Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2013 » Балаҕан ыйа » 6 » Сегодня снова Республика – высокодотационный регион Российской Федерации наравне с Республикой Чечня, т.е. дотация более 50% бюджетной обесп
Сегодня снова Республика – высокодотационный регион Российской Федерации наравне с Республикой Чечня, т.е. дотация более 50% бюджетной обесп
21:10
Зоя КОРНИЛОВА о бюджетной обеспеченности Республики
06.09.2013
В советское время Якутская АССР всегда была дотационной республикой, как в народе говорят «нахлебницей». С конца 70-х годов двадцатого столетия в Сибирском Отделении АН СССР в Институте экономики и промышленного производства под руководством доктора экономических наук Шнипера Р.И. и доктора экономических наук, затем академика Гранберга А.Г. были начаты научные исследования по разработке методологии и методики комплексного развития Сибири и Дальнего Востока на основе разработки межотраслевых балансов «Исследования по межотраслевому балансу были начаты в 30-х годах русским экономистом В. Леонтьевым. Он из-за репрессий 30-х годов эмигрировал в США и является одним из авторов модели «Японского чуда». Под моим руководством и участием были разработаны межотраслевые балансы за 1966, 1972, 1977, 1982 годы по Якутской АССР. Это позволило произвести Комплексный анализ динамики изменения темпов и пропорций воспроизводственных процессов в экономике республики и выявить региональные особенности производства, распределения регионального валового совокупного продукта, в том числе национального дохода производственного, реализованного и потребленного продукта и бюджетной обеспеченности региона.

На основе этих данных впервые было доказано, что республика производит национального дохода больше, чем потребляет. Значительная часть произведенного национального дохода вывозилась за пределы республики в виде налога с оборота и отчислений от прибыли в централизованные фонды союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, а также в виде природной ренты горнодобывающей промышленности через систему цен в бюджеты РСФСР и СССР.

А республиканский бюджет, в основном, формировался за счет налога с оборота от водки, налогов от населения, дотаций из центра, а также отчисления от прибыли предприятий местного подчинения.

В то время предприятия в республике делились на предприятия союзного подчинения, союзно-республиканского, местного подчинения. Последних в шутку мы называли «баннопрачечными», большинство из них были планово-убыточными. В Республиканский бюджет поступало всего лишь 4,5% прибыли всех предприятий региона, и бюджетная обеспеченность была крайне слаба. В итоге Якутская АССР занимала одно из последних мест среди регионов Российской Федерации по всем показателям уровня жизни населения, особенно в сельской местности, где проживали представители коренных народов; крайне тяжелая ситуация складывалась на местах проживания коренных малочисленных народов Севера.

Когда меня избрали членом Президиума Верховного Совета РСФСР, Президент РС(Я) Николаев М.Е. обязал занять выгодную должность – Постоянного представителя РС(Я) в г. Москве.

Должность члена Президиума Верховного Совета РСФСР открывала многие двери высших эшелонов власти РСФСР и СССР, что было чрезвычайно важно для решения многих назревших проблем Якутии.

По действующему законодательству я не могла совмещать работу одновременно в органах законодательной и исполнительной власти и написала заявление о своем согласии работать Полпредом РС(Я) на общественных началах, т.е. без заработной платы.

В 1989 году решением Обкома партии, Правительства республики была создана рабочая группа под общим руководством Председателя Правительства ЯАССР Шамшина В.П., Председателя Госплана Матвеева А.С., зав. Отделом экономики ЯФ СО АН СССР Кириллина Д.А., научным руководителем заведующей сектором ЯФ СО АН СССР Корниловой З.А. по разработке «Концепции самофинансирования и самоуправления Якутской АССР» в составе 45 чел. Концепция была разработана и утверждена Обкомом партии и Правительством ЯАССР.

Перед нами была поставлена задача и записано в концепции: «Первостепенным условием перехода республики на хозрасчет и самофинансирование является преобразование отношений собственности, направленных прежде всего на превращение трудящихся в реальных хозяев средств и результатов производства». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

«Во-первых,
политические: Якутия представляет собой социалистическое государство. А любое государство имеет собственную территорию и является субъектом отношений собственности на землю, её недра и другие природные ресурсы, основные средства производства, размещенные на этой территории. Право собственности дает народу реальную возможность быть хозяином земли, её богатств, преодолеть отчуждение от общественной собственности. Принцип равноправия народов предполагает предоставление им широких прав собственности не только в союзных, но и автономных республиках, других национально-территориальных образованиях».

Во-вторых, экономические: Формы хозрасчета и собственности взаимообусловлены. Республиканский хозрасчет базируется, в основном, на республиканской государственной собственности, доля и масштабы которой должны быть достаточными или даже преобладающими в общей совокупности социалистической собственности на её территории. В Якутской республике недровые богатства – главная естественная предпосылка развития производительных сил и в связи с этим горнодобывающая промышленность – стержневая отрасль региональной экономики. Без владения, распоряжения и пользования недровыми богатствами, объектами горнодобывающей промышленности, республика не будет иметь реальных экономических прав и методов для участия в распределении и присвоении продукции и доходов отраслей. Только при наличии более полных прав собственности на землю, её недра и другие природные ресурсы органы государственной власти и управления республики будут полномочны, например, устанавливать плату за них, которая явится главным источником доходов республиканского бюджета.

В-третьих, предлагаемая модель формирования экономического базиса и экономической самостоятельности республики связана с необходимостью наиболее полного удовлетворения социальных, жизненных потребностей её народов».

Были созданы рабочие группы в Якутске и Москве, велась интенсивная работа с Федеральным центром и в итоге были подготовлены и подписаны:


    Федеративный Договор. (31 марта 1992 г.); Статус Автономных республик РСФСР был повышен до республик. В Федеративном Договоре в «Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации».

В части 1 статьи 3 было записано «Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации и соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

В части 3 статьи 3 «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов».

    «Соглашение о взаимоотношениях между Правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам « (31 марта 1992 г.), где записано в:

- статье 1 «Стороны подтверждают, что земля, ее недра, воды и природные ресурсы, расположенные на территории Республики Саха (Якутия), являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на этой территории.

Стороны признают наличие на территориях республик федеральной, республиканской (Республики Саха (Якутия)) и совместной собственности».

- статье 7 «Стороны признают, что 11,5 процента производимых в Республике Саха (Якутия) аффинированных драгоценных металлов и 20 процентов ювелирных алмазов выкупаются Правительством Республики Саха (Якутия).

Реализация рассортированных на технические нужды алмазов, принадлежащих Республике Саха (Якутия), осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия) по прямым договорам с участием Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации.

Реализация на внешнем рынке алмазов осуществляется через ВО «Алмазювелирэкспорт».

Комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации отчисляется Правительству Республики Саха (Якутия) (включая ПНО «Якуталмаз») 45 процентов валюты, вырученной от реализации на внешнем рынке алмазов и бриллиантов, и производится оплата в свободно конвертируемой валюте 25 процентов отгруженного в Комитет золота, добытого в Республике Саха (Якутия).

В распоряжении Правительства Республики Саха (Якутия) в 1992 году остается 75 процентов валютной выручки, подлежащей перечислению в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, от объемов ресурсов Республики Саха (Якутия), поставляемых на экспорт за счет региональной квоты, кроме алмазов и золота.

Порядок учета и реализации именных алмазов и бриллиантов, самородных минералов, драгоценных металлов определяется отдельным соглашением.

Стороны признают необходимость двустороннего регулирования валютных взаимоотношений по поставке и реализации алмазов, бриллиантов, металлов платиновой группы, угля, лесопродукции.

Кроме этого РС(Я) получила свою долю из Алмазного фонда страны.

Соглашение было заключено на 5 лет (1992-1997 годы).


    «Соглашение о разграничении государственной собственности между РФ и РС(Я) (25 ноября 1992 год) основная часть предприятий союзного, союзно-республиканского подчинения были объявлены собственностью республики, в том числе «Якуталмаз», «Якутзолото», «Якутуголь» и т.д., за исключением предприятий включенных в приложении №1 и №2. Это предприятия выполняющие федеральные полномочия, таких как транспорт, предприятия связи, военно-спасательная служба и т.д.
    Указ Президента Российской Федерации «19 февраля 1992 года «Об образовании акционерной компании «Алмазы России», т.е. об акционировании компании ПНО «Якуталмаз». Здесь был определен:

– круг учредителей акционерной компании и их доля в уставном ее капитале:

- Правительства РФ – 35%;

- Правительство РС(Я) – 35%;

- Коллектив ПНО «Якуталмаз» - 25%

- Фонд социальных гарантий военнослужащих при Правительстве РФ – 5%.

– АК «Алмазы России» была объявлена собственником произведенной ее продукции, самостоятельно устанавливает в пределах определенных Правительством РС(Я) квот объема добычи алмазов, осуществляет сортировку, хранение и реализацию алмазов на внутреннем и внешнем рынках;

– поскольку по Соглашению о разграничении государственной собственности между РФ и РС(Я). ПНО «Якуталмаз» объявлена «собственностью РС(Я) и согласно «Соглашения о взаимоотношениях между Правительством РФ и Правительством РС(Я) по экономическим вопросам» природные ресурсы признаны достоянием (собственностью) народов, живущих на территории РС(Я) в Указе было зафиксировано обязательство Правительства РС(Я) передать в аренду акционерной компании необходимые для её функционирования земельные участки, природные ресурсы, а также основные фонды и другое имущество производственно-научного объединения «Якуталмаз».

– российская сторона обязалась передать компании ряд подразделений, занятых сортировкой, предварительной обработкой и реализацией алмазов.

Для реализации Указа Президента РФ Ельцина Б.Н. были созданы рабочие группы в ПНА «Якуталмаз», Правительстве РС(Я) и в Правительстве РФ под руководством помощника Президента РФ Скокова Ю.В.

В ходе подготовки устава акционерной компании «Алмазы России» были уточнены:

– название компании и изменено на «Алмазы России-Саха», затем решением «Общего собрания АК «Алмазы России – Саха» была переименована в июне 1998 года на «АЛРОСА»;

– после бурных споров было достигнуто согласие учредителей, по предложению РС(Я), включить в состав учредителей 8 районов «Алмазной провинции» и передать им 8% акций, в том числе за счет уменьшения доли акций Правительства РФ 3%, Правительства РС(Я) на 3%, трудового коллектива на 2%. В итоге при регистрации устава компании ее учредителями стали:

– Правительство РФ (32%);

– Правительство РС(Я) (32%);

– трудовой коллектив «Алмазы Россия-Саха» (23%);

– фонд социальных гарантий военнослужащих при Правительстве РФ (5%).

Для получения 8% акций «Алмазной провинции» были использованы материалы научных исследований институтов ЯФ СО АН СССР об экологических воздействиях хозяйственной деятельности АЛРОСА на состояние окружающей среды, в том числе на р. Вилюй и влияние его на здоровье местного населения. Итоги были удручающими. Кроме акций, республика добилась отчисления 2% от стоимости реализованных алмазов в целях ликвидации социально-экономического отставания и экологического ущерба, нанесенного восьми районам, на территории которых осуществляла деятельность по добыче алмазов.

В итоге АЛРОСА стала главным бюджетообразующим предприятием в РС(Я).

Республиканский бюджет начал получать дополнительные доходы:

– дивиденды на 40% акций АЛРОСА;

– ввели впервые в Российской Федерации «рентные платежи», т.е. часть природной ренты от добычи алмазов, хотя она была небольшая, но для нас это была спасительной;

– арендная плата за землю и имущественный комплекс АЛРОСА на 25 лет;

– от продажи 2% ювелирных алмазов в целях ликвидации социально-экономического отставания и экологического ущерба «нанесенного «Алмазной провинции»;

– от продажи 20% ювелирных алмазов как разница между ценой выкупа (по цене производства и международной ценой);

В итоге Республика Саха (Якутия) стала регионом в Российской Федерации донором и вышла из разряда высокодотационных субъектов России. Получили возможность построить «Национальный медицинский центр РС(Я)», «Центр охраны материнства и детства», «Высшая школа музыки», больницы, школы в сельской местности. Смогли повысить районный коэффициент к заработной плате до уровня Магаданской области (1,7 и 2,0)[1], для коренных малочисленных народов снизили пенсионный возраст до 45 и 50 лет, ввели пособие многодетным матерям с 45 лет и т.д.

Но к великому сожалению, наша радость была недолгой. Через 3 года (1995 г.) еще не истек срок подписания «Соглашения о взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) (192-1997 гг.) были изъяты основные источники доходов в процессе подписания «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РС(Я) (28 июня 1995 г.) и 15 соглашений:

- рентные платежи;

- доходы от доли республики в размере 20% добываемых ювелирных алмазов.

Если долю республики в добываемых ювелирных алмазов увеличили с 20% до 25%, то цены выкупа алмазов повысили с 1995 г. до 40% цены международного рынка, а 1978 года до цены международного рынка.

Кроме этого в 1978 году в связи ухудшением финансового состояния АЛРОСА республика, в связи с началом ее перехода на подземную добычу алмазов, снизила арендную плату за имущественный комплекс ПНО «Якуталмаз».

С 2000 года федеральным центром были предприняты ряд мер приведшие к дальнейшему неуклонному сокращению бюджетной обеспеченности республики
.

8 апреля 2001 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение №ПР-642 по защите интересов Российской Федерации в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия). Вопрос в основном касался проблемы реорганизации АЛРОСА в открытое акционерное общество, передачи контрольного (50%+ акция) пакета акций и имущественного комплекса федеральному центру. В начале предполагали долю Федерального центра в уставном капитале АЛРОСА увеличить до 50% + 1 акция за счет доли «Алмазной провинции», т.е. 8 улусов. После нескольких судебных процессов, длительных консультаций и переговоров заключили Мировое соглашение с федеральным центром:

- АЛРОСА стала открытой акционерной компанией;

- 40% акций осталось за Республикой Саха (Якутия);

- Федеральный центр получил контрольный пакет акций, за счет выкупа части акций трудового коллектива, т.е. проданных ими после выхода на пенсию и выезда да пределы республики, поскольку как все советские люди обманутые ваучерной приватизацией не верили, что за акции можно получить дополнительные доходы;

- имущественный комплекс перешел федеральному центру, с частичным возмещением арендной платы фиксированным размером платежа.

- содержание социальной инфраструктуры АЛРОСА передали республиканскому бюджету.

От 7 июня 2013 Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) принято решение, разрешающее Правительству РС(Я) продажу 7% акций АЛРОСА. За республикой остается блокирующий пакет акций 25% + акция и 8% акций 8 улусов «Алмазной провинции». Выходит такое решение приняла республика добровольно, скорее принудительно-добровольно, так как по указке сверху, используя механизм консолидированного голосования «Единая Россия» поддержала данную поправку. Против голосовали «Справедливая Россия» и КПРФ. Власть сегодняшняя не сумела отстоять интересы республики. В 90-х годах, как ни было сложно и трудно, властные структуры республики сумели защитить и убедить федеральный центр объективно оценить сложившейся ситуации в регионе и принять кардинальные меры.

Сегодня снова Республика – высокодотационный регион Российской Федерации наравне с Республикой Чечня, т.е. дотация более 50% бюджетной обеспеченности региона и по уровню жизни населения РС(Я) продолжает значительно отставать от других регионов РФ и по многим показателям не достигли среднероссийских.

В 2011 году доля населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения составила в РС(Я) 18,7% вместо 12,8% в среднем по РФ. Соответственно показатель малоимущего населения по месту проживания (по данным выборочного обследования) составил 49,5% вместо 38,2%, уровень безработицы 8,8% вместо 6,6%, доля жилищного фонда, оборудованного отоплением 73,0% вместо 83% (2010 г.) и оборудованного водопроводом 53,3% вместо 78% (2010 г.)

Если в 2012 году среднемесячная заработная плата в РС(Я) в среднем составляла 40 тыс. рублей, то заработная плата у работников добывающих отраслей достигала 63,3 тыс. рублей (2011 г.), у работников сельского хозяйства, охоты и предоставление услуг в этих отраслях 11,7 тыс. рублей (2012 г.), денежные доходы домашних хозяйств в расчете на 1 чел. в районах проживания народов Севера – 11,5 тыс. рублей. Реальный размер назначенных пенсий в среднем по республике – 11,3 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 10 тыс. рублей (2011 г.).

От 20 июня 2012 вышло еще одно распоряжение Правительства РФ №1036-р, в котором написано «… До 2016 года планируется принятие следующих мер:

прекращение участие РФ в уставном капитале открытых акционерных обществ … «Акционерная компания «АЛРОСА» (с координацией продажи акций, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) – в муниципальной собственности, с возможностью направления на развитие инфраструктуры Республики Саха (Якутия) денежные средства, поступающие от приватизации акций».

Почему Федеральный центр так настойчиво требует приватизацию АК «АЛРОСА»? Тут полезно вспомнить интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации об итогах приватизации 90-х годов в России в статье Т. Паниной «Изгнание из налогового рая» от 17 февраля 2012 года: «Хочу напомнить что в 2003 году Счетная палата закончила исследование итогов приватизации в России в 1990-х годах. Был подготовлен большой отчет.

Проанализировав итоги приватизации, мы открыто и честно сказали: она «была проведена по худшему варианту из всех европейских стран». Это я дословно цитирую члена экспертной группы, которая работала вместе со Счетной палатой, нобелевского лауреата, американского профессора Джозефа Стиглица. Он человек беспристрастный, выросший на рыночной экономике. Безусловно, цель, которая декларировалась, достигнута не была. А это не только переход на рыночную экономику, но и создание среднего класса, более эффективных предприятий, которые могли бы конкурировать с западными компаниями. В итоге более 60 процентов промышленного потенциала страны оказалось за бортом, многие предприятия были обанкрочены, потеряли инженерный корпус. Вторая в мире советская экономика упала почти на сто позиций. Ни одна страна мира,  том числе страны Восточной Европы – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, я уже не беру Китай, Вьетнам, такого рода приватизации не проводили.

Что касается залоговых аукционов, то это была просто полумошенническая схема, когда люди брали кредит у банка, за бесценок покупали крупнейшие предприятия, иногда даже не возвращая кредит. Тут вопросов нет, комментариев тоже. Кстати, Анатолий Чубайс честно признался, когда мы издали свой доклад по приватизации, что задача ставилась одна: ликвидировать промышленно-экономическую основу для коммунистического реванша, то есть задача была чисто политическая.

В книге «Алмазы России – Саха. Пятьдесят алмазных лет» (издательство РОССПЭН Москва 2005 год, с. 176) пишется, что АК «АЛРОСА», в то время как одно из немногих все еще оставшихся в государственной собственности высокодоходных предприятий являлась притягательным объектом для приватизации. В 1993-1997 годах АК «АЛРОСА» сумела выстоять в «алмазных войнах». «События, разыгравшиеся вокруг алмазодобывающей компании, напоминали до боли знакомый сценарий захвата и передела государственной собственности».

Дело не долшо до этого поскольку АЛРОСА была акционерной компанией закрытого типа с участием органов государственной власти РФ и РС(Я) с отработанным механизмом взаимного контроля и контроля за работой компании, а также поддержки ее с двух сторон, что здорово помогло в условиях мирового кризиса.

Сегодня АЛРОСА высокодоходная, бюджетообразующая компания. За 1993-2004 годы ее балансовая прибыль увеличилась с 586,9 млн. долл. до 17625,1 млн. долл., налогов уплаченных с 487,9 млн. руб. до 19892,0 млн. руб. (Изд. РОССПЭН, Москва, 2005 г., «Алмазы России – Саха. Пятьдесят алмазных лет, с. 178). Она по-прежнему остается объектом притягательным для приватизации, особенно после ее реорганизации в открытое акционерное общество.

Если в 90-е годы не удалось приватизировать АЛРОСА методом рейдерского захвата, то сегодня появляются новые возможности.

Олигарх Прохоров, например, готов использовать многоходовые политические игры с экономической приманкой, как – ликвидация республик. С обещанием роста доходов регионам от новых инвестиционных проектов по освоению природных ресурсов северных территорий. Но вряд ли этот способ оправдает себя. Север в основном специализируется на добыче полезных ископаемых даже на дальнюю перспективу. При существующем порядке распределения и перераспределения природной ренты вся она вывозится за пределы региона. А новые владельцы приватизированных предприятий в первую очередь избавляются от социальной инфраструктуры, до минимума сокращают персонал и расходы на заработную плату, сбрасывая их к работам регионов, увеличивая тем самым нагрузку на местный бюджет. Кроме того, при существующем  порядке формирования бюджета субъектов РФ, они абсолютно не заинтересованы в освоении их недровых богатств. Например, в государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» не разработан механизм стимулирования регионов Севера ни в налоговой системе, ни в распределении и перераспределении природной ренты, а наоборот они за счет своего бюджета обязаны стимулировать инвесторов. Далеко не надо ходить, Компания «Мечел» приватизировавшая «Якутуголь» расходы на содержание социальной сферы и заботу о трудоустройстве сокращенных им работников своей компании, переложила сразу эти затраты на местный бюджет и в погоне за прибылью повысила цену на уголь, что вызвало в свою очередь рост тарифов на электроэнергию для населения и промышленных предприятий. Ведь «Якутуголь» на территории Южной Якутии монополист.

К мысли, что для приватизации высокодоходных предприятий можно использовать политические средства подводит статья, опубликованная в Российской газете от 26 августа 2013 г. «Свести счета» с анонсом «Степени самостоятельности регионов будет зависеть от доли дотаций в их бюджетах».

Министерство финансов РФ планирует внести поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые должны вступить в силу с 2014 года


На обсуждение огромной важности проблемы для субъектов РФ, особенно для Северных регионов дается всего лишь оставшиеся 3-4 месяца 2013 г. В статье пишут, что «степень самостоятельности регионов, по замыслу минфина, будет зависеть исключительно от доли федеральных дотаций в их бюджетах. Раньше ограничители включались», если она превышала 20 процентов собственных доходов территории. С нового года планку снизят до 10 процентов.

Субъектам, попадающим в эту категорию, запретят устанавливать и финансировать обязательства, не закрепленные за ними Конституцией и федеральными законами, а заодно превышать установленные правительством нормативы оплаты труда госслужащих. Эти ограничения будут действовать и для регионов, где доля федеральных дотаций превышает 40 процентов. Их также обяжут подписывать и строго соблюдать соглашения с Минфином о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и согласовывать проекты бюджетов. Вдобавок ко всему, они должны быть готовы к ежегодной проверке, которую проводит Счетная палата или Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Сейчас все эти меры применяются к территориям, бюджеты которых на 60 процентов зависят от федеральной помощи.

При этом удивительно то, что Минфин РФ предлагая эту концепцию даже не задумывается над вопросом справедливо ли распределили консолидированный доход РФ между федеральным центром и регионами, учитывается ли объем национального дохода произведенного в регионах, особенно в субъектах РФ специализирующихся по добыче недровых богатств и достигнутый уровень жизни населения этих субъектов РФ, а также как реализуется статья Конституции РФ, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».  Ведь северные территории не требуют всю природную ренту оставить на местах их добычи, речь идет о части ее, хотя бы обеспечивающую средний уровень жизни по РФ.

Настало время серьезно реформировать существующую систему формирования бюджетов субъектов РФ, основываясь на принципах бюджетного федерализма, вместо того, чтобы выборочно искусственно загоняя в число высокодотационных регионов, решать степень их самостоятельности. С другой стороны сами регионы должны активно сотрудничать с федеральным центром по всему спектру данной проблемы. Только совместными усилиями можно решить такую сложную проблему как бюджетный федерализм. Знаю это из своего опыта работы с федеральным центром в 90-х годах.
 

[1] До 1962 года местным жителям не платили к их заработку ни северную надбавку и районный коэффициент, их могли получать тлько лица прибывшие из других регионов страны.

 Источник:
Зоя КОРНИЛОВА. Письмо к избирателям
Category: Экономика и СЭР | Views: 2170 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Балаҕан ыйа 2013  »
БнОпСэЧпБтСбБс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 45
Ыалдьыттар (гостей): 45
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024