Main » 2014»Муус устар»26 » «По итогам 2005 года количество регионов-доноров было 19 из 87, – отметила Голикова. – По итогам 2013 года лишь 10 остались регионами-донора
«По итогам 2005 года количество регионов-доноров было 19 из 87, – отметила Голикова. – По итогам 2013 года лишь 10 остались регионами-донора
В России за 8 лет количество регионов-доноров сократилось в 2 раза В прошлом году дефицит местных бюджетов достиг 642 млрд рублей, превысив прогноз в 3,3 раза
Москва, Апрель 25 (Новый Регион, Виктория Кравченко) – В России ситуация с региональными бюджетами и их наполнением становится критичной. Происходит это в том числе из-за роста полномочий, часть которых передается на места без надлежащего финансового обеспечения. В результате происходит усиление зависимости региональных и местных бюджетов от федерального и сокращается количество регионов-доноров. К таким выводам, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», пришли аудиторы Счетной палаты РФ.
«По итогам 2005 года количество регионов-доноров было 19 из 87, – отметила Голикова. – По итогам 2013 года лишь 10 остались регионами-донорами, то есть, по сути, их количество сократилось в 2 раза. Эти цифры свидетельствуют о том, что за эти годы мы упустили ситуацию и плохо представляем, что происходит в регионах», – отметила на заседании Совета законодателей РФ председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
По ее словам, по итогам 2013 года дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 642 млрд рублей, в 3,3 раза превысив прогнозную оценку Минфина, официально опубликованную на этапе формирования и обсуждения проекта бюджета на 2014 год. С дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 77 регионов, из которых в 35 – дефицит превысил 15% объема налоговых и неналоговых доходов.
Голикова также отметила, что бюджетные расходы регионов повышаются в том числе за счет полномочий, передаваемых без надлежащего финансового обеспечения. «За эти годы в 184-й федеральный закон (ФЗ), разграничивающий полномочия между федерацией и регионами, было внесено почти 400 изменений, из которых 51 поправкой уточнены полномочия. В 131-й ФЗ, разграничивающий полномочия между регионами и муниципалитетами, было внесено почти 500 поправок, из них в части полномочий – 64», – пояснила глава СП.
Кроме того, по данным председателя Счетной палаты, наблюдается устойчивое снижение обеспеченности расходов налоговыми и неналоговыми доходами консолидированных бюджетов регионов. Так, в прошлом году собственные расходы без учета субвенций могли обеспечить всего 4 региона: Московская область (93,7%), Москва (95,5%) и Санкт-Петербург (95,6 %), Ненецкий автономный округ (91,8%). Годом ранее таких регионов было с десяток. Также на ситуацию влияет сохраняющийся высокий уровень дифференциации бюджетной обеспеченности регионов, попытки выравнивать которую предпринимаются много лет, но пока не приводят к существенным результатам.
«Разрыв в среднедушевых доходах между 10 регионами, имеющими самые высокие доходы, и 10 регионами, имеющими самые низкие доходы, после выравнивания остается практически неизменным (в 4 раза)», – пояснила Голикова.
Она считает, что в результате всех указанных процессов происходит усиление зависимости региональных и местных бюджетов от федерального. В частности, доходная часть бюджетов 7 регионов (Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесская, Чеченская Республики, Камчатский край) на 60% сформирована за счет межбюджетных трансфертов. Еще у 16 субъектов – более чем на 40%.
Помимо этого, наблюдается тенденция ухудшения ситуации и в благополучных в финансовом отношении регионах. Например, дефицит Тюменской области составил в 2013 году 28,8% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, тогда как еще год назад дефицит составлял всего 3,5%, а в 2011 году бюджет был вообще профицитным.