Опасность в том, что предстоящие выборы, возможно, и не будут сильно отличаться от спектакля с «праймериз». И если текущая власть будет в них сильно вкладываться(в том числе финансово), то скорее из-за неуверенности в себе, нежели реальной конкурентоспособности оппонентов.
Главное не победа, а участие?
Положа руку на сердце, признаем: при всей своей непопулярности в определенных кругах и общему раздражению, которое вызывают у населения республиканские власти, Борисов сегодня является единственным кандидатом, которого якутяне воспринимают всерьез. Повторимся, что едва ли Егору Афанасьевичу стоит обольщаться. Ибо это свидетельство не высокого уровня доверия к нему, а отсутствия в Якутии, да и вообще в стране, такого явления, как политическая конкуренция.
Да, удобно верить в «страшилку» о том, что в Якутии власти душат в зародыше любое проявление политической самостоятельности и инициативности. Как опять же в целом по стране…
Однако есть и другое мнение.
Обратите внимание: фактически ни один из кандидатов, представленных на выборах, кроме БЕА, не является чем-то сильно запомнившимся якутянам по части реально выполненных дел. Что конкретно сделали
Федот Тумусов и
Афанасий Максимов? Какими проектами запомнился
Эрнст Березкин? И, собственно, ху из
Гаврил Парахин?
Народ не знает.
В конце концов, что мешало всем перечисленным быть более узнаваемыми кандидатами реальных дел? Наличие пресловутого давления?
Зато народ знает, что Егор Борисов сделал то, другое и третье. Пусть для галочки, пусть для своих приближенных, но – сделал. И в этом смысле он выглядит серьезнее своих так называемых конкурентов.
Отсюда небеспочвенно мнение, что некоторые изначально настроены на выборы по принципу «главное не победа, а участие». Если, конечно, иные из них не являются откровенными «спойлерами».
Если же кандидаты реально хотят выиграть и сместить действующую власть, им следует понять одну вещь: поодиночке за такое короткое время все их потуги будут выглядеть не эффективно.
Что делать?
Первое. Несмотря ни на что, идти на выборы.
Второе. Идея объединения и выставления единого кандидата от так называемых «парт-меньшинств» для Якутии не нова. Нечто подобное пытались сделать партийные деятели на выборах в Ил Тумэн в 2013 году, подписав меморандум о сотрудничестве. Даже велись разговоры о том, что будут выставлены единые кандидаты от всех. Однако попытка объединиться позорно провалилась: пытаясь отхватить друг у друга кусочки электората, «оппозиционеры» в лице
КПРФ и
«СР» погрязли в судах и так и не набрали обещанные высокие проценты.
Попытаются ли кандидаты предпринять нечто подобное с единым кандидатом на нынешних выборах? Если да, то в идеале это был бы неожиданный и очень сильный ход, который наверняка вызвал бы оторопь у действующей власти. И определенно мог бы сыграть на пользу всем участникам при грамотном подходе.
Другое дело, смогут ли договориться политические партии, хватит ли им расчетливости, дипломатичности и политической дальновидности.
Если нет, то выборы главы республики рискуют стать очередной профанацией, немногим лучше недавнего «праймериз» от
«Единой России».
Если да, то кто будет этим «единым кандидатом»?
Денис АДАМОВ