Якутия. 20 января. NVpress - Под занавес уходящего года новостью номер один - причем, пожалуй, мирового значения - стало известие об освобождении из тюрьмы Михаила Ходорковского - публициста, общественного деятеля, олигарха, состояние которого в свое время оценивалось в $2,4 млрд. Между тем опальный бизнесмен и, в частности его компания ЮКОС, имеют самое непосредственное отношение к Якутии, к событиям более чем десятилетней давности, связанных с Талаканским нефтегазовым месторождением. Скандалы вокруг Талакана В 2001 году по инициативе бывшего президента Якутии Михаила Николаева компания ЮКОС приобрела контрольный пакет акций ОАО Национальная нефтегазовая компания «Саханефтегаз». В том же 2001 году случился первый скандал, связанный с разработкой Талаканского месторождения.
ОАО ННГК «Саханефтегаз» выиграло тендер Министерства природы на разработку Талакана, предложив самую большую сумму разового платежа за пользование недрами - $501 млн. Вторым стал «Сургутнефтегаз», предложивший бонус «всего» в $61 млн, то есть в 8,5 раз меньше, чем его соперник. Несмотря на явную победу «Саханефтегаза», итоги конкурса на разработку Талакана были отменены. Причина оказалась более чем банальна: у «Саханефтегаза» не оказалось заявленных денег.
Чуть позже выяснилось, что у «Саханефтегаза» изначально не было средств на освоение месторождения. Предполагалось, что их даст в виде кредита ЮКОС. Но тот отказался кредитовать проект за счет своих средств. Вместо этого руководители ЮКОСа предложили направить на реализацию проекта полагавшуюся правительству Якутии часть бонуса от продажи на аукционе прав пользования месторождением. Иными словами, по сути финансирование освоения Талакана ЮКОС ловко перекладывал на Якутию.
Несмотря на нелепость складывавшейся ситуации, тогдашнее руководство республики в лице президента Михаила Николаева и председателя правительства Василия Власова согласовало эту схему. Однако, когда договор попытались «провести» через Госсобрание Якутии, случилась закавыка: Ил Тумэн под руководством спикера Василия Филиппова этому резко воспротивился; против высказался также и министр финансов республики Александр Кугаевский. Он не побоялся высказать свою позицию публично, ради дела пошел против воли руководства республики. Комментарий Александра Кугаевского читайте ниже.
Однако скандалы вокруг Талакана на этом не закончились. В следующем 2002 году был проведен повторный конкурс на разработку месторождения, закончившийся не менее скандально: Минприроды отменило условия его проведения из-за неоправданно заниженной стартовой цены за Талаканское месторождение, которая составила $56 млн.
А между тем на Талакане уже шла добыча нефти в небольших количествах (примерно 250 тыс. тонн в год), которая поступала сугубо для обеспечения Якутии топливом. Добычу вела дочерняя структура «Саханефтегаза» - ОАО «Ленанефтегаз», получившая временную лицензию на разработку месторождения сроком на один год.
Дело ЮКОСа
В начале следующего, 2003 года, началось то самое «дело ЮКОСа», апофеозом которого стало заключение Михаила Ходорковского, просидевшего в итоге десять лет и за это время снискавшего славу «узника совести».
Временная лицензия на разработку Талакана у «Ленанефтегаза» была изъята ввиду «недобросовестности» подконтрольных ЮКОСу структур (читай – «Ленанефтегаза») и передана «Сургутнефтегазу». Тот, в свою очередь, обратился в арбитражный суд, чтобы получить постоянную лицензию. В декабре 2003 года Арбитражный суд Якутии своим решением оставил за «Сургутом» право на постоянную лицензию по освоению Талакана. Деньги от «Сургута» - $61 млн – поступили в федеральный и республиканский бюджеты.
В конце декабря 2003 года Минприроды попыталось оспорить решение Арбитражного суда Якутии, но в рассмотрении жалобы было отказано из-за ошибок в оформлении документа. Подачу новой апелляции притормозил экс-министр природы Виталий Артюхов. Новый глава Миприроды Юрий Трутнев заявил, что все-таки попробует оспорить решение суда Якутии.
Однако лицензия так и осталась у «Сургутнефтегаза». Как комментировали тогда эксперты, действие было обусловлено политическим выбором государства, «которое хочет видеть в Восточной Сибири полностью лояльную компанию». А СМИ, в свою очередь, отмечали, что «Талаканское месторождение стало первой имущественной потерей ЮКОСа со времени возникновения у компании проблем с правоохранительными органами».
Почему же ЮКОСу не удалось получить право на разработку Талакана?
Как свидетельствуют некоторые документы, в 2002 году, со вступлением в должность нового президента Якутии Вячеслава Штырова, между руководством Якутии и менеджментом ЮКОСа (Ходорковский, Бейлин, Миндюк) возникла конфликтная ситуация. Причина состояла в том, что ЮКОС отказался выполнить несколько требований правительства Якутии:
1) произвести перечисления в бюджет республики компенсационных выплат за приобретение контрольного пакета акций ОАО ННГК «Саханефтегаз». Контрольный пакет акций предприятия был приобретен ЮКОСом по согласованной с бывшим руководством Якутии (Михаил Николаев, Василий Власов) схеме, согласно которой средства от продажи акций остались в распоряжении ОАО ННГК «Саханефтегаз», тогда как должны были поступить в бюджет Якутии, как того требовало республиканское законодательство.
2) прекратить внутренние трансфертные схемы ценообразования, по которым продукция, производимая подразделениями ОАО ННГК «Саханефтегаз», продавалась в структуры ЮКОСа по внутрифирменной цене ниже себестоимости производства.
Разница между рыночной и внутрифирменной ценой после продажи продукции на рынке по полной цене аккумулировалась в сбытовых подразделениях ЮКОСа. Это привело к тому, что подразделения «Саханефтегаза» не могли собственными доходами покрыть даже издержки производства, и в течение короткого времени предприятие оказалось в кредиторской зависимости от головных структур ЮКОСа, размеры которой превысили все допустимые нормативы, а бюджеты всех уровней недополучали ежегодно значительные средства.
3) обеспечить выполнение условий лицензионного соглашения на Талаканское нефтегазконденсатное месторождение в части финансирования геологоразведочных работ и обустройства месторождения, сроков его освоения и строительства нефтеперерабатывающего завода.
Руководство ЮКОСа в нарушение лицензионного соглашения планировало осваивать месторождение по упрощенной схеме с отправкой нефти на экспорт в Китай по нефтепроводу Ангарск-Дацин. Явление Максимова
В декабре 2003 года руководство ЮКОСа назначило президентом ННГК «Саханефтегаз» Афанасия Максимова, «трейдера ЮКОСа», бизнесмена, депутата Ил Тумэн республики, который, как писали СМИ после, «в начале своей деятельности активно и усердно отстаивал интересы ЮКОСа, получая вознаграждение в его головных структурах».
После возбуждения уголовного дела в отношении руководства ЮКОСа акции «Саханефтегаза» перешли в собственность или управление многочисленных кредиторов ЮКОСа. Для «Саханефтегаза» и его «дочек» начались сложные времена.
В 2007 году контрольный пакет акций самого ОАО ННГК «Саханефтегаз» был приобретен АК «АЛРОСА» (ЗАО), и 25 марта 2008 года Советом директоров компании Афанасий Максимов был освобожден от должности президента ОАО ННГК «Саханефтегаз». Таким образом, несмотря на несколько попыток смещения с поста президента компании, ему удалось удержаться в этом кресле пять лет.
За время правления Максимова была организована дополнительная эмиссия и продажа контрольного пакета акций дочернего предприятия ОАО ННГК «Саханефтегаз» - ОАО «Якутгазпром» - структурам известного московского предпринимателя Магомедова. Деньги от продажи акций в компанию не поступили – это выяснилось после проверки, проведенной на предприятии новыми владельцами. Вместо этого средства были переведены в другие структуры - такие как ЗАО «Якол» например. Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела, возбужденного годом позже.
За несколько лет ведущее газодобывающее предприятие Якутии – ОАО «Якутгазпром» - оказалось в предбанкротном состоянии с многомиллионными долгами. Кроме того, не нашли целевого применения средства на строительство газопровода в поселки Витим и Пеледуй. Десять тысяч якутян – жителей этих поселков остались без газа, и до сих пор в их домах газа нет.
Проведенными новым руководством ревизиями финансово-хозяйственной деятельности ОАО ННГК «Саханефтегаз» выявлены многочисленные нарушения в деятельности бывшего руководства предприятия. По обобщенным данным проверок выявлено, что убытки только за 2007 год составили более 600 млн рублей. Исходя из этого президентом АК «АЛРОСА» (ЗАО) Сергеем Выборновым и вновь назначенным президентом ОАО ННГГК «Саханефтегаз» Михаилом Поляковым были направлены обращения в Генеральную прокуратуру России.
В конце 2009 года в отношении руководства компании «Саханефтегаз» было возбуждено уголовное дело, а в мае 2010-го Афанасий Максимов был обвинен в мошенничестве в особо крупном размере, растрате и неуплате налогов. Практически так же, как и Ходорковский. Правда, суммы у последнего выше в десятки, а то и в сотни раз.
Дело Максимова и его товарищей рассматривается (повторно) в Якутском городском суде до сих пор. После вынесения обвинительного приговора и до его отмены Максимов провел в тюрьме почти год. Впрочем, это уже другая история. Афанасий Максимов: «У ЮКОСа вышла осечка»
Вот как вспоминает события тех лет сам Афанасий Максимов: «Интерес ЮКОСа к Талакану и в целом к Якутии начал проявляться еще в конце 90-х, потому что запасы Западной Сибири, где больше всего добывалось нефти и газа, начали истощаться. И потому ЮКОС принял стратегически правильное решение идти на восток: в Красноярский край, Иркутскую область и Якутию. Был подписан меморандум между нашей республикой и ЮКОСом, в котором последний обязался не владеть больше 25+1%, но в нарушение своих обязательств, прикупил крупный пакет акций «Саханефтегаза» у АЛРОСА между первым и вторым туром выборов президента Якутии 2001г., а недостающие до контрольного приобрел с рынка. (Мы располагаем данными, что «АЛРОСА» была вынуждена продать свои акции в «Саханефтегазе», так как в конце 2001 года с одобрения Правительства Якутии органами управления «Саханефтегаза» было принято решение о дополнительной эмиссии акций. Таким образом, смысл участия в капитале «Саханефтегаза» для компании «АЛРОСА» был утерян, так как компания могла теперь претендовать лишь только на роль миноритария – прим.ред.).
Формально ЮКОС не нарушил своих обязательств, так как свой пакет 51% разделил между тремя оффшорными компаниями, каждая из которых владела не более 20%. И это тоже была хитрость, чтобы обходить антимонопольные законы.
Весной 2001 г., когда проходил конкурс, ЮКОС действительно был миноритарным акционером, но первую скрипку все же играл он, потому что у наших не было ни опыта, ни денег.
Лично я не участник тех событий, но от осведомленных людей знаю, что перед конкурсом была пущена «утка», что «Сургутнефтегаз» предложит $500 млн. Эта информация похожа на шутку, но то, что откуда-то появилась сумма именно 501, а не 500 или 510, наводит на определенные мысли. Ведь шла ожесточенная политическая борьба за пост будущего президента республики, и элита была расколота на два противоборствующих лагеря, потому «Саханефтегаз», выигравший конкурс, так и не получил свой приз. Он достался пришедшему на финиш вторым. Нонсенс. Но ее подтянули под видимость законности сами же «победители» конкурса, обратившись в АС РС(Я), что тоже анекдот уже сам по себе.
Когда подвели итоги конкурса, ЮКОС предложил, как всегда, свою хитрую схему. По действующему тогда законодательству, бонус распределялся 60/40 в пользу региона, и ЮКОС заключил предварительный договор с Якутией: он предоставляет «Саханефтегаз» в кредит 500 млн на оплату за Талакан, из которых 200 млн сразу уходит в федеральный бюджет, но вы, якуты, заключаете с нами договор, и 300 млн должны пойти только на разработку Талакана. Но поскольку тогда действительно работала Конституция РС(Я), согласно которой все деньги должны проходит только через бюджет, вот тут и у ЮКОСа и поддержавших его товарищей вышла осечка - не хватило то ли одного то ли двух голосов для ратификации договора через Ил Тумэн».
Александр Кугаевский: «Предложение ЮКОСа было незаконным»
«Схема выхода из патовой ситуации, предложенная специалистами ЮКОСа и поддержанная Правительством РС (Я), имела весьма серьезные изъяны с точки зрения существовавшего тогда законодательства, - считает Александр Кугаевский, в то время министр финансов Якутии. - К тому времени вступили в силу Налоговый и Бюджетный кодексы, которые достаточно ясно определили и статус, и порядок взноса в бюджет премиального бонуса. Согласно закону, вся сумма премии приравнивается к налоговым платежам и одномоментно должна поступить в Федеральное казначейство, и только в него, которое и осуществляет расщепление поступивших средств по уровням бюджетов: 60% - в бюджет РС (Я), 40% - в федеральный бюджет.
ЮКОС, в духе практики начала 90-х годов, уверил наших чиновников, и ему поверили, что федеральную долю - 200 млн долларов - он сам закроет из своих средств прямым платежом в Минфин России.
Схема была такой: на сумму 300 млн долларов, равную доле премии, причитавшейся республике от ОАО «Саханефтегаз», компания ЮКОС предоставит Якутии кредит, который мы должны в тот же день направить в ОАО «Саханефтегаз» на освоение Талаканского месторождения. ОАО «Саханефтегаз» если не в тот же день, то максимально быстро возвращает эти деньги обратно в бюджет республики от своего имени как уплату якутской части премии – 300 млн долларов. Республика, читай Минфин РС (Я), получив эти деньги обратно, тут же возвращает полученный кредит ЮКОСу. Такая схема была предложена во спасение «Саханефтегаза», так все должно было выглядеть, по мнению специалистов ЮКОСа, будто и нет установленного законом порядка. Итоги сделки: - «Саханефтегаз» деньги для выплаты премии «нашел», с федеральным бюджетом «рассчитался», с республиканским бюджетом «рассчитался»; - республика свою часть бонуса «получила», республика инвестиционный кредит «получила», республика по кредиту «рассчиталась»; - ЮКОС свои деньги вернул. Все в кавычках, кроме ЮКОСа. Но крайней все же осталась республика: инвесткредит пришел и ушел, бонус пришел и ушел, а за пользование чужими деньгами (кредит ЮКОСа) еще надо и заплатить ЮКОСу примерно 150 млн рублей.
Все это противоречило здравому смыслу, бюджетному устройству, бюджетному процессу, всему законодательству, связанному с процедурой исполнения итогов конкурса за право пользования недрами.
Надо вспомнить к тому же 2001 год: катастрофическое наводнение в Ленске, тяжелая ситуация с завозом нефтепродуктов в Арктику, десятки затопленных и снесенных поселков, пострадали тысячи наших якутян.
В Министерстве финансов мы тщательно анализировали эти схемы, однако в рамках действующих законов реализовать предложенные варианты было невозможно. На заседании правительства я высказался категорически против сделки. Я тогда сказал, что пройдет только та схема, которая будет законной, а этот документ я подписывать не буду. А иначе, если хотите, могу написать заявление об отставке.
Сейчас точно можно сказать, что если бы та схема прошла, меня бы уволили. А еще вероятнее – возбудили бы уголовное дело.
Вопросы вызывала не только сама схема, но и предложенная «Саханефтегазом» сумма в $500 млн. На тот момент по всем подсчетам реальной была цена около $60 млн.
На заседании Ил Тумэна, которым должна была утвердиться ЮКОСовская схема, я, как министр финансов, дал пояснение депутатам, и Государственное Собрание приняло правильное решение».
Неизвестно, чем бы закончилась та сделка, будь депутаты Ил Тумэна чуть-чуть посговорчивее или, наоборот, поупрямее. Ведь, если уж говорить совсем откровенно, мало кто из народных избранников тогда понимал саму суть сделки и насколько она соответствует закону.
Как говорят сегодня эксперты, даже если бы договор с ЮКОСом был ратифицирован на уровне республики, он, скорее всего, не прошел бы в Москве. То есть ЮКОС в любом случае не получил бы Талакан, который, по сути, был для него заделом на будущее.
Впрочем, история, как известно, не имеет сослагательного наклонения, а потому получилось так, как получилось. В итоге мы имеем сегодня то, что имеем.
Марина САНТАЕВА
Твитнуть
КОММЕНТАРИИ viewНиколай | 20/01 14:59
Мощный материал. Только почему то поздно на сайте появился. На Комузе трут его уже несколько дней: http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3045528 КОММЕНТАРИИ viewРусал | 20/01 19:07
Ну что в этом материале мощного? Старые общеизвестные факты. Вот если бы написали, что Николаев был крупным акционером ЮКОСа, а эти акции получил с подачи Штырова - вот это было бы мощно. Но ведь не напишете? Кстати, сколько ВАШ заплатил за эту статью? У него большой предвыборный (для Айса) бюджет, или так себе? viewqwest | 20/01 17:46
товарищи, действительно почему так поздно выложили материал? надо было сразу в пятницу, ну или хотя б в субботу viewЖу | 20/01 17:35
какой принципиальный оказался Кугаевский viewNVpress | 20/01 17:07
у нас практика - некоторые материалы, выходящие в НВ, выставлять на сайт только в понедельник viewНиколай | 20/01 14:59
Мощный материал. Только почему то поздно на сайте появился. На Комузе трут его уже несколько дней: http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3045528