Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [222]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [376]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2014 » Ыам ыйа » 29 » Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
18:10
Открытое письмо  заместителю главного редактора «Якутск Вечерний», блоггеру и форумчанину  Виталию Валерьевичу Обедину от  автора статьи «Духовность и культура. Декларации и реальность»  форумчанина Захарова Николая Алексеевича
 Уважаемый Виталий Валерьевич!
  Обращаюсь к вам с настойчивой просьбой опубликовать в ближайших номерах газеты «Якутск вечерний» мою статью: «Духовность и культура. Декларации и реальность.» Со следующим дополнением: «Автор статьи считает, что много несчастий произошло в 2013 году именно по той причине, что наше общество утратило ту духовность, которую призывал сохранить Захаров Н.А. в этой статье еще более 10 лет назад. Поэтому если мы действительно желаем чтобы прекратились жестокие преступления против личности и другие виды преступлений, то нам все равно нужно начать с того, чтобы переосмыслить понятие культуры и духовности для нашего общества. Предлагал и до сих пор предлагаю свой собственный вариант возрождения культуры и духовности. Надеюсь, что политики и общественность наконец услышат мои старые, но не утратившие важность обращения и начиная с обсуждения моих призывов, мы начнем действительно культурно и духовно возрождаться».
 
Духовность и культура. Декларации и реальность.
 
 Обращаюсь к Вам, уважаемые читатели газеты и как исследователь и как гражданин. Дело в том, что в процессе научных работ, который проводит наш институт, мне приходится сталкиваться с оценкой ресурсов, которыми располагает наша республика для ведения сельскохозяйственного производства. Оценивая социально-трудовой ресурс как один из основных, я исследовал явление безразличного отношения с/х работников к общественной значимости собственного труда, который видимо характерен и для всех жителей Российской Федерации.

Задумавшись над причинами этого явления пришел к выводу, что несмотря на существование объективных причин, на которые население республики не может активно воздействовать, существуют причины, которые мы сами порождаем. Я убежден, что в духовной жизни как населения нашей республики, так и всей страны происходит незаметная, но реальная подмена настоящих духовных и культурных ценностей человека понятиями, которые пусть опосредовано, но разрушают в каждом из нас гражданские чувства, а следовательно и все наше общество.

 Давайте определим, что декларируют нам со СМИ о так называемом «возрождении духовности и культуры», и если у Вас уважаемый читатель, жизненные убеждения и взгляды были сформированы еще в советское время, суть происходящего поймете сразу и легко. Оказывается, определений духовности в современной России более сорока. Думаю, что когда понятий много, а конкретного нет ни одного, то инициаторов возрождения святого для каждого нормального человека чувства, можно заподозрить как минимум в некомпетентности.

Действительно, попытайтесь мысленно определить, к чему нас призывают с экранов телевизоров и газет, когда говорят о духовности и культуре, и Вы не скажите себе ничего конкретного. Все же, незаметно, но вполне определенно навязывают нам понятия возрождения культуры и духовности в связи с фольклором, религией, язычеством, с религиозными и национальными обрядами, с музыкальным творчеством и множеством других направлений искусств. Редко и скорее случайно можно услышать о патриотизме, добром отношении между людьми в связи с культурой и духовностью. И никогда – о самой главной составляющей духовности любого народа - культуре созидательного труда.

 Теперь давайте будем рассуждать по порядку и в логической цепочке. Рассмотрим, эти определения по толковому словарю русского языка Ожегова и Шведовой в современной, в российской редакции:
 Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного; разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях.

 Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

 Заметим, что здесь ничего не говорится о фольклоре, национальных или религиозных обрядах, музыкальном творчестве и прочее, что сегодня преподносится населению как основа культуры и духовной жизни.
 Кроме этого, «сельское хозяйство» на многих европейских языках пишется с корнем «культура»: ”agriculture”- на английском языке, ”agriculture”- на французском, “agricoltura”- на итальянском, “agricola”- на испанском.
 В сельскохозяйственном производстве мы встречаемся с такими понятиями, как культиватор – орудие для рыхления почвы и уничтожения сорняков и культивация – один из видов обработки почвы. Само сельскохозяйственное растение, на которое человек в процессе выращивания затрачивает физические и духовные силы, называется культурой.

 Мы судим о высоком культурном уровне японцев не потому, что они религиозны, соблюдают национальные обряды или имеют достижения в искусстве, хотя это у них имеется, а по хорошо известным нам произведенным ими в огромном количестве качественным автомобилям и другим товарам. И теперь, когда собственная созидательная экономика в упадке, а китайская экономика развивается бешеными темпами, мы прекратили снисходительно относиться к китайцам и возможно, через несколько лет заговорим о высокой культуре китайской цивилизации ( как сегодня о Западной), при всем при том, что вопрос о возрождении духовности и культуры как в нашем искаженном понимании, они во всяком случае последние десятилетия не поднимали.

Итак исходя от первоначально заложенного смысла слова культура, судя по тому, как мы сами ставим знак равенства между экономической развитостью народов и их культурой, да и просто согласно толковым словарям Ожегова, Швецовой, Ушакова, по настоящему культурный человек это тот, кто в первую очередь грамотно и производительно ведет свою трудовую деятельность, независимо от того, в области искусства, за токарным станком, за компьютером или же на скотном дворе.

По моему глубокому убеждению, настоящая культурная нация не та, которая потребляет готовые товары чужих государств, а сама производит. Мне видится, что наше общество, не лишенное гордости, но лишенное возможности материально производить, берется на ура за самый легкий путь возрождения хотя бы незначительной части человеческой культуры – искусств, фольклора и так далее, так как в этой области не нужно тратить значительные средства, отсутствует рэкет, а в условиях отсутствия цензуры – никаких контролирующих организаций.

Теперь рассмотрим подробней понятие духовности. Согласитесь, что нормальный человек основную часть активной жизни проводит за производством каких либо материальных благ или так или иначе, обслуживает людей, которые производят материальные блага: 8 часов в сутки мы спим, около 2-3 часов мы потребляем пищу, перемещаемся на транспорте, приводим себя в порядок и т.д. В зависимости от своих предпочтений оставшиеся 5 часов плюс выходные мы по разному развлекаемся и отдыхаем: лежим на диване, общаемся с родными, друзьями, смотрим ТВ, возможно танцуем, поем или же занимаемся спортом – здесь не всегда затрачиваем духовную энергию.

Значит, не менее, а иногда больше 8 часов в сутки мы трудимся. Кто считает, что в процессе труда он не затрачивает духовную энергию, может данную статью дальше и не читать. Следовательно, духовная жизнь человека в большей степени, чем другие стороны жизни и неразрывно связана с процессом труда. Существуют две важнейшие на мой взгляд, составляющие духовности человека, это: радость от самого процесса трудовой деятельности и осознание общественной полезности собственного труда. Теперь рассмотрим их на примере человека, трудящегося в сельском хозяйстве:

 - Радость от самого процесса трудовой деятельности. В результате объективных и не зависящих от селян обстоятельств, сельское хозяйство перешло к малопроизводительному, тяжелому и не приносящим радости современному человеку труду. Мною был проведен опрос 20 самых лучших учеников агропрофилированных школ заречной группы улусов.

На вопрос «В каких ВУЗах вы желаете учиться?», только 3 школьника ответили, что планируют учиться в сельскохозяйственном ВУЗе, при этом объяснили свои намерения тем, что в данный ВУЗ поступать легче, чем в другие заведения. А на вопрос «Куда собираетесь приехать после учебы?», никто не ответил, что намеривается приехать в сельскую местность, даже к себе обратно в родное село. Данный печальный факт только подтверждает вышесказанное, что дети наблюдая, как взрослые на износ трудятся круглосуточно на сенокосах, как во вред здоровью вручную убирают за скотом в сырых коровниках в самую стужу, не желают заниматься этим же сегодня, в 21 веке.

Судя по состоянию отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения, от ручного труда к индустриальному нашему поколению никогда не перейти. Как ни горько признать, духовность по части получения радости от процесса сельскохозяйственного производства еще долгое время будет недостижима.
 -Осознание сельским тружеником общественной полезности собственного труда. Здесь ситуация еще более безрадостная, хотя если бы только при наличии условия уважительного отношения общества к крестьянину, могла бы с лихвой компенсировать тяжелый и малопроизводительный сельский труд. По этим двум сторонам духовности сельский житель морально подавлен более чем вдвойне, чем горожанин. В Республике Саха (Якутия), с развивающейся добывающей отраслью подавлен особенно.

Возможно, низкий доход сельского труженика, который ровно в 7 - 10 раз меньше работника добывающих предприятий отражает, что власти стоящие у руля российского государства оценивают сельский труд так же ровно в 10 раз ниже труда «разорителя недр». Но для нас с вами наоборот (если, нет, то для наших потомков точно): самый неудачливый скотовод, при всей своей бедности занимается созидающим, более одухотворенным трудом в отличие от самого лучшего горняка, целью труда которого является как можно больше изъять подземных богатств у Природы и обеспечить сырьем общества с более высококультурным уровнем хозяйственной деятельности. Данная несправедливость теоретически полностью разрешима и препятствий никаких не имеется, кроме собственно нашего желания, то есть реальным препятствием этого является сам духовный облик российского общества, не достигшего высот Созидания.

Приходится констатировать, что по причине того, что государство прочно ориентируется на поддержание экономики за счет добычи и экспорта полезных ископаемых, а не за счет созидательного труда, каким является все сельское хозяйство, материальное вознаграждение у крестьян всегда будет меньше реально произведенного ими блага для общества. И здесь особо подмечу тем горожанам, которые считают себя утратившими сельские корни, что источником и подпиткой духовной жизни любого, даже самого урбанизированного народа всегда являются люди с сельским укладом жизни. Думаете почему? А почему люди стремятся заниматься огородничеством у себя на даче – только из-за материальной выгоды? Тогда почему некоторые горожанки пытаются вырастить цветы у себя на подоконнике или балконе, думаете только из-за красоты растений? Нет. Созидательный труд в условиях общения с Природой, с ее закономерностями, просветляют нас, делают более одухотворенными.

Вот поэтому, сельские труженики во все времена и народов являются поставщиками культуры и духовности своих государств. Так почему, вынуждено ездя на подержанных автомобилях, питаясь заморскими продуктами, нося чужую одежду, еще в добавок к получаемым унижениям, позволяем собственным жрецам от духовности вводить себя в заблуждение, что культура это одно и тоже, что искусство, а духовность – это молитвы и национальные обряды? Понятие духовности общества и его культуры извращаются нечестными политиками и карьеристами в сфере искусства в такой степени, что возможность его реального возрождения, наоборот, с каждым годом становится все мало вероятней. Что произойдет с нашим обществом через 20 лет, если мы будем продолжать возрождать духовность и культуру в отрыве от реальности, и главное, в условиях стремительного развития других государств - представить страшно. Итак, несмотря на поднятую шумиху вокруг существующих сегодня проблем в области основ нравственности, морали, духовности и культуры, в направлении подлинного возрождения не было сделано практически ничего, хотя возможность такая была.

Теперь изложу свою точку зрения на частичное решение вышеизложенной проблемы, с оговоркой, что не затрагиваю вопрос зомбирования населения с применением ТВ по причине неготовности активного противодействия этому злу ни властями, ни населением нашей республики во всяком случае сегодня. Итак:
 -В срочном порядке конкретизировать понятия духовности и культуры современного человека и источники их формирования в связи с тем, что сами специалисты по духовности и культуре имеют смутное и противоречивое представление об этом вопросе. Например, автор статьи склонен связывать одну из важнейших причин кризиса духовности общества с принижением значения созидательного труда Логично и более рационально поставить задачу о сохранении остатков духовности социалистического прошлого, хотя бы по той простой причине, что оно недавнее и последнее наше прошлое и пока еще более половины граждан современной Росси были воспитаны и сформировали свою жизненную позицию еще в Советском Союзе;

 -Так или иначе, существующие организации и движения по возрождению духовности народа, должны изменить направленность деятельности в сторону пропаганды общественно полезного, одухотворенного труда как в городе, так и на селе.

 -Существующая в экономической практике терминология о государственной поддержке должна по возможности корректироваться. Например, «субсидии», «дотации» желательно вообще выбросить из употребления, как унижающие достоинство труженика. Например, я как квартиросъемщик с малым доходом получаю денежные средства в виде «субсидий», а хотелось бы в виде «компенсаций» за то, что власти до сих пор не могли наладить порядок в ЖКХ. То же по отношению к селянам, им должна выплачиваться «компенсация», а не «дотация» за произведенное молоко, под которым подразумевается осознанная государством компенсация за сверхвысокие цены за ГСМ, с/х технику, некачественные дороги и другие неурядицы, которые сельский житель изменить не в состоянии и в принципе не обязан.

Почему думаете чахнут зерновое хозяйство, коллективный способ выращивания картофеля и овощей? Потому, что климат не тот? Как агроном со стажем отвечу – нет. От того, что не хватает агрономов? Или от того, что они ленивые или глупые? Как исследователь отвечу - нет. Потому, что государство как аппарат защиты своих граждан до сих пор еще не осознало свою ответственность в том, что не защитило своих тружеников от шоковых преобразований, экономических интервенций Запада и Китая , что крестьяне не в силах приобрести или изготовить зерноуборочные комбайны, оросительные системы, зерноочистительные комплексы, сеялки и другое.

-Рассматривать индустриализацию сельского хозяйства не только как экономически эффективный способ производства, а также как показатель уровня культуры общества и источник духовных благ. Здесь необходимо подметить, что возможностей индустриализации по состоянию на начало 21 века в сельском хозяйстве Якутии не так много, но по определенным направлениям отрасли все же имеются.

 Хотелось бы, чтобы данную статью прочитали сотрудники министерства сельского хозяйства, министерства образования и мэрии г.Якутска. Дело в том, что более пяти лет назад я обращался в данные ведомства с проектами и программами: «полное самообеспечение РС(Я) картофелем и овощами», «Недорогостоящее и масштабное озеленение г.Якутска» и «Разработка методического пособия для агропрофилированных школ с привлечением ЯНИИ сельского хозяйства».

Обращаясь официально, я получил только невразумительную отписку от Минобразования, а от Минсельхоза и Мэрии вообще ни устного, ни письменного ответа не последовало. Думается, что данное рядовое событие как игнорирование обращения гражданина по вопросу возможности улучшения положения в доверенных данным ведомствам сферах, является ярким примером проявления бездуховного и бескультурного отношения к своим профессиональным обязанностям на управленческом уровне.

Надо оговориться, что это не является некомпетентностью конкретных людей, скорее всего в этом виноваты несовершенные условия (например, отсутствие духовных составляющих), в которых приходилось и приходится работать сотрудникам данных ведомств. Так как руководители и исполнители всех трех ведомств к которым я обращался там уже не работают, теперь не теряя оптимизм повторно выхожу со старой инициативой. Прошу считать данную статью как приложение к моим официальным заявлениям в данные ведомства с теми же ставшими «бородатыми» проектами, которые как я считаю, еще не потеряли свою значимость.

Теперь вышеперечисленные ведомства интересуют меня не только как инициатора идей, но и как исследователя. Проявят ли они ведомственную заинтересованность, и если да, то в какой степени будут обоснованы их положительные или же отрицательные ответы, насколько объективно и профессионально будут проанализированы любые по характеру решения, произойдет ли бюрократическая волокита и т.д. Ведь понятие духовности и культуры относится ко всем гражданам и работникам нашей республики, ко всем без исключения.
 
 Захаров Н.А. с.н.с. сектора экономического регулирования и кооперации
АПК ЯНИИСХ (2001-2002 годы)

 
группа АЙЫЛГЫ
Category: Култуура, итэҕэл, искусство | Views: 2154 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ыам ыйа 2014  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024