Main » 2014»Тохсунньу»5 » Раздуваемый миф об угрозе сепаратизма порожден страхом Кремля и правящей элиты потерять полный политический и экономический контроль над ре
Раздуваемый миф об угрозе сепаратизма порожден страхом Кремля и правящей элиты потерять полный политический и экономический контроль над ре
12:09
10.12.2013 00:05
Инструмент устрашения
http://www.irekle.org/articles/i57.html В последнее время тема уголовного наказания за пропаганду сепаратизма стала одной из наиболее обсуждаемых в российском политическом пространстве. В Госдуму внесены уже два законопроекта, предусматривающих тюремные сроки за призывы к "расчленению единой и неделимой". В одном, авторства депутатов из "Единой" и "Справедливой России", говорилось о заключении для сепаратистов на срок до 20 лет. Этот документ "зарубил" профильный комитет Госдумы, но 9 декабря в парламент поступил еще один законопроект, разработанный Геннадием Зюгановым и его товарищами по КПРФ. В нем публичные призывы к сепаратизму предлагается наказывать лишением свободы на срок до пяти лет.
"Ирĕклĕ Сăмах" предлагает читателям мнение татарского публициста, уроженца Комсомольского района Чувашии Наиля Гильманова о том, кто провоцирует сепаратизм в современной России и к чему может привести спорная инициатива думцев.
Идеологическая база под закон о пропаганде сепаратизма готовилась властями, по меньшей мере, несколько месяцев. Выходили публикации в печатных и электронных СМИ, был подготовлен очередной пропагандистский фильм НТВ - без них не обходится ни одна кампания против оппозиции. Силовые структуры усилили давление на активистов национальных организаций, одновременно с внесением законопроекта в Госдуму были заблокированы некоторые "неблагонадежные" группы в соцсетях. Все это говорит о том, что федеральные власти тщательно подготовились к законодательной борьбе с сепаратизмом.
Предельная жесткость предложений думцев, расплывчатые формулировки (такие как "публичное выражение симпатии к сепаратистским движениям", которое в проекте единоросов предлагается наказывать лишением свободы на срок до трех лет) позволят правоохранительным органам трактовать закон по своему усмотрению. Следует готовиться к тому, что новые законодательные нормы будут широко применяться для борьбы с оппозиционными организациями, в первую очередь, ориентированными на сохранение национальной идентичности народов России и на развитие самодостаточного статуса регионов в рамках Федерации.
Между тем очевидно, что данный законопроект нарушает принципы Конституции РФ и основные права человека. Прежде всего, речь идет о свободе слова и о праве народов на самоопределение. Никто не может запретить какому-либо народу думать о создании своего государства, открыто высказывать свое мнение и обсуждать его.
При этом реализация права на самоопределение еще не означает отделения и создания независимого государства.
Главное для каждого народа - иметь возможность демократическим путем определять свое будущее и самостоятельно решать жизненно важные для него вопросы. Среди них - право на использование родного языка, право на пользование природными богатствами региона, развитие национальной культуры, системы национального образования, национальных СМИ.
Если все эти вопросы решены в рамках федеративного государства, то требующих полной независимости будет мало. Опытом многих стран доказано, что само право народов на самоопределение является стимулом для совершенствования политической системы многонационального государства и решения основных культурно-языковых проблем национальных меньшинств.
Сепаратистские лозунги, выдвигаемые в любой стране, - это индикатор неблагополучия в сфере национальной или региональной политики. Их использование - часто лишь метод привлечения внимания к проблемам национального или регионального развития, либо ответ на действия федеральных властей, ущемляющих права жителей "глубинки". Такой сепаратизм необходимо четко отделять от экстремизма, выражающегося в призывах к насилию, оскорблениях по национальному признаку и тому подобных вещах. Уголовное преследование за мирные "сепаратистские" высказывания лишь усугубит проблемы, связанные с дискриминацией коренных народов и экономическим неравноправием, так как их нельзя будет полноценно обсуждать в публичной сфере.
Призывы к отделению от России, все чаще звучащие в регионах, имеют две основные причины. Первая причина заключается в том, что в нерусских регионах происходит массовое закрытие национальных школ, зазвучали призывы к ликвидации республик, лозунги "Россия для русских" и так далее. При этом сейчас нет ни политических сил, реально готовых добиваться отделения какого-либо региона от России, ни правовых механизмов для этого. Региональный и национальный сепаратизм вряд ли способен полностью разрушить Российскую Федерацию как таковую, но он представляют реальную угрозу для имперской унитарной системы власти.
Надо иметь в виду, что часто ярлык "сепаратиста" навешивается на активистов, действия и требования которых в абсолютном большинстве своем не выходят за рамки Конституции РФ. Эти мнимые "сепаратисты" выступают, прежде всего, против образовательной и языковой политики федеральных властей, лишившей их возможности полноценно изучать, сохранять и развивать свои языки и культуры.
Митинг в Новосибирске 4 февраля 2012 года
Вторая - и главная - причина сепаратизма кроется в самом устройстве российского "федерализма". Концентрация власти и денег в Москве, жестко централизованная, бюрократическая система управления государством не отвечают интересам рядовых граждан за пределами столицы.
Региональные власти и политически, и экономически контролируются Кремлем, львиная доля налогов и нефтегазовых доходов поступают в федеральный бюджет, большинство крупных региональных компаний принадлежат московским олигархам. Достаточно привести такие цифры: в Москве зарегистрированы 20 из 28 крупнейших компаний России из списка Forbes, 75 из 100 крупнейших банков, 78 долларовых миллиардеров (1-е место в мире). Российская элита, значительная часть которой сконцентрирована в cтолице РФ, в основном заботится о собственном благополучии и очень мало знакома с проблемами, историей и культурой российской "глубинки". Основная функция федерального центра сводится к контролю над финансовыми потоками и распределению доходов от налогов и экспорта природных ресурсов. При этом огромные средства расходуются на имперские проекты, такие как Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года. В этой системе главная задача у руководителей большинства регионов - выбить средства из центра на проекты местного значения. Такая система крайне неэффективна, коррумпирована и абсолютно неприемлема для огромной страны. Отсутствие самоуправления тормозит нормальное развитие регионов. Все это не может не вызывать недовольства, одной из форм которого и являются призывы к отделению регионов от России.
Очевидно, что существующая модель управления может стабильно существовать только при высоких ценах на нефть и газ, при низкой политической активности абсолютного большинства населения и с опорой на силовые структуры. Как показали события в Бирюлево, даже на некоторые окраины Москвы не хватает ни внимания властей, ни десятков миллиардов долларов, крутящихся в столице, ни десятков тысяч правоохранителей. Что же тогда говорить о Сибири и Дальнем Востоке…
Подлинную стабильность и развитие страны могут обеспечить сильные регионы, управляемые независимой от Москвы местной элитой. Это невозможно без нормально функционирующего самоуправления на местах - основного принципа федерализма. Только выбранная демократическим путем власть будет заботиться о развитии своего региона.
Раздуваемый миф об угрозе сепаратизма порожден страхом Кремля и правящей элиты потерять полный политический и экономический контроль над регионами. Возврат к реальному федерализму потребует перераспределения не только властных полномочий, но и налогов, доходов от продажи нефти, газа и других природных ресурсов в пользу регионов. Правящая элита - федеральные чиновники и московские олигархи - конечно, будет всячески препятствовать этому. Законопроект о пропаганде сепаратизма служит как раз для сдерживания наиболее активных региональных политических движений.
Говоря о федеральной власти и правящей элите, я не хочу демонизировать чиновников в целом. Власть - это коллективные интересы тысяч служащих, законодателей, близких к ним предпринимателей, экспертов, смешанные со страхом перемен и потери финансового могущества, с высокомерием и убежденностью, что государственный аппарат превыше интересов граждан и целых народов…
Конечно, нельзя в вышеприведённые простые схемы уложить все социально-политические процессы, связанные с сепаратизмом, потому что некоторые из них имеют очень сложную историческую подоплеку (отсюда, например, северокавказская проблема). Но исключения только подчёркивают главную мысль настоящей статьи:
Закон о борьбе с сепаратизмом, если будет принят, станет еще одним мощным инструментом устрашения оппозиции. Однако, стараясь подавить национальные и региональные движения, власть пытается заморозить естественные политические процессы и, препятствуя развитию регионов, ведет Россию к краху.
Наиль Гильманов
В оформлении материала использовано изображение с сайта Национал-Демократического Альянса