Main » 2014»Тохсунньу»24 » президент высоко оценил одобренную Правительством РФ «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики
президент высоко оценил одобренную Правительством РФ «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики
11:55
Егор Борисов поддержал идею создания Корпорации развития Якутии
23 ЯНВАРЯ Егор Борисов провел заседание Совета при Президенте РС(Я) по инвестиционной политике Республики Саха (Якутия). В работе заседания приняли участие руководители Правительства РС(Я), главы министерств и ведомств, депутаты Госсобрания (Ил Тумэн), члены Совета при Президенте РС(Я) по инвестиционной политике, члены экспертной группы, руководители предприятий республики. Открывая мероприятие, Егор Борисов отметил, что с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности переход республики на программно-целевое планирование расходов бюджета является ее преимуществом. Также президент высоко оценил одобренную Правительством РФ «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». В ходе ее реализации в Якутию уже привлечено порядка 1,2 трлн. рублей, а доходная часть бюджета за это время увеличилась не на проценты, а в разы.
Оценивая итоги публичного обсуждения новой редакции Инвестиционной стратегии республики на период до 2016 года и ее основных направлений до 2030 года, министр экономики Ольга Федорова заявила, что по предварительным данным темпы роста валового регионального продукта Якутии в 2013 году оказались выше среднероссийских показателей.
Также выше среднероссийского уровня зафиксированы темпы роста индекса промышленного производства, реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы. Столица республики занимает 28 место в рейтинге легкости ведения бизнеса в городах России, а сама республика в рейтинге субъектов Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата занимает 14 место (в группе регионов со средней базой). Говоря о существующих проблемах, Ольга Федорова упомянула не только традиционные трудности ведения бизнеса в Якутии, такие как неразвитая инфраструктура, высокие цены на тарифы, товары и услуги, а также отдаленность северных территорий. Министр выделила и другие недостатки. Такие, как слабое взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности, их недостаточная информированность, отсутствие проработанных инвестиционных проектов и понятных представлений о рынках сбыта производимой продукции со стороны субъектов малого бизнеса, необходимость перестройки мышления бизнес-среды по ведению разумной инвестиционной политики.
В настоящее время для преодоления отрицательных моментов в Якутии предпринимается целый ряд мер. В том числе одним из инструментов должна стать новая редакция Инвестиционной стратегии республики на период до 2016 года и ее основных направлений до 2030 года
Ольга Федорова дала краткое описание структуры новой редакции Инвестиционной стратегии Якутии, рассказала об итогах публичных слушаний, прошедших в конце ноября 2013 года, и сформулировала ключевые задачи реализации Стратегии на 2014 год. Выступивший следом генеральный директор Агентства инвестиционного развития Республики Саха (Якутия) Алексей Загоренко представил подробный анализ инвестиционного климата в республике, оценив актуальные вызовы времени и перспективные направления развития.
Руководитель Агентства инвестиционного развития РС(Я) считает, что пришло время отойти от старых стереотипов, когда у приходящих на территорию Якутии инвесторов первым делом спрашивали: «Что вы нам можете дать?». Пора задавать прямо противоположный вопрос: «Чем мы вам можем помочь?», полагает Алексей Загоренко.
Глава АИР РС(Я) не возлагает больших надежд на республиканский бюджет при реализации инвестиционных программ. Также он считает, что инвестиции только в местных товаропроизводителей не приведут к кратному увеличению объемов производства. Нужны ивложения из-за пределов республики, в том числе частные и иностранные, заявил Загоренко.
При этом, он считает, что обостряющаяся конкуренция в данной сфере требует использования самых эффективных и верных мер. В том числе посредством привлечения признанных специалистов с высокой деловой репутацией, компаний-консультантов с мировым именем.
В условиях ограниченности бюджетного финансирования, одним из перспективных направлений может стать «коммерциализация» строительства инфраструктурных проектов территориального развития, поиск девелоперов с частными источниками финансирования.
Функции по обеспечению зон промышленного развития инфраструктурой и последующей их эксплуатации должна выполнять специализированная организация. В других регионах России, являющихся лидерами по привлечению инвестиций, эту роль выполняют корпорации развития. В нашей республике, уверен Алексей Загоренко, тоже надо создать свою Корпорацию развития Якутии.
Помимо этого, гендиректор Агентства инвестиционного развития республики предложил оптимизировать структуру бюджетных расходов. По его мнению, в сфере ЖКХ необходимо форсировать внедрение государственно-частного партнерства (концессий) и энергосервисных контрактов. Агентство в данном случае могло бы выступать в роли консультанта по концессионным проектам, а также участвовать в поиске инвесторов.
По мнению Алексея Загоренко, в сфере сельского хозяйства нужно сконцентрировать усилия на поддержке крупных республиканских предприятий и внешних инвесторов, которые внедряют инвестиции в сельхозпроизводство в промышленных масштабах. Появление крупных компаний-лидеров в сельском хозяйстве позволит увеличить объемы сельскохозяйственной продукции в разы, подтянуть смежные производства. Но это не должно означать отказ от поддержки мелких сельхозтоваропроизводителей.
В ходе совещания состоялась презентация интернет-портала «Инвестиционный климат Республики Саха (Якутия)» http://www.investyakutia.com. Егору Борисову было предоставлено право символического перерезания электронной красной ленты, что стало моментом официального открытия портала.
Основными преимуществами интернет-портала «Инвестиционный климат Республики Саха (Якутия)» перед инвестиционными порталами других регионов являются наличие «Личного кабинета» инвестора и высокоскоростной интерактивной карты с реестром инвестпроектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории республики.
Для оказания помощи инвестору в выборе земельного участка на портале имеется информация по площадкам, разделенная по типам: «Greenfield», «Brownfield», «Whitefield» с детальной расшифровкой указанных площадок: «Свободные земельные участки», «Невостребованные (частично востребованные) промышленные объекты», «Пригодные или частично пригодные» для создания инвестиционных площадок и новых производств на территории республики.
Интернет-портал «Инвестиционный климат Республики Саха (Якутия)» разработан на русском, английском, корейском языках и адаптирован к использованию на Android и iOS. В недалеком будущем планируется запуск версий на японском и китайском языках.
После выступлений основных докладчиков состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой обсуждались самые разные аспекты инвестиционной деятельности республики. Говорили о роли и месте муниципалитетов, законодательной деятельности, проблемах малого и среднего бизнеса и многом другом. Например, о таможне и необходимости стандартизации написания якутских названий на английском языке.
Подводя итоги заседания Совета по инвестиционной политике, Егор Борисов отметил, что многие предлагаемые к реализации инвестиционные проекты действительно не соответствуют необходимым критериям. Кто-то не учитывает конъюнктуру мировых рынков, у кого-то – слишком низкое качество выпускаемой продукции, а где-то мешают объективные географические факторы.
Тормозит развитие инвестиционной деятельности и дороговизна привлекаемых средств для малого и среднего бизнеса. Пока еще остаются и административные барьеры. Необходимо принять меры по сокращению сроков выдачи различных разрешений, будь то строительство новых объектов или их подключение к инфраструктуре.
Президент подчеркнул, что пришло время переходить от анализа и простого перечисления факторов, препятствующих улучшению инвестиционного климата республики к практическим мерам. Он возложил на Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия) функции по разработке и внесению предложений по устранению имеющихся проблем.
Егор Борисов поддержал идею создания Корпорации развития Якутии и предложил создать ее на базе уже имеющей наработанный опыт «Корпорации развития Южной Якутии». Одобряет президент и образование зон опережающего развития республики. Егор Афанасьевич считает необходимым распространить опыт СВФУ им.М.К.Аммосова по деятельности малых инновационных предприятий на весь регион.
Кроме того, Егору Борисову понравились инициативы Центра стратегических исследований РС(Я) по созданию условий доступа к финансовым ресурсам предприятиям малого и среднего бизнеса, в том числе через механизмы залога страхования, с использованием возможностей Республиканской инвестиционной компании, Фонда будущих поколений, иных финансовых институтов.
Отдельно президент заострил внимание на проблеме подготовки профессиональных кадров в сфере инвестиционной деятельности, поручив подготовить по данному вопросу специальный проект решения.
Также Егор Афанасьевич рекомендовал комплексно заняться вопросами организации выставочно-ярмарочной деятельности в республике, тщательно изучив опыт других субъектов Российской Федерации.
В целом, по мнению Егора Борисова, созданные в республике структуры по привлечению инвестиций двигаются в правильном направлении. Теперь важно поступательно развивать первые достигнутые успехи.