объектом перепродаж, постоянно наращивая свою цену в ходе спекуляций, но практически не давая реальный рост золотодобычи. И, заметьте, всегда рефреном шло внушение обществу, что республика – неэффективный собственник, лучше отобрать и отдать олигархам.
Это – мое мнение.
- А руководство «Сахатранснефтегаза», как Вы думаете, какую позицию придерживается или будет придерживаться в условиях информационной войны?
- Не знаю. Но я высказал точку зрения многих рядовых сотрудников нашей компании.
Мы очень надеемся, что «Сахатранснефтегаз» смогут отстоять. Ведь в компании на деле реализуется давно провозглашенный лозунг «Молодежь республики – в промышленность!». Сейчас только три компании в Якутии реально массово привлекают местные трудовые ресурсы – наш «Сахатранснефтегаз», «Нижнеленское» и «Алмазы Анабара». У нас в компании трудятся якуты и русские, у нас есть мечты, что наша компания будет развиваться и будет вовлекать все больше и больше местных работников – якутов и русских.
Остальные крупные компании стараются сделать упор либо на вахтовиков, либо на гастарбайтеров. Даже когда строили магистральный нефтепровод ВСТО, ведь предпочли привезти китайцев, хотя рядом были квалифицированные специалисты в Нерюнгри.
И когда говорят, что реализация планов промышленного развития Якутии создаст в ближайшей перспективе высокооплачиваемую работу для 100 тысяч человек, я и мои друзья задумываемся – а кто эти 100 тысяч человек, которые будут получать огромные для якутян деньги? Опять вахтовики? Или киргизи, таджики или китайцы? А местные якуты, русские опять окажутся за бортом?
Поэтому задача защиты «Сахатранснефтегаза», по моему глубокому убеждению, становится очень важной задачей для многонационального народа Якутии.