Китайский разворот России
Путин подпишет в Шанхае тридцать соглашений о сотрудничестве
20 мая Владимир Путин встретится в Шанхае с председателем Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпином. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, к двухдневному официальному визиту в Китай готовится «фантастический пакет документов» – он насчитывает 43 соглашения, из которых будет подписано около 30.
В частности, «Газпром» может подписать контракт на поставки в Китай 38 миллиардов кубометров газа ежегодно в течение 30 лет на условиях, которые являются «экономически приемлемыми для российской стороны», сообщил председатель правления холдинга Алексей Миллер.
Владимир Путин дал накануне визита интервью китайским СМИ, в котором напомнил, что сегодня Китай занимает первое место среди внешнеторговых партнеров России. В 2013 году объем двусторонней торговли приблизился к 90 миллиардам долларов. Стороны намерены увеличить товарооборот к 2015 году до 100 миллиардов, а к 2020 году — до 200 миллиардов долларов.
Другие значимые документы, которые предстоит подписать – проект по совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и тяжелого вертолета типа Ми-26, а также реконструкция аэропорта в Калужской области и создание в регионе совместных предприятий по выпуску автокомпонентов и строительных материалов.
«Мы должны укреплять и финансовое сотрудничество, обезопасить себя от колебаний курсов основных мировых валют. Поэтому сейчас прорабатываются вопросы увеличения взаимных расчетов в национальных валютах», – отметил Путин.
По мнению российского лидера, в условиях турбулентности мировой экономики укрепление взаимовыгодных торгово-экономических связей и наращивание инвестиционных потоков между Россией и Китаем приобретает особое значение – не только как фактор социально-экономического развития, но и вклад в стабилизацию всего глобального рынка.
– Россия и Китай намерены подписать рекордное число соглашений, чтобы довести уровень экономических отношений до уровня политических, – считает заместитель Директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский. – Учитывая, что сегодня мы попадаем под санкции со стороны Запада, сближение с Поднебесной жизненно необходимо для России.
Путин собирается подписать около трех десятков соглашений о сотрудничестве, речь идет, в частности, о развитии Дальневосточного и Сибирского регионов. Это значит, мы сможем уверенно смотреть в будущее, и избежать последствий санкций.
«СП»: – Можно ли сказать, что Россия разворачивается на Восток?
– Конечно. Если раньше у нас с Китаем практиковалось лишь политическое и военное сотрудничество, теперь будет развиваться еще и экономическое. Бывший посол КНР в РФ Лю Гучан в эксклюзивном интервью агентству Xinhua прямым текстом сказал, что развитие ситуации на Украине, и обострение отношений России с США и странами Запада, позволят наладить полномасштабное торгово-экономическое сотрудничество между Москвой и Пекином. И что Россия действительно поворачивает на Восток.
«СП»: – Вы сами говорили, что в сближении с Китаем кроется опасность оказаться в роли младшего партнера…
– А Запад нас в качестве какого партнера держит?! Подобные опасения – не новость. Мне вспоминается, что еще десять лет назад в Госдуме РФ обсуждались вопросы экономического сотрудничества с Китаем, и возникла дискуссия: мол, вот сейчас Поднебесная присосется к нашей трубе, и будет безнаказанно сосать нефть и газ у России. Но, извините, а Запад что делает? Разве он не является нашим старшим партнером, разве не пинает нас ногами, не объясняет, как надо себя вести?!
«СП»: – Никто не спорит, что Запад пинает. А Китай не начнет действовать в том же духе?
– Это зависит от того, как мы будем себя вести – будем ли, в частности, соблюдать условия договоров. Если мы, Россия, подписываем с Китаем торгово-экономические соглашения, а потом сами же их стабильно не выполняем – как китайцы могут к нам относиться?!
К примеру, в 2008 году было подписано соглашение о сотрудничестве в приграничных регионах Северо-Востока Китая, и нашего Дальнего Востока и Байкальского региона. Ну и что? Что-то, конечно, сделано, но в полной мере это соглашение работает из рук вон плохо.
Сегодня мы заводим разговор, что необходимо создать новый закон для Дальнего Востока, развивать наши дальневосточные территории. Но мы же сами не используем возможности сотрудничества с Китаем!
У нас объем внешней торговли с Китаем – 89 млрд. долларов в год, за 2013-й прирост составил всего один миллиард. А вот объем торговли Китая с Америкой – 500 млрд. долларов, с ЕС – 530 млрд. Получается, резервы на этом направлении – огромные.
«СП»: – Сотрудничество с Китаем дает шанс развить российскую экономику в приграничных регионах?
– Пока именно приграничные регионы в наименьшей степени затронуты сотрудничеством с Китаем. Если перевести ситуацию на язык статистики, из 89 млрд. долларов нашего объема торговли с Китаем, на приграничную торговлю приходится всего 15 млрд. В основном, все контракты идут по линии центр России – центр Китая, а сотрудничеству приграничных регионов отводится роль Золушки.
«СП»: – Теперь приоритеты поменяются?
– Не уверен. Все будет зависеть от того, какие конкретно соглашения привезет Путин из Шанхая, и насколько наши чиновники будут выполнять указания из центра. Приведу простой пример: в 1995 году было подписано соглашение на уровне премьеров двух стран о строительстве погранперехода и моста через реку Амур на участке Благовещенск – Хэйхе. Сейчас на дворе 2014-й, а на стройке сваи до сих пор не забиты. Если мы такими темпами выполняем соглашения – чего хотим от Китая?
«СП»: – Но сейчас-то нас припекло, наверное, и соглашения мы будем выполнять другими темпами?
– Не знаю, не знаю… В 2007-м, когда Дмитрий Медведев подписывал соглашение о приграничном сотрудничестве, тоже говорили о быстрых темпах. А годом ранее «Газпром» подписал протокол о намерениях о поставке из России в Китай 40 млрд. кубических метров газа, – и российские чиновники тоже заверяли, что мы быстро все вопросы согласуем. С тех пор у Китая появились новые партнеры в сфере торговли энергоносителями, которые успели провести газопровод из Туркмении в Китай, через Узбекистан и Казахстан, а мы до последнего момента не продвинулись в реализации договора о намерениях ни на йоту.
«СП»: – Путин заявил, что прорабатываются и вопросы увеличения взаимных расчетов в национальных валютах. Это реально сделать?
– Мы неоднократно говорили, что нужно перейти на расчеты рубль-юань, поскольку сейчас расчеты ведутся через валюты третьих стран. В результате, банки третьих стран наживаются на российско-китайской торговле, по сути, мы отдаем деньги чужому дяде. На границе с Китаем, например, вам никто не поменяет рубли на юани – только с промежуточным переводом в доллары. Это говорит о крайне низком уровне финансового сотрудничества между нашими странами. Могу лишь добавить, что в России один-единственный банк имеет с Китаем более-менее серьезные связи – это Внешторгбанк.
На мой взгляд, в целом уровень торгово-экономических отношений России и Китая не соответствует и половине уровня военно-политических отношений между нашими странами. И главная задача визита Владимира Путина – нивелировать этот разрыв.
– Сближение России и Китая сегодня неизбежно, – уверен китаевед Бронислав Виногроздский. – Жаль, конечно, что оно происходит не по свободному волеизъявлению сторон, а под давлением внешнеполитических обстоятельств. Сейчас, в свете санкций Запада, отношения с КНР развивать по любому придется, причем желательно делать это с умом. Это значит играть вдолгую, предвидеть, куда отношения могут двигаться, и подходить к этому процессу без эмоций.
России и Китаю необходимо строить дороги, соединяющие наши страны, совместные предприятия, развивать приграничные территории, туризм из Китая, рабочую миграцию. Кое-что из перечисленного и сейчас делается, но нужна крупная, продуманная государственная программа. Даст Бог, после визита Путина она появится…
Фото: ИТАР-ТАСС.
|