Main » 2014»Муус устар»13 » основы тюркского мировоззрения формировались в течение тысячелетий и уходят своими корнями в доисторическое прошлое тюрков, они глубоко ориг
основы тюркского мировоззрения формировались в течение тысячелетий и уходят своими корнями в доисторическое прошлое тюрков, они глубоко ориг
15:57
ОСНОВЫ ТЮРКСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ПРОЕКТ) ВВЕДЕНИЕ
Мухаметдинов Р. Ф.
Мировоззрение – очень широкое понятие. В нашем случае мы понимаем под ним предельно обобщенно излагаемую систему взглядов на объективный мир, место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности, к обществу, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
В своем социальном спектре мировоззрение может быть основой и идеологии.
Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, народа или нации.
Общетюркское мировоззрение, которое бы консолидировало и солидаризировало тюркские народы, не может быть чисто религиозным, тем более построено на базе ценностей какой-либо одной религии, так как в тюркском мире есть несколько конфессий: ислам, христианство, буддизм, иудаизм, а также языческие верования. Кроме этого есть большие массы населения, ориентирующиеся на светский образ жизни. Ни в одном тюркском государстве ни одна религия не является государственной. Везде провозглашена свобода совести.
Объединяющее нас, тюрков, мировоззрение состоит из тех взглядов и ценностей, которые своими корнями восходят к исконно тюркским представлениям о природе, человеке и мире, и которые сформировались задолго до появления мировых религий.
Конечно, эти древнетюркские представления тоже не обходились без божеств, но информацию о них тюркам давали не конкретные личности-пророки (Авраам, Будда, Иисус Христос, Мухаммед), а наши предки приходили к понятию бога путем умозрительного истолкования природы, рассматриваемой в ее целостности.
Подобное мировоззрение по своей сути было ближе не к религии, а к философии природы (натурфилософии). Фактически философия природы была первой исторической формой философии.
В силу выше изложенного наше тюркское мировоззрение должно носить светский и национальный характер, опирающийся с одной стороны на наши древние корни, а с другой стороны – на фундамент современной науки и философии.
1, О ДРЕВНОСТИ ТЮРКОВ И ИХ КУЛЬТУРЫ
Отправной точкой мировоззрения тюрков должен быть факт осознания ими себя как одного из самых древних народов на Земле. Это подтверждается тем, что тюркская лексика присутствует в шумерском (Азия), этрусском (Европа), индейских (Америка) и в индо-европейских языках. В разные языки проникли не только слова, но и элементы грамматики прототюркского языка (В Америку из Азии люди проникали в период с 30 000 до 14 000 лет до н.э.).
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА, МАТЕРИИ, ТЮРКСКАЯ КОСМОГОНИЯ
Как лингвистические, так и мифологические материалы тюркской культуры картину возникновения мира сводят к следующему: Первовещество представляло собой хаос (смесь) из воды и воздуха. Затем из этого хаоса получились отдельно вода (земля) и небо (воздух, солнце) и таким образом был создан мир.
Это соответствует тюркской мифологии, согласно которой первоначально мир существовал в форме яйца. Вероятно, желток означал «солнце и небо», а белок – «воды океана». Это первовещество – хаос из неба (воздуха) и воды назывался у тюрков «йер-су» (земля-вода) или «тенгиз/тенгир» (море) или «бутюн» (всё, все), а у шумеров – «абсу».
То есть. по представлениям наших предков мир возник из некой универсальной единицы, состоявшей из некоего однородного вещества, а именно из воды (Н 2 О). Вода же возникла сама по себе. В этом процессе не присутствовали ни демиург, ни бог. Нас не должно смущать, что «хаос» состоял из воды и воздуха. Дело в том, что воздух тюрки представляли в виде той же воды, только в виде водяного пара. На это указывает татарский глагол «суламак» (дышать), а слово «кук» (небо образовалось от слова «суг» (вода). В тюркских языках возможен переход «с» в «х», а затем в «к». Таким образом вода разделилась на воду и воздух.
Это древнетюркское представление о начале мира из универсальной единицы, состоящей из однородного вещества (воды) полностью подтверждается самыми последними открытиями в астрофизике.
Сейчас считается, что изначально Вселенная представляла из себя один единственный атом, после чего произошел его взрыв, который мы называем Большим Взрывом, в результате которого появились газы, затем звезды и галактики. Сначала вещество Вселенной было однородным, оно состояло лишь из водорода (Н), но затем появляется гелий и другие химические элементы.
Так что у наших предков были вполне адекватные представления о возникновении мира и материи.
Интересно, что первый древнегреческий философ Фалес считал, что первоэлементом всех вещей является вода. Известно, что он ездил в Египет и учился у тамошних ученых, те в свою очередь многое переняли от шумер. Шумеры же были народом, или образовавшимся от слияния двух народов, одним из которых были прототюрки, или прототюрки оказали огромное культурное влияние на соседний народ.
Результат этого слияния можно увидеть в следующих языковых и философских материалах. Одними из синонимов тюркского слова «суг/сув» (вода) были слова «(б)ат» - сравните тюркск. «батмак» (тонуть), «пар», «буз» (лед). Которое из них древней, трудно сказать. Например, в татарских сказках большие водные пространства называются «ат» (из «бат»). Возможно, отсюда возникли слова «Атыл» (Волга) и Атлантика. Из этого же куста произрастает слово «бар» (наличие чего-либо) и «ма» (понятие какого-либо действия или результата действия, то есть нечто). Например, «гелмек» (прийти), а «гелме» - приход, понятие прихода. «Язмак» - писать, а «язма» - надпись.
С тюркским «ма» связано шумерское философско-религиозное слово МЕ, которое означало «понятие», данное богом. Например, МЕ «власть правителя» - то есть, слово, обозначающее МЕ (понятие) «власть правителя». Например, были МЕ «корона», МЕ «храм» и т. д. Всего этих МЕ у шумер было сто восемь (1). Это тюркское «ма» проникло и в русский язык в словах «письмо», «резьба» и других из этого ряда.
Понятие «ма(ат)» («ат» здесь - просто грамматический показатель женского рода) , означавшее в Древнем Египте «божественная истина» или «космический миропорядок», является основополагающим для теологической доктрины власти фараонов. Фараон был стражем, оберегающим страну от сил хаоса (2).
Тюркское «ма» имело множество значений: «(б)ат» – вода, «нэмэ» – нечто, вещь, «язмады» - не написал (частица отрицания «ма»), «Язды мы?» - Написал ли он? (вопросительная частица «мы»).
Эти же функции, связанные с пониманием воды как первоосновы бытия, мы наблюдаем и в индо-европейских языках. Например, в нем. языке:
Wasser (вода) – etwas (что-то) – was? (что?). То же самое можно наблюдать в семитских языках. Например, в арабском языке: ма (вода) – ма (что-то) – ма (нет, не) – ма? (Что за…? Какой?).
3. ТЮРКСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
Как мы указывали уже ранее, у тюрков понятия «небо, воздух, солнце, бог» были неразрывно связаны с понятием «вода». Отсюда одно из древних названий солнца «бал, бай». Об этом говорят и глаголы «балкты» - сияло (о солнце), «байыды» - закатилось (о солнце), «батты» - село (о солнце). Здесь мы видим, что корень «ба (ма)» одновременно выражает и наличие и отсутствие солнца.
Из тюркского слова «тук» ( в древности «солнце, бог»), также связанного с понятием «вода» (тук – суг – сув) возникли такие диаметрально противоположные друг другу понятия как «йок» (отсутствие чего-либо) и «чок» (в огузских языках «обилие чего-либо»). Это говорит о том, что наши далекие предки-прототюрки понимали, что каждый предмет или явление внутренне противоречиво и содержит в себе две противоположные тенденции. Например, солнце, если оно умеренно греет, может способствовать обильному урожаю («ма» - наличие чего-либо, «чок» - обилие чего-либо), а если оно будет испепеляющим, то урожай сгорит («ма» - отрицание, «йок» - отсутствие наличия чего-либо). Они видели борьбу этих двух начал во многих явлениях, которая и являлась источником существования и развития самого этого явления.
Возьмем, например, понятие «власть». В ней есть два начала: крайне слабая власть, граничащая с ее отсутствием и деспотическая власть. Только во взаимодействии этих двух начал существует нормальная власть или власть как таковая. На этот случай у татар есть поговорка: «Юаш булсанг, басарлар, усал булсанг, асарлар, уртада булсанг, ил башы итэрлэр» (Если будешь мягкотелым, тебя придавят, если будешь злым (деспотичным) – повесят, а если будешь придерживаться середины – сделают главой государства). Это говорит о том, что наши предки понимали диалектику вещей и их противоречивость.
В новейшее время эта диалектика была открыта и для остального мира в виде знаменитой Диалектики Гегеля в немецкой философии. Согласно диалектику Гегелю, в живой природе «все вещи противоречивы в самих себе»; «противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью» (3).
4. СОЛНЕЧНАЯ ГОРА «ДАГ(ТАУ)» КАК ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ БЫТИЯ
После разделения водного хаоса на небо (солнце) и воду (землю) гора или одинокое высокое дерево стали у тюрков элементом, связующим небо и землю. Особенно почитались горы. Отдельным горам давались имена типа Хан-Тенгри, Казбек, Эльбрус и т. д. Горы были священными. По-тюркски гора называется «даг/тау».
Это слово первоначально было звукоподражательным и могло, например, означать стук дятла по дереву «тук-тук». Затем это слово стало означать саму эту птицу. В татарском языке «дятел» - тукран. В некоторых индейских языках – «тукан».
Также этот астральный символ «так/тау» мог произойти от слова «урдак» (тюркск. «утка»), корень которого можно наблюдать и в индо-европейских языках: duck (англ. «утка»), рус. «утка». Дело в том, что в мифологии многих тюркских народов фигурирует золотая или белая утка, которая является олицетворением солнца. Затем, благодаря ассоциативному мышлению наших предков, название птицы, летающей высоко в небе, перешло на солнце, которое стало называться «тук». У древних тюрок был и бог под этим названием. А конусовидная гора как олицетворение солнца также получила название «так/таг/тау»
Интересно, что у этрусков был бог по имени «Таг», а у древних греков верховный вождь именовался Тагом. У индейцев Центральной Америки верховный вождь назывался «Кон тики» - дословно «сын (тик) солнца (кон)».
Вероятно, древнегреческий «Теос» (бог), римский «Деус» (бог) и иранский «Дев/Див» (бог) также связаны с тюркским «тау». Примечательно, что «бог» в языке индейцев Майя обозначается словом «Тео».
Тюрки на вершинах гор хоронили своих вождей, там же они совершали жертвоприношения и устраивали пиры и ритуальные песнопения. Отсюда возникли такие слова из корня «таг/тау» как «туй (пир), тук (сытый), суймак (зарезать животное), такмак (песня, воспевающая бога «Тук»), сукмак (тропа - это слово говорит о том, что гора была олицетворением пути, то есть, тропы для познания бога Тук, для познания Неба).
Позднее, когда тюрки стали жить в степях, на равнинах вдали от гор, они для захоронений и для религиозных ритуалов создавали искусственные горы-курганы. Гора (курган) была путем общения с богом, путем познания неба, мироздания, законов Вселенной, бытия. Это был тюркский метод познания мира.
Отсюда, скорее всего, ведет свое происхождение китайское философское понятие «дао» (даосизм). «Дао» - по-китайски «путь, дорога». Кратко «дао» - это закон развития бытия, который ни от чего и ни от кого не зависит, Он вне времени и пространства. Познать Дао – значит, постигнуть закон природы и умение соответствовать ему. Соответствовать Дао – это значит, жить в гармонии с природой и миром.
Затем японцы переняли у китайцев эту философию и назвали ее на японский лад «синто» ( отсюда «синтоизм») - буквально «путь богов» где «син» - бог, а «то» ( из кит. «дао») – путь.
5. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Если мы обратимся к мировоззрению тюрков в отношении социума, их взглядов на то, каким должно быть общество, какова роль человека в нем, как человек должен относиться к природе и т. д., то мы заметим одну их особенность, отличающую их от других народов.
Если некоторые народы объявили себя рабами Бога, а другие позволили сделать себя рабами своих вождей, то тюрки никогда не закабаляли своих соплеменников. Они считали себя сынами Неба (Солнца, Вселенной, а в конечном счете его Величества Природы), поэтому у них было всегда трепетное отношение к природе, они старались жить в гармонии с ней. Взять хотя бы ту же Ясу (Закон) Чингиз-хана, там за многие, даже за незначительные поступки, наносящие ущерб природе, полагалась смертная казнь. Чистота природы была возведена тюрками в культ. Они не считали себя царями природы, а считали себя ее органической частью.
Экологическая проблема и в наши дни считается одной из самых актуальных и является предметом озабоченности мирового сообщества. Отсюда этот аспект тюркского мировоззрения является современным и актуальным не только для тюрок, он носит универсальный характер.
6. ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ
С принципом благоговения перед природой у тюрок связан обычай любования природой, эстетического наслаждения ее красотами. В наши дни отголоском этого является японский обычай любования цветением сакуры (японской вишни) и искусство экибаны (составления букетов цветов). Дело в том, что японцы являются дальними родственниками тюрков по происхождению. Языки тюрков, монгол, маньчжуров, корейцев, японцев входят в единую алтайскую языковую семью. У тюрков же это любование природой, на мой взгляд, сохранилось лишь в поэзии, в которой природе уделяется довольно много места.
7. ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
Следующей особенностью мировоззрения тюрок является их любовь к Родине. Об этом говорят Орхоно-Енисейские надписи. Йер-Су(б) (тюркск. «Земля-Вода») в понимании тюрок составляет единое целое, как синоним понятия «родина». Свою любовь к родине, родной земле древние тюрки довели до культа. Божеством серединного, наземного мира считался «Удук Йер-Су(б)» (Святая Земля-Вода). Этот культ был связан с поклонением горам, озерам, рекам. Почитание предков, Родина, как и любовь к ней, - ключевое понятие в политических представлениях тюрок. О почитании предков говорит и то, что тюрки поминают усопшего на 3-й, 7-й, 40-й день и через год после его смерти. В общем плане все эти обычаи способствовали патриотизму и знанию своей истории, особенно древней истории.
В наше время это тем более важно, потому что до недавнего времени в европоцентристской исторической науке тюрков представляли молодым варварским, исключительно кочевым народом. В последние годы этот стереотип немного пошатнулся, но нам еще предстоит много поработать, чтобы он был окончательно развенчан.
Уже наступила пора признать прототюрок народом, который сформировался задолго до образования первой цивилизации на Земле – Шумерской цивилизации. Он сам участвовал в формировании шумер как народа. Об этом говорят богатые языковые материалы. Эта история не должна быть только уделом узкого круга ученых, эту нашу древнейшую историю должен знать каждый тюркский школьник, где бы он ни жил.
В этом будет заключаться наше современное следование древнему тюркскому принципу почитания предков и любви к Родине.
8. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ТЮРКСКИЙ ПУТЬ
ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Тюркские мировоззренческие представления о структуре государства, о взаимоотношениях элиты и народа, о социальной справедливости уходят в глубину веков. Уже в эпоху Тюркских каганатов (VI-VII вв.) были оставлены эпитафии на камнях, по которым можно судить о принципах жизни общества того времени. На самом верху власти находился каган, власть которого передавалась по наследству, но эта передача утверждалась на курултае (съезде) беков (князей). Если после кагана не оставались наследники, то каган избирался из беков. Ниже беков был «будун» (простой народ). Рабы у тюрок были, но это в основном – пленники из инородцев.
Главными задачами кагана были: 1. Защищать и расширять государство, 2. Обеспечивать экономическое благополучие государства и народа, 3. Укреплять величие государства и умножать его славу.
Главными качествами кагана должны были быть: 1. Мудрость, 2. Мужественность, 3. Прямота.
Для подданных главными качествами должны были быть: 1. Послушание, 2. Исполнительность, 3. Дисциплина во всех делах и походах, организованных каганом и элитой.
Но каган не мог управлять волюнтаристски, не советуясь с беками и не осуществляя свое правление в русле «Торе» (комплекса традиций предков). Если он нарушал эти правила, его могли сместить на курултае и выбрать другого кагана.
Надо признать, что во многом такая структура тюркского общества дожила до наших дней. Только сейчас беки называются депутатами или министрами, каганы – президентами и т. д. термины новые, а суть – та же самая.
Социальное расслоение уже тогда присутствовало в обществе. В Каганате, например, были семьи, которые имели по 100 000 овец и 10 000 лошадей. Но социальные лифты тоже хорошо работали. Например, титул «бек» (князь) не давался пожизненно и по наследству не передавался. Этот титул надо было заслужить участием в войнах или умелой работой в системе государственного управления. В экономической сфере так же можно было преуспеть, благодаря личным способностям. Например, описывается случай, когда некий мальчик-сирота, начав в молодости службу у кагана, уже к 30-ти годам обладал табуном в 10 000 лошадей и дослужился до больших чинов.
Для мировоззрения тюркской элиты, особенно кагана, было свойственно осознание своей ответственности перед народом за его благосостояние и судьбу. Говоря нашим языком, каганат стремились сделать в какой-то степени социально ориентированным государством.
Вот как говорит каган, старший брат Кюль-тегина, о своем отношении к народу (Из текста памятника в честь Кюль-Тегина): «Я ради тюркского народа не спал ночей и не сидел без дела днем. С моим братом Кюль-Тегином и с двумя шадами я участвовал в сражениях до полного изнеможения. Я поднял к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочисленный народ».
Тот исторический факт, что тюрко-монгольские народы сумели создать в свое время крупнейшие в мире государства: Гуннскую империю, Тюркский Каганат, Монголо-тюркскую империю Чингиз-хана, говорит о том, что кроме военных преимуществ в их обществе наличествовала определенная социальная справедливость и работали социальные лифты.
Исходя из вышеизложенного, принцип социальной справедливости и в наши дни очень актуален для тюрок, и он должен быть в арсенале их мировоззрения и идеологии.
Думается, что ни тоталитарный социализм с его механистической уравниловкой, ни олигархический капитализм с его монополизмом на все не были приняты и не воспринимаются тюркским менталитетом, поэтому для нас, тюрок, более приемлемым было бы развитие в русле народного капитализма.
Одна из моделей народного капитализма представлена казахским академиком, председателем Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН) Ерментаем Султанмуратом в его книге «Трансформация мира» (Алматы, 2002 г.). Она представляет собой двухфакторную рыночную модель экономики, в которой все работники предприятия через владение его акциями одновременно являются и его собственниками. Теперь мы называем эту модель тюркским путем общественного развития.
Во многом, опираясь на эту модель, президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута идея «Общества всеобщего труда».
В этом же направлении, но с сильнейшей философской базой, написано много трудов выдающимся татарским и российским ученым, академиком, специалистом в области философии собственности и межнациональных отношений Бургановым Агдасом Хусаиновичем. В его трудах красной нитью проходит мысль о том, что только обладая собственностью, человек будет свободен и самодостаточен, а конкуренция свободных собственников будет источником саморазвития общества. Он утверждает, что не капитализм олигархов-монополистов, а общество широкого слоя собственников, конкурирующих друг с другом, станет залогом развития и процветания народа.
У него разработана своя концепция по выводу России из тупика, а также предложена национальная идея для Татарстана (См. Бурганов А.Х. Философия и социология собственности: русские и татарские реалии. – 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2004.).
Таким образом, подытожим вкратце, к чему же в основном сводится тюркское мировоззрение. В сфере онтологии (знании о бытии), согласно тюркскому мировоззрению:
1. Все наличное бытие возникло из одного источника (хаоса).
2. Этот источник (хаос) состоял из однородного вещества – воды.
3. Все вещи и явления содержат в себе внутренние противоречия, которые
являются органичными для них и являются основой их внутреннего изме-
нения и развития.
В социальной сфере:
4. Бережное отношение к природе, жизнь в гармонии с ней.
5. Получение эстетического наслаждения от созерцания природы, воспева-
ние ее.
6. Почитание предков, любовь к Родине, гордость за свою историю.
7. Социальная справедливость, Ответственность элиты за народ и государ-
ство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеизложенные основы тюркского мировоззрения формировались в течение тысячелетий и уходят своими корнями в доисторическое прошлое тюрков, они глубоко оригинальны и пронизывают национальный менталитет наших народов. В то же время они вполне современны, актуальны и для современного тюркского общества, они прекрасно вписываются и в систему общечеловеческих ценностей.
Надеюсь, что в тюркских государствах путем углубления и расширения этих мировоззренческих основ, путем обогащения их местным материалом, они будут использованы при создании учебников национальной истории, учебников по обществоведению и концепций национальных идеологий.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гудава Тенгиз. До и после Библии. Глава 2., Шумер/МЕ, www.netslova.ru/gudava/sumer/gl2.html - 27.03.2014).
2. Рол Дэвид. Генезис цивилизации., М.: Издательство ЭКСМО, 2003, с.
353).
3. Гегель Г. Соч. в 14 тт., т. 5., с. 520, М.-Л., 1937 г. Экс-Председатель Ассамблеи Тюркских Народов , Член Координационного Совета
Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов
(ВАТН), канд. историч. наук
Мухаметдинов Р. Ф. (Татарстан)