Main » 2013»От ыйа»17 » АТА – один из самых крупных филиалов ОАО ХК «Якутуголь». Задачей автобазы является обеспечение перевозок горной массы угольного разреза «Нер
АТА – один из самых крупных филиалов ОАО ХК «Якутуголь». Задачей автобазы является обеспечение перевозок горной массы угольного разреза «Нер
08:37
В Нерюнгри на автобазе технологического автотранспорта зреет бунт
ИА SakhaNews. Работники нерюнгринской автобазы технологического автотранспорта крайне недовольны своей зарплатой и организацией труда. 10 июля 220 представителей трудовых коллективов автоколонн № 1, 2 и 4 АТА провели общее собрание, выдвинув экономические требования к руководству. 16 июля те же представители провели пресс-конференцию, где рассказали о происходящем журналистам. АТА – один из самых крупных филиалов ОАО ХК «Якутуголь». Задачей автобазы является обеспечение перевозок горной массы угольного разреза «Нерюнгринский». В настоящее время парк автобазы насчитывает около 70 карьерных автосамосвалов БелАЗ грузоподъемностью от 30 до 220 тонн, около 25 самосвалов Komatsu грузоподъемностью до 220 тонн и около 80 единиц тракторно-бульдозерной техники. Количество работников – 1070 человек.
Проблема низкой заработной платы зрела не один день. Примерно в 2012 году заработки работников АТА заметно снизились. По словам водителей БелАЗов, сегодня они получают на руки не более 35-40 тысяч рублей, в то время как, например, до продажи «Якутугля», в 2007 году, их заработки составляли не менее 50 тысяч (при тогдашней более высокой покупательной способности рубля).
В прошлом году рабочие стали разбираться, почему так происходит. Выяснилось, что заработки сдельщиков снизились потому, что предприятием не выполняется производственная программа вскрышных работ.
Между тем, водители, механики и работники других профессий уверены, что их вины в невыполнении плана нет. По их мнению, плановые задания завышены и нереальны для выполнения. При этом рабочие уверены в том, что это делается умышленно: в кулуарах руководство подразделений будто бы говорит о том, что ему «достаточно выполнения 70-75 процентов от программы». При завышенных планах так оно и получается, но работники остаются с заниженной зарплатой.
Естественно, рабочий коллектив такое положение вещей не устраивает. 22 октября 2012 года по требованию работников, профсоюзный комитет АТА внес предложения в письме управляющему директору ХК «Якутуголь» Игорю Хафизову по повышению производительности труда и снижению затрат. Их внедрение, уверены работники АТА, позволило бы повысить заработную плату.
В частности, предлагалось привести технологические дороги, отвалы, забои в соответствие с «Правилами безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом». В этом случае, по мнению работников АТА, снизились бы расходы на шины, топливо и ремонтные работы и увеличилась бы производительность автосамосвалов.
Второе, что предлагают рабочие: при распределении автосамосвалов по экскаваторам учитывать не только объемы, взятые экскаватором на смену, но и выполнение нормы водителем - особенно на экскаваторах с повременной оплатой труда.
Наболевший для АТА вопрос – старая техника, которая регулярно ломается, а коэффициент ее износа не учитывается при выполнении производственного задания. По мнению работников автобазы, неправильно строятся отношения с ООО «Мечел-Сервис», ремонтирующим технику: необходимо вести расчеты не за количество отремонтированных узлов и агрегатов, а за их наработку.
В том же письме содержались требования по оплате труда. Тарифные ставки и оклады предлагалось повысить на 24 процента. «Если в 2011 году покупательная способность заработной платы по угольной промышленности России составила 4,73 прожиточных минимума, то покупательная способность заработной платы в ОАО ХК «Якутуголь» — 4,36», – говорилось в письме.
Помимо Игоря Хафизова, с этими требованиями был ознакомлен и председатель территориальной профорганизации работников ОАО ХК «Якутуголь» Владимир Апет. Однако никакой реакции на свои предложения и требования рабочие так и не получили.
Поскольку проблема никак не решается, а «загоняется внутрь», сегодня все те же самые требования возникли заново, но, как это обычно и бывает, в более жесткой форме. На собрании 10 июля была избрана инициативная группа, которая разработала новые требования к руководству компании. 15 июля они официально вручены работодателю. Свои подписи под требованиями поставили более 200 человек, хотя, по словам организаторов акции, есть немало желающих к ним присоединиться.
Работники АТА требуют предоставить им новые нормы оплаты труда, в результате применения которых их заработная плата снизилась по сравнению с 2011 годом и 2012 годами. По их словам, после принятия коллективного договора, выдали его текст без положения об оплате труда. Пошли к председателю профкома, тот передал им положение об оплате труда в электронном виде – но лишь частично – 13 страниц из 43-х. В том числе рабочим до сих пор ничего не известно о порядке условий и выплаты так называемой «тринадцатой зарплаты».
Работники пытаются разобраться, почему произошло снижение заработной платы, для чего требуют предоставить им копии приказов или локальные нормативные акты, в результате которых произошло это снижение.
В сегодняшних требованиях работников АТА содержатся конкретные требования по повышению заработной платы. Они таковы: водителям - до 100-120 тысяч рублей, слесарям – до 40-50 тысяч рублей. В требования включен и пункт о повышении заработной платы всем специалистам рабочих профессий.
Работники АТА подчеркивают, что они готовы работать с полной отдачей и получать только заработанные деньги. Они предлагают руководству комплекс мер для выполнения плановых заданий, которые должны рассчитываться из реальных условий труда и возможностей техники. У них накопилось много вопросов к руководству предприятия по организации труда, по ремонту техники, по работе системы GPS, по технике безопасности и условиям труда.
Сегодня главная проблема в том, что руководство не хочет слышать своих рабочих. Зреет и недовольство коллектива своим профсоюзом. Прошлогодние требования работников АТА, адресованные управляющему директору Игорю Хафизову были подписаны председателем первичной профсоюзной организации Сергеем Рябко и председателем совета бригадиров Валерием Сурковым. Ответа на них не поступило, а профком АТА не стал добиваться его получения, и этим также недовольны рабочие.
По словам инициаторов диалога, сегодня вся реакция руководства на их требования ограничивается «коридорным запугиванием» и «косвенным давлением». Между тем представители трудовых коллективов, выступившие с инициативой диалога, готовы к нему. Они готовы к встрече, к созданию примирительной комиссии. Они подчеркивают, что их требования являются только экономическими, и что действовать они будут строго в рамках действующего законодательства.
«Точка невозврата» не пройдена, и найти решения, удовлетворяющие обе стороны, еще не поздно.