Президент России Владимир Путин накануне своего визита в Китай дал интервью китайским СМИ, в котором призвал в двустороннем сотрудничестве выйти за рамки просто торговли, и позвал представителей бизнеса из Поднебесной вкладывать в проекты по развитию российского Дальнего Востока. Об этом сообщает
ИТАР-ТАСС.
«Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы китайский бизнес воспользовался этими возможностями, был здесь среди лидеров, ведь ускоренное развитие Дальнего Востока выгодно и для России, и для Китая», - сказал глава российского государства.
Путин призвал не только торговать, но и формировать технологические и индустриальные альянсы между компаниями двух стран, привлекать инвестиции в инфраструктуру и энергетику, «совместно продвигать научные исследования, гуманитарные связи, закладывать прочный фундамент устойчивого развития наших торгово-экономических связей на перспективу». Он подчеркнул, что регион Дальнего Востока должен стать естественной площадкой для приложения этих усилий.
Президент пояснил, что китайский бизнес получает в восточных регионах России масштабные возможности потому, что развитие Дальнего Востока и Сибири на государственном уровне объявлено «одним из главных национальных приоритетов России в XXI веке». Здесь реализуются масштабные задачи по обновлению и строительству инфраструктуры. При этом ставка делается на создание территорий опережающего экономического развития - а это означает, что инвесторов ждет целый пакет льгот, включая налоговые каникулы, сказал Путин.
Российский лидер также заметил, что между Россией и Китаем не осталось никаких политических проблем, которые бы негативным образом повлияли на развитие сотрудничества по всем направлениям. По его словам, обе страны готовы к существенному наращиванию сотрудничества, а товарооборот между двумя партнерами, согласно приведенным Путиным оценкам, к 2020 году должен составить 200 млрд долларов.
«Газпром» хочет построить «Силу Сибири» на китайский кредит
|
Контракт о поставках газа между «Газпромом» и CNPC может быть подписан 20 или 21 мая во время визита президента России Владимира Путина в Китай. Но, как стало известно газете «Ведомости», российская монополия не хочет брать аванс под будущие поставки и предлагает китайской стороне выдать кредит на строительство газопровода «Сила Сибири».
|
По словам источников «Ведомостей», кредит и проценты по нему «Газпром» предполагает оплачивать газом. Речь идет о 30-летнем контракте на поставку 38 млрд кубометров газа в год по восточному маршруту через Благовещенск. Поставки должны начаться в 2019 году. Однако переговоры между «Газпромом» и CNPC длятся уже 10 лет.
В четверг, 15 мая, в Москве состоялась встреча предправления российской компании Алексея Миллера и председателя Государственного энергетического управления КНР У Синьсюном. В «Газпроме» сообщили, что договор находится на завершающей стадии. Стоимость газопровода «Сила Сибири» оценивается в 30 млрд долларов. Поэтому цена за тыс. кубометров должна быть не ниже 360 долларов. Источники в «Газпроме» говорят о торге с CNPC в рамках 360-400 долларов.
По словам зампред правления компании Александра Медведева, аванс с китайской стороны не увеличил бы долговую нагрузку, однако Китай таким способом мог получить корректировку к согласованной цене в сторону снижения. При этом размер снижения зависел бы от аванса. Если бы предоплата покрыла строительство «Силы Сибири» и разработку Чаянды, то Китай мог бы попросил скидку в размере 10-15%, говорит эксперт. Кредит, в данном случае, поможет избежать скидок, но увеличит долговую нагрузку.
Тем не менее, оплата процентов по кредиту поставками газа увеличат их объем. В результате стоимость одного кубометра для Китая будет ниже контрактной. По оценке аналитиков, кредит может быть выдан под 2,5-3% годовых. Обычные кредиты обходятся «Газпрому» в 5,5-6% годовых. Также играет роль то, что доходность «Силы Сибири» составит около 7%, а для акционеров «Газпрома» инвестировать свои средства в проекты с доходностью менее 10% невыгодно. Строительство за свой счет увеличит капитальные затраты компании на 30% в ближайшие годы. Поэтому «Газпрому» выгоднее привлечь проектное финансирование, но схема с кредитом не утверждена: российская сторона хочет договориться о кредите перед утверждением контрактной цены, а CNPC после.