Main » 2013»От ыйа»28 » «Гончаров Иван Александрович в Якутии. Страницы путевых очерков «Фрегат «Паллада»
«Гончаров Иван Александрович в Якутии. Страницы путевых очерков «Фрегат «Паллада»
19:35
Иван Александрович Гончаров в Якутии Работа Марковой Ольги, ученицы 10а класса МОУ СОШ № 31. «Гончаров Иван Александрович в Якутии. Страницы путевых очерков «Фрегат «Паллада»
И.А.Гончаров первый писатель, который ввёл в большую художественную литературу тему Якутии. Любому народу небезразлично, как оценивают его со стороны, ведь такие представления влияют и на его собственную самооценку. Сведения такого рода в исторической проекции носят чисто познавательный характер. К большому моему сожалению ни в одном музее Якутска нет экспозиций и сведений о том, что в нашем городе побывал и жил некоторое время великий русский писатель, не нашло это отражение и в топонимике города (в названии улиц) Хотя в русской литературе 19 века уже звучала тема Якутии, но всё же надо отдать должное великому русскому писателю И.А. Гончарову, который изложил свои впечатления о Якутии в своих путевых заметках. Именно читая его произведения, читатель впервые подробно и объективно узнал об этом крае; о людях, которые населяют его, укладе и быте коренных жителей; как приспосабливаются к экстремальным непростым условиям севера поселенцы, внося свой огромный вклад в развитии экономики, культуры.
1891 году вышли очерки "По Восточной Сибири. В Якутии и Иркутске”. Эти главы вошли в состав книги «Фрегат «Паллада». Из непритязательных писем и путевых заметок сложилась великая книга. Жанр произведения – путевой очерк. Седьмая глава произведения называется «Обратный путь через Сибирь» Это история земного пути писателя, который пересёк Россию с востока на запад, пешком, в повозках, на лодках и верхом.
Возвращаясь из путешествия в Петербург, И.А. Гончаров пересек Якутскую область с севера-востока на юго-запад. Он останавливался на станциях Аянского казенного почтового тракта, проехал Амгинскую слободу, посетил Якутск, затем, плывя по реке Лене, проехал станции Якутско-Иркутского тракта и Олекминск и дальше к Иркутску.
Одна дорога через тайгу и болота, через каменистые отроги и перевалы, через студеные реки не раз повергает в изумление и заставляет подумать о тех, кто живет в этом краю, слывущем "безымянной пустыней”. «Он пустыня и есть. Не раз содрогнешься, глядя на дикие громады гор без растительности, с ледяными вершинами...” - признается писатель. И при этом, рассказывая, что всюду путешественника встречает кров и очаг, не удержится воскликнуть, вопрошая: "Увы! Где романтизм?”
Он показывает тех, кто одолевает эту природу, кто на этих землях обжился, обустроился, занимается хлебопашеством, в поте лица своего добывает хлеб насущный.
Хребет Джугджур, этот «Монблан Сибири», Иван Александрович пересёк на якутских лошадях. Верхом добирался он к истокам реки Мая. Да, малоросла, отметил недостаток лошади и он, но... «сильна, крепка, ступает мерно и уверенно». А что делали бы путники на бадарайах — топких болотах, простирающихся на десятки километров,— без якутских лошадей? «Что Джугджур, что каменистая дорога,— записал Гончаров,— в сравнении с болотами!... Между тем лошадь чувствует, что она вязнет глубоко: вот она начинает делать отчаянные усилия и порывисто поднимает кверху то крестец, то спину, то голову. Хорошо в это время седоку! Наконец, побившись, она ложится на бок, ложитесь поскорее и вы: оно безопаснее. Так я и сделал однажды».
Познакомившись поближе с местными жителями, И.А.Гончаров пишет о том, что они являются самыми надёжными проводниками: «ведет вашу лошадь — где суше; едете ли лесом, он — впереди, устраняет от вас сучья; при подъеме на крутую гору опоясывает вас кушаком и помогает идти; с ними путешественнику ничего не страшно.» Писатель отмечает их трудолюбие, и смышленость. «Якуты здесь всё: кучера, слуги и ремесленники; они — хорошие скорняки, кузнецы.»
«Между тем на гребле работают без устали, тридцать и сорок верст, и чуть станем на мель, сейчас бросаются с голыми ногами в воду тащить лодку, несмотря на резкий холод». Но особенно писатель отмечает: «способны к плотничной и столярной работе. Здешние древние диваны и стулья переходят из дома в дом, не меняя формы; по ним делают и новую мебель. Дайте им образец — они сделают совершенно такую же вещь. Знаете ли, что мне обещал принести на днях якут? Бюст Рашели из мамонтовой кости или из моржового зуба. Сюда прислан бюстик из гипса, и якут делает по нему. Якут и Рашель — каково сближение!» В тексте путевых записок есть удивительные пейзажные зарисовки, которые составляют живописную картину – панораму Якутии.
"Я опять целый день любовался на трех станциях каменной набережной из плитняка. Ежели б такая была в Петербурге или в другой столице, искусству нечего было бы прибавлять, разве чугунную решетку. Река, разливаясь, оставляет по себе след, кладя слоями легкие заметки. Особенно хороши эти заметки на глинистом берегу. Глина крепка, и слои – как ступени: издали весь берег похож на деревянную лестницу. Летом плавание по Мае – чудесная прогулка: острова, мысы, березняк, тальник, ельник, все это со всех сторон замыкает ваш горизонт; все живописно, игриво, недостает только сел, городов, деревень; но они будут – нет сомнения.»
Читатель ясно представляет, ощущает всю простоту, и в то же время красоту, богатство и необычность природы Якутии.
Писатель стремится, чтобы всё увиденное им стало понятно и доступно читателю. С этой целью он даёт подробное описание явлений или толкование непонятных слов. Торбасы — это сапоги из оленьей шерсти. Чижи — чулки из шкурок молодых оленей. Наледи — это не замерзающие и при жестоком морозе ключи; они выбегают с гор в Лену; вода стоит поверх льда; случится попасть туда — лошади не вытащат сразу, полозья и обмерзнут. Хиус — это ветер, который метет снег; а ветер при морозе — беда "Отемнел?” — повторил я. "Ослеп”, — добавил он. да теперь вы ни в каком разе не поспеете добраться водой: скоро пойдет шуга”. — "Что это такое шуга?” — "Мелкий лед; Ураса - большой шалаш, конической формы, из березовой коры, сшитый довольно плотно, так что ветер мало проходил насквозь. Кругом лавки, покрытые сеном, так же как и пол. Посредине открытый очаг, вверху отверстие для дыма.
В своем коротком соприкосновении с жизнью И.А. Гончаров успел ощутить, устремленность народа в будущее и уверенность в процветании сурового края. Писатель думает о будущем богатого и пустынного, сурового и приветливого края. Он, убежден - придет время, "безымянная пустыня” превратиться в жилые места. «Тогда совсем готовый, населенный и просвещенный край, некогда темный, неизвестный, предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав.»
«Еще одно важное обстоятельство немало способствует этим начинаниям. От берегов Охотского моря до Якутска нет ни капли вина… Там, где край тесно населен, где народ обуздывается от порока… строгостью общего мнения и добрыми примерами, там свободное употребление вина не испортит большинства в народе. А здесь — в этом молодом крае, где все меры и действия правительства клонятся к тому, чтобы с огромным русским семейством слить горсть иноплеменных детей… — здесь вино погубило бы эту. Винный откуп, по направлению к Охотскому морю, нейдет далее ворот Якутска».
Выводы:
И.А.Гончаров был первым писателем, который ввёл в большую художественную литературу тему Якутии.
У Гончарова рассказчик приобретает лицо литературного героя со своим индивидуальным характером. Читателям открывается личность со своим отношением к миру. И эта личность – путешественник, реалистически рассказывающий обо всём увиденном. Дал подробное описание быта, обычаев и культуры местного населения, как русских, так и якутов.
Показал в очерке, как поселенцы способствовали поднятию экономики этого сурового края на новый уровень. В свою очередь и русские многому научились у коренных народов края, прежде всего якутов: переняли у них одежду, обувь, средства передвижения, обычаи, научились языку. Русские всегда входили в культурную среду местных народов, при этом происходило не смешение, а взаимопроникновение культур - вот что ценно и важно.
И.А. Гончаров первым ввёл в большую художественную литературу имя русского просветителя, священника – миссионера Иннокентия. На основе отобранного материала мною создано учебное электронное пособие (презентация) для уроков литературы с целью знакомства с литературно – краеведческим материалом в 10 классе.